Главная страница
Навигация по странице:

  • Путь развития философской герменевтики

  • Вклад М. Хайдеггера в философскую герменевтику

  • Гадамер - основоположник философской герменевтики

  • Список литературы

  • философия. Содержание Введение Путь развития философской герменевтики


    Скачать 0.82 Mb.
    НазваниеСодержание Введение Путь развития философской герменевтики
    Дата26.10.2022
    Размер0.82 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипРеферат
    #755795

    Содержание:

    1. Введение

    2. Путь развития философской герменевтики

    3. Вклад М. Хайдеггера в философскую герменевтику

    4. Гадамер - основоположник философской герменевтики

    5. Заключение

    6. Список литературы

    Введение

    Из всех проблем, с которыми люди сталкивались в ходе истории человечества, пожалуй, самой запутанной является загадка человеческого существования, его цели и предназначения мира. Мир жизни, как и горизонт, отступает по мере продвижения к нему, расширяя границы бытия человека и унося его в бесконечную перспективу существования. Это потенциально бесконечное путешествие (блуждание) по миру вызывает чувство брошенности и бездомности. В этом смысле жизненный путь - это путь домой, это путешествие Одиссея, стремящегося к своей обители, к своей точке мира, откуда можно увидеть только Истину. Это кажется неразрешимой задачей, так как есть только одна истина, и к ней ведет бесконечное количество дорог и ведущих от нее можно идти в любом направлении.    

    Направление в философии, исследующее теорию и практику толкования, толкования, понимания, - это герменевтика. Основная идея герменевтики: существовать - значит быть понятым. Тема данного произведения актуальна, так как поиски утраченного смысла не заканчиваются, они вечны, как вечны, и человек, который постоянно теряет и пытается найти его снова.    

    Цель данной работы - охарактеризовать герменевтику как философское направление.

    Путь развития философской герменевтики

    Способ философствования, в центре которого - процесс понимания, - это герменевтика.

    Герменевтика (от греч. - объясняю, истолковываю) - это философское учение, основанное на теории и практике понимания, интерпретации различных текстов, представленных в виде знаков, символов, устной и письменной речи.

    Интересно, что русское слово понимание приводит к размышлениям, необходимым для философии. Что-то po (n) - иметь, значит иметь (n - просто соединяет префикс и корень рассматриваемого слова), схватить в слове, дать имя.               

    В различных книгах герменевтика часто определяется как философия понимания текстов. Это определение герменевтики явно страдает определенной односторонностью. Большинство современных герменевтистов считают, что все, что изначально человеческое, доступно пониманию, т.е. вовлечено в человеческую жизнь. Согласно герменевтике бытия, разговор возможен даже с камнями, если они выступают символом, поступком, праздником, человеческой игрой.      

    Начало герменевтики восходит к античности. Согласно древнегреческим мифам, посланник богов Гермес должен был объяснять людям значение божественных посланий. 

    Одной из первых работ, непосредственно связанных с рассмотрением герменевтических проблем, считается работа Аристотеля Об интерпретации. С появлением христианства искусство и теория толкования уже давно рассматриваются как инструмент для правильного понимания Библии. Христианские богословы первых веков христианской эры (святые отцы Церкви) выделили в священном тексте несколько семантических уровней. За первым, т.е. буквально, они стремились раскрыть более глубокий духовный смысл библейского послания. Таким образом, они обратили внимание на то, что текст может иметь сложную многозначную структуру. Со временем герменевтика все больше приобретала общекультурное и философское звучание.      

    В начале XIX в. философ-богослов Ф. Шлейермахер (1768-1834) значительно расширил понятие герменевтики, рассматривая возможность ее применения не только к Библии, но и к другим текстам. Для него герменевтика стала способом понимания характера и психологии автора текста. В этом он отличался от других методов работы с текстом - диалектики и грамматики, направленных соответственно на то, о чем идет речь (предметное содержание), и на изучение структуры текста, не зависящей от индивидуального стиля. его автора.        

    Работы Ф. Шлейермахера положили начало бурному развитию проблем герменевтики. Герменевтика охватывала все больше и больше различных сфер реальности, включая их в орбиту герменевтического рассмотрения. При этом его направленность на осмысление внутреннего мира автора текста и, в конечном итоге, конкретного человека, создающего тот или иной текст, осталась неизменной.     

