Главная страница
Навигация по странице:

  • Глава 2.

  • 1. Понятие и виды авторских договоров 1.1 Общие положения и виды авторских договоров

  • 1.2 Понятие и предмет авторского заказа

  • 1.3 Существенные условия договора авторского заказа

  • Понятия и виды авторских договоров. Понятия виды авторских договоров. Содержание и прекращение авторского договора


    Скачать 54.04 Kb.
    НазваниеСодержание и прекращение авторского договора
    АнкорПонятия и виды авторских договоров
    Дата21.04.2023
    Размер54.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПонятия виды авторских договоров.docx
    ТипРеферат
    #1078892
    страница1 из 3
      1   2   3

    Содержание
    Введение.............................................................................................................3
    Глав1. Понятие и виды авторских договоров................................................5

    1.1Общие положения и виды авторских договоров.......................................5

    1.2 Понятие и предмет авторского заказа.......................................................9

    1.3 Существенные условия договора авторского заказа..............................10
    Глава 2. Содержание и прекращение авторского договора........................15

    2.1 Содержание и элементы авторского договора........................................15

    2.2 Ответственность по авторскому договору...............................................21

    2.3 Прекращение авторского договора...........................................................24
    Заключение......................................................................................................26
    Список использованных источников.........................................................29

    Введение
    Актуальность темы исследования.

    Авторское право является в настоящее время одной из наиболее значимых и динамично развивающихся областей гражданского права. Значение авторского права в регулировании общественной жизни особенно резко возросло в последние годы. Это связано, в первую очередь, с невероятным по своей быстроте и масштабам развитием технических средств и технологий, позволивших максимально быстро осуществлять копирование и распространение произведений, являющихся традиционными объектами авторского права. Развитие средств коммуникации, многократно усиливших и ускоривших обмен продуктами творческой деятельности между отдельными странами и регионами, также потребовало усиления роли авторского права в защите интересов авторов творческих произведений.

    Актуальность исследования в немалой степени предопределена современными изменениями в действующем законодательстве, в том числе и регулирующем непосредственно авторские договоры, которые настоятельно требуют совершенствования теоретических представлений о правовом регулировании отношений связанных с этими договорами.

    Целью курсовой работы является исследование понятия и видов авторских договоров, а так же анализ действующего гражданского законодательства в сфере правового регулирования его содержания, ответственности и прекращения.

    Исходя из актуальности и цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи: ответственность прекращение право авторский договор

    1. Рассмотреть понятие, предмет и существенные условия договора авторского заказа.

    2. Исследовать понятие и виды авторских договоров.

    3. Проанализировать содержание, ответственность и прекращение авторского договора.

    Объектом курсового исследования является авторский договор.

    Предметом курсового исследования являются положения и нормы гражданского права КР, характеризующие и регулирующие наиболее важные и актуальные аспекты авторского договора: понятие авторского договора, основные и наиболее распространенные виды авторских договоров.

    Методология исследования.

    Построение истинного научного знания невозможно без применения логических методов познания, обеспечивающих правильность выводов о том или ином правовом явлении. Следовательно, авторское право требует применения формально-логического, исторического, аналитического, конкретно-социологического и иных методов научного познания.

    Теоретической базой курсовой работы являются труды кыргызских, российских и советских правоведов. Теоретическим и практическим проблемам авторского договора были посвящены работы таких ученых и юристов - практиков как Степановой О.А., Чернышевой С.А., Гаврилова Э.П. , Городова О.А., Гришаева С.П., Максимовой Л., Моргуновой Е., Ельниковой Е.В., Рассолова М.М., Снытникова А.А.,Грудициной Л.Ю., Погуляева Е.В. и других.

    1. Понятие и виды авторских договоров

    1.1 Общие положения и виды авторских договоров

    Авторским договором называется соглашение между автором (авторами) произведения науки, литературы, искусства, охраняемого авторским правом, и пользователем (юридическим или физическим лицом), в соответствии с которым автор (авторы) передает пользователю свои имущественные права, связанные с произведением.

    Авторский договор, как и любой гражданско-правовой договор, совершается в результате взаимного согласия сторон, когда совпадают их встречные волеизъявления. Классификация авторских договоров представлена в Приложении А.

    Авторский договор (договор об отчуждении исключительного права -- п. 2 ст. 1234 ГК КР и лицензионный договор -- п. 2 ст. 1235 ГК КР) должен быть заключен в письменной форме. Договоры в отношении произведений периодической печати могут заключаться в устной форме. Это вызвано короткими сроками опубликования материала в газетах и журналах [10].

