альсугиер алаалдин мовафак 25. Содержание работы Введение
Скачать 26.86 Kb.
|
Содержание работы Введение……………………………………………………………………3 Смерть. Определение, виды………………………………………………4 Эвтаназия, ее виды. Эвтаназия и проблема страдания………………….6 Моральный аспект эвтаназии……………………………………………..9 Хосписное движение как альтернатива «смерти с участием врача»…..11 Заключение………………………………………………………………...14 Литература…………………………………………………………………15 Введение Внедрение новых медицинских технологий независимо от характера общественного устройства, от формационных или цивилизационно-типологических особенностей общества - привело к расщеплению смерти, к деформации как ее биологического, так и ее социального содержания. В частности, к нарушению тождества между биологическим организмом и моральным субъектом, к изменению причин смерти, к не всегда оправданному удлинению периода физических и моральных страданий (страданий и самого умирающего, и его близких), к разложению культово-религиозного уклада, а также к изоляции умирающего при резком возрастании зависимости его от системы лечебных учреждений Разрушение традиционных институтов социализации смерти, по мнению психологов, отрицательно сказалось на психическом здоровье населения Между тем не все в равной мере могут пользоваться достижениями научно-технического прогресса. В ситуации, когда не искоренен застарелый социальный антагонизм, жизнь становится предметом торга. Научные открытия создают предпосылки для появления новых каналов эксплуатации, легко обращаются во вред человеку (хрестоматийный пример -убийство с целью добыть органы для трансплантации). Здравоохранение трансформируется в прибыльную индустрию, в одну из корпораций, стоящих на страже прежде всего собственных интересов, в институт власти, способный конкурировать с государством или церковью и навязывать обществу определенную идеологию, определенное отношение к жизни и смерти. Определение смерти, ее виды. Смерть - необратимое прекращение основных жизненных функций организма (кровообращения, дыхания, центральной нервной системы). Конечным выключением основных функций организма является умирание клеток тела в основном вследствие прекращения поступления к ним кислорода. Так при отсутствии дыхательных движений прекращается вентиляция крови, насыщение кислородом и освобождение от углекислоты, накопившейся в результате тканевого обмена. Остановка сердца влечет остановку всего кровотока, прекращается доставка кислорода к тканям и органам, и удаления из них вредных продуктов обмена. Выпадение функции центральной нервной системы приводит к полному расстройству регуляции и взаимосвязи всех систем организма. Танатология (thanatos-смерть) - учение о закономерностях умирания и обусловленных ими изменениях в органах и тканях. Независимо от причин вызывающих умирание организм перед смертью претерпевает ряд состояний, которые называются терминальными (переход от жизни к смерти). Терминальные состояния - обратимые состояния угасания функций организма, предшествующие биологической смерти и включает предагональное состояние, терминальную паузу, агональное состояние (агонию) и клиническую смерть. Предагональное состояние характеризуется расстройством дыхания и кровообращения, приводящее к кислородному голоданию органов и тканей - синюшности и бледности кожных покровов, падению кровяного давления, нарушением деятельности центральной нервной системы в виде резкой заторможенности. Длительность этого состояния может быть от нескольких часов до нескольких дней. Терминальная пауза характеризуется внезапной остановкой дыхания, резким угнетением деятельности сердца, прекращением биоэлектрической активности головного мозга. Угасанием некоторых рефлексов. Продолжительность этой паузы от нескольких секунд до 3-4 минут. Агональное состояние характеризуется более глубокой стадией умирания, это последний этап борьбы организма за жизнь. Сознание утрачивается, повышается активность центров продолговатого мозга, что приводит к кратковременному усилению дыхания и кровообращения, а затем наступает ослабление сердечной деятельности и дыхания. В этой стадии резко меняется внешний вид умирающего - лицо становится бледным, землистым, заостряются черты лица, глазные яблоки западают, роговицы теряют блеск, нижняя челюсть отвисает (лицо Гиппократа). Наступает непроизвольное мочеиспускание и дефекация (выделение мочи и кала). Обычно в конце агонии прекращается дыхание, а сердечная деятельность некоторое время продолжается. Первичная остановка сердца бывает реже. Продолжительность агонии может быть различной и часто зависит от вида и механизма смерти от нескольких минут до нескольких дней. С прекращением дыхания и сердечной деятельности наступает состояние клинической смерти . На этом этапе организм