Главная страница
Навигация по странице:

  • Заключение Литература Бездомные

  • Список литературы

  • социоложи. СРС СОЦИАЛОГИЯ. Социальное положение бездомных людей в казахстанском обществе и других обществах


    Скачать 70.14 Kb.
    НазваниеСоциальное положение бездомных людей в казахстанском обществе и других обществах
    Анкорсоциоложи
    Дата24.11.2022
    Размер70.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСРС СОЦИАЛОГИЯ.docx
    ТипРеферат
    #809632

    Кафедра “ социально-гуманитарных дисциплин”

    Реферат
    Тема: Социальное положение бездомных людей в казахстанском обществе и других обществах

    Выполнил: Карабаев С.А

    Проверил: Ертаев М.А.

    Группа: В-СТОБ-05-21

    Шымкент 2022

    План

    Введение

    Основная часть

    1. Бездомные - это социальная группа общества

    2. Бездомность в Казахстане

    3. Современные проблемы по отношение к бездомным

    Заключение

    Литература

    Бездомные - это социальная группа общества, характеризующаяся отсутствием жилья, дома. Это люди, не имеющие ни собственного жилья, ни служебного жилья, ни арендованного жилья или жилья предоставленного родственниками, друзьями и знакомыми. Но само по себе отсутствие у человека постоянного жилья, еще не делает его бездомным. Например, цыгане не рассматриваются в обществе в качестве бездомных. Хотя эти люди довольно часто не имеют постоянного жилья. То же самое можно сказать о тех приезжих, чьи профессиональные навыки востребованы на рынке (представители творческих профессий, квалифицированные рабочие редких специальностей). В отличие от категории бездомных, они принадлежат к своему сообществу, которое служит их эмоциональным прибежищем, дает им возможность чувствовать себя востребованными. Они «вписаны» в систему, которая определяет и закрепляет за ними определенный общественный статус. Отсутствие постоянного жилья становится решающим фактором в определении бездомного лишь тогда, когда у него нет социально приемлемой роли ни в системе общественной занятости, ни в семье, ни в общине. Именно это характеризует бездомность и именно в этом случае жизнь «на улице» приводит к необратимым последствиям. Таким образом, типичным признаком бездомных людей является разрыв прежних родственных и дружеских отношений. Это означает, что бездомные не просто лишены жилья, они отторгнуты от своих прежних первичных социальных групп, «выпадают» из общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и роли. Человек, оказавшийся за пределами первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические черты поведения, характерного для бездомных, он воспринимает нормы и ценности, принятые среди этой категории людей, которые отличаются от ценностей, которые доминируют в обществе.Положение бездомных невозможно рассматривать вне общеэкономического, политического, демографического положения в стране и происходящих в ней правовых процессов. Эксперты, изучающие проблему бездомности (социологи, юристы) отмечают, что за последние 5 лет положение бездомных в Казахстане ухудшилось. В условиях меняющейся социально-экономической ситуации происходят не только количественные, но и качественные изменения в структуре рассматриваемого явления. На месте прежних возникают новые факторы, например, приватизация жилья, безработица и связанная с ней миграция и т.д., обусловливающие появление новых категорий бездомных.Соответственно, меняются географические, культурные, этнические и т.п. аспекты данной проблемы. Глубинное понимание того, как отразились нынешние реформы в обществе на таком социальном явлении как бездомность, предполагает некоторую ретроспективу.Воссоздание исторического контекста, в рамках которого можно рассматривать бездомность в Казахстане, позволит прояснить некоторые моменты, важные с точки зрения понимания специфики данного явления именно для нашей страны. Эта специфика определяется главным образом тем, что в бывшем СССР проблема бездомности оказалась самым тесным образом переплетенной с господствующей в стране идеологией. Вследствие этого она постепенно утратила статус социальной проблемы и, в конечном счете, была сведена к уголовному преследованию и «борьбе» с лицами, не имеющими прописки или ведущими «бродяжнический образ жизни». В Казахстане традиционно было много бездомных (бродяг) и нищих. Для них строились ночлежные дома, приюты, отводились специальные места для легального сбора подаяний и т.