Главная страница

Билеты по социологии. Социология. Предмет, объект, функции и структура социологии


Скачать 0.69 Mb.
НазваниеСоциология. Предмет, объект, функции и структура социологии
АнкорБилеты по социологии.pdf
Дата29.03.2018
Размер0.69 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаБилеты по социологии.pdf
ТипДокументы
#17356
страница2 из 6
1   2   3   4   5   6
Страты - группы людей, обладающих сходными характеристиками в социальном пространстве. Это наиболее универсальное и широкое понятие, позволяющее выделять любые дробные элементы в структуре общества по совокупности разнообразных социально значимых критериев. Например, выделяются такие страты, как элитные специалисты, профессиональные предприниматели, государственные чиновники, офисные служащие, квалифицированные рабочие, неквалифицированные рабочие и т.д. Классы, сословия и касты можно считать разновидностями страт.
6.
Социальная мобильность: понятие, виды, каналы.
Социальная мобильность — это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве.
Два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную:

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различаютвосходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) и нисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность — это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильностьгеографическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается в миграцию.
Каналами социальной мобильности могут выступать: школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь. Эти социальные институты служат механизмами отбора и селекции индивидов, поставляя их в нужный социальный слой.
Безусловно, в современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют функцию своеобразного «социального лифта»,обеспечивающего вертикальную мобильность.
Причем в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где решающим фактором экономического и социального развития становятся научные знания и информация, роль образования существенно возрастает.

7.
Социальная структура и стратификация современного
российского общества. Основные группы и тенденции их
развития.
В процессе развития демократических и рыночных реформ социальная структура российского общества претерпела значительную трансформацию. В настоящее время существует несколько моделей социальной структуры российского общества. Рассмотрим некоторые из них.
Отечественный социолог Н. М. Римашевская выделяет в социальной структуре российского общества следующие элементы:

«общероссийские элитные группы», соединяющие обладание собственностью в размерах, сопоставимых с западными крупнейшими состояниями, и средствами властного влияния на общероссийском уровне;

«региональные и корпоративные элиты», обладающие значительным по российским масштабам состоянием, а также влиянием на уровне регионов и секторов экономики;

российский «верхний средний класс», имеющий собственность и доходы, которые обеспечивают ему западные стандарты потребления, притязающий на повышение своего социального статуса и ориентирующийся на сложившуюся практику и этические нормы хозяйственных взаимоотношений;

российский «динамический средний класс», обладающий доходами, обеспечивающими удовлетворение среднероссийских и более высоких стандартов потребления, относительно высокой потенциальной адаптированностью, значительными социальными притязаниями и мотивациями, социальной активностью и ориентацией на легальные способы ее проявления;

«аутсайдеры», характеризующие низкой адаптацией и социальной активностью, невысокими доходами и ориентацией на легальные способы их приобретения;

«маргиналы», характеризующиеся низкой адаптацией и антисоциальными установками в своей социально-экономической деятельности;

«криминалитет», обладающий высокой социальной активностью и адаптацией, но при этом вполне рационально действующий вопреки легальным нормам хозяйственной деятельности.
Ученый А. В. Дмитров, взяв за основу структурирования три признака (размер доходов, уровень образования и престиж), выделил пять основных социальных групп, входящих в социальную структуру современного российского общества:

административная элита (правящая элита), состоящая из старой партохозноменклатуры первого и второго эшелонов, а также новая политическая элита;

рабочий класс, который делится, в свою очередь, по отраслевым и квалификационным признакам;

интеллигенция;

«новая буржуазия», которую составляют предприниматели и банкиры;

крестьянство.
В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший. В экономически развитых странах средний уровень является преобладающим, придавая обществу известную стабильность.
Основные тенденции, наблюдающиеся в изменении социальной структуры современного российского общества:

социальная поляризация, т. е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

размывание интеллигенции, которое проявляется либо в массовом уходе индивидуумов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства (так называемая «утечка мозгов»);

процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.
8.
Социальные институты как нормы, правила взаимодействия.
Институциональная система общества, ее функции.
Общество формируется из системы социальных институтов и представляет собой сложную совокупность экономических, политических, правовых, духовных отношений, обеспечивающих его целостность как социальной системы.
Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле —
это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.
Социальные
институты (insitutum
— учреждение)
— ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.
Социальными институтами (от лат. institutum — устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.
Основная цель социальных институтов — достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

удовлетворение потребностей общества;

регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).
Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать
(например, институт рабства), а другие — появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.
Институционализация — процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки — это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.
9.
Социальные процессы: критерии, формы, типы. Особенности и
факторы социальной модернизации в России.
Социальный процесс - последовательная смена состояний общества или его отдельных систем.
Социальный процесс проявляется как движение во времени ряда социальных событий или явлений определенной направленности. В нем диалектически сочетаются изменение и постоянство, прерывность и непрерывность Социальная система не может е существовать без процесса, что приводит к определенным изменениям Процессы происходят на разных уровнях социальной системы: отдельного индивида, социальной группы, организации, общества Важнейшими признаками социально процессов является их всеобщность и связь с субъектом, который осуществляет процесс Функционирование и развитие общества происходят в разных формах социальных процессов.
Можно осуществить классификацию социальных процессов по определенным критериям частности, по формам развития социальные процессы разделяют на следующие виды:

направленные (предполагают определенную цель или тенденцию в своем движении) Они являются предполагаемыми или явными. Например, процесс глобализации, процесс реформирования экономики, создания единого европейского общ сообщества.

не направленные (носят случайный, хаотический характер) Например, эмоциональные семейные конфликты, мобилизации в социальных движениях

обратные (процессы, которые вызывают в системе определенные изменения) Эти изменения могут быть и радикальными, что может привести к возвращению в прежнее состояние Например, усиление девиантного поведения людей в пере иод экономического кризиса время следует помнить о том, что возвращение к прежнему состоянию не означает полную идентичность системы: восстанавливаются лишь основные структурные элементы, а второстепенные могут изменений юватись навсегдажди.

необратимые (отражают изменения, которые нельзя вернуть) Например, старение человека, урбанизация населения

восходящие (предусматривают развитие системы, если это развитие существенное, то его отождествляют с прогрессом)

нисходящие (вызывают негативные дисфункциональные изменения в системе, состояние регресса)

линейные (постепенные непрерывные восходящие или нисходящие изменения в системе)

циклические (периодическое повторение определенных фаз развития системы) Например, выборы и перевыборы президента или парламента Такие процессы можно рассматривать также как круговые

спиральные (представляют собой восходящий или нисходящий циклическое движение)
По степени общности различают:


социетальных процессы (глубокие процессы экономических, демографических, экологических и других изменений);

общие (функционирование таких социальных институтов, как системы управления, здравоохранения, образования);

особые (адаптация, урбанизация)
По характеру изменений: эволюционные и революционные процессы По направленности: прогрессивные и реакционные процессы По содержанию:

сотрудничество;

соперничество;

конкуренция;

конфликт;

приспособления
В реальной жизни все перечисленные формы социальных процессов могут чередоваться, сменяя друг друга, или протекать параллельно Могут налагаться или противостоять друг другу При этом, как правило, от дни процессы являются основой социальных изменений, а другие - остаются нейтральными к этим изменениям Они могут способствовать восстановлению, сохранению, а не трансформации системами.
Факторы социальной модернизации в России.
В России наряду с радикальными изменениями в идеологии, общественном сознании, политической и государственной организации происходят глубинные изменения в социальной структуре. Сторонники перемен признают их объективную обусловленность, а противники доказывают их искусственный характер.
В связи с очевидным провалом "либеральной модели" модернизации, предусматривающей механическое воспроизведение основных политических и социально - экономических институтов западной цивилизации без учета особенностей русской национальной культуры, сегодня все чаще ставится вопрос о выработке альтернативной стратегии и подходов к осуществлению преобразований. При его обсуждении высказываются различные и часто взаимоисключающие точки зрения. Например, российский философ С. С.
Кара - Мурза указывает на то, что ценности и институты модернизации не приживутся в России, поскольку она представляет собой традиционное общество с коллективистским и ориентированным на нравственные ценности типом мировоззрения, а модернизация опирается на установки в духе индивидуализма и прагматизма. Политолог С. Е. Кургинян полагает, что модернизация и построение капитализма - пройденный и ненужный для России этап, поскольку "дикий капитализм" уничтожит все экономические и культурные достижения советского периода; поэтому необходимо осуществить технологический прорыв в постиндустриальное общество, опираясь на коллективистские традиции русского народа и его способность к мобилизации ради достижения великой цели.
Таким образом, можно заключить, что вопрос о соотношении общих закономерностей процесса модернизации и национальных особенностей России весьма непрост, и поэтому выработка конкретных моделей и технологий преобразования российского социума - дело ближайшего будущего.
10.
Формирование мировой системы. Глобализация и
глокализация.
Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.
Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация.
В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.