    Предполагается, что устная форма авторского договора значительно затрудняет возможности защиты права автора, особенно если произведение не опубликовано или в него внесены изменения без согласия правообладателя.

    В качестве доказательства наличия договора авторы предъявляют различные письменные документы (письма, факсы, переписка сторон и т.д.).

    Стороны в авторско-договорных отношениях должны придерживаться основного принципа гражданского права -- свободы договора, который закреплен ст. ст. 1 и 421 ГК КР. Свобода заключения гражданско-правового договора вообще и авторского в частности проявляется в следующем.

    Стороны авторского договора свободны в установлении своих прав и обязанностей. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством.

    Так, согласно добровольно принятому обязательству по авторскому договору заказа автор обязуется в соответствии с заявкой, исходящей от организации, создать произведение, которое требует заказчик.

    Стороны в ходе заключения договора самостоятельно определяют вид договора, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, которому хотят подчинить свои отношения. Закон предоставляет субъектам в необходимых случаях право создавать любые модели договоров, не противоречащие действующему законодательству. Также стороны могут заключить смешанный договор, имеющий элементы различных договоров.

    Выступая в качестве особого вида гражданско-правового договора, авторский договор, в свою очередь, подразделяется на множество отдельных разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности. Так, авторские договоры могут подразделяться на отдельные группы в зависимости от вида произведений, по поводу которых они заключаются. В связи с этим могут быть выделены, в частности, авторские договоры на создание и использование литературных, музыкальных, аудиовизуальных, архитектурных и других произведений.

    Даже если эти договоры предусматривают один и тот же способ использования произведений, вид последних оказывает определенное влияние на содержание самого договора.

    Например, ранее действовавшее законодательство предусматривало, а практика выделяет и сейчас три отдельных издательских договора - на издание литературных, музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.

    Каждый из них обладает известной спецификой, выражающейся в своеобразии предмета, сроках представления и порядке рассмотрения произведения, правах и обязанностях участников.

    Авторский договор о передаче исключительных прав на произведение разрешает использование произведения определённым образом и в установленных договором пределах только лицу, которому эти права передаются, и даёт такому лицу право запрещать подобное использование другим лицам.

    Право запрещать использование произведения другим лицам может осуществляться и автором произведения, если лицо которому переданы исключительные права, не осуществляет защиту этого права.

    Авторский договор о передаче неисключительных прав разрешает пользователю использование произведения наравне с обладателем исключительных прав, передавшим такие права, и (или) другим лицам, получившим разрешение на использование этого произведения таким же способом.

    Права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если в договоре не предусмотрено иное.

    Сравнивая эти два вида авторских договоров можно сделать следующие практические выводы:

    - наиболее предпочтительным для автора произведения является форма договора, при которой, он оставляет за собой исключительные права на использование произведение, т.е. авторский договор о передаче неисключительных прав;

    - наиболее предпочтительным для пользователя является авторский договор о передаче исключительных прав на использование произведения, т.к. в этом случае пользователь становиться фактическим владельцем творческого произведения, извлекая от его использования максимальную прибыль, продавая неисключительные права на данное произведение другим лицам;

    - даже в случае, когда автор произведения расстался со своими исключительными правами в результате договора о передаче исключительных прав на произведение, он всё равно остаётся и признаётся всеми его автором, а также сохраняет наряду с личными неимущественными правами некоторые другие права, такие как право наблюдать за использованием пользователем прав на произведение и производить некоторые действия в отношении лиц, нарушающих права пользователя, если сам пользователь этого не делает. То есть здесь в отличие от обычных норм Гражданского законодательства автор может вмешиваться в отношения между пользователем и третьим лицом.

    Заключая авторский договор, стороны фактически заключают договор о продаже имущественных прав.

    К продаже имущественных прав в соответствии с пунктом 3 ст.454 ГК КР применяются общие положения о купле-продаже, если иное не вытекает из содержания или характера этих прав, поэтому к авторским договорам применяются общие нормы о гражданских обязательствах и договорах, а также общие положения о купле-продаже.

    Следуя ГК КР, по авторскому договору купли-продажи автор обязуется продать, а пользователь купить определённые права на использование творческого произведения и заплатить за них определённую цену.

    В отличие от авторского договора купли-продажи по авторскому договору заказа автор обязуется создать произведение в соответствующие сроки и передать его заказчику. А заказчик обязан в счёт обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс. Размер, сроки и порядок выплаты аванса устанавливаются в договоре по соглашению сторон.

    Здесь следует отметить такую норму закона как - то, что нельзя получить авторские права на идею или ещё не созданное произведение.

