Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть

  • Европейские университеты. Содержание Введение Основная часть Заключение Список литературы Введение


    Скачать 87.88 Kb.
    НазваниеСодержание Введение Основная часть Заключение Список литературы Введение
    АнкорЕвропейские университеты
    Дата14.02.2023
    Размер87.88 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаEvropeyskie_universitety.docx
    ТипРеферат
    #936246
    страница1 из 2
      1   2

    Содержание

    Введение…………………………………………………………….……….3

    Основная часть……………………………………………………….……...5

    Заключение………………………………………………………………….18

    Список литературы…………………………………………………………20

    Введение

    Великая дивергенция - термин, введённый политологом Самюэлем Хантингтоном обозначает процесс, посредством которого Западный мир (то есть в первую очередь Западная Европа и части Нового Света) преодолел сдерживающие развитие факторы и в XIX веке стал наиболее сильной и богатой цивилизацией всех времен.

    Этот процесс сопровождался и подкреплялся достижениями эпохи великих географических открытий и последовавшим за ней возникновением колониальных империй. Значительную роль также сыграли эпоха просвещения, революция цен, научная революция и, наконец, промышленная революция. Ученые предложили множество теорий, чтобы объяснить природу великого расхождения: в них учитывались географические факторы, колониализм, доступ к ресурсам, а также традиции и обычаи западных народов.

    Данная работа посвящена зарождению университетов, роли научного знания и культурного капитала, его концентрации в техническом и общественном прогрессе в Европе в 16-17 вв., что повлияло в дальнейшем на процесс великой дивергенции. Изучение этой темы является особенно актуальным и интересным, так как именно благодаря университетской модели образования стали возможными все технические и культурные достижения. Без развития университетов сложно себе представить всю европейскую и мировую культуру, развитие науки как таковой.

    Объект исследовани.я – европ·ейска.я наук.а и образовани.я 16-17 вв.

    Предме.т исследовани.я – становлени.е п·ервы.х университетов в Европ·е, п·роцесс накоп·лени.я научно-культурного кап·итала.

    Главна.я цель работы – рассмотреть п·роцесс зарождени.я университетов, а такж.е оп·ределить роль концентраци.и знаний в техническо.м и научно.м п·рогрессе, которы.е являютс.я п·редп·осылкой великой дивергенции.

    В связи с п·оставленной целью необходим.о вып·олнить следующи.е задачи:

    - Охарактеризовать исток.и университетского образования.

    - Рассмотреть учебны.е п·рограммы п·ервы.х университетов и и.х сп·ецифику.

    -Выявить роль развити.я науки, культурны.х достижений в техническо.м и общественно.м п·рогрессе.

    В п·роцессе исследовани.я был.и исп·ользованы следующи.е методы:

    - аналитический;

    - метод синтеза;

    - метод систематизации.

    Структур.а работы п·редставлен.а введением, основной частью, заключение.м и сп·иско.м литературы.

    Основная часть

    Университетско.е образовани.е в Европ·е с самого п·ервого этап·а работы университетов находилось н.а вершине образовательной системы. В частности, университе.т был культурным центром, в которо.м п·роводились социальные, экономически.е и национальны.е п·рограммы. Университеты п·ризваны для того, чтобы расп·ространять высокий уровень знаний, восп·итывать элиту общества, развивать культуру мышлени.я и деятельности, расп·ространять культурны.е ценност.и в целом1.

    Первы.е университеты н.а территори.и Европ·ы имел.и нескольк.о названий, в частности, кроме «universitas», которо.е не сразу стал.о главным, основным и единственным оп·ределение.м университета, и.х такж.е называл.и «studium generale».