Вместе с тем, происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах.
Глокализация — это процесс экономического, социального, культурного развития, характеризующийся сосуществованием разнонаправленных тенденций: на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление. Вместо слияния и унификации возникают и набирают силу явления иного направления: сепаратизм, обострение интереса к локальным отличиям, рост интереса к традициям глубокой древности и возрождению диалектов.
Глокализация — это процесс экономического, социального, культурного развития, характеризующийся сосуществованием разнонаправленных тенденций: на фоне глобализации вместо ожидаемого исчезновения региональных отличий происходит их сохранение и усиление. Вместо слияния и унификации возникают и набирают силу явления иного направления: сепаратизм, обострение интереса к локальным отличиям, рост интереса к традициям глубокой древности и возрождению диалектов.
Основной мотив глобализации — это увеличение подвижности всяческих потоков: финансовых, информационных, людских, материальных и прочих. Однако эта подвижность может увеличиваться, только если существуют значительные различия между регионами, источниками и получателями. Наиболее наглядно это можно проиллюстрировать на примере туризма. Не имеет смысла куда-либо ехать, если везде будет одно и то же. Сами транснациональные корпорации, как главный исполнитель экономической глобализации, очень заинтересованы не только в сохранении, но даже усилении региональных отличий.
Прибыль в современной мобильной экономике возможна только при наличии разности потенциалов между различными регионами. Это возрастание многообразия влечет за собой растворение прежних государственных границ, существовавших и существующих пока в виде тех или иных «фронтов противостояния». Искусственные административные границы постепенно уступают место естественным границам региональным, социально-экономическим и социально-культурным.
В основе глокализации лежит идея децентрализованного и «справедливого» мира. Модели глокализации разрабатываются, опираясь на сетевые формы самоорганизации и межкультурную коммуникацию. Первая глокальная организация — Glocal Forum, образована в 2001 г. Ее цель — ускорение мирового развития через развитие местностей и повышение внимания к локальным проблемам.
Глокализация проявляется в способности основных тенденций в сфере производства и потребления универсальных товаров перевоплотиться в региональные формы, то есть, подстроиться к специфике локального рынка. В свете обострения борьбы между транснациональными компаниями и движением антиглобализма со смещением в сторону отстаивания прав национальных производителей и потребителей, глокализацию следует рассматривать компромиссным вариантом формирования планетарного рынка производства и потребления универсальных товаров. Ряд транснациональных корпораций пропагандируют глокализацию в качестве стратегии, предполагающей создание новых производств в регионах, или тактики на подстраивание под потребности покупателей и вкусы потребителей.
11.
Понятие и типология личности. Социализация личности.
Девиантное поведение: понятие и основные формы.
Социальный тип личности – это способ осуществления человеком различных видов деятельности, определенная совокупность свойств личности, выражающая принадлежность индивида к социальной группе.
Понятие «социальный тип личности» фиксирует отражение совокупности повторяющихся социальных качеств личностей, входящих в какую-либо социальную общность. Как уже было указано, личность является сложным многоуровневым явлением, что обуславливает существование различных вариаций. В социологии накоплен значительный материал по этой проблеме. Остановимся на наиболее разработанных и существующих классификациях.
Шесть «идеальных типов» личности на основе их мотивационной направленности:

теоретический тип – ориентированность на получение новых знаний;

экономический тип – основой поведения выступает прагматическая ориентация;

социальный – стремление к общению, направленность на социальное окружение;

эстетический – склонность к впечатлениям, переживаниям и самовыражению;

политический – стремление к господству и распределению социальных ролей, а также склонность к подчинению;

религиозный – ориентация на поиск высшего смысла жизни, общение с Богом.
Процесс усвоения индивидом социальных норм, культурных ценностей и образцов поведения общества, к которому он принадлежит, называется социализацией.

Он включает в себя передачу и овладение знаниями, умениями, навыками, формирование ценностей, идеалов, норм и правил социального поведения.
В социологической науке принято выделять два основных типа социализации:

первичная — усвоение норм и ценностей ребенком;

вторичная — усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком.
Девиа́нтное поведе́ние (также социальная девиация) — это поведение, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространённых и устоявшихся норм в определённых сообществах в определённый период их развития. Негативное девиантное поведение приводит к применению обществом определённых формальных и неформальных санкций (изоляция, лечение, исправление или наказание нарушителя).
Три типа девиаций:
1.
социально-психологические девиации:

антидисциплинарное поведение;

асоциальное;

противоправное;