    Сравнивая данные два вида авторских договоров можно сделать вывод:

    - в случае если будущий автор произведения имеет идею о создании творческого произведения, но не имеет средств создать творческое произведение, то ему, конечно, выгодно заключить с заинтересованной стороной авторский договор заказа.

    - заключая авторский договор заказа на ещё не созданное произведение, заказчику рекомендуется установить срок действия этого договора как можно более длительный и предусмотреть в этом договоре как можно меньше оснований о его расторжении по инициативе автора. Так как в случае если автор окажется недобросовестным лицом может получиться следующая ситуация:

    - автор намерено не выполняет свои обязательства и не создаёт произведение, кроме того, автор на самом деле может произведение создать, но скрыть его от заказчика;

    - после истечения срока действия авторского договора заказа, выплаты заказчику убытков и упущенной выгоды, размер которой всегда можно принизить, автор произведение создаёт, и при этом он имеет исключительные права на произведение. Такая ситуация может быть для заказчика тем более печальна, так как, возможно, заказчик подал автору идею создания произведения.

    - такой исход дела может наступить, и если автор предусмотрел в договоре возможность для себя его «безболезненно» расторгнуть в одностороннем порядке, а заказчик договор с этими условиями подписал.

    - в целом можно заключить, что авторский договор заказа выгоден прежде всего, заказчику, особенно если идея создания произведения принадлежит ему.

    Издательский лицензионный договор - договор, заключаемый автором или другим правообладателем с физическим или юридическим лицом, которое в соответствии с таким договором принимает на себя обязанность осуществить издание произведения.

    Основное требование, которое возлагается в соответствии с законодательством (статья 127 ГК КР) на издателя, заключившего издательский лицензионный договор - издатель обязан начать использование произведения, то есть осуществить его издание, в определенный срок.

    По договору о предоставлении права использования произведения, заключенному автором с издателем, последний обязан начать использование произведения не позднее срока, установленного в договоре.

    В случае невыполнения издателем обязанности по изданию произведения автор вправе отказаться от договора без возмещения причиненных убытков.

    В случае отсутствия в договоре конкретного срока начала использования произведения такое использование должно быть начато в срок, обычный для данного вида произведений и способа их использования.

    В случае расторжения издательского лицензионного договора, автор вправе требовать выплаты ему вознаграждения, предусмотренного данным договором, в полном размере.

    В случаях, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение, возникает вопрос о заключении постановочного договора, предметом которого могут выступать драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями (театрами, филармониями, цирками и т. р.) путем постановки на сцене.

    Однако следует обратить внимание на то, что произведения, в отношении которых заключается постановочный договор, могут быть как необнародованными, так и уже известными публике, но не опубликованными.

    Следовательно, под постановочным договором принято понимать такой вид авторского договора, который закрепляет передачу неопубликованного произведения для использования его путем публичного исполнения (в театре, кино и т.п.).

    1.2 Понятие и предмет авторского заказа

    Среди авторских договоров особое место занимает договор авторского заказа. Его предметом является создание объекта авторского права, соответствующего определенным соглашением требованиям, и затем - передача заказчику прав на указанный объект.

    Договор авторского заказа позволяет заинтересованному в приобретении прав и использовании произведения лицу заранее "задать параметры" будущего произведения с учетом собственных потребностей, к примеру определить вид, жанр произведения, его тематику, объем и т.д.

    Согласно ст. 1288 ГК по договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Как видно из данного определения, договор авторского заказа является консенсуальным, т.е. будет считаться заключенным с момента достижения соглашения по всем существенным условиям в надлежащей форме (п. 1 ст. 432 ГК).

    Из определения договора следует его особенность - предмет такого договора необходимо указывать точно и конкретно: объем, вид, жанр, сфера применения, название, способы будущего использования заказчиком как произведения в целом, так и его отдельных частей.

    Предметом авторского договора заказа является обязательство автора создать произведение - написать пьесу, сценарий кинофильма, учебное пособие и т. п. (литературный заказ), нарисовать портрет (художественный заказ) и т. д., а также передать исключительные права на него заказчику.

    При определении предмета договора авторского заказа необходимо учитывать Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда КР, в котором сказано, что договор авторского заказа считается заключенным, если предмет договора оговорен максимально конкретно.

    Таким образом, в договоре авторского заказа необходимо как можно точно конкретизировать параметры создаваемого произведения, иначе возникает риск признания такого договора незаключенным вследствие несогласованности сторонами существенного условия о его предмете.

