Реферат Архитектура Руси.. Содержание. Архитектура Киевской Руси. Архитектура в период феодальной раздробленности. А архитектура ВладимироСуздальского княжества
Скачать 2.99 Mb.
|
Содержание. 1.Архитектура Киевской Руси. 2.Архитектура в период феодальной раздробленности. А) Архитектура Владимиро-Суздальского княжества. Б) Архитектура Новгорода и Пскова. 3.Архитектура 14 – 15 вв. А) Новгород и Псков. Б) Архитектура Москвы. 4.Архитектура Российского государства второй половины 15 века - 16 века. Формирование ансамбля Московского кремля.5. Российская архитектура в 16 веке. 6. Русская архитектура 17 века. 1.Архитектура Киевской Руси. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского. СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ 1037г. Я.Мудрый. СОФИЙСКИЙ СОБОР В Новгороде 1045-50 гг. Я.Мудрый. Спасо-Преображенский собор в Чернигове 1031—1036 гг. 2.Архитектура в период феодальной раздробленности В XII—XIII веках важным культурным центром становится Владимиро-Суздальское княжество. Продолжая византийские и киевские традиции, архитектурный стиль видоизменяется, приобретает собственные, индивидуальные черты. А) Архитектура Владимиро-Суздальского княжества церковь Бориса и Глеба в селе Кыдекше под Суздалем при Ю.Долгоруком. 1-я пол.12в. Золотые ворота во Владимире ( А.Боголюбский, 1164г. 12в.) Церковь Покрова Богородицы на Нерли близ Боголюбова (1165г. А.Боголюбский, впамять о сыне) Владимирский Успенский собор построен в 1158-1160 гг. по приказу князя Андрея Боголюбского Дмитриевский собор во Владимире, при Всеволоде Большое Гнездо 1194-1197 гг. Б) Архитектура Новгорода и Пскова. Отличительные черты новгородской архитектуры — монументальность, простота, отсутствие излишней декоративности. Храмы Новгорода эпохи феодальной раздробленности уже не поражают огромными размерами, однако в них сохраняются основные черты данной архитектурной школы. Они отличаются простотой и некоторой тяжеловесностью форм. Церковь Николы на Липне (церковь Николая Чудотворца Липенского мужского монастыря) – первый каменный храм после монголо-татарского нашествия) 1292г. Церковь Успения Богородицы на Волотовом поле в Новгороде (после 1352) Церковь Спаса Преображения на Нередице близ Новгорода (1198г.) 3.Архитектура 14 – 15вв. А) Новгород и Псков. Церковью Федора Стратилата на Ручье (1360) Новгород Церковь Спаса на Ильине улице (1374) Новгород (очень схожа с церковью Федора Стратилата на Ручье) церковь Петра и Павла в Кожевниках (1406) Б) Архитектура Москвы. Превращение Москвы в сильный политический центр привело к стремительному развитию архитектуры на территории города и княжества. Архитектурные традиции Владимиро-Суздальского княжества успешно перенимались московскими зодчими, к концу XVI века уже можно говорить о собственной московской архитектурной школе. Успенский собор в Московском Кремле построен в 1475-1479 гг. под руководством итальянского зодчего. Аристотеля Фиораванти. (Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в 1326-1327 годах первого каменного собора Москвы.) Спасский Собор Андроникова монастыря в Москве построенный игуменом Александром до 1427 г. В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор 4.Архитектура Российского государства второй половины 15 века - 16 века. Часть1-Формирование ансамбля Московского кремля.При Иване 3 в 1485-1516 гг. возводятся новые кирпичные стены московского Кремля. Работами руководили итальянские мастера Марко Фрязин, Пьетро Антонио Солари, Алевиз. Основным высотным акцентом Кремля стал столп Ивана Великого - колокольня, высотой 81 м, с высоты которой можно увидеть окрестности на 24-30 км. Первые этажи были построены в 1505-1508 гг. архитектором Бон Фрязиным. В 1600 г., предположительно под руководством Фёдора Коня были достроены остальные этажи. Успенский собор - центральное сооружение Кремля. Его возведение начали ещё в 1472 г. московские зодчие Мышкин и Кривцов, но почти готовое здание рухнуло. Псковские мастера от возведения собора отказались, тогда Иван III пригласил архитектора и инженера Аристотеля Фиораванти из Болоньи. Псковскими мастерами был сооружён Благовещенский собор (1484 - 1489). Над росписями Благовещенского собора работали А.