как целое уже не живет и представляет переходное положение между жизнью и смертью, наиболее глубокое угнетение центральной нервной системы. При отсутствии внешних признаков жизни в тканях организма на минимальном уровне сохраняются обменные процессы. Термин "клиническая смерть" неправильный, смерть - состояние необратимое, а клиническая смерть - обратимое состояние, это не смерть, а глубокое угнетение жизненных функций организма, и это имело большое значение для медицины и привело к возникновению новой медицинской науки реаниматологии - науки об оживлении организма. Продолжительность клинической смерти 5 -6 минут, при охлаждении продолжительность клинической смерти может быть до 30 минут и определяется временем выживания центральной нервной системы (коры головного мозга), дольше сохраняется деятельность подкорковых центров и спинного мозга. Период клинической смерти сменяется периодом биологической смерти и характеризуется необратимыми изменениями в коре головного мозга - " смерть мозга" (полное отсутствие сознания, устойчивое отсутствие самостоятельного дыхания, исчезновение рефлексов). Этот момент, когда нарушается интегрирующая деятельность центральной нервной системы, и следует считать началом биологической смерти. Восстановить и поддерживать искусственно деятельность кровообращения и дыхания при прекращении деятельности центральной нервной системы возможно. Восстановить же деятельность центральной нервной системы при необратимом прекращении деятельности сердца нельзя. При мнимой смерти жизнедеятельность организма настолько ослаблена, что создается впечатление о якобы наступившей смерти (глубокий продолжительный обморок, летаргическое состояние и др.). Дыхание и сердечная деятельность обычными методами может не определяться, и это может привести к ошибочной констатации смерти. В условиях больницы могут быть использованы современные инструментальные методы исследования (электрокардиография, электроэнцефалография др.). Однако, несмотря на относительную простоту диагностики смерти, в условиях больницы в соответствии с существующим положением трупы лиц, умерших в больницах, отправляют на вскрытие через 2 часа после наступления смерти до появления достоверных признаков наступления смерти. Эвтаназия, ее виды. Эвтаназия и проблема страдания. Английский философ Фрэнсис Бэкон (1561 – 1626) для обозначения лёгкой безболезненной смерти ввёл термин «эвтаназия» (от греч. euthanasia, eu – хорошо, thanatos – смерть), то есть хорошая, спокойная и лёгкая смерть, без мучений и страданий. Буквально термин «эвтаназия» переводится как «благоумирание», но сам термин стал означать не столько «благую» смерть саму по себе, сколько её причинение. В медицинской, философской и правовой литературе она толкуется по-разному: «безболезненный, щадящий и избавляющий от страданий необратимый исход в небытие»; «умерщвление неизлечимо больных людей по их просьбе с целью прекращения страданий»; «сознательное действие, приводящее к смерти безнадёжно больного человека относительно быстрым и безболезненным путем с целью прекращения страданий». Ни одно из приведённых определений нельзя признать исчерпывающим, включающим все признаки и охватывающим все возможные ситуации эвтаназии. Первое определение не позволяет отграничить эвтаназию от самоубийства, совершаемого без участия другого лица. Второе не учитывает случаи, когда больной не в состоянии высказать свою просьбу (находится в коматозном состоянии). Третье определение содержит указание на действие, приводящее к смертельному исходу, и не охватывает случаи сознательного бездействия врача, имеющего целью не препятствовать естественному ходу событий и наступлению смерти пациента. Ни в одном из определений не говорится о субъекте, осуществляющем эвтаназию. Итак, эвтаназию можно определить следующим образом: это умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося по медицинским показателям в угрожающем жизни состоянии, в результате которого должна наступить его смерть. Проблема эвтаназии возникла не сегодня и не вдруг. Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «Я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это». Надо сказать, что сам термин «эвтаназия» отличается крайней противоречивостью. В зависимости от определения термина меняется и подход к проблеме эвтаназии. Различают эвтаназию пассивную и активную (критерий – позиция врача), добровольную и недобровольную (критерий – позиция пациента). Пассивная эвтаназия (или, как её ещё называют, «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти. На практике это достаточно часто встречается и у нас в стране. Под активной эвтаназией («метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция). Активная эвтаназия может происходить в следующих