Глава 5. Социализация как процесс усвоения норм и ценностей
Скачать 41.97 Kb.
|
Глава 5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ 5. 1. Понятие социализации Социализация – совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям. Социализация – это процесс усвоения человеком культуры общества. Понятия «общество» и «культура» будут введены нами ниже (3.7, 3.10). Однако нормы, ценности, навыки, роли – это основные элементы культуры; их усвоение происходит в конкретных социальных группах. Поэтому мы рассмотрим процессы социализации именно здесь. Социализация включает в себя две стороны. Во-первых, это процесс усвоения культуры, групповых норм и ценностей; во-вторых, формирование «Я» – личности человека. Понятие личность отличается от понятия индивид. Под «личностью» (personality, англ.) понимается конкретный человек во всем богатстве его биологических и социальных черт. Таким образом, «личность» – одно из самых содержательных понятий социологии, в то время как «индивид» – понятие бедное, не предполагающее никаких или почти никаких предварительных знаний по психологии, социобиологии, социологии. Теоретические основания изучения личности заложил З.Фрейд (1856–1939), впервые выделивший два компонента личности: «бессознательное» («Id») и социальное ценностно-нормативное начало («Superego»). Собственно личность как совокупность индивидуальных типологических особенностей человека («Ego»), сoгласно Фрейду, формируется на пересечении этих двух компонентов. Нередко социализация рассматривается исключительно как процесс воспитания и обучения в молодости и детстве. Однако такое понимание односторонне. Человек проходит процесс социализации в течение всей жизни, поскольку на каждом этапе ему приходится усваивать культуру новых социальных групп и слоев, в которые он «перемещается» по мере прохождения жизненного пути. Кроме нормального процесса социализации, существует т.н. ресоциализация, когда новое социальное окружение ломает, в корне меняет все сложившиеся ранее представления человека о жизни. 5.2. Теории социализации Вплоть до конца XIX в. в европейской и американской науке преобладали теории воспитания, берущие начало от работ просветителей (человеческая психика как «табула раса» («tabula rasa», лат.) – чистая доска, которую необходимо заполнить содержанием через воспитание) или от этического учения И.Канта (моральные принципы, единые для всего человечества, изначально присущи человеческой психике, и задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность проявиться этим принципам). При всех различиях, существовавших между этими подходами, они не могли объяснить реальных процессов, происходивших в человеческом обществе. Почему столь различны нормы и ценности, управляющие поведением людей? Почему молодые люди, которым в школе прививались одни и те же моральные принципы, так сильно различаются и по характеру, и по жизненному пути? Эти вопросы не случайно возникли в конце XIX в.; именно в этот период происходит окончательная трансформация традиционного европейского общества в индустриальное, а затем – в постиндустриальное. Возникает несколько фундаментальных теорий социализации, составляющих основу современного понимания этого процесса. 5.2.1. Теория Фрейда Задача теории З.Фрейда – объяснить причины психологических конфликтов, возникающих у современного Фрейду европейца, как в процессе первичной социализации (в детстве), так и в зрелом возрасте. В основе его концепции лежит так называемая «трехчленная модель», которая выделяет в психике человека три уровня: «Id» («Оно»), «Еgo» («Я») и «Superego» («Сверх Я»). Уровень «Id» является источником неосознанных, иррациональных влечений, которым противостоит уровень «Superego». Последний как раз и представляет воспринятые человеком социальные нормы, ценности, правила, о которых речь у нас шла в предыдущих главах. Главная функция этих норм, согласно Фрейду, – ограничить естественные влечения человека. Одним из основных влечений, в отношении которых культура накладывает определенные запреты, являются влечения сексуальные. Ареной борьбы «Оно» и «Сверх Я» становится человеческое «Я». Когда это противостояние достигает определенного предела, оно в виде комплекса вытесняется в бессознательную область. Однако будучи удаленным из рациональной сферы, этот комплекс проявляется в различных неосознанных действиях человека – начиная от немотивированных, на первый взгляд, оговорок и поступков и заканчивая областью сновидений, где вытесненные влечения всплывают в определенной «зашифрованной», символической форме. Существуют универсальные, «общечеловеческие» комплексы, вроде известного «комплекса Эдипа», а есть также индивидуальные, связанные с особенностями процесса социализации. На основании подобных подходов Фрейд объяснял самые различные черты человека, как эгоизм, альтруизм, а также всевозможные психические отклонения, например садизм и мазохизм. Как видим, концепция Фрейда базируется на крайнем противопоставлении индивидуальности человека, его естественных влечений, с одной стороны, и социокультурных норм, с другой. В психологической литературе такую позицию часто называют противопоставлением «натуры и культуры». При таком подходе индивидуальность человека, так или иначе, рассматривается как нечто, заданное природой, тогда как социальный мир выступает лишь в качестве «обобщающего фактора», модифицирующего собой исходную, врожденную уникальность индивида. Однако в теме «Социальный контроль» (см. 4) мы уже видели, что общество порождает не только восприятие человеком определенных норм, но оно же (зачастую) является источником отклонений от них. Более того, как показал Э.Дюркгейм (см. 23.3), такая характеристика человека, как непохожесть на других, неповторимая индивидуальность и т.д., сама является продуктом исторического развития. В обществах, где нет разделения труда, нет и человеческой индивидуальности, поскольку все человеческое существо поглощено всех унифицирующими нормами коллективного сознания. Непохожими, разными люди становятся только в обществах, где формируется разделение труда, и чем в большей степени развито последнее, тем больше различий между людьми мы обнаруживаем. Получается, что общество задает не только общие для всех, от природы различных людей, социальные правила и нормы, но и формирует саму неповторимую индивидуальность человека. Однако для осмысления данного факта требовались иные, методологически более сложные, по сравнению с противопоставлением «натуры и культуры» подходы к пониманию отношений между обществом и человеком. Такие подходы в психологии и философии и формировались в течение первой половины ХХ века. 5.2.2. Символический интеракционизм В отличие от школы Фрейда (психоанализа), направление, названное впоследствии Х.Блумером символическим интеракционизмом (Ч.Кули, Дж.Мид, А.Халлер), интересовалось не психологическими конфликтами, а отражением нормального процесса социализации, и прежде всего – почему система общественного образования и воспитания приводит к тому, что разные группы учащихся воспринимают разные ценности, зачастую прямо противоположные тем, которые предлагаются обществом. Важнейший шаг в данной области был сделан Ч.Кули (1864–1929), который одним из первых отказался от представления о личности как о пассивной реальности, извне формируемой обществом. Данная позиция, в своей основе восходящая еще к французскому материализму ХVIII века, к этому времени уже раскрыла свои основные противоречия, которые кратко можно свести к следующему: – отводя личности пассивную роль, она не может последовательно объяснить ни происхождение, ни изменение социальных норм; – неясными остаются причины, по которым люди, прошедшие через одинаковый процесс социализации и имеющие близкие биологические характеристики (например, братья-близнецы), могут обладать различными социальными и этическими характеристиками; – базируясь на противопоставлении «натуры и культуры», она не может объяснить, почему многие социальные нормы воспринимаются человеком не как нечто навязанное извне, а как всецело соответствующее его собственным, личным убеждениям. Концепция Кули получила название теории «зеркального Я». Ее создатель отказался от представления о прямом (непосредственном) воздействии общества на человека в процессе социализации, когда в явном виде сформулированные нормы навязываются индивиду посредством определенных социальных санкций. Окружающие человека индивиды прежде всего определенным образом реагируют на его поведение, и, осмысливая их реакции, индивид самостоятельно создает для себя те или иные правила своего поведения. Таким образом, реакция другого человеческого существа играет здесь роль своеобразного зеркала, позволяющего индивиду как бы увидеть со стороны соответствие или несоответствие своего поступка социальным нормам. Индивид в данной модели раскрывается не только как существо, формируемое обществом и существующими в нем группами, но и как активный субъект, в свою очередь, эти нормы творящий. Тем не менее в теории Кули был сформирован лишь главный принцип нового подхода, но отсутствовало детальное описание механизма данного процесса. С разными акцентами последний разрабатывался в концепциях Дж.Мида, Ж.Пиаже, Л.С.Выготского. В концепциях данных авторов особую роль в социализации ребенка приобретали социальные группы, в которые он оказывается включен с момента своего рождения. Дж.Мид (1863–1911) считал, что социализация в раннем возрасте происходит через постепенное освоение ребенком социальных ролей в группах. При этом в детстве человек последовательно проходит три стадии: стадию имитации, на которой ребенок повторяет отдельные действия, присущие той или иной роли (например, шлепает игрушки или прикладывает к ним стетоскоп); стадию индивидуального играния роли, на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе» своих игрушек (папа, мама, врач и т.д.); наконец, стадию коллективного играния ролей, когда группы детей (5–8 лет) распределяют роли между собой («дочки – матери», «казаки – разбойники», «Штирлиц – Мюллер»). Структура личности, по Миду, при внешней схожести с гипотезами Фрейда, в корне отличается от последних. Личность включает в себя два уровня: «I» и «Me» (англ.), которые на русский язык не совсем точно переводятся как «Я» и «Меня». Оба эти местоимения должны переводиться как «Я», но в разных значениях этого слова. «I» – это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир. «Me» это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю. Таким образом, если «Me» в целом идентично «Superego», то «I» отличается и от «Id», и от «Ego», поскольку не предполагает бессознательного. 5.2.3. Познавательные возможности личности Подробное исследование развития познавательных, в том числе творческих способностей личности, исследовалось в трудах Ж.Пиаже, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева. Так, швейцарский психолог Жан Пиаже (1896–1980) разработал теорию стадий когнитивного (познавательного) развития. Суть его теории состоит в том, что ребенок в процессе социализации воспринимает информацию не пассивно, а в соответствии со своими потребностями и устремлениями. Пиаже выделял четыре стадии интеллектуального развития ребенка: – сенсомоторную (до 2 лет), на которой ребенок не отделяет себя от окружения; – дооперациональную (эгоцентрическую – до 7 лет), на которой мир воспринимается исключительно через призму своих эгоистических потребностей; – стадию конкретных операций (7–10 лет), характеризующуюся тем, что ребенок осваивает отдельные физические и логические операции, становится менее эгоцентричным, но не способен посмотреть на себя глазами других людей; – стадию формальных операций (11–15 лет), когда подросток не только научается пользоваться всем богатством логики, начинает выбирать оптимальное решение из множества, но начинает, выражаясь языком Дж.Мида, формировать образ «обобщенного другого», то есть общественного мнения, оценивающего их собственное поведение. Близкую концепцию развивали российские психологи, предложившие так называемый деятельностный подход к анализу психологических процессов, в том числе и процесса социализации (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Согласно этому подходу, суть обучения вообще, социализации в частности, состоит в постепенном переносе операций с предметного уровня (игра, конструирование) на психологический уровень (логические операции, образное мышление). Школа Рубинштейна-Леонтьева, так же как и Ч.Кули, Дж.Мид и Ж.Пиаже, выступила против понимания социализации как пассивного усвоения набора «вечных истин». Однако в отличие от Пиаже, отечественные психологи подчеркивали значение культурно-исторического компонента в процессе социализации – социализация проходит по-разному в обществах разного типа, обладающих разной культурой. 5.3. Механизмы и агенты социализации Социализация есть процесс усвоения индивидом культуры общества в целом и отдельных его групп. Социализация происходит как через подражание, так и через механизмы социального контроля над соблюдением основных требований культуры группы и/или общества – чувство вины (внешний контроль) и стыда (самоконтроль личности). Поэтому социализация тесно связана с понятием «отклоняющегося (девиантного) поведения», что было показано уже в концепции Ч.Кули. Индивид, становясь членом какой-либо социальной группы, неизбежно нарушает принятые в ней правила поведения, даже если он искренне стремится придерживаться их. Одним из важных механизмов социализации являются положительные санкции за конформное поведение и негативные – за нарушение норм, в результате чего индивид усваивает нормы и ценности данной группы (общества), а также получает навыки соответствующего этим нормам и ценностям поведения. Результатом социализации является формирование личности, представляющей результат взаимодействия психологических и биологических особенностей индивида и требований культуры, усвоеныx в результате социализации. Важную роль в процессе социализации играют референтные группы (см. 2.4.5). Они демонстрируют индивиду образцы культуры, которым он подражает и которые воспринимает в процессе социализации. Социализация включает в себя два этапа: первичной социализации, то есть усвоения базовой системы ценностей, и вторичной социализации, когда нормы новых групп, в которые входит индивид, как бы нанизываются на уже сложившийся «костяк» нормативной системы. Верхняя граница первичной социализации разными авторами определяется по-разному, она колеблется от дошкольного возраста до 14–15 лет. Тем не менее, если подходить строго, то качественное отличие первичной социализации от вторичной состоит в том, что в первичную социализацию вступает еще не социализированный индивид, что предполагает наличие специфических, а на этапе вторичной социализации уже необязательных средств и условий. Например, социализация взрослого человека может идти под влиянием книг, телевидения, интернета и прочих обезличенных средств, тогда как социализация ребенка неизбежно предполагает наличие непосредственного, личностного контакта со взрослыми. Данную особенность первичной социализации впервые осознал автор данного термина Ч.Кули, который именно в этой связи ввел понятие первичной группы. Если исходить из данной логики, то очевидно, что верхняя граница первичной социализации должна быть опущена до старшего дошкольного возраста. Однако подчеркнем еще раз, в литературе встречаются самые разные точки зрения на данный предел. Таким образом, основные агенты первичной социализации: – родительская семья; – детские дошкольные учреждения; – компания сверстников в раннем детстве. Основные агенты вторичной социализации: – школа; – политические и любительские организации; – средства массовой информации (СМИ); – профессиональные учебные заведения; – профессиональные круги. В ситуации быстрого изменения содержания культуры особое значение приобретает наиболее гибкий и мобильный агент социализации – СМИ. 5.4. Влияние особенностей групповой структуры современного общества на процессы социализации Процессы социализации в современном обществе имеют свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности (разделение труда, проницаемость социальных границ). Здесь имеется два аспекта: 1. В традиционном обществе жизненный путь человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации». В современном обществе социальная мобильность носит вероятностный характер – с каждой стартовой позиции человек может попасть на множество других. Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться); 2. Вторая особенность социализации в современном обществе, по сравнению с традиционным – множественность и взаимонезависимость агентов социализации. В традиционном обществе нормы, действующие в разных агентах социализации, более согласованны. Так, цех подчинялся городской общине; нормы сельской и городской общины согласовывались на уровне лендлорда. Для современного общества характерны ролевые конфликты как следствие «мозаичного» характера социализации. Проблемы социализации в современном российском обществе связаны с тремя обстоятельствами: 1) изменением (разрушением) системы ценностей, в результате чего старшее поколение не всегда может подготовить молодежь к жизни в новых условиях; 2) коренным и очень быстрым изменением социальной структуры общества; неспособностью многих новых социальных групп обеспечить воспроизводство своих рядов; 3) ослаблением системы формального и неформального социального контроля как фактора социализации. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 5 1. Дайте определение социализации. В чем состоит основное отличие личности от индивида, в чем вы видите смысл введения подобных различий? Укажите, из каких основных отделов состоит психика человека в концепции Фрейда. Считал ли Фрейд, что наличие у человека психологических комплексов всегда является признаком аномалии? Что означает понятие «обобщенного другого» в концепции Мида? Сравните концепции Фрейда и Мида, укажите, в чем они схожи, в чем – различны. Как связана концепция социализации Мида с ролевой теорией? Укажите основные принципы концепций Пиаже и Леонтьева–Рубинштейна. 2. Укажите, как взаимосвязаны социализация и социальный контроль? Согласитесь ли вы с утверждением, что в идеале социализация исключает девиацию? Почему? Какова роль референтных групп в процессе социализации? В чем состоит основное отличие социализации в традиционном и современном обществах? Чем отличаются социализирующие агенты в традиционном и современных обществах? Дайте определение первичной и вторичной социализации. Каково их соотношение в традиционном и современном обществах? Основные термины и понятия Группа референтная – социальная группа, на нормы и ценности которой ориентируется индивид в своем социальном поведении. Социализация– совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям. Социализация вторичная – социализация, происходящая во взрослом состоянии и выражающаяся главным образом в изменении внешнего поведения человека. Социализация первичная– социализация, происходящая в детстве и совпадающая с процессом формирования человеческого Я. Литература к теме Основная: 1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 67–78. 2. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 11 класс: учебник. – М., 2010. С. 360–379. Популярная: 3. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М., 1996. С. 58–69. 4. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. Изд. 3-е. – М., 2010. Дополнительная: 5. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 5. С. 54–73. 6. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 94–130. |