    Первы.е университеты занимались обучение.м врачебному ремеслу, юрисп·руденци.и и теологии. Им.и вып·олнялись функци.и городски.х гильдий. В это.м отношени.и он.и был.и п·охожи н.а ины.е гильдии, которы.е занимались ремесленным обучением. Те.м не менее, университеты отличались тем, что не тольк.о п·ередавал.и узкосп·ециальные, п·рофессиональны.е знания, а и давал.и доп·олнительны.е знани.я (здесь уп·оминани.я заслуживае.т так называемый факульте.т свободны.х искусств).

    Студенты п·осле окончани.я данного факультета, п·родолжал.и обучени.е н.а медицинском, п·равово.м ил.и теологическо.м факультете.

    Доп·олнительно.е образование, п·омим.о сп·ециально-п·рофессионального, оп·ределял.о утверждени.е университет.а как учебного заведени.я (studium generale), а не тольк.о как гильди.и (universitas).

    Университетско.е образовани.е был.о нап·равлен.о н.а то, чтобы обучать интеллектуальным п·рофессиям. Кроме того, университе.т даж.е и в ранней модел.и британского университетского образовани.я можн.о рассматривать в качестве связующего звен.а между различным.и культурам.и для установлени.я тесного межкультурного контакта2.

    По мнению ученых, занимающихс.я исследование.м п·роблемы возникновени.я университетов, университе.т возникае.т как институ.т европ·ейской культуры, как п·родукт христианского Зап·ад.а XII в., как уникально.е явлени.е Средневековья, не имеюще.е аналогов в п·редшествующе.м ему времени. Таков.о расп·ространенно.е и устоявшеес.я мнение.

    Первы.е п·оложени.я учебной университетской п·рограммы для средневековой Европ·ы был.и разработаны философами-п·едагогам.и Марциано.м Кап·еллой (410–427), Боэцие.м (480–524), Кассиодоро.м (487–578), Исидоро.м Севильски.м (570–636), Алкуино.м (735–804). Учебники, нап·исанны.е этим.и философами, сохранял.и свою актуальность вп·лоть д.о XIV века.

    Канон сем.и свободны.х искусств включал следующи.е дисцип·лины:

    – грамматик.а (с элементам.и литературы);

    – диалектик.а (философия);

    – риторик.а (включа.я историю);

    – географи.я (с элементам.и геометрии);

    – астрономи.я (с элементам.и физики);

    – музыка;

    – арифметика.

    Наук.и тривиум.а (грамматика, риторика, диалектика) рассматривались как низшие, высши.е – это наук.и квадривиум.а (речь иде.т об арифметике, географии, астрономии, музыке).

    До 13 век.а уп·оминани.я о университета.х крайне скудны. Это существенн.о осложняе.т задачу исследовани.я важнейши.х моментов зарождени.я и развити.я высши.х учебны.х заведений Европ·ы.

    Известно, что один из старейши.х университетов Европ·ы и Британи.и в частност.и – Оксфордский – был создан п·.о образцу Парижского университета. Первы.е университеты стал.и п·оявлятьс.я в 11-12 вв. Он.и п·рисуждал.и учены.е степ·ени, факт п·риобретени.я которы.х оценивалс.я в духе ученичеств.а и рыцарского восп·итания. Порой вып·ускников, как рыцарей, венчал.и громким.и титулами, нап·ример «граф п·рава». В ученой степ·ен.и «магистр» (англ. master) нетрудн.о угадать звание, которо.е п·олучал ученик ремесленника. Профессор.а и студенты находились в.о взаимоотношения.х мастеров и п·одмастерьев.

    Постеп·енн.о формировалась систем.а тьюторства, существующа.я и в настояще.е врем.я и являющаяс.я п·родуктивной формой п·роведени.я занятий.

    Студент должен был обучатьс.я у п·рофессор.а о.т тре.х д.о сем.и ле.т и, есл.и его учеба была усп·ешной, он мог п·олучить степ·ень бакалавра. На ранне.м этап·е степ·ень бакалавр.а рассматривалась лишь в качестве ступ·ен.и к научной степ·ени.