    Важный этап в дальнейшем расширении сферы применения герменевтики связан с именем немецкого философа В. Дильтея (1833-1911). Он связал с герменевтикой обширную область знаний, занятую изучением культуры и истории - науку о духе. Так или иначе, в их число попали все науки, изучающие общество и человека. С точки зрения немецкого философа, все они неизбежно сталкиваются с задачей понимания внутреннего мира автора текста, поскольку реконструируют картину событий, ссылаясь на письменные свидетельства, следовательно, они заняты интерпретацией культурных текстов. В. Дильтей считал, что воссоздать прошлое можно только при правильной интерпретации текста источников, а для этого важно понимать психологию автора, его мотивы, менталитет, образ жизни и мысли. Исследователь не может адекватно воспроизвести факты прошлого, если он не может принять во внимание психологию создателя документа.           

    Осознавалась важность герменевтической задачи, подчеркнутой В. Дильтеем для реконструкции событий и явлений общественной жизни, а также ее связь с внимательным отношением к внутреннему миру людей, ставших неотъемлемой частью предмета исследования. последующим развитием науки и философии. Сомнения вызывала чрезмерная субъективность (психологизм) методов, предложенных В. Дильтеем, которые он назвал имплантацией и  ощущением. Желание преодолеть свои недостатки стимулировало дальнейшее развитие проблемы.                  

    Со временем герменевтика у Дильтеи стала тесно связана с комплексом наук о человеке и обществе. Ее стали рассматривать как один из важнейших методов социальных и гуманитарных дисциплин. Это понимание стало этапом в расширении концепции герменевтики.    

    Следующий шаг был сделан в XX веке. и был связан с возникновением философской герменевтики как метода социальных и гуманитарных наук. В его рамках, в частности, подчеркивается важность изучения текста для познания человека и общественной жизни.    

    Действительно, историк, литературовед, культуролог и другие специалисты в области гуманитарных наук изучают предметы своих дисциплин только путем изучения соответствующих текстов. Научная работа с текстом - это суть гуманитарного знания. Познание духовной жизни общества и человека принципиально отличается от познания природы: постижение духовной жизни становится возможным только через раскрытие многозначности текста. Это связано с тем, что недостаточно описать человеческий мир в его внешних проявлениях, потому что в этом случае может быть упущено главное, что составляет суть этого культурного явления. Духовный мир должен открываться внутреннему чувству человека. Кроме того, сам познающий индивид является частью познаваемой реальности, то есть общества, поэтому познание истории и культуры одновременно является процессом формирования и выражения в новых произведениях (культурных текстах) внутреннего мира единого. кто осуществляет познание. Таким образом, познание и жизнь человека в культуре (в обществе) постоянно движутся по пути интерпретации текстов, понимания через них духовного мира к новым текстам и т. д. Философская герменевтика концентрирует свое внимание на том, что жизнь человека в его сущность именно из толкования и понимания. Понимание и интерпретация становятся его основными понятиями.         

    Интерпретация - это процесс проникновения глубоко в смысловую структуру текста. Интерпретировать означает перейти от очевидного к скрытому смыслу, - сказал П. Рикер. Интерпретация подчинена задаче понимания - главной герменевтической задаче. На каком пути достигается понимание, какое следует признать адекватным и какие методы отвечают задаче понимания - вот вопросы, которые предопределяют основные проблемы герменевтики. В связи с этим в нем возникает идея, которую называют идеей герменевтического круга.           











    В. Ф. Шлейермахер. Герменевтический круг - это принцип понимания текста, основанный на отношениях между частью и целым: понимание целого состоит из понимания отдельных частей, а понимание частей требует понимания целого. С этой точки зрения понимание текста - это движение по кругу от целого к частям и от части к целому. Часть и целое - понятия относительные. Текст - это часть по отношению ко всему произведению автора, которое, в свою очередь, является частью соответствующего жанра или всей литературы. Кроме того, текст - часть душевной жизни автора. Текст У.В. Дильтея и биография его автора выступают элементами герменевтического круга (части и целого).          