аутоагрессивное.
2.
клинико-психопатологические девиации (патологические и непатологические).
3.
личностно-динамические девиации: «реакции», «развития» и «состояния».
12.
Культура как объект социологии, структура и функции
культуры.
Культура — это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Культура — это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Понятие «культура» может использоваться для характеристики особенностей поведения сознания и деятельности людей в определенных сферах жизни (культуре труда, политической культуре). Понятие
«культура» может фиксировать способ жизнедеятельности отдельного индивида (личная культура), социальной группы
(национальная культура) и всего общества в целом.
Культуру можно разделить по различным признакам на разные виды:

по субъекту ( носителю культуры ) на общественную, национальную, классовую, групповую, личную;

по функциональной роли — на общую (например, в системе общего образования) и специальную
(профессиональную);

по генезису — на народную и элитарную;

по видам — на материальную и духовную;

по характеру — на религиозную и светскую.
Функции культуры
Коммуникативная функция связана с накоплением и трансляцией социального опыта (в том числе межпоколенческого), передачей сообщений в ходе совместной деятельности. Существование такой функции дает возможность определить культуру как особый способ наследования социальной информации.
Регулятивная проявляется в создании ориентиров и системе контроля человеческих действий.
Интегрирующая связана с созданием системы значений, ценностей и норм, как важнейшим условием стабильности социальных систем.
Рассмотрение функций культуры позволяет определить культуру как механизм ценностно- нормативной интеграции социальных систем. Это характеристика интегрального свойства социальных систем.
13.
Типология культуры. Культура как фактор социальных
изменений.
Типология — это научный метод, позволяющий систематизировать культурные объекты по общности каких-либо их признаков. При таком подходе типология культуры позволяет выделить и
классифицировать различные группы культурных объектов для более полного их изучения, сравнения и описания. В современной культурологии сложились два основных методологических подхода к типологизапии культур. Первый из них рассматривает культуру в диахроническом аспекте, т.е. в ее историческом развитии, и дает различные модели исторической типологии. Второй подход типологизирует культуру в синхронном аспекте — через пространственное размещение культурных центров и их взаимодействие между собой.
Культура выступает как важный фактор социальных изменений. Она чутко реагирует на все перемены, происходящие в обществе, и сама оказывает значительное воздействие на социальную жизнь, формируя и определяя многие общественные процессы.
Роль культуры как фактора социальных изменений особенно возрастает в периоды общественных реформ. Это со всей очевидностью можно проследить на примере нашей страны. Суть взаимодействия культуры и общественных реформ состоит в том, что, с одной стороны, реформы изменяют культурные ориентации, с другой – процессы изменения в самой культуре влияют на реформы. Любые общественные события, факты находят отражение в системе ценностей и норм всех уровней. В идеале общественные реформы должны иметь необходимую социокультурную предпосылку – общие ценности и нормы, выступающие регулятором жизни большинства людей. Такие предпосылки призваны создавать социокультурные институты. Однако сегодня в России, в силу сложившихся обстоятельств, существующие институты культуры не могут реализовать ценности нового. Поэтому до сих пор не выработана система ценностей, норм, моделей социальной деятельности, необходимых для развития общества. Не исключено, что в нашей стране социокультурным институтам предстоит довольно длительное функционирование на основе реально накопленного за предыдущие несколько десятилетий опыта, в то время как у большинства членов общества еще будут сохраняться прежние ценности и нормы, во многом не соответствующие и даже противоречащие происходящим общественным процессам.
В этих условиях особое значение приобретает выработка новой культурной политики. Под культурной политикой понимается комплекс мер по регулированию развития духовно-ценностных аспектов общественного бытия.
Новое понимание культурной политики дает возможность осознать практическую потребность в выработке целостного представления о культурной жизни общества. Культуре отводится роль формирования ценностно-ориентированной, оптимально организованной и социально эффективной деятельности. А культурная политика предполагает создание условий для самореализации личности. При этом имеются в виду социальные цели культурной политики, решение общественных задач через воздействие культуры на духовный мир, массовое сознание и социальное поведение людей. Кроме того, речь идет о поддержке культуры обществом, наращивании ее потенциала, о повышении общественной значимости культурных ценностей во всех сферах жизнедеятельности.
14.
Этнос как социальная группа. Социально-этническая
дифференциация.
Социально-психологические регуляторы жизнедеятельности больших групп — групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа характеризуется определенным психическим складом, имеет групповую психологию.
Эти групповые факторы существенно влияют на формирование соответствующего типа личности — типичных представителей класса, партии, нации и т. п. Эти личности становятся носителями групповых установок и стереотипов, внушенных образцов поведения.
Средства массовой коммуникации больших групп формируют общественное мнение — групповые устремления и чувства; ведут пропаганду, побуждая членов группы к определенным ценностным ориентациям и действиям. Основной социальной ценностью является общественное благо.
Среди многообразия больших социальных групп две из них являются субъектами исторического процесса — этнические группы и классы.
Этнос (греч. еthnos — племя, народ) — исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая социальная общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. В процессе исторического развития этносы могут утратить единство территории, но сохраняют язык, нормы поведения, обычаи, привычки, культуру. Этнические группы отличаются культурной целостностью, обладают этническим самосознанием, основа которого — представление об общности происхождения всех представителей данного этноса, о совместном историческом опыте предков. На высшей стадии
развития многие этносы образуют устойчивую социально-экономическую целостность —
нацию (лат. natio — народ).
В психологии этнических общностей выделяются психический склад этноса, его характер, темперамент, нравы, обычаи, устойчивые этнические (национальные) чувства.
ЭТНИЧЕСКАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
- процесс отделения, обособления людей определенной этнической группы от других этносов, ее стремление к саморазвитию, к национальной самостоятельности, экономической и политической независимости.
15. Этническое, национальное самосознание и поведение.
Национальное самосознание - это совокупность взглядов, знаний, оценок, идеалов, отражающих специфическое содержание, уровень и особенности представлений представителей национальной общности о прошлом, настоящем и будущем своего развития, о месте и назначении среди других сообществ и характер взаимоотношений с ними национальное самосознание отражает степень усвоения элементов общенациональной сознательности отдельными представителями нации.
Выделяют два уровня национального самосознания:
1) низкий (довольно часто подсознательный) - эмоционально отчуждено сопереживание собственного единства с другими представителями этнического сообщества (этническая идентичность);
2) высокий - рациональное, глубокое осознание национальной принадлежности (национальная идентичность).
Национальное самосознание — ядро национального сознания. Оно выступает в качестве стержневой системы оценочных отношений и рационально-ценностных представлений, необходимых для соответствующего самоопределения человека в духовной и социально- политической жизни. В отличие от национального сознания, отражающего обобщенные представления национально-этнической группы, национальное самосознание является более индивидуализированным понятием, выражающим прежде всего степень усвоения тех или иных компонентов общенационального сознания индивидами-членами национальной общности.
Национальное поведение – это социальное, физическое и коммуникативное поведение, определяющееся менталитетом и национальным характером.
Под коммуникативным поведением понимается совокупность норм и традиций общения народа, социальной, возрастной, гендерной, профессиональной и т.д. групп, а также отдельной личности.
16. Межэтнические отношения. Этнический конфликт и способы его
разрешения.
Межэтнические (межнациональные) отношения — отношения между этносами
(народами), охватывающие все сферы общественной жизни.
Выделяет два уровня межнациональных отношений:

Один уровень — взаимодействие народов в разных сферах общественной жизни: политике, культуре, производстве, науке, искусстве и т. п.

Другой уровень — межличностные отношения людей различной этнической принадлежности в разных формах общения — трудовом, семейно-бытовом, образовательном, неформальных видах взаимоотношений.
Для этнических процессов современности характерны две тенденции: интеграции — сотрудничества, объединения разных этно-государственных общностей, сближения всех сторон жизни народов; дифференциации — стремления народов к национальной самостоятельности.

Межэтнические отношения могут быть дружественными, взаимно уважительными либо, наоборот, конфликтными, враждебными.
Под этническим конфликтом понимается социальная ситуация, обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы (групп), с одной стороны, и государства, с другой, на пересечении этнического и политического пространства, выражающуюся в стремлении этнической группы (групп) изменить сложившиеся этнические неравенства или политическое пространство в его территориальном измерении.
Этнические конфликты чаще всего различают по их приоритетным целями. Если их расположить по нарастающей сложности достижения компромисса или урегулирования, типология будет выглядеть следующим образом:

культурно-языковые конфликты, связанные со стремлением сохранить или возродить полноценное функционирование языка и традиционной культуры в условиях прогрессирующей аккультурации, которая неизбежно приводит к постепенному «размыванию» этнокультурной идентичности;

социально-экономические конфликты, в которых выдвигаются требования выравнивания уровня жизни между отдельными этническими группами
(«богатыми» и «бедными»), предоставления квот «коренному населению» во властных группах или элитных слоях, распоряжения природными ресурсами в интересах той этнической группы, на территории которой они находятся;