    1.3 Существенные условия договора авторского заказа

    Согласно мнениям судов существенными условиями договоров авторского заказа являются:

    1. Предмет договора, который должен быть указан наиболее подробно (п.1 ст.1288 ГК КР «По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение»).

    Так, Постановлением ФАС Волго-Вятского округа от 26 декабря 2005 г. N А17-295/1-2005 договор заказа был признан незаключенным, поскольку стороны недостаточно точно определили его объект1. Произведение, создаваемое по договору заказа, должно быть определено как можно более точно и конкретно, а именно его объем, вид, жанр, сфера применения и название. Следовательно, объектом авторского договора заказа является конкретное произведение, отвечающее установленным договором требованиям и созданное автором к определенному сторонами сроку.

    2. Сроки создания произведения (абзац 2 п.1 ст.1289 ГК КР: «Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным».)

    3. Возмездность договора авторского заказа, если договором прямо не предусмотрена его безвозмездность. При этом цена отчуждения может быть определена на основании п.3 ст.424 ГК КР.

    Договор авторского заказа, как уже указывалось, определяет требования к будущему произведению, регламентирует взаимоотношения сторон по представлению произведения заказчику, его согласованию (одобрению), доработке и, как правило, предусматривает передачу прав на произведение, а также его материального носителя заказчику.

    То есть можно выделить определенные стадии исполнения рассматриваемого договора:

    1) создание произведения и передача его для одобрения;

    2) одобрение произведения заказчиком;

    3) доработка произведения с учетом замечаний заказчика, если произведение не было принято в первоначальном виде;

    4) передача заказчику произведения в окончательном варианте.

    Специальные нормы прямо не определяют требований к форме договора авторского заказа. Также нет единой нормы, определяющей существенные условия такого договора. Специальные правила касаются лишь срока исполнения договора (ст. 1289 ГК).

    Условие о предмете договора авторского заказа включает в себя как требования к создаваемому произведению, так и действия сторон, связанные с дальнейшей передачей произведения заказчику.

    Требования к создаваемому произведению должны быть установлены настолько полно, чтобы они позволяли индивидуализировать произведение, а также по возможности исключали споры о соответствии произведения ожиданиям заказчика.

    Так, при рассмотрении спора, касающегося приобретения прав на созданное автором произведение, Высший Арбитражный Суд КР отметил, что простого указания в авторском договоре заказа на то, что произведение, права на использование которого передаются заказчику, будет вторым произведением, созданным автором, и будет соответствовать определенному жанру без указания иных параметров, характеристик будущего произведения.

    Например сюжета, названия, или без представления творческой заявки, плана, недостаточно для признания договора заказа заключенным.

    К тому же, если требования к произведению определены договором лишь в общем виде, условие о предмете может быть оценено как нарушение п. 4 ст. 1233 ГК, запрещающего включать в договоры об отчуждении исключительного права и лицензионные договоры условия, ограничивающие право гражданина создавать результаты интеллектуальной деятельности определенного рода или в определенной области интеллектуальной деятельности либо отчуждать исключительное право на такие результаты другим лицам.

    Ст. 1288 ГК допускает возможность передачи прав на произведение по лицензионному договору или отчуждение этих прав заказчику. Однако формулировки ст. 1288 ГК не позволяют однозначно установить, является ли передача исключительных прав на произведение тем или иным способом обязательным условием договора авторского заказа или возможно создание произведения без предоставления прав на него заказчику.

    В теории высказываются противоречивые мнения по данному вопросу. Так, Э.П. Гаврилов полагает, что "договор авторского заказа "должен" предусматривать либо отчуждение заказчику исключительного права, либо предоставление заказчику права на использование: "может" относиться к возможности выбора между этими двумя условиями"2

    Иной точки зрения придерживается Е.А. Моргунова: "Если в договоре авторского заказа не предусмотрено ни отчуждения исключительного права на создаваемое автором произведение, ни предоставления права, то по этому договору заказчик приобретает только право собственности на материальный носитель произведения.

    Если соглашением сторон не предусмотрена его передача заказчику во временное пользование".

    Если исходить из буквального толкования положений ст. 1288 ГК, последний вывод следует признать более верным. Ведь согласно п. 1 ст. 1288 ГК содержание договора исчерпывается обязанностью создать произведение на материальном носителе или в иной форме.

    Далее же указывается на то, что, как правило, материальный носитель передается заказчику в собственность. Таким образом, формально задача автора может исчерпываться созданием произведения и предоставлением заказчику его материального носителя в собственность или во временное пользование.