    Бакалавр п·осещал лекци.и и у други.х п·рофессоров, оказывал п·омощь новым студентам. Дале.е ему п·олагалось п·убличн.о защитить научную работу п·еред членам.и факультета.

    Есл.и защит.а п·роходила усп·ешно, бакалавру п·рисуждалась учена.я степ·ень лиценциата, магистр.а ил.и доктора. Следуе.т отметить, что п·ервы.е средневековы.е университеты н.а п·ротяжени.и долгого времен.и являлись совершенн.о независимым.и сообществам.и в государстве, как бы status in statu. Университеты самостоятельн.о издавал.и законы и п·равила, уп·равлял.и организацией, тогд.а как в эти.х п·роцесса.х городские, государственны.е и церковны.е власт.и не п·ринимал.и участия3.

    Анализ источников п·.о п·роблеме университетского образовани.я в Европ·е свидетельствуе.т о том, что п·родолжительность обучени.я варьировалась, н.о в любо.м случае требовалось сначала п·ройт.и трехгодичный курс обучени.я н.а факультете свободны.х искусств, гд.е п·реп·одавались дисцип·лины, необходимы.е для общего образования: грамматик.а и философи.я Аристотеля. Дале.е студент (или, как тогд.а его называли, школяр), п·олучивший степ·ень лиценциата, мог закончить обучени.е ил.и п·оступ·ить н.а один из тре.х высши.х факультетов, гд.е давались сп·ециальны.е знания. Самым п·родолжительным был.о обучени.е н.а факультете теологи.и – четырнадцать лет, н.о у его вып·ускник.а п·оявлялась возможность сделать блестящую карьеру.

    Сп·ециалисты в истори.и развити.я университетской модел.и образовани.я Европ·ы, как п·равило, выделяю.т п·ять-шесть п·ериодов.

    I п·ериод (V–XII вв.) связан с зарождение.м школ, из которы.х п·озж.е (в XII–XIII вв.) п·роизошл.о образовани.е Парижского, Оксфордского и Кембриджского университетов.

    Рассмотри.м н.а п·римере Британии. В Оксфорд.е обучени.е п·роводилось с 1096 г. Вследстви.е смуты, п·роизошедшей в Оксфорд.е в 1209 г., окол.о трехсо.т школяров и магистров п·окинул.и Оксфорд и п·оселились в Кембридже, гд.е стал.и п·родолжать занятия. Благодаря п·ереселению и деятельност.и магистров и школяров п·римерн.о в 1229 г. Кембриджской школе был.о п·рисвоен.о звани.е studium generale. Еще д.о середины двенадцатого столети.я п·ервы.е университеты обладал.и всем.и п·ризнакам.и средневекового университета. Это касалось как содержани.я обучения, так и п·реп·одавательского состава.

    II п·ериод (XIII – п·ерва.я п·оловин.а XIV вв.) связан с активным п·роцессо.м развити.я и расцвет.а научной мысли.

    В истори.и многи.х европ·ейски.х университетов он знаменателен следующим.и моментами:

    – закреп·лени.е автономност.и университета, то есть его независимост.и как о.т государства, так и о.т церкви;

    – увеличени.е степ·ен.и доступ·ност.и обучени.я для все.х слоев населения, то есть, университетска.я модель стала боле.е демократичной.

    Нап·ример, в Оксфордско.м университете состоялось открыти.е п·ервы.х колледжей (Balliol College – 1249, Merton College – 1264), в которы.х работал.и учены.е Роберт Гроссетест, Роджер Бэкон, Майкл Скотт, Уилья.м Окка.м и др.

    III п·ериод (втора.я п·оловин.а XIV – XVI вв.) был отмечен консервативностью фор.м обучения, и.х стагнацией. Эт.и п·роцессы был.и связаны с п·ричинам.и социально-экономического и п·олитического характера.

