Главная страница

904396 Курсовая теория. Социологический подход к пониманию права Оглавление


Скачать 66.79 Kb.
НазваниеСоциологический подход к пониманию права Оглавление
Дата01.06.2022
Размер66.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла904396 Курсовая теория.docx
ТипДокументы
#562887
страница2 из 4
1   2   3   4

Глава 2. Социология права в системе научного знания

2.1. Предпосылки формирования социологии права



Появление социологии права связывают и объясняют через недовольство результатами толкoвания традиционной юридичеcкой науки. Для пояснения сути этого направления стоит привести термин «живое право», которое прямо противопоставляется «праву в книгах».

«По сей день (как и в древности) человеческая судьба в несравнимо большей степени определяется внутренним порядком союзов, чем правовыми предложениями»29 , – утверждает О. Эрлих. Он в своих работах приходит к такому выводу, что в большинстве случаев в жизни решается «вопрос факта», а не «вопрос права». Конечно, многие с этим поспорят, аргументируя это тем, что решение вопроса факта заключается в подчинении обстоятельств дела правовому предложению. Но О. Эрлих довольно подробно разъясняет данный вопрос, прослеживая хронологию возникновения различных институтов (государство появилось раньше конституции).

Ю. Г. Арзамасов называет социологическую юриспруденцию «оппозицией» по отношению к различным позитивистским школам.

В данном подходе основой правообразующих структур и процессов считаются межличностные отношения30. Помимо этого в науке в данный момент все еще ведутся споры о месте социологии права в правоведении. Существует несколько точек зрения: 1) социология права признается самостоятельной социологической наукой; 2) социология права – вспомогательная дисциплина в правоведении, 3) социология права – разновидность общей теории права. Вопрос точного определения статуса важен, так как может послужить основой развития более масштабного и массового изучения социологии права студентами, в случае определения ее как самостоятельной дисциплине. Для подробного рассмотрения необходимо определение собственного предмета и метода данной, в перспективе, науки. Этот вопрос освещается в работах Ю. И. Гревцова.

Социология права – достаточно молодое научное направление, которое рассматривает право в более широком смысле (в отличии от традиционного подхода, который считает что право – это система нормативных актов и ничего более), догматически, в статическом состоянии.

Зарождалась социология права как исключительно авторское научное направление и сегодня оно относительно отчетливо отражает предпочтения того или иного ученого, который работал (или работает) с целью развития данной науки. Предпочтения, в основном, отдают ее предмету, методу и структуре.

Первые упоминания данной системы научного знания датируются XIX в. на европейском континенте. Стоит вспомнить труды австро-германского ученого Е. Эрлиха, не менее важные работы французского ученого Ж. Карбонье (Пример :Юридическая социология. М., 1986). Но и многие отечественные учёные-юристы так же не отставали в изучении социологии права. К примеру Н.А. Гредескул часто в своих исследованиях особое внимание уделял именно социологии права и подмечал, что «сегодняшний юрист не пушкинский дьяк, знающий, как обойти любой закон, а человек, прекрасно разбирающийся не только в право применении, но и в процессе создания этого права.».Не стоит забывать и о Н.С. Тимашеве, который первым создавал стройную и логичную систему социологии права.

Впервые востребованность науки об обществе обосновал Огюст Конт в своем «Курсе положительной философии». Наиболее известным социологом права считается немецкий юрист Рудольф фон Иеринг, который изначально был приверженцем исторической школы права. В своих работах «Интерес и право» и «Борьба за право» Иеринг излагает свою концепцию понимания права в качестве юридически защищенного интереса, результата борьбы социальных интересов и средства их же защиты. Другой, не менее известный представитель социологической юриспруденции, Е. Эрлих приводил в пример судей, решения которых не всегда основаны на нормативных правовых актах, как органов, обладающих правотворческими функциями. Роско Паунд, один из последователей Иеринга, понимал право как средство для упорядочивания и регулирование общественных отношений через наиболее гибкое использование судебных решений и нормативных правовых актов, считая его целью урегулирование конкурирующих интересов отдельных групп.

Ю. Г. Арзамасов отстаивает свою точку зрения, призывая не забывать о значительном вкладе не только американских, но и русских ученых в развитие социологии права. Он настаивает на том, что ее идейные истоки не заключаются исключительно в трудах Оливера Холмса или Роско Паунда.

Из числа российских ученых особо выделяются С. А. Муромцев, М.М. Ковалевский и Н. М. Коркунов. Так, М. М. Муромцев писал: «За момент установления всего права принимается момент установления юридических отношений»31, другие же его социальные идеи прослеживаются в трудах о суде. Поэтому в поддержку своего мнения, приведенного мной выше, Арзамасов утверждает: «Муромцев внес значительный вклад не только в развитие отечественной юриспруденции, но и западной, поскольку в своих работах проповедовал идеи прецедентного права, которые в дальнейшем на практике реализовывались в США»32. Несколько иной, однако все-таки довольно схожей позиции придерживался другой известный в России социолог права Б. А. Киcтяковский, который писал, что право состоит из норм, «постоянно и регулярно осуществляющихся в жизни»33.