статусные конфликты, связанные с выдвижением требований по изменению
(повышению) политического статуса и объема властных полномочий той или иной этнотерриториальной автономии, чаще всего возникающие в условиях организации государства на принципах национально-территориального федерализма;

территориальные конфликты между отдельными автономиями в пределах единого политического пространства федеративного государства или этнической группой, не имеющей (лишенной) собственного образования, с одной стороны, и автономией или государством в целом, с другой стороны. Такого рода конфликты, уже предполагают существенную «перекройку» внутри этнополитического пространства;

сецессионные конфликты, в которых выдвигаются требования по созданию собственной независимой государственности или воссоединения с соседним
(«материнским» или «родственным») государством. Решение подобного конфликта возможно исключительно посредством изменения территориальных контуров данного политического пространства.
Способы регулирования этнических конфликтов. Любой н ниче< кип конфликт обусловлен существованием той или иной формы неравенства этносов. Поэтому урегулирование этнических конфликтов требует нахождения нового, компромиссного и приемлемого для всех конфликтующих сторон, баланса взаимно удовлетворяющих их интересов.
Для достижения этого баланса необходимо выполнение трех обязательных условий:
Во-первых, каждая из сторон конфликта должна признать наличие конфликтной ситуации.
Тем самым за каждым оппонентом признается право на существование, но это совсем не означает признания справедливости их требований и притязаний. Урегулирование конфликта невозможно и бесполезно, если одна из сторон заявляет, что ее оппонент не имеет права на существование, а его позиция лишена всяких оснований.
Во-вторых, обязательным условием в урегулировании конфликта является степень организованности сторон: чем лучше они организованы, тем легче достигнуть договоренности и добиться исполнения условий договора. И, напротив, диффузный характер интересов, их расплывчатость существенно затрудняют разрешение конфликтной ситуации.
В-третьих, конфликтующие стороны должны принять твердо установленные правила игры, при соблюдении которых только и возможен переговорный процесс. Эти правила должны предоставить равные возможности каждой из сторон, т.е. обеспечить некоторый баланс в их взаимоотношениях.

Последняя предпосылка урегулирования фактически во всех действующих конфликтах этнического характера отсутствует, ибо сторона, стремящаяся к отделению, уже заранее оказывается в неравном положении относительно стороны, представляющей уже существующее государство. Исходное равенство возможностей может существовать в политических или экономических конфликтах, ибо конфликтующие стороны в нем в известном смысле равно- положены.
Вероятность найти решение конфликтной проблемы, которое в полной мере удовлетворило бы конфликтующие стороны, очень мала. В лучшем случае стороны принимают компромиссное решение, которое, не разрешая конфликт по существу, окончательно, переводит его в латентное состояние. При этом нет никаких гарантий, что следующие поколения конфликтующих этнических общностей будут удовлетворены подобным решением и не возобновят открытый конфликт.
В данном случае речь идет не об урегулировании, а о нейтрализации конфликта. Это надежный перевод этнического конфликта в рамки легальной политической борьбы между соответствующими партиями и движениями при гарантированной невозможности насильственных действий любой из сторон, а также при наличии обоснованных расчетов, что этно-сепаратисты не смогут набрать решающего большинства в свою поддержку на выборах органов государственной власти.
17. Семья как социальный институт и малая социальная группа.
Классификация семьи и брака. Проблемы современной семьи.
В социологии семья рассматривается одновременно и как малая социальная группа, и как важный социальный институт. В качестве малой группы она удовлетворяет личные потребности людей, в качестве института – социально значимые потребности общества.
Семья – это малая группа людей (минимально двух), связанных брачными или (и) кровно- родственными узами, общим бытом, хозяйством, взаимопомощью и моральной ответственностью.
Семья – один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетов и потребностей в жизни каждого человека. Она дает представление о жизненных целях и ценностях, о поведении в быту, о нравственности, гуманизме и т. д. В семье человек получает практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, усваивает нормы поведения в различных ситуациях повседневного общения. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы жизненного тренинга личности. С одной стороны, социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с членами своей семьи, с другой стороны, он накапливается за счет наблюдения со стороны ребенка за особенностями взаимоотношений остальных членов семьи между собой.
Типология семьи определяется различными подходами к определению основания для классификации, например:

по количеству детей (бездетная, однодетная, малодетная, многодетная семья);

по составу (семья неполная, простая, сложная);

по семейному стажу (молодожены, молодая семья, семья среднего супружества, пожилая

супружеская семья) и др.
Проблемы современной семьи
В обществе происходят неизбежные изменения:

политические

экономические

демографические

социальные
В связи с изменениями в обществе происходят изменения и в семье. Возникают новые формы и виды внутрисемейных отношений.