    Во внутренней организаци.и университетов п·роизошл.и изменения, а именно, речь иде.т о п·оявлени.и так называемой аристократической формы

    Частичн.о университетам.и была утрачен.а независимость о.т церкви и государства. Университетско.е образовани.е становитс.я элитарным.

    В XV в. п·оявляютс.я шотландски.е университеты: Сент-Эндрюсский университет, Университе.т Глазго и Университе.т Абердина, в которы.х изучались гуманитарны.е наук.и (свободны.е искусства), теологи.я и каноническо.е п·раво.

    Шотландски.е университеты с самого п·ервого этап·а своей работы отличались о.т английски.х большей демократичностью. Английски.е ж.е университеты находились п·од влияние.м англиканской церкви4.

    IV п·ериод (XVI–XVII вв.). Он отмечен выходо.м университетского образовани.я из оцеп·енения, п·оявление.м новых, живы.х фор.м обучения, расп·ространение.м гуманитарны.х наук. Подъе.м образовани.я связан в то.м числе и с п·оявление.м в числе п·реп·одавателей многи.х гуманистов, в частности, речь иде.т о Томасе Линакре, Уильяме Гросине, Джоне Колете, Томасе Море, Эразме Роттердамско.м (п·рофессоре Оксфордского университета), Френсисе Бэконе и др.

    В Британи.и и други.х страна.х такж.е п·оявились грамматически.е гимнази.и (Grammar schools) и школы для начального обучения.

    В середине XVI в. в Оксфорд.е и Кембридж.е п·роизошл.о окончательно.е формировани.е системы тьюторства.

    В XVII в. университе.т уж.е являлс.я аристократической респ·убликой, котора.я активн.о участвовала в п·олитической жизн.и общества.

    Нап·ример, п·осле вступ·лени.я н.а английский п·рестол Яков.а I (Яков.а VI, короля Шотландии) английски.е университеты, вслед за шотландскими, п·олучил.и п·редставительств.о в п·арламенте. В XVII–XVIII вв. это ж.е п·рав.о был.о п·редоставлен.о университета.м Ирландии.

    V п·ериод (XVIII – XIX вв.), как отмечае.т О.О. Чертовских, «характеризовалс.я боле.е усиливавшимс.я стремление.м к радикальным реформа.м всей системы британского высшего образования. Он.о был.о обусловлен.о п·отребностям.и общества. Плодо.м этого стремлени.я явилось п·оявлени.е новы.х университетов и гимназически.х школ. В Оксфорд.е и Кембридже, наряду с традиционным обучением, развивалось ново.е нап·равлени.е – исследовательска.я работ.а студентов в лаборатория.х и семинарах. С другой стороны, бурно.е развити.е п·ромышленност.и в эп·оху п·ромышленного п·ереворот.а п·отребовал.о создани.я новых, боле.е п·рактическ.и ориентированны.х университетов, в которы.х меньше внимани.я уделялось классически.м дисцип·линам, за сче.т чего была усилен.а п·одготовк.а п·.о естественным наукам. Университеты, возникши.е в Бирмингеме, Бристоле, Ливерп·уле, Манчестере, Лидсе, Шеффилд.е н.а базе колледжей, институтов и други.х образовательны.х центров (нап·ример, медицинской школы Лидса) вошл.и в историю как индустриальны.е университеты (civic universities) ил.и «краснокирп·ичны.е университеты» (red brick universities)», которым сужден.о сыграть большую роль в техническо.м п·рогрессе.

    Стары.е университеты в основно.м сп·ециализировались н.а классическо.м богословско.м образовании, тогд.а как новы.е университеты стремились заниматьс.я п·одготовкой студентов к тому, чтобы он.и усп·ешн.о занимались п·рактической деятельностью.

    VI п·ериод (XX–XXI вв.) в развити.и университетского образовани.я возможн.о назвать п·ериодо.м реформирования5.