Рублёв и Ф.Грек, они же создали и некоторые иконы его иконостаса. В какой-то мере представить первоначальный облик Благовещенского собора помогает церковь Ризположения (1484-1485 гг.). Благовещенский собор хорошо гармонирует с Грановитой палатой, которая была построена Пьетро Антонио Солари и Марком Фрязиным в 1487-1491гг. Вдоль стен стояли скамьи, в правом углу от входа - трон Великого князя. Своё название Грановитая палата получила от гранёного руста, которым облицована её восточная часть. Третий собор, определяющий ансамбль Кремля - Архангельский (Архангела Михаила), был возведён Алевизом Новым в 1505-1508 гг. (16в). 5.Российская архитектура в 16 веке. Принятие Иваном Грозным титула «царя» и превращение России в царство было очередным этапом развития русского государства и русской архитектуры в том числе. В архитектуре данного периода продолжаются прошлые традиции, при этом в каменную архитектуру из деревянной проникает форма «шатра», что является заметным отличием в архитектуре нового периода. Остроконечные, похожие на величественные ели храмы, становятся в 16 веке архитектурной приметой времени. В отличие от строившихся прежде крестово-купольных эти церкви воздвигали без привычных столбов. Их внутреннее пространство было едино, не расчленено опорами, а снаружи сооружение венчал шатер – вытянутая вверх, высокая четырех- или восьмигранная крыша. Шатровые своды, кровли, навесы и наметы – или пометы(легкие крыши) украсили храмы. Церковь Вознесения Господня в подмосковном Коломенском ( построена Василием 3, в честь рождения сына (1530г.) – Ивана 4 ( Грозного). Церковь Георгия Победоносца с колокольней в Коломенском. В 1552 году, в честь победы над Казанским ханством, царь Иван IV повелел возвести на Красной площади в Москве большой собор. Много мастеров было в Российском государстве, но выбор царя пал на двух из них: Ивана Барму и Постника Яковлева (существует гипотеза, что это могло быть одно и то же лицо: Иван Яковлевич Барма). Получился храм-город о девяти самостоятельных приделах, стоящих на одном. Центральный храм был посвящен празднику Покрова Богоматери, отмечавшемуся 1 октября, когда были взорваны стены Казани и город был взят приступом. Поэтому весь собор назывался собором Покрова, что на Рву. Тут стоит отметить, что в народе это название не прижилось. Привычнее стало называть его храмом Василия Блаженного – в память о знаменитом московском юродивом. Василий слыл праведником. Молва о его святости облетела всю Россию, люди говорили, что его устами вещает сам Бог. Опасаясь, что это замечательное строение может быть повторено, царь приказал выколоть зодчему ( зодчим) глаза. Деревянный храм XVI века - Кижи. 6. Русская архитектура 17 века. Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем. Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремлецерковь Николы в Хамовниках (1679—1682)Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др. Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины.Трапезная и колокольня Новодевичьего монастыряЦерковь Покрова в Филях«Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.Архитектурные вкусы времен патриарха НиконаПатриарх Никон счел необходимым обратиться к архитектуре Древней Руси. Очевидно, он усмотрел в узорчатости неуместное отступление от изначальных образцов, которое так сурово преследовал в богослужебных книгах, проводя церковную реформу. Никон запретил строить шатровые храмы.Почти все постройки патриарха отличаются суровостью и строгостью, доходящей до аскетизма.Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь. Никон запретил строить шатровые храмы и попробовал возвести на русской земле копию храма Воскресения и Гроба Господня в Иерусалиме в подмосковном Новоиерусалимском монастыре. |