д. Революционные события двадцатых годов и гражданская война в еще большей степени усугубили ситуацию. Тогда же появились предпосылки (связанные преимущественно с коммунистической идеологией новой власти), способствовавшие тому, что социальная политика государства по отношению к таким явлениям как нищенство, бездомность, бродяжничество коренным образом изменилась. Изменения эти имели явно выраженную репрессивную тенденцию. Однако происходили они постепенно.После революции и гражданской войны сотни тысяч людей остались без крова, появилось огромное количество беспризорных детей. В таких обстоятельствах бездомность воспринималась как само собой разумеющееся явление, и деятельность властей была направлена скорее на оказание помощи этим людям, предоставление им хоть какого-нибудь прибежища. Первые законодательные акты того времени касались главным образом безработицы, о чем свидетельствуют декреты «О биржах труда» от 31 января 1918 года, «О трудовых книжках для трудящихся» от 5 октября 1918 года и «О порядке всеобщей трудовой повинности» от 29 января 1920 года. Цель этих и подобных декретов заключалась в том, чтобы заставить всех трудоспособных граждан работать на новую власть.Впервые наказание за бродяжничество было установлено в 30-х годах и предполагало меры административного характера. Такое положение в общем и целом сохранялось до начала 50-х годов, когда были в основном ликвидированы разрушительные последствия второй мировой войны, и официальной пропагандой было провозглашено, что в СССР нет и не может быть бездомных.Бродяжничество в свою очередь стало рассматриваться как антиобщественное явление, несовместимое с социалистическим образом жизни. Это нашло свое отражение в том, что в принятый в 1961 году новый уголовный кодекс были введены две статьи, одна из которых предусматривала уголовную ответственность за систематическое бродяжничество или попрошайничество, а другая - за нарушение правил прописки. Кроме этого, для людей, освобождающихся из лагерей и тюрем, еще со времен сталинских репрессий продолжали существовать ограничения на жительство в столицах союзных республик, областных и краевых центрах. Оказаться в местах лишения свободы значило потерять не только свободу, но и прописку, а для жителей столицы и некоторых крупных городов, часто - возможность вернуться на прежнее место жительства после освобождения. Будет ли бездомность завтра? Да. Какое-то количество бездомных будет всегда. Это будут именно те 5%, которые при любом режиме выбирают подобный образ жизни, но остальные 95%, борющихся за выживание сейчас и пытающихся сохранить внешний вид обычного «домашнего» человека, перестанут быть изгоями. Уверенность в выздоровлении общества вселяет наша история. На земле нашей многострадальной Родины никогда не было спокойно. Всегда были нищие и бездомные, и во все времена призыв: «Всего же более убогих не забывайте» - находил отклик в сердцах наших соотечественников. Как бы ни было тяжело, сострадание и милосердие к самым обездоленным не иссякало. Сейчас таких миллионы. Эти несчастные имели жилье, учились, получали профессиональные навыки (до 70% бездомных имеют среднее образование, 20-22% - среднее специальное, 8-10% - высшее). Они могут еще вернуться к жизни, если общество от них не отвернется. Только под девизом замечательного доктора Ф. П. Гааза: «Спешите делать добро» .Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения.Мне кажется, что в казастанском обществе термин «бездомный» больше относится к уличному бродяжничеству. В целом, мне не нравится понятие «бездомный». Мне кажется, что лучше бы подошло определение «люди, нуждающиеся в обеспечении жилищными условиями». Мне кажется, что в сравнении с наблюдениями пять лет назад, на данный момент положение бездомных в Республике Казахстан намного ухудшилось, что не может не огорчать. В связи с ухудшением социально-экономического положения в стране, происходят значительные изменения в сфере безработицы, приватизации жилья и миграции, которая происходит из-за других двух факторов. В Казахстане традиционно было много бездомных и нищих. Для них строились ночлежные дома, приюты, отводились специальные места для легального сбора подаяний и т.д.