    Итак, п·ервы.е университеты сыграл.и большую роль в концентраци.и знаний. Как результат, стала формироватьс.я нова.я научна.я картин.а мира. Появлени.е университетов – это мощный толчок для развити.я все.х научны.х областей и новы.х научны.х достижений, это п·редп·осылк.а великой дивергенции.

    Развити.е естествознани.я н.а п·ротяжени.и долгого п·ериод.а времен.и оп·ределялось сп·ецификой содержани.я именн.о физической картины мира. Идеи госп·одствующей физической картины мир.а стал.и основой для выработк.и общенаучны.х концеп·ций и п·арадигм, оп·ределял.и п·роцесс развити.я научной картины мир.а в целом. В рамка.х физик.и осуществлялось формировани.е большинств.а методов научного п·ознания.

    В развити.и физического знани.я выделяю.т механистическую, электромагнитную и квантово-релятивистскую картины мира.

    Механистическа.я картин.а мир.а сложилась п·р.и п·ереход.е о.т эп·охи Возрождени.я к эп·охе Нового времени. Хотя и в эп·оху античност.и п·редп·ринимались п·оп·ытк.и объяснени.я и изучени.я физически.х п·роцессов. Примерн.о с сороковы.х годов XVI столети.я д.о сороковы.х годов XVII столети.я осуществлялс.я сложный революционный п·роцесс, связанный с заменой средневекового мировоззрени.я и наук.и новым мировоззрение.м и новой, основывающейс.я н.а оп·ыте и п·рактике наукой. Была п·роделан.а огромна.я работ.а п·.о обоснованию и укреп·лению гелиоцентрической системы мир.а (Н. Коп·ерник, Дж. Бруно, И. Кеп·лер, Г. Галилей), критике п·ерип·атетической методологи.и и науки, выработке методологически.х основ новой наук.и (Ф. Бэкон, Г. Галилей, Р. Декарт). Усп·ехи эксп·ериментального и математического метод.а обозначились, п·режд.е всего, в област.и механики. Механистическа.я картин.а мир.а формировалась благодаря научной деятельност.и таки.х ученых, как Г. Галилей, И. Кеп·лер, Х. Гюйгенс. Основоп·олагающую роль в формировани.и классической механики, основны.х е.е законов и п·ринцип·ов сыграл, конечн.о же, И. Ньютон.

    Механистическа.я картин.а мир.а основан.а н.а следующи.х п·оложениях: мир состои.т из неделимы.х корп·ускул (речь иде.т о корп·ускулярной теори.и строени.я материи); взаимодействи.е корп·ускул осуществляетс.я в качестве мгновенной п·ередачи сил п·.о п·рямой (речь иде.т о п·ринцип·е дальнодействия); тела, которы.е образованы из корп·ускул, осуществляю.т сво.е п·еремещени.е в абсолютно.м п·ространстве с течение.м абсолютного времени; все механически.е п·роцессы п·одчинены п·ринцип·у строгого (жесткого) детерминизма, сущность которого заключаетс.я в том, что п·ризнаетс.я возможность точн.о и однозначн.о оп·ределить состояни.е механической системы благодаря е.е п·редыдущему состоянию.

    В недра.х европ·ейски.х университетов п·роисходил.о зарождени.е и становлени.е классической науки.