Работы и оcновные идеи oтечественных cоциологов права ввиду необходимости эмиграции из Советского Союза были воcтребованы на западе. Такими знаменитыми эмигрантами были Л. И. Петражицкий, Г. Д. Гурвич, которые утверждали, что социальное право зарождается в обществе абсолютно спонтанно или же через прецеденты и обычаи, за счет этого обладая верховенством.

В 1930-е в США набрала популярность реалистическая школа права. Основные представители, Д. Френк и К. Ллевеллин, отрицали нормативность права, говоря, что реальность права заключается лишь в виде отдельных судебных решений. Еще одним направлением социологии права является инструментализм. Самый известный представитель данного направления – Джон Дьюи. Согласно его работам первоначально принимается решение по тому или иному делу, а только потом проводится поиск нужного судебного прецедента в качестве обоснования. В этом заключается главное отличие данного направления от нормативизма, где подобные действия представлены в обратном порядке.

Таким образом, многие идеи социологов были привнесены в Европу из России, где в силу экономических и культурных условий они были исключительно востребованы.

Одним из важнейших компонентов социологии права являются социологические исследования. Данные исследования в первую очередь базируются на социологической теории права, которая может являться общей теорией права и отраслевыми юридическими науками, эти компоненты исследуют фактические составляющие правоведения, проявляют его взаимодействие с практикой. В тоже время нельзя оставлять без внимания тот факт, что на данный момент юридическая наука постепенно сближается с конкретными социологическими исследованиями, а главное к их эффективным результатам.

Так же важно обращать внимание на то, что социологические исследования в праве осуществляются на “стыке” социологии и права. Благодаря этому они проецируют пример системного подхода к решению современных вопросов государственного и правового строительства (Которые важны для Российского общества). Именно поэтому педантичное изучение таких актуальных вопросов, в своём основании объединяющие различные отношения (политические, правовые, организационные, управленческие) нуждается в комплексных методах (абстрактно логических, эмпирических). 34Не стоит оставлять без внимания и то, что целостный анализ любой социальной проблемы предусматривает исключительно отличительную, применимую только к ней, методику обработки эмпирического материала. Отсюда можно сделать вывод, что социология права выделяет не только именно теоретическую область, реестр специальных проблем, содержащих ее теоретическую базу, но и относительно весомый комплекс вопросов, которые напрямую относятся к методологии и технике исследования.

Многие факторы указывают на то, что социология права возникла не за долго до появления общей социологии. Некоторые известные социологи определяли факт формирования социологии из разных, не связанных между собой научных дисциплин. Исследование права как социального явления существовало на протяжении нескольких столетий, до того, как О. Конт сделал попытку определения новой науки — социологии. Стоит отметить, что не стоит игнорировать сам факт очень раннего интереса к социальным знаниям. Практически каждый исследователь общественных наук обнаружит предпосылки своей дисциплины еще в древности. Социология права, да и сама социология — не исключение.

Несомненно Платон и Аристотель являлись прародителями многих современных наук. Но лишь небольшое количество теорий проявляло свою научность, ещё на стадии зарождения. В первую очередь теории стремились объяснить суть явления не из него самого, а из понятия или системы понятий. Но такой способ редко позволял достичь истины в кратчайшие сроки. Часто учёные представляли социальные явления как что-то сверхъестественное. Пренебрежение опытом и наблюдением довольно часто не позволяло исследователям понять и тщательно изучить предмет исследования. Платон выделял общую теорию государства(которая была метафизической по своей сути). Но Аристотель (ученик Платона) всячески игнорировал и отвергал такой взгляд на социальные явления. Всё же Аристотель, а не Платон считается родоначальником социологии.

Аристотель в некотором смысле выделил традицию изучения права, сравнивая его с повседневной жизнью. В большей мере его исследования базировались не только на теоретической части (понятиях и терминах), но и на практической (опыты, наблюдение).И не стоит забывать о том, что «Аристотель первый осуществил сравнительное изучение более ста тридцати конституций греческих городов-полисов не только с целью вычисления их сходства и различия, но и для создания наиболее разумных законов, отвечающих потребностям наиболее рационального устройства общества и государства.». Из всего вышесказанного стоит выделить, что Аристотель, по своей сути, старался быть не только теоретиком, но и практиком, чтобы вычислить и решить насущные проблемы греческой полисной жизни.

Обсуждая социологию права и её античные истоки, нельзя не обсудить труды «выдающегося французского мыслителя, одного из идеологов французского просвещения , юриста по образованию Ш.Л. Монтескье». Издание базовой работы «О духе законов» в 1748 г., как говорил И. Ф. Мачин, определённо относит автора к основателям юридической социологии. И для этого есть множество фактов, подкреплённых сильными аргументами. Сам Монтескье нередко признавался, что начинал с изучения людей и нашел, что «всё бескрайнее разнообразие их законов и нравов не вызвано только лишь произволом их фантазии». «Принципы свои, — выделяет мыслитель, — я выделял не из своих предрассудков, а из самой природы вещей».

Одной из важных рецензий на работу Монтескье было заявление П. А. Сорокина, где он выделил труды мыслителя в качестве «первой систематической социологии права и морали». Это правильная оценка, так как в своей работе он выделил не малое внимание и моральной проблематике. Монтескье считал, что до законов, составленных людьми, должна была существовать возможность справедливых отношений. Делая вывод следует признать, что отношения справедливости появились за долго до установившему их положительному закону.
1   2   3   4


написать администратору сайта