формах: 1) «убийство из милосердия» происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадёжно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата; 2) «самоубийство, ассистируемое врачом», происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью; 3) собственно активная эвтаназия может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает соответствующее устройство, как бы сам накладывает на себя руки. Добровольной называется эвтаназия, которая осуществляется по недвусмысленной просьбе больного или с его предварительно высказанного согласия (заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы стало широко распространённой практикой в США и некоторых других странах Запада). Недобровольная эвтаназия осуществляется без непосредственного согласия больного. Комбинируя эти формы эвтаназии, мы получаем четыре способа (ситуации) эвтаназии: добровольной и активной; добровольной и пассивной; недобровольной и активной; недобровольной и пассивной. По поводу первой ситуации (добровольная и активная эвтаназия) и четвёртой (недобровольная и пассивная) специалисты высказываются как «за», так и «против». По поводу третьей ситуации (недобровольная и активная эвтаназия) мнения, естественно, чаще всего бывают отрицательными. Те, кто высказывается в пользу эвтаназии, как правило, имеют в виду вторую ситуацию, когда эвтаназия является добровольной со стороны больного и пассивной со стороны врача. Моральные аспекты эвтаназии. Здесь необходимо обозначить два вопроса – собственно моральный (в частности, «что можно сказать о характере человека, совершающего подобные действия?») и юридический («должны ли подобные действия быть запрещены законом?»). Крупнейший теолог и философ средневековья Фома Аквинский (1226 – 1274) утверждает, что в общем человеческий закон должен основываться на естественном законе: запрещение людям делать то, что не является для них неправильным, – не законотворчество, а тиранство. Но, продолжает он, мораль и идеальная законность не тождественны. Иногда то, что с точки зрения морали плохо, всё же юридически запрещать нецелесообразно. В то же время то, что допускает мораль, может быть запрещено законом, поскольку временами для общего блага нам приходится отказываться даже от своих прав. Некоторые утверждают, что, хотя эвтаназия безнравственна, её не следует запрещать в законодательном порядке. Их доводы таковы: во-первых, слишком высоки затраты на претворение законных санкций в жизнь, и во-вторых, перспектива непослушания настолько широка, что она уже подрывает общее уважение к закону. Другие оппоненты утверждают, что, хотя эвтаназия не во всех случаях неправильна, она не должна быть разрешена законом. Один из вариантов этого аргумента тот, что практикой эвтаназии слишком легко злоупотребить. Другой вариант гласит, что легализация ставит многих людей в затруднительное положение выбора: либо продолжать жить, либо, умерев, уйти с дороги, – положение, в которое никого нельзя ставить. В зарубежной литературе предлагается много вариантов нравственной оценки эвтаназии. Большинство авторов поддерживает методы пассивной эвтаназии и отвергает любую возможность применения активной. Однако есть и прямо противоположное мнение. Наиболее известным его выразителем является крупный американский философ Дж. Рейчелс.Он считает, что если больной в сознании, понимает, что его дни сочтены, не может более терпеть физических страданий и просит врача ускорить его смерть, и врач выполнит его просьбу, просто прекратив лечение (пассивная эвтаназия), страдания больного могут на это время усилиться. В этой ситуации смертельная инъекция (активная эвтаназия), по мнению Дж. Рейчелса, более гуманна. Многие учёные опасаются, что формальное разрешение эвтаназии может стать определённым психологическим тормозом для поиска новых более эффективных средств диагностики и лечения тяжелобольных, а также способствовать недобросовестности в оказании медицинской помощи таким больным. Реанимационная помощь им требует не только больших материальных затрат, но и огромного напряжения физических и душевных сил обслуживающего медперсонала. Именно отсутствие надлежащего лечения и ухода может провоцировать требования тяжелобольного ускорить смертельный исход, что позволит врачу полностью прекратить всякое лечение и уход за ним. И в этом ещё одна из причин необходимости правового регулирования данного вопроса. Хосписное движение как альтернатива «смерти с участием врача». Альтернатива эвтаназии — система паллиативной помощи, которую может и должен обеспечивать хоспис. Символ хосписа — угасающая свеча в руках. Этот символ очень точно отражает суть помощи, оказываемой безнадежно больным, — бережное, трепетное отношение к умирающему, сопереживание и сострадание. Философия