    Классическа.я наук.а в качестве идеала выбирае.т то знание, которо.е возможн.о п·одтвердить оп·ытным п·утем. Тако.е знани.е совершенн.о оказываетс.я свободным о.т п·ривнесений, носящи.х субъективный характер. В рамка.х неклассической наук.и был утвержден п·ринцип· релятивизма, соответственно, и нормы п·ознани.я п·одверглись изменениям. Выяснилось, что п·риродна.я реальность зависи.т о.т того, каки.е человек исп·ользуе.т п·ознавательны.е действи.я и средства. В качестве образца неклассической наук.и выступ·ае.т релятивистска.я физика, котора.я доп·ускае.т субъективны.е п·араметры в п·ознани.е явлений п·риродного характера. На п·остнеклассическо.м этап·е развити.я современного научного п·ознани.я актуальным.и стал.и боле.е глубоки.е п·роблемы соотношени.я объект.а и субъект.а п·ознания, а такж.е исп·ользуемы.х п·ознавательны.х средств. Объекты, которы.е становятс.я объектам.и современного научного п·ознани.я - это сложные, самоорганизующиеся, открыты.е системы, в которы.х связаны воедин.о объективны.е п·араметры (характеризующи.е п·риродны.е явлени.я и п·роцессы) и субъективны.е характеристик.и (п·рисущи.е субъектам, действующи.м в рамка.х п·ознаваемой системы). Здесь уж.е можн.о говорить о боле.е детально.м исследовани.и локальны.х экосистем, современны.х научно-технически.х комп·лексов, космогонически.х п·роцессов6.

    Наук.а – это мощнейший фактор развити.я общества. Он.а сп·особствовала становлению и изменению картины мир.а в.о все исторически.е эп·охи. В ход.е научного п·рогресса, с одной стороны, жизнь человек.а стала боле.е удобной, комфортной, однак.о вместе с тем, создани.е оружи.я массового уничтожения, техногенны.е катастрофы разрушаю.т среду обитани.я человека, нанося.т урон и культурной, социальной сфере.

    Техник.а и наук.а оказались н.а стади.и п·оистине революционны.х обновлений. Вследстви.е чего темп·ы развити.я как науки, так и техник.и резк.о ускорились. Почт.и кажда.я отрасль научного знани.я п·остоянн.о п·оп·олняетс.я новым.и идеям.и и открытиями. Научны.е открыти.я н.а сегодняшний день интенсивн.о исп·ользуютс.я н.а п·рактике. С наукой и техникой, и.х развитие.м связываютс.я надежды человеческого сообщества.

    Благодаря науке, научному университетскому знанию обществ.о Европ·ы п·олучил.о возможность п·ознавать мир, изучать и исп·ользовать его ресурсы и возможности. Так п·роисходи.т формировани.е особой научной картины мира, котора.я влияе.т н.а мировоззрени.е п·очт.и каждого индивида, который живе.т в данно.м обществе. Благодаря науке и техническому сегодн.я мы имее.м совершенны.е оруди.я труда, технологии, лекарств.а о.т многи.х болезней, п·овышенно.е качеств.о жизн.и и т.д. – все.х благ научного п·рогресса не счесть. Наук.а – это есть п·одлинный двигатель общественного п·рогресса. И п·роцесс развити.я наук.и невозможн.о отделить о.т п·роцесса развити.я университетского знани.я и системы образования.

    Жизнь Европ·ы в XVI-XVI века.х ознаменован.а огромным культурным движением, которо.е п·ринято называть Ренессансо.м ил.и Ренессансом. Это была эп·оха титанов и велики.х достижений в.о все.х областя.х человеческого знания.

    Золотой фонд мировой культуры составляю.т п·роизведени.я Леонард.о д.а Винчи (1452-1519) , Микеланджел.о Буонаррот.и (1475-1564), Рафаэля Сант.и (1483-1520). Учени.я Никола.я Коп·ерник.а (1473-1543), Джордан.о Брун.о (1548-1600), Фрэнсиса Бэкон.а (1561-1626), Галилео Галилея (1564-16420) и Рене Декарт.а (1596-1650) ознаменовал.и революцию в естествознании.

    Известны.е философы и общественны.е деятел.и того времен.и включаю.т Эразм.а Роттердамского (1467-1536), Никкол.о Макиавелл.и (1469-1527) и Томаса Мор.а (1478-1535). И это буде.т далек.о не п·олный сп·исок имен7.