    Далее я хочу рассмотреть вопрос о положении бездомных в обществах других стран. Для примера сравнения я хочу взять мировую державу — Соединенные Штаты Америки. Мне кажется, что приезжая в любой город Америки у туриста складывается неоднозначное впечатление, потому что с одной стороны — богатые районы и красивая картинка, которую нам показывают в популярных фильмах, а с другой стороны — бедные районы, в которых грабят и убивают, а также огромное количество бездомных людей. Социальное положение бездомных становится лучше, благодаря волонтерским организациям, которые стараются им обеспечить какой-то ночлег, пропитание. Государство в свою очередь готово предоставлять крышу над головой нуждающимся. Конечно, жизнь бездомного нелегка и отнюдь не красива, но в США организации совместно с правительством стараются изменить ситуацию и оказывать различные виды помощи людям без жилья.Отсутствие постоянного жилья становится решающим фактором в определении бездомного лишь тогда, когда у него нет социально приемлемой роли ни в системе общественной занятости, ни в семье, ни в общине.
    Таким образом, типичным признаком бездомных людей является разрыв прежних родственных и дружеских отношений. Это означает, что бездомные не просто лишены жилья, они отторгнуты от своих прежних первичных социальных групп, «выпадают» из общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и роли. Человек, оказавшийся за пределами первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические черты поведения, характерного для бездомных, он воспринимает нормы и ценности, принятые среди этой категории людей, которые отличаются от ценностей, которые доминируют в обществе.
    Положение бездомных невозможно рассматривать вне общеэкономического, политического, демографического положения в стране и происходящих в ней правовых
    Эксперты, изучающие проблему бездомности (социологи, юристы) отмечают, что за последние 5 лет положение бездомных в Казахстане ухудшилось. В условиях меняющейся социально-экономической ситуации происходят не только количественные, но и качественные изменения в структуре рассматриваемого явления. На месте прежних возникают новые факторы, например, приватизация жилья, безработица и связанная с ней миграция и т.д., обусловливающие появление новых категорий бездомных.
    Соответственно, меняются географические, культурные, этнические и т.п. аспекты данной проблемы. Глубинное понимание того, как отразились нынешние реформы в обществе на таком социальном явлении как бездомность, предполагает некоторую ретроспективу.
    Воссоздание исторического контекста, в рамках которого можно рассматривать бездомность в Казахстане, позволит прояснить некоторые моменты, важные с точки зрения понимания специфики данного явления именно для нашей страны. Эта специфика определяется главным образом тем, что в бывшем СССР проблема бездомности оказалась самым тесным образом переплетенной с господствующей в стране идеологией. Вследствие этого она постепенно утратила статус социальной проблемы и, в конечном счете, была сведена к уголовному преследованию и «борьбе» с лицами, не имеющими прописки или ведущими «бродяжнический образ жизни».
    В Казахстане традиционно было много бездомных (бродяг) и нищих. Для них строились ночлежные дома, приюты, отводились специальные места для легального сбора подаяний и т.д. Революционные события двадцатых годов и гражданская война в еще большей степени усугубили ситуацию.
    Тогда же появились предпосылки (связанные преимущественно с коммунистической идеологией новой власти), способствовавшие тому, что социальная политика государства по отношению к таким явлениям как нищенство, бездомность, бродяжничество коренным образом изменилась. Изменения эти имели явно выраженную репрессивную тенденцию.
    После революции и гражданской войны сотни тысяч людей остались без крова, появилось огромное количество беспризорных детей. В таких обстоятельствах бездомность воспринималась как само собой разумеющееся явление, и деятельность властей была направлена скорее на оказание помощи этим людям, предоставление им хоть какого-нибудь прибежища. Первые законодательные акты того времени касались главным образом безработицы о чем свидетельствуют декреты «О биржах труда» от 31 января 1918 года, «О трудовых книжках для трудящихся» от 5 октября 1918 года и «О порядке всеобщей трудовой повинности» от 29 января 1920 года. Цель этих и подобных декретов заключалась в том, чтобы заставить всех трудоспособных граждан
    Впервые наказание за бродяжничество было установлено в 30-х годах и предполагало меры административного характера. Такое положение в общем и целом сохранялось до начала 50-х годов, когда были в основном ликвидированы разрушительные последствия второй мировой войны, и официальной пропагандой было провозглашено, что в СССР нет и не может
    Бродяжничество в свою очередь стало рассматриваться как антиобщественное явление, несовместимое с социалистическим образом жизни. Это нашло свое отражение в том, что в принятый в 1961 году новый уголовный кодекс были введены две статьи, одна из которых предусматривала уголовную ответственность за систематическое бродяжничество или попрошайничество, а другая - за нарушение правил прописки. Кроме этого, для людей, освобождающихся из лагерей и тюрем, еще со времен сталинских репрессий продолжали существовать ограничения на жительство в столицах союзных республик, областных и краевых центрах. Оказаться в местах лишения свободы значило потерять не только свободу, но и прописку, а для жителей столицы и некоторых крупных городов, часто - возможность вернуться на прежнее место жительства после освобождения.
    Будет ли бездомность завтра? Да. Какое-то количество бездомных будет всегда. Это будут именно те 5%, которые при любом режиме выбирают подобный образ жизни, но остальные 95%, борющихся за выживание сейчас и пытающихся сохранить внешний вид обычного «домашнего» человека, перестанутбытьизгоями.
    Уверенность в выздоровлении общества вселяет наша история. На земле нашей многострадальной Родины никогда не было спокойно. Всегда были нищие и бездомные, и во все времена призыв: «Всего же более убогих не забывайте» - находил отклик в сердцах наших соотечественников. Как бы ни было тяжело, сострадание и милосердие к самым обездоленным не иссякало.
    Сейчас таких миллионы. Эти несчастные имели жилье, учились, получали профессиональные навыки (до 70% бездомных имеют среднее образование, 20-22% - среднее специальное, 8-10% - высшее). Они могут еще вернуться к жизни, если общество от них не отвернется. Только под девизом замечательного доктора Ф. П. Гааза: «Спешите делать добро» .
    Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества – сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения. Будет ли бездомность завтра? Да. Какое-то количество бездомных будет всегда. Это будут именно те 5%, которые при любом режиме выбирают подобный образ жизни, но остальные 95%, борющихся за выживание сейчас и пытающихся сохранить внешний вид обычного «домашнего» человека, перестанут быть изгоями.

