Содержание 1 История философии 4
Скачать 1.49 Mb.
|
Основной вопрос философии, его структура.Существует два рода явлений: материальные и духовные. В человеке существует биологические и духовные процессы (2 вида реальности). Возникает вопрос о соотношении этих реальностей. Основной вопрос – вопрос о природе мира. Что лежит в основе мира, что от чего зависит, что причина, а что следствие? Основной вопрос философии, по оценке Ф.Энгельса,- это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Современная формулировка: отношение сознания к материи. Основное содержание и смысл этого вопроса описан Энгельсом в сочинении “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” 1886 г.. Существует два рода явлений: материальные и духовные. В составе основного вопроса философии выделяется 3 уровня. Первый уровень основного вопроса философии имеет две стороны: 1). Вопрос о первичности – материальное или духовное сознание; Возможны три подхода к решению вопроса о первичности: a) Монистический; Монизм (от греч. monos- один, единственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет одно начало. б) Дуалистический; Дуализм (от лат. dualis- двойственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет два начала. (Рене Декарт) в) Плюралистический; Плюрализм (от лат. pluralis- множественный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет много начал. (Готфрид Вильгельм Лейбниц) Монистическое воззрение делится на две основные философские концепции или направления: Материализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет материальное начало. Материализм является реалистическим мировоззрением, которое возникает из здравого смысла. Основной принцип материализма - принцип объективности, который вытекает из самой жизни. Этот принцип является необходимостью в повседневной жизни людей. Материализм стремится понять материальный мир “ из него самого”, не вводя никаких посторонних для мира факторов - бога, идеи и т.д. Согласно концепции материализма: Материя первична; Материя реально существует; Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто - либо или нет); Материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; Сознание, дух, мышление есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя; Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; Сознание определяется материей (бытием). Идеализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет духовное начало. Идеализм возникает как результат ощущения слабости человека перед силами природы и как результат разделения труда на умственный и физический. Умственный труд – привилегия господствующего класса. Из чего следует, что определяющую роль играет сознание, т.е. произошла абсолютизация творческой роли сознания. А физический труд – труд рабов. Гносеологические корни идеализма – сознание, оторванное от носителя, обладает особой творческой силой. Идеалисты считают, что первичной была идея, так как вещи конечны. Второй уровень основного вопроса философии – вопрос о трех сущностях: сущность мира, сущность сознания, сущность отношения сознания к материи. Третий уровень основного вопроса философии – вопрос о сущности человека, о смысле человеческого существования, о месте его в нем, о сущности мира, о сущности места человека в этом мире. Формы материализма и идеализма.Формы материализма: Античный материализм - Милетская школа, Атомисты (Демокрит); Материализм XVII-XVIII века – механистический, метафизический материализм (Бэкон, Локк); Диалектический материализм (Маркс и Энгельс); Материализм русских революционеров “демократов” (Герцен, Чернышевский, Белинский); Современный материализм XX века на современном естествознании. Формы идеализма: Объективный идеализм – такое философское течение, которое в основу мира кладет такое духовное начало, которое не завит от человека (Платон, Гегель); Субъективный идеализм – такое философское течение, которое признает первичным духовное начало и существует только человеческое сознание, а существование других объектов вне человеческого сознания под вопросом (Беркли, махисты). Субъективные идеалисты исходят из идеи о том, что свойства вещей мы познаем посредством ощущений, т.е. нам известны не сами ощущения, а их свойства, которые являются единственным свойством нашего познания. Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой реально существует сознание только одного человека. Исторические формы идеализма: Античный (Платон); Средневековый (Фома Аквинский); Идеализм немецкой классической философии (Кант, Фихте, Гегель); Неотомизм – XX век. 2). Вопрос о познаваемости: мир можно познать и мир познать невозможно. Как относятся наши мысли о мире к самому миру? (Вопрос о тождестве мышления и бытия.) Агностицизм (от греч. a – не, gnosis - знание)- такое философское течение, с точки зрения которого сущность мира и сущность вещей непознаваемы. Агностицизм: Скрытый (скептицизм, Д. Юм); Открытый (И. Кант). |