    Ренессанс наиболе.е ярк.о п·роявилс.я в Италии. Основной формой п·олитического существовани.я являютс.я небольши.е города-государств.а с респ·убликанской формой п·равления, феодалы, слившиес.я с банкирами, богатым.и куп·цам.и и п·ромышленниками. Поэтому в Итали.и феодализм в его п·олны.х форма.х так и не развился. Атмосфер.а соп·ерничеств.а между городам.и ставила н.а п·ерво.е место не п·роисхождение, а личны.е сп·особност.и и богатство. Нужны был.и не тольк.о энергичны.е и п·редп·риимчивы.е люди, н.о и образованные. Поэтому существуе.т гуманистическо.е нап·равлени.е в образовани.и и мировоззрении.

    Ренессанс достиг своего п·ик.а н.а Ап·еннинско.м п·олуострове, и его феномен расп·ространилс.я н.а други.е част.и Европ·ы. Подобны.е п·роцессы к северу о.т Альп· был.и названы "Северным ренессансом". Подобны.е п·роцессы п·роисходил.и в.о Франци.и и в города.х Германии. Средневековый человек и люди нового времен.и искал.и свои идеалы в п·рошлом.

    В Средни.е век.а люди считали, что п·родолжаю.т жить в Римской имп·ерии, и культурна.я традици.я п·родолжалась: латынь, изучени.е римской литературы, разница ощущалась тольк.о в религиозной сфере. Но в эп·оху Возрождени.я взгляд н.а античность изменился, отличаясь о.т Средневековья. Отсутстви.е власт.и церкви, духовной свободы, отношени.я к человеку как к центру мироздания.

    Именн.о эт.и идеи стал.и центральным.и в мировоззрени.и гуманистов. Идеалы п·ородил.и желани.е воскресить античность в.о всей е.е п·олноте, и именн.о Итали.я с е.е огромным количество.м римски.х древностей стала для этого благодатной п·очвой.

    Ренессанс п·роявил себя и вошел в историю как п·ериод необычайного п·одъем.а искусства. Есл.и раньше п·роизведени.я искусств.а служил.и интереса.м церкви, то есть был.и религиозным.и объектами, то теп·ерь п·роизведени.я создаютс.я для удовлетворени.я эстетически.х п·отребностей.

    Гуманисты считали, что жизнь должн.а п·риносить удовольствие, и средневековый монашеский аскетизм был им.и отвергнут.

    Огромную роль в формировани.и идеологи.и гуманизм.а сыграл.и таки.е итальянски.е п·исател.и и п·оэты, как Данте Алигьер.и (1265-1321), Франческ.о Петрарк.а (1304-1374), Джованн.и Боккаччо (1313-1375). Он.и был.и основателям.и как ренессансной литературы, так и самого гуманизма.

    Гуманисты восп·ринимал.и свою эп·оху как врем.я п·роцветания, счастья и красоты. Но это не значит, что он.а была лишен.а п·ротиворечий. Главным был.о то, что он.а оставалась идеологией элиты, а новы.е идеи не п·роникал.и в массы. Да и сам.и гуманисты п·орой был.и п·ессимистичны. Стра.х п·еред будущим, разочаровани.е в человеческой п·рирод.е и невозможность достижени.я идеала в общественно.м устройстве п·ронизываю.т настроени.я многи.х деятелей эп·охи Возрождения. Возможно, наиболе.е п·оказательным в это.м смысле был.о нап·ряженно.е ожидани.е конца свет.а в 1500 году.

    Ренессанс заложил основы Новой европ·ейской культуры, Нового европ·ейского светского мировоззрения, новой европ·ейской независимой личности. Развити.е культуры, как материальной, так и духовной, трудн.о укладывать в какие-либо точны.е хронологически.е рамки. Период Возрождени.я охватывае.т п·ериод п·римерн.о с 40-х годов XIV век.а д.о п·ервы.х десятилетий XVII века8.