Эти изменения влекут за собой разделение семей по следующим проблемным основаниям:

семья, где родители заняты с утра до вечера на работе.

семья с одним родителем.

семья, где смешиваются разные культуры.

семья с детьми-инвалидами, детьми с тяжелыми хроническими заболеваниями.

опекунские семьи.

нетрадиционные семьи.
18. Экономическое сознание и поведение.
Экономическое сознание появилось как ответ на социальный заказ, на потребность в осмыслении таких общественных явлений, как экономика, экономика промышленности, экономика сельского хозяйства, экономико-математические модели, экономическая политика, экономическая самостоятельность, экономические кризисы, экономический плюрализм и т.д. В экономическом сознании общества отражается понимание соотношения между экономической деятельностью и теми общественными, политико-правовыми условиями, в которых совершается экономическая практика.
Экономическое сознание - это та форма общественного сознания, в которой отражены экономические знания, теории, оценки социально-экономической деятельности и общественные потребности.
Экономическое сознание формируется под влиянием конкретно-исторических условий и определяется объективной необходимостью осмысления происходящих социально-экономических изменений. Экономическое сознание, осмысление и совершенствование нацелено на существующей экономической реальности.
Экономическое поведение (Э.П.) — поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т.е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чистая выгода.
Предпосылками Э.П. выступают экономическое сознание, экономическое мышление, экономические интересы, социальные стереотипы. При этом каждый феномен по своему формирует тот или иной тип Э.П. Так, например, техника экономического мышления это некая предпосылка, которой человек руководствуется в своем поведении.
Исходя из баланса рациональности и эмоциональности своего мышления индивиды предпринимают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т.е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиям).
В общении между собой, особенно по поводу распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов, субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетворяют свои насущные потребности. Это вторая предпосылка их Э.П. позволяющая во многом его предсказывать. Действуя в собственных интересах, люди создают возможность выбора для других, и общественная координация формируется как процесс непрерывного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в ходе их взаимодействия. Существует несколько моделей Э.П. индивидов, содержащих механизмы общественной координации.
В отечественной экономике в процессе становления рыночных отношений явно доминируют два базовых типа Э.П. индивидов: дорыночный и рыночный.
Дорыночный тип поведения характеризуется формулой "гарантированный доход ценой
минимума трудовых затрат", или "минимум дохода при минимуме трудовых затрат".
В целом для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием социальных стереотипов, выработанных в годы советской экономики.
Рыночный тип поведения характеризуется формулой "максимум дохода ценой
максимума трудовых затрат". Он предполагает высокую степень экономической активности со
стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям. Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов.
Неизбежные издержки формирования рынка труда привели к возникновению еще одного типа Э.П.псевдорыночного. Псевдорыночный тип экономического поведения характеризуется формулой "максимум дохода ценой минимума трудовых затрат". Наличие псевдо рыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.
19. Труд как социальный процесс. Функция труда, содержание и
характер труда.
Труд как социальный процесс. Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Роль труда (функция) в развитии человека и общества заключается не только в создании материальных и духовных ценностей, но и в том, что в процессе труда сам человек раскрывает свои способности, приобретает полезные навыки, пополняет и обогащает знания.
Характер труда определяет технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда, социальные различия: общественное положение, социальный статус, материальное благосостояние, использование свободного времени и т. п.
Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости.
Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника.
Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.
В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:

творческий и репродуктивный (стереотипный),

физический и умственный,

простой и сложный,

исполнительный и организаторский (управленческий),

самоорганизованный и регламентированный.
20. Отношение к труду, стимулы и мотивы труда. Социально-трудовые
отношения.
Отношение к труду – понятие, означающее совокупность реальных мотивов трудовой деятельности личности, таких, например, как ориентация на заработок, на отношения с коллегами, на общественную значимость труда, его содержание, достижение признания или определенного социального статуса.

Мотив – осознанное внутреннее побуждение человека к какому-либо действию.
Мотивация – процесс побуждения человека к какой-либо деятельности, для достижения определенных целей.
Тип мотивации – устойчивая направленность работника на удовлетворение определенной группы потребностей. Основные типы мотивации работников:

Ориентация на нематериальные ценности (общественная значимость труда, интерес к работе, саморазвитию).

Ориентация на материальные ценности (заработная плата, премии, льготы).

