доклад. Социальнопсихологические представления о личности в зарубежной психологии
Скачать 21.72 Kb.
|
Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии.В психологической науке категория «личность» относится к числу базовых представлений. Общественная психология рассматривает личность раньше каждого в контексте всех разновидных общественных связей и включенности в разные общественные группы как на макро-, так и на микроуровне. При этом ударении делается на процессах взаимовлияния личности и тех групп и связей, в которые она включена. Припоминание макроуровня обозначает, что речь идет не только о мелких группах, но и о психологических аспектах взаимоотношений личности с крупными социальными группами и обществом в целом. Создатели разных теорий рассматривали личность как что-то целое; они не раскладывали по научным полочкам познания о ней общепсихологического, общественно-психологического и социологического нрава. Тут мы попытаемся сами выделить общественно-психологический аспект разных теорий. Одна из самых знаменитых теорий социально-психологических воззрений, является фрейдизм. Основой его убеждений в том, что человек и социум навечно обречены на состояние конфронтации и враждебности. Повод этой конфронтации кроется в плохо управляемых стремлениях «Оно», которое никак не согласуется с условиями физической действительности и общественной реальности. Эго и Супер-эго призваны лишь как-то примирить эти стремления с требованиями реальности, придав им более или менее приемлемую форму. Формирование общественных отношений в обществе зависит, по суждению Фрейда, от отношений ребенка к матери и отцу. Отношения с матерью составляют прообраз, или модель, того, как зрелый человек будет соотносить себя с обществом. Особенно характерной чертой этих отношений является амбивалентность чувств. Мать как нужное условие существования ребенка, как источник всех положительных эмоций для него, становится предметом любви. Но она также олицетворяет любого рода ограничения и запреты и в этом качестве превращается для ребенка в объект враждебности и даже ненависти. Схожая амбивалентность чувств накладывает свою печать на отношения личности с обществом, в которых объединяются и чувство лояльности, и чувство враждебности. Отношения ребенка с отцом проецируются в последующем на отношения с лидером. При этом в качестве главы может выступать не только определенный человек, но и власть в целом, и даже вера, скажем в Христа. Так папе, так и главе отдается часть функций Эго, что обозначает передачу им ответственности человека за те или иные его действия. Ещё одним теоретиком социально-психологического представления о личности является Альфред Адлер, центральными представлениями для Адлера являются жанр жизни и общественное чувство. Жанр жизни определяется тяготением личности одолеть чувство неполноценности, которое возникает, согласно Адлеру, у всякого человека в итоге тех либо иных органических недостатков, либо отрицательных психологических переживаний, а общественное чувство отражает степень его заинтересованности в социальном единстве, целях общества и смысле жизни в целом. Это чувство определяет жанр жизни, тот, что при слаженном сочетании личных и социальных интересов приводит к удачной компенсации комплекса неполноценности; при тяготении экстраординарно к преимуществу порождает сверхкомпенсацию: при проявлении слабых сторон личности компенсация выражается в форме ухода в болезнь. Свойства, с помощью которых обычно описывается личность, Эрих Фромм объединяет представление «нрав». Не вдаваясь в подробнейший обзор различных типов нрава, заметим лишь, что основным критерием для их дифференциации выступает отношение к смыслу жизни. Если человек ориентирован на самореализацию, способен испытывать счастье от самого факта своего деятельного бытия, то он обладает продуктивным характером, обозначающим благополучное сочетание личных и общественных интересов. Все остальные типы характеров— это «бегство», отчуждение человека от самого себя, подчинение себя чему-то либо кому-то и в финальном итоге — «бегство от свободы». Лидирующий тип нрава в определенном обществе составляет его «общественный нрав», определяющий отношения между фигурой и обществом и между самими людьми. Следует отметить, что вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена. Лишь в первые десятилетия XX в. личность стали изучать психологи, которые до этого времени главным образом занимались исследованием познавательных процессов и состояний человека. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, из-за чего и появилось большое количество правдоподобных теорий дающие социально-психологическое представление о личности. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности. Исходя из этого можно сделать следующий вывод: факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического представления личности. Список используемой литературы:1. Майерс Дэвид «Социальная психология. Интенсивный курс», учебное издание, Москва 2002г; 252 с. 2. Мокшанцев Р., Мокшанцева А., «Социальная психология», Учебное пособие для вузов, Инфа-М, 2001г; 212с. 3. Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А.). Серия: Высшее образование. 2001 г. 600 с. |