    В разны.х страна.х Возрождени.е зарождалось и достигал.о своего п·ик.а в разно.е время. Прежд.е всего, это началось в Итали.и - и в XIV в., и в XVI в. Культур.а Возрождени.я стала общеевроп·ейски.м явлением: Германия, Нидерланды, Франция, Исп·ания, Португалия, Англия-в.о все.х эти.х страна.х п·роизошла культурна.я революция9.

    По своей сут.и культур.а возрождени.я была культурой эп·охи п·ереход.а о.т феодального строя к кап·италистическому. В это врем.я формируютс.я национальны.е государств.а и абсолютны.е монархии; буржуази.я п·однимаетс.я в борьбе п·ротив феодальной реакции; п·роисходя.т глубоки.е социальны.е конфликты - Крестьянска.я войн.а в Германии, религиозны.е войны в.о Франции, голландска.я буржуазна.я революция.

    Создател.и ренессансной культуры п·роисходил.и из самы.х разны.х социальны.х слоев, а е.е достижени.я в област.и гуманитарны.х наук, искусств.а и архитектуры стал.и достояние.м всего общества10.

    Представител.и круп·ного куп·ечества, феодальной знати, п·равител.и европ·ейски.х государств и п·ап·ский двор п·роявлял.и интерес к новой культуре и материальн.о п·омогал.и е.е развитию. Однак.о не в.о все.х случая.х высши.е слои п·ривлекала идейна.я сторон.а Ренессанса, для ни.х важне.е был боле.е высокий уровень образования, художественны.е достоинств.а литературы и искусства, новы.е формы архитектуры, моды.

    Идеологической основой Возрождени.я был гуманизм. Итальянски.е гуманисты заимствовал.и слов.о “humanitas“ у Цицерона, который в сво.е врем.я хотел п·одчеркнуть им, что п·онятие” гуманность", как важнейший результа.т культуры, развившейс.я в древнегреческо.м п·олисе, был.о п·ривито н.а римскую п·очву. Поэтому даж.е в п·онимани.и Цицерон.а гуманизм означал своего род.а возрождени.е человека.

    Антично.е наследи.е сыграл.о решающую роль в формировани.и культуры Возрождения. Итальянски.е гуманисты, а вслед за ним.и гуманисты други.х стран, нашл.и в классической античност.и самостоятельную философию и науку, независимую о.т религии, замечательную светскую п·оэзию и искусство, достигши.е художественны.х высо.т и совершенства, общественны.е учреждения, п·остроенны.е н.а демократически.х началах. Пр.и это.м речь шла не тольк.о об ассимиляции, н.о и о своеобразной п·ереработке древней традиции. Формировани.е новой культуры был.о п·одготовлен.о общественным сознанием.

    Роль интеллектуального труд.а значительн.о возрастает, что отражаетс.я в значительно.м увеличени.и числа людей свободны.х п·рофессий. Это связан.о с расп·адо.м корп·оративно-цеховы.х отношений в города.х и усиление.м в ни.х рол.и индивидуального начала.

    Эт.и п·роцессы естественным образо.м соп·ровождались тем, что наиболе.е сп·особны.е сыновья куп·цов, куп·цов, учителей, нотариусов, п·редставителей дворянства, реже, че.м сыновья ремесленников и крестьян, в соответстви.и со своим.и наклонностям.и становились художниками, архитекторами, скульп·торами, врачами, п·исателями11.

    Наиболе.е выдающиес.я гуманисты стал.и ученым.и и философами. Связи с церковью ослабевают, так как многи.е гуманисты жил.и н.а доходы, которы.е он.и п·олучал.и о.т своей п·рофессиональной деятельности, а враждебность к официальной учености, п·роникнутой церковным духом, растет. В то ж.е врем.я наблюдаетс.я п·адени.е морального и п·олитического авторитет.а п·ап·ства, часты.е расколы Католической церкви.
      1   2


    написать администратору сайта