    Поскольку передача права собственности на оригинал произведения сама по себе не является передачей прав на использование произведения, законодательством установлен минимальный набор возможностей, предоставляемых приобретателю материального носителя: приобретатель вправе без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения демонстрировать приобретенный в собственность оригинал произведения и воспроизводить его в каталогах выставок и в изданиях, посвященных его коллекции, а также передавать оригинал этого произведения для демонстрации на выставках, организуемых другими лицами (п. 1 ст. 1291 ГК). Причем возможности изменения данного положения соглашением сторон не предусмотрены, оно императивно.

    Таким образом, все же следует признать, что законодатель исходил не из положения о необязательности передачи прав в отношении созданного произведения, а из возможности выбора одного из двух вариантов передачи прав.

    Оправдать отсутствие условия о передаче прав на произведение в том или ином объеме можно, если допустить, что произведение может в рамках договора авторского заказа создаваться без цели приобретения прав как на это произведение, так и на материальный носитель. Такая ситуация может возникнуть, если заказчик заинтересован в самом факте создания произведения определенным автором.

    Вместе с тем подобные ситуации следует отличать от случаев создания произведений на материальном объекте, уже принадлежащем заказчику, например роспись стены здания. В этой ситуации представляется необходимым урегулировать вопрос об использовании произведения и, соответственно, о приобретении прав на него. Произведение, создание которого предусмотрено договором авторского заказа, должно быть передано заказчику в срок, установленный договором.

    Договор, который не предусматривает и не позволяет определить срок его исполнения, не считается заключенным. При этом под сроком исполнения договора понимается срок, в течение которого должна быть исполнена обязанность автора по созданию произведения и передаче его заказчику. Поскольку законодательство признает срок исполнения обязанности по передаче произведения существенным условием, применение в данном случае п. 2 ст. 314 ГК исключается. Вместе с тем при определении сроков исполнения иных обязанностей сторон при отсутствии иного указания в договоре можно руководствоваться положениями ст. 314 ГК о разумном сроке. Это касается обязанности по выплате автору вознаграждения, обязанности по одобрению произведения, внесения в него правок.

    Что касается иных существенных условий, то их можно определить исходя из положений Гражданского кодекса о договорах об отчуждении исключительного права и лицензионных договорах. В частности, для всех возмездных авторских договоров заказа существенным будет являться условие о размере вознаграждения.

    Данное условие закреплено в качестве существенного как для возмездного договора об отчуждении исключительного права (ст. 1234 ГК), так и для возмездных лицензионных договоров (ст. ст. 1235, 1286 ГК). При отсутствии в таких договорах условия о размере вознаграждения или порядке его определения договор считается незаключенным.

    Правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК, к рассматриваемым договорам не применяются. Данное положение законодательства, учитывая специфику объектов авторских прав, каждый из которых уникален, вполне логично. К существенным условиям договора авторского заказа, предполагающего предоставление права на использование произведения, относятся также способы использования произведения (п. 6 ст. 1235 ГК).

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора авторского заказа, за которое автор несет ответственность, автор обязан возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором.

    При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику. Исполнение обязанностей по передаче прав на произведение и последствия их нарушения определяются правилами о договоре об отчуждении исключительного права на произведение либо о лицензионном договоре.

    При исполнении договора авторского заказа часто возникает вопрос о соотношении момента возникновения у заказчика права на произведение и на его материальный носитель. Право собственности на материальный носитель по общему правилу возникает с момента его передачи заказчику (п. 1 ст. 223 ГК). Исключительное право на произведение переходит к приобретателю, если иное не предусмотрено соглашением сторон, с момента заключения договора (п. 4 ст. 1234 ГК). Поскольку на момент заключения договора авторского заказа произведение еще не существует, исключительное право на такое произведение, если иное не предусмотрено договором, переходит к заказчику с момента создания произведения, причем независимо от того, когда должен быть передан материальный носитель.

    Если перечислить обязательные (существенные) условия договора авторского заказа с предоставлением права использования произведения в установленных договором пределах (лицензии), то они будут следующими:

    1) предмет договора путем подробного указания на характеристики создаваемого произведения;

    2) сроки создания произведений, причем предоставление права использования произведения в установленных договором пределах (лицензии) не может быть осуществлено ранее создания произведения;

    3) способы использования произведения (пп. 2 п. 6 ст. 1235 ГК КР);

    4) условие о размере вознаграждения или порядке его определения (для возмездного лицензионного договора) согласованное в письменной форме.

    Таким образом, договор авторского заказа всегда будет считаться смешанным. К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре (п.3 ст.421 ГК КР), за исключением случая, указанного в ст.1240 ГК КР, но с учетом одинаковых существенных условий договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора.
      1   2   3


    написать администратору сайта