    Идея герменевтического круга также предполагает, что понимание без предпосылок не существует. Прежде чем приступить к проблеме понимания текста или простого утверждения, субъект так или иначе имеет некоторое представление о том, что следует понять. Субъект уже настроен на определенную волну и бессознательно ожидает от воспринимаемого текста того, что соответствует его представлениям о значении текста.    

    Цель понимания - перенос смысловой связи из другого мира (исторического, личного) в свой собственный. Речь идет о внимательном отношении к внутреннему миру другого человека, к духу другой культуры, чтобы при знакомстве с ними присущие им значения воспринимались так, как они воспринимаются самими носителями смыслов, а при заодно становятся доступными для понимания. Понять, - пишет П. Рикер, - значит перенестись в другую жизнь. 

    Философская герменевтика рассматривает через призму понимания весь объем человеческих взаимоотношений, самые разнообразные формы человеческого общения. Его несомненный нравственный пафос связан с озабоченностью опасными последствиями разобщенности людей, с нарастающими трудностями установления взаимопонимания, с желанием понять пути к взаимопониманию. И все, что авторы пишут о нем, которые не освободились от инерции обязательной критики и воздействия на Западе и по сей день, высокий гуманитарный потенциал герменевтики очевидна.      

    Герменевтика в виде философской герменевтики является ярким свидетельством характерных отличительных черт двадцатого века культуры, ее postclassicality. Она рассматривает концепции человека как субъекта, противоположного миру, присущему классической философии и науке, и мира как объекта как упрощенные. Кроме того, герменевтика, как и многие другие культурные течения прошлого века, основана на убеждении, что познание человека, построенное исключительно на субъектно-объектном подходе, способно спровоцировать практическое отношение к нему только как к объекту внешнего воздействия. оказать влияние.        

    Доктрина герменевтики обнаруживает ряд черт, которые четко отличают ее от философской классики. Во-первых, это ясно показывает, что предмет более сложный, чем это было обозначено классическими концепциями. В частности, оно представлено не только сознанием, т.е. только тем, что реализуется. Сознание - это всего лишь тонкая пленка, покрывающая глубокие слои человеческой субъективности. Во-вторых, противопоставление человека (субъекта) и мира (объекта) оправдано только в узких рамках - для методологических нужд классического естествознания. На самом деле, однако, человек погружен в мир, является его неотъемлемой частью. Человек - неотъемлемая часть бытия мира. Если это так, то овладеть и познать бытие можно только на пути углубления и расширения познания человеческого мира.        

    Вклад М. Хайдеггера в философскую герменевтику

    Возникновение философской герменевтики означало, что из учения о методе познания оно превратилось в учение о бытии. Человек есть существо, существо которого лежит в разумении - так формулируется основной тезис философской герменевтики. Понимание оказывается не только способом познания, но и способом человеческого существования. Наиболее известными представителями современной философской герменевтики были Х.-Г. Гадамер, П. Рикер, Г. Кун, А. Апель, Э. Коррет. Ряд его фундаментальных идей был развит М. Хайдеггером.            

    В эпоху, когда объектом толкования была исключительно Библия, предварительным условием понимания ее текста была вера в истинность священного текста. С точки зрения современной герменевтики всегда есть какое - то предварительное понимание. Это первичное понимание, предшествующее дальнейшему изучению смысла текста. По словам М. Хайдеггера, как только в тексте проясняется какой-либо смысл, переводчик делает предварительный набросок смысла всего текста. При этом первичное уточнение смысла становится возможным благодаря тому, что переводчик с самого начала рассчитывает найти в тексте определенный смысл. Разработка предварительного наброска смысла текста и его последовательная переработка - это процесс понимания смысла текста. Содержание первичного понимания в своих основных чертах определяется традицией гуманитарной культуры, к которой принадлежит субъект, и, в конечном итоге, языком.        

    Процессы интерпретации реального человеческого существования ( menschlich Da-Seinde selbst ) становятся главными герменевтическими задачами. Хайдеггеровская концепция реально существующего человеческого существования является обобщением концепции Дильтея остатка человеческого существования в произведении. Эта позиция открывает одно из современных направлений развития герменевтики. Изложение герменевтики Хайдеггером основано на следующем определении понятия жизнь. Жизнь - это элементарная структурная единица, в которой представлена ​​однородность сознания и объекта (интерпретируется, структурируется). Эта однородность не существует (не существует на самом деле), но она представлена, интерпретируется.            