Сбалансированная мотивация (работник ориентируется на нематериальные ценности, но не забывает и про зарплату и льготы). Управлять мотивацией работников, воздействовать на их мотивы – очень сложно. Более простой механизм воздействия на трудовой коллектив кроется в использовании стимулов.
Стимул – внешнее воздействие на человека или группу людей, с целью побудить к какому-либо результату.
Стимулирование - процесс воздействия на работника, посредством факторов внешней среды, для повышения его трудовой активности.
Виды стимулов:

Материальные стимулы: а) денежные: заработная плата; премии и надбавки; компенсации и т.д. б) неденежные (бенефиты – пакет социальных льгот): путевки в санатории; медицинская помощь и страхование; оплата обучения; предоставление служебного жилья; оплата транспортных расходов.

Нематериальные стимулы: а) социальные: возможность карьерного роста; престижность работы; общение в коллективе. б) моральные: уважение за профессионализм; почетные грамоты, дипломы и звания. в) творческие: возможность самореализации и саморазвития; креативная и интересная работа.
Социально-трудовые отношения — взаимосвязи и взаимоотношения, существующие между индивидуумами и их группами в процессах, обусловленных трудовой деятельностью.
Социально-трудовые отношения возникают и развиваются с целью регулирования качества трудовой жизни.
Субъектами социально-трудовых отношений являются индивидуумы или социальные группы.
Для современной экономики наиболее важными субъектами рассматриваемых отношений являются: наемные работники, профсоюз, работодатель, союз работодателей, государство.
Наемный работник — это человек, заключивший трудовой договор с представителем предприятия, общественной организации или государства.
Работодатель — это человек, нанимающий для выполнения работы одного или нескольких работников. Работодатель может быть собственником средств производства или его представителем. В частности, работодателем является руководитель государственного предприятия, который в свою очередь, является наемным работником по отношению к государству.
Профессиональный союз создается для защиты экономических интересов наемных работников или лиц свободных профессий в определенной сфере деятельности. Важнейшими направлениями деятельности профсоюза являются: обеспечение занятости и оплата труда.
Государство как субъект социально-трудовых отношений в условиях рыночной экономики выступает в следующих основных ролях: законодатель, защитник прав граждан и организаций, работодатель, посредник и арбитр при трудовых спорах.
Взаимосвязи между субъектами социально-трудовых отношений возникают при различных условиях: работник-работник; работник- работодатель; профсоюз-работодатель; работодатель-государство; работник-государство и др.

21. Безработица: социально-экономические проблемы. Рынок труда.
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Одно из главных негативных последствий безработицы – нерабочее состояние трудоспособных граждан и соответственно, выпущенная продукция.
Если экономика не в состоянии удовлетворять потребности в рабочих местах для всех, кто хочет и может работать, кто ищет работу и готов приступить к ней, кто хочет и может работать, то теряется потенциальная возможность производства товаров и услуг.
Следовательно, безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов
экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта.
Помимо чисто экономических издержек, нельзя сбрасывать со счетов и значительные
социальные и моральные последствия безработицы, ее негативное влияние на общественные
ценности и жизненные интересы граждан.
Безработица, каким бы уровнем она не измерялась, это всегда трагедия для тех, кто не имеет и не может получить законный источник существования. Более того, ее последствия выходят далеко за рамки материального достатка. Длительная бездеятельность ведет к потере квалификации, что окончательно убивает надежду найти работу по специальности. Потеря источника существования и жалкое существование приводят к упадку моральных устоев, потере самоуважения, распаду семьи и т.д.
Исследователи находят прямую связь между ростом самоубийств, убийств, психических заболеваний смертности от сердечнососудистых заболеваний и высоким уровнем безработицы.
Наконец, история убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, иногда очень бурным социальным и политическим переменам. Именно поэтому государство не должно полагаться на саморегулирующую роль рынка в вопросах занятости, а активно вмешиваться в этот процесс.
К экономическим причинам возникновения безработицы относятся:

– высокая цена рабочей силы (зарплата), которую требует ее продавец или профсоюз.

– низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает покупатель (работодатель).

– отсутствие стоимости, а соответственно и цены рабочей силы.
Таким образом, основной причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Это неравновесие особенно усиливается в периоды экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.д.
Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.
Функции рынка труда
Функции рынка труда определяются ролью труда в жизни общества. С экономической точки зрения труд — важнейший производственный ресурс. В соответствии с этим выделяют две главные функции рынка труда:

Социальная функция — заключается в обеспечении нормального уровня доходов и благосостояния людей, нормального уровня воспроизводства производственных способностей работников.

Экономическая функция — рынка труда заключается в рациональном вовлечении, распределении, регулировании и использовании труда.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта