Главная страница
Навигация по странице:

  • Выполнили

  • Ро́берт Ки́нг Ме́ртон

  • Основные работы

  • Социология: задачи и цели

  • Теория социальной аномии

  • Типы индивидуальной адаптации

  • Социологические взгляды Р. Мертона. Социологические взгляды Р. Мертона


    Скачать 111.24 Kb.
    НазваниеСоциологические взгляды Р. Мертона
    Дата08.03.2022
    Размер111.24 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаСоциологические взгляды Р. Мертона.pptx
    ТипБиография
    #386843

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ

    Тема: «Социологические взгляды Р. Мертона»

    «Южно-Казахстанский государственный педагогический университет»

    Кафедра естественных наук

    Шымкент 2021

    Выполнили: Алимбекова Д.,Хажиева Д.,Хуснидинова М.

    Группа: 1505-81

    Приняла: Есимова Айгуль Бегеновна

    Ро́берт Ки́нг Ме́ртон — один из самых известных американских социологов двадцатого века. Большую часть своей карьеры преподавал в Колумбийском университете, где достиг звания профессора университета.

    Биография

    Родился 4 июля 1910г. в Филадельфии, в семье рабочих, еврейских

    иммигрантов Восточной Европы. Образование получил в Темпльском

    (1927-1931) и Гарвардском (1931-1936) университетах. Там же в Гарварде

    защитил докторскую диссертацию и начал преподавательскую

    деятельность. Существует популярное заблуждение, что Роберт К.

    Мертон был одним из студентов Талкотта Парсонса. Когда Роберт К.

    Мертон защищал кандидатскую диссиртацию, Т.Парсонс был лишь

    младшим членом диссертационного комитета, наряду с Питиримом

    Сорокиным, Карлом Циммерманом и Джорджем Сартоном. Диссертация

    на тему "Количественная социальная история развития науки в

    семнадцатом веке в Англии" являлась отражением этого

    междисциплинарного комитета (Мертон, 1985). В 1957 году Мертона

    избрали президентом Американской социологической ассоциации.

    Мертон автор более 10 книг. Еще столько же вышли под его редакцией. Умер

    Мертон в 2003 году.

    Основные работы:

    • «Парадигмы для функционального анализа» (1949 г.)
    • «Социальная теория и социальная структура» (1957 г.)
    • «Социальная структура и аномия» (1966 г.)
    • Явные и латентные функции» (1968 г.)
    • «Социология науки» (1973 г.)

    Мертон формирует основы социологического анализа науки как особого социального института с присущими ему ценностно-нормативными регулятивами

    Социология: задачи и цели

    В своих формулировках, Мертон наиболее

    точно отражает суть предмета:

    задачей социолога является

    «ясное объяснение логически взаимосвязанных и эмпирически подтвержденных предположений о структуре общества и его изменениях, поведении человека в рамках этой структуры и последствиях этого поведения»

    целью является выяснение того,

    «как различные, изменяющиеся типы социальных структур и культур влияют на поведение человека и его судьбу»

    Аномия

    Термин «аномия» был выдвинут французским социологом

    Э.Дюркгеймом и означает отсутствие норм в поведении,

    их недостаточность. Аномия мыслима в двух измерениях.

    • Во-первых, состояние аномии может характеризовать
    • общество, в котором нормативные стандарты поведения,

      а также существующие в нем убеждения либо серьезно

      ослаблены, либо отсутствуют.

    • Во-вторых, состояние аномии может характеризовать и
    • отдельное лицо, если оно социально дезориентировано,

      находится в состоянии тревоги и переживает чувство

      изолированности от общества.

    Теория социальной аномии -

    социологическая теория причин преступности

    в современном обществе, предложенная

    Р.Мертоном. Он использует два понятия:

    • «аномия»
    • «социальная структура»
    • при этом первое явление выступает как

      следствие процессов, происходящих в рамках

      второго явления.

    Типы индивидуальной адаптации

    Все виды социального поведения, в том числе и откло­няющегося, в зависимости

    от того, принимает человек или нет культурные нормы, Р.Мертон делит на пять

    типов индивидуальной адаптации:

    • конформизм, когда социальные цели общества и способы их достижения принимаются полностью (лояльные, спокойные и законопослушные граждане)
    • инновационность, когда принимаются социальные цели, но не способы их достижения (рэкет, воровство, подделка денег, злоупотребления, обман)
    • ритуализм - социальные цели не осмысливаются, но способы их достижения неколебимы и священны (стяжательство, махинации, подлоги и др.)
    • ретритизм - отрицание и целей, и любых средств (анархизм, наркомания, бродяжничество)
    • мятеж, бунт - отказ и от целей, и от средств с одновременной заменой их новыми целями и новыми средствами(политический терроризм, борьба за свободу, революционность, радикализм)

    Заключение

    Во-первых, несмотря на частичный,

    фрагментарный характер, его исследования

    явились вкладом в соответствующую систему

    взглядов. Конечно, его система далеко не полна,

    в ней много слабых мест, пробелов, областей

    неизведанного. Но все оазисы знания прекрасно

    дополняют общую топографию. А наличие белых

    пятен обеспечивает систему огромным

    исследовательским потенциалом —

    проблемами для плодотворного изучения.

    Мертона были. сосредоточены на среднем

    уровне всеобщности, он создал целостную

    теорию общества. Некоторые разногласия с

    критиками по этому поводу могут быть

    объяснены различными подходами к концепции

    социологической теории. В одной из своих ранних

    работ автору удалось дать определение более чем

    двадцати значениям термина «теория» в

    современной социологической литерату­ре.

    критике, обвиняющей Мертона в пренебрежении к социальным

    конфликтам, можно утверждать, что он по праву считается

    теоретиком конфликта. Его концепция социальной жизни

    насыщена такими понятиями, как противоречия, отклонения,

    напряжения, амбивалентность, дисфункции и конфликты всех

    типов. В человеческой драме, описанной Мертоном, нет места

    спокойной, гармоничной, согласованной, уравновешенной утопии;

    она полна муками неопределенности и непреднамеренными,

    латентными последствиями любого действия; агонией

    амбивалентности и непосильной тяжестью норм, ролей и

    статусов; страхом перед отсутствием норм или аномией; риском

    поражения или саморазрушительными, пророчествами.



    написать администратору сайта