    Хайдеггер уделяет большое внимание проблеме герменевтического круга, который, по сравнению с концепцией Шлейермахера,  приобретает новые оттенки. 

    Для Хайдеггера герменевтический круг - это механизм, посредством которого осуществляется процесс семантического движения понимания и интерпретации. Кто хочет понять текст, - пишет Г.Г. Гадамер, комментируя концепцию герменевтического круга Хайдеггера, всегда делает предположение. Он принимает значение целого, которое кажется ему первым смыслом в тексте. Это происходит потому, что текст читается со значительным ожиданием определенного смысла.            

    Почему Хайдеггер уделяет этой проблеме столько внимания? Согласно Гадамеру, эта проблема, рассматриваемая через диалектику чтения и понимания текста, приводит к ключевому вопросу о возможности понимания. Хайдеггер дал совершенно правильное феноменологическое описание, когда в воображаемом прочтении... он обнаружил предструктуру понимания. Он привел пример, из которого следует задача.        

    Хайдеггер делает язык истинным предметом герменевтического анализа, потому что слово не только проясняет, но и затемняет.

    С точки зрения Хайдеггера, с одной стороны, язык - это дом бытия, а с другой стороны, хранителями этого дома остаются поэты, а не ученые. Соответственно, развитая способность слушать язык - это не наука, а искусство философской герменевтики. 

    Согласно Хайдеггеру, субъектом речи является язык (а не человек), поэтому язык выступает как существенное свойство человеческого существования. А поскольку понимание возможно только на языке и с помощью языка, язык определяет постановку всех герменевтических проблем. Из-за того, что язык отражает весь мир человеческого существования, герменевтика Хайдеггера через язык выходит на бытие, и метод допроса бытия становится необходимым моментом герменевтических инструментов.  

    Попробуем на простом примере понять, как герменевтическое искусство автора работает в фундаментальной онтологии Хайдеггера. Слово Sein на немецком языке означает как бытие в смысле традиционной метафизики, так и притяжательное местоимение, которое выражает принадлежность к кому-то из того, что обсуждается (например, выражения Я слышу голос, Это его шаги, так далее.).  Итак, Бытие в смысле фундаментальной онтологии, в аспекте объективного мира, с которым связаны интерес, забота, страхи и надежды, то это, соответственно, мое. Соответственно, бытие существ, которое есть я сам, тоже мое: оно раскрывается в общей форме ответа на вопрос для чего? ” Когда речь идет о том или ином предмете мира, в котором живет человек. Хайдеггер использует термин Zu-Sein для обозначения этой онтологической характеристики.                 

    Речь (говорение), этот активный способ языка в плане человеческого существования, кажется Хайдеггеру таким же изначальным, как обнаруживаемость и понимание. Понимание также является экзистенциальным : в конце концов, понимание (особенно в значении постигать что-то, понимать) является характеристикой субъекта, а не того, что он делает; хотя объективный мир человека позволяет нам сделать вывод, часто мгновенный и безошибочный, понимает ли человек живопись, понимает ли он что-нибудь в моде, знает ли он толк в кулинарии или алкогольных напитках. Понимать смысл этого означает быть понимающим, разбираться в вопросах, а не быть неспециалистом в определенных предметах. Быть понимающим человеком - это открытая возможность: понимающий человек в живописи сможет насладиться картинами парижского Лувра, если ему улыбнется судьба и он посетит Париж, в то время как тот, кто разбирается в философии, не будет рассматривать набор слов Платона. диалог Протагора бессмысленен при встрече с ним.        

    Понимание, выход за собственные границы, в проекте как понимание мира оказывается интерпретацией. То, что происходит в жизни, в той или иной степени знакомо (или известно); поэтому человек постоянно что-то совершенствует, дополняет, готовит, корректирует.  