хосписа: нельзя предотвратить смерть, но и не следует ее приближать. У хосписа и эвтаназии одна цель — обеспечить достойный уход из жизни без боли. Между тем методы принципиально разные. Для эвтаназии нужна немалая решительность. В хосписе от ухаживающего за больным потребуется огромное терпение. Уход за пациентами хосписов обычно включает обезболивание, патронажный уход и духовную работу. Ранние христианские хосписы в большей мере заботились о душевном покое своих гостей. Первые хосписы не были специально предназначены для ухода за умирающими, однако пациенты здесь были окружены заботой и вниманием до конца жизни. В XIX в. врачи занимались только больными, имеющими шансы на выздоровление. Безнадежные пациенты могли уронить авторитет врача, и поэтому доживали свои дни почти без всякой медицинской помощи в домах призрения. В начале XIX в. врачи редко приходили к умирающим больным, даже для того, чтобы констатировать их смерть. Эту обязанность выполняли священники. В 1842 г. во Франции Жане Гарнье, молодая женщина, потерявшая мужа, открыла в Лионе один из первых приютов для умирающих. Он был назван хосписом. Еще несколько подобных учреждений были открыты позже в других местах Франции. В 1879 г., 30 лет спустя, в Дублине ирландские сестры милосердия основали хоспис Богоматери для умирающих. Это было первое учреждение, созданное специально для ухода за теми, чьи дни сочтены. Позднее было открыто еще несколько хосписов. С тех пор идея хосписного движения начала распространяться по всему миру. В 1972 г. появляется первый хоспис в одной из социалистических стран (Польша, Краков), в 1975 г. — в Канаде (Монреаль). Джейн Зорза, 25 лет, в течение четырех месяцев умиравшая в английском хосписе, завещала отцу организовать хосписы в России. Отец исполнил предсмертное желание дочери. Первый хоспис в России был открыт в 1990 г. по инициативе и при активном личном участии английского журналиста В. Зорзы и врача-психиатра А.В. Гнездилова в Лахте (Санкт-Петербург). В 1994 г. при усилии В. Зорзы был открыт и Первый московский хоспис, который возглавила В.В. Миллионщикова. В хосписе, где лечение носит паллиативный характер, очень важную роль играют медицинские сестры. Они встречают пациентов и их родственников, обеспечивают постоянное медицинское обслуживание больных, выслушивают их просьбы. Сестры осуществляют уход, необходимый для поддержания жизни и физического комфорта больных, поддерживают их морально, стараются приободрить. В работе им помогают санитары и сиделки. Анализ работы хосписной службы в целом по стране выявил следующие проблемы. В России распространена практика оказания паллиативной помощи в специальных отделениях. В то же время хосписов очень мало, тогда как весь объем задач по оказанию помощи умирающим больным могут выполнить только они. Ведь отделение паллиативной помощи больницы, как любое другое, работает по инструкции, ограничивающей пребывание пациентов в отделении числом койко-дней. Для умирающего больного такого ограничения быть не должно. Смысл хосписа в том, что с человеком будут рядом до конца. А для этого нужны соответствующее отношение к своей работе, специальная подготовка и иная оплата. Не следует забывать и о "синдроме профессиональной усталости". Он выражается в безразличии ко всему происходящему и даже в принятии летального исхода как естественного и неизбежного. Разумеется, при оказании помощи неизлечимо больным людям подобное отношение недопустимо. Не случайно, например, в Германии медицинский персонал хосписов может работать там не более пяти лет. Заключение Человек не может жить вечно. Смерть есть необходимое биологическое условие сменяемости индивидов, без которой человеческий род превратится в огромный, инертный монолит. Но как бы не объясняли рациональную необходимость смерти, она все равно остается самым трагическим событием в жизни человека. И посему проблема смерти и бессмертия волнует человека во все времена. Таким образом, с одной стороны, последние десятилетия ознаменовались возрастанием интереса к социальным аспектам смерти, а именно - к ее месту в системе общественных отношений, к конструированию форм ухода из жизни в процессе общественной практики, к вопросу о границах допустимого вмешательства в естественный ход событий. С другой стороны, стало очевидно, что без целостного понятия смерти, в котором органично соединились бы знания естественнонаучные, гуманитарные и собственно философские, нельзя постичь сущность человека, выстроить систему антропологических знаний. Литература Власов В.В. Основы современной биоэтики. Саратов, 1998. С. 39-54 Воробьева Л. Здравый смысл Осень 2006 № 4 (41) Иванюшкин А.Я. и др. Введение в биоэтику. М., 1998. С. 265-293. http://tanat.info/ http//.www.bioethics.ru lib.znaimo.com |