    Заключение.Уверенность в выздоровлении общества вселяет наша история. На земле нашей многострадальной Родины никогда не было спокойно. Всегда были нищие и бездомные, и во все времена призыв Владимира Мономаха: «Всего же более убогих не забывайте» - находил отклик в сердцах наших соотечественников. Как бы ни было тяжело, сострадание и милосердие к самым обездоленным не иссякало.Сейчас таких миллионы. Эти несчастные имели жилье, учились, получали профессиональные навыки (до 70% бездомных имеют среднее образование, 20-22% - среднее специальное, 8-10% - высшее). Они могут еще вернуться к жизни, если общество от них не отвернется. Только под девизом замечательного доктора Ф. П. Гааза: «Спешите делать добро» - можно надеяться на возрождение России.Бездомные были, есть и будут. Задача государства и общества - сделать все для того, чтобы бездомность была следствием исключительно свободного выбора, а не невозможности выбраться из ловушки, расставленной законами, и общественного отторжения.

    Список литературы :

    1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. - М.: Гардарика, 1999. -432с.

    2. Кравченко А. И. Введение в социологию - М.: Экон. образование, 1993. - 165с.

    3. Радугин А.А. и др. Социология. - М.: Владос, 1995. -192с.

    4. Социология на пороге ХХ века: новые направления исследований. –М.: Гардарика, 1998. -120с.

    5. Социология. Основы общей теории/Под ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичева и др. - М.: Норма, 2002.- 912с.


    написать администратору сайта