    Онтологизируя лингвистическую проблематику герменевтики, Хайдеггер способствует превращению герменевтики в учение о бытии, тем самым обеспечивая ее философский статус. Вместо трансцендентальной феноменологии Гуссерля Хайдеггер предлагает герменевтическую феноменологию, в которой вопрос о смысле существования равносилен вопросу о значении известного. Понимание здесь - это изначальная форма жизни человека, а не просто методическая операция.      

    Гадамер - основоположник философской герменевтики

    Но наиболее полное, глубокое и содержательное изложение проблем философской герменевтики представлено в трудах Ганса Георга Гадамера (1900-2002) в таких трудах, как  Истина и метод, Философия и герменевтика, Философские основания XX века, Язык и др.. Понимание., По кругу понимания и др.      

    Широкая известность пришла к Гадамеру после публикации в 1960 году основных работ Истина и метод. Основы философской герменевтики. Благодаря этому фундаментальному труду Гадамер вошел в историю философии как основоположник философской герменевтики. Основная тема этого труда. работа понимания. Тот, кто даже понимает, понимает по- другому.               

    Центральной проблемой философии, по его мнению, является анализ процесса понимания. 

    По пониманию H.G. Гадамер предполагает универсальный способ освоения человеком мира, в котором, наряду с теоретическим, непосредственным опытом (жизненный опыт), существенную роль играют различные формы практики (опыт истории) и формы эстетического осмысления (опыт искусства). Формирование опыта происходит в языке. Герменевтический опыт имеет дело с традициями. Текст - это переданный смысл культурной традиции. Его понимание появляется в виде личности - понимание личности в тесной связи с толкованием. Он пытается решить проблему герменевтического круга. Герменевтический круг - это аспект процесса понимания, связанный с его цикличностью. Так, например, в средние века утверждалось, что для понимания библейского текста необходима вера в него, а для веры необходимо понимание. Герменевтический круг прослеживается и в понимании и интерпретации текста. Но если бывшие герменевтики пытались выйти из круга, то Гадамер считает, что выход не только невозможен, но и ненужен. Напротив, для понимания необходимо войти в этот герменевтический круг.                           

    Понимание текста как объективизирующего жизнь творческой личности возможно при понимании духовного мира соответствующей эпохи, а понимание эпохи возможно на основе тестов. При разработке проблемы понимания, Гадамеры прежде всего относится к Хайдеггеру, через который, как он пишет, была возможность повторить философская мысль греков. Но со времен Хайдеггера проблема понимания не только значительно обострилась, но и приобрела все большую актуальность в связи с углублением социальных конфликтов и противоречий.            

    Понимание рассматривается наряду с объяснением не только как одна из наиболее важных и существенных характеристик познавательной деятельности человека, но, прежде всего, как способ существования. Герменевтика не ставит новых проблем. Она видит свою задачу в их переосмыслении, в разработке новых способов их интерпретации. С точки зрения герменевтики извечная философская проблема взаимоотношений между объектом и субъектом не имеет никакого реального значения, поскольку любой объект, историческое событие, факт действительности рассматриваются через призму понимания. Понимающий изначально втягивается в то, что понимается. Однако здесь неизбежно возникает вопрос о критериях истинного, достоверного знания, так как та или иная совокупность людей может быть вовлечена в структуру познавательной деятельности.     

    Гадамер не дает ответа на этот вопрос, поскольку видит задачу герменевтики, прежде всего, в том, чтобы показать, как возможно понимание и какие условия необходимы для его реализации. 

    Следует отметить, что философская герменевтика претерпела серьезную эволюцию. Если Дильтей и Зиммель, стоявшие у истоков классической герменевтики, подчеркивали необходимость реконструкции образа исторической эпохи, чтобы понять тексты, созданные в этот период, Гадамер не настаивал на такой реконструкции.           

    Если классическая герменевтика ориентирует читателя на своего рода реинкарнацию, отождествление себя с автором текста, то герменевтика Гадамера достаточно четко очерчивает исторические эпохи. И отдавая дань прошлому, он говорит о невозможности, образно говоря, еще раз окунуться в его стремительные волны. Саму идею возможности отождествить себя, например, с Платоном, при чтении и интерпретации его диалогов Гадамер считает не только наивным, но и абсурдным по своей сути.       

    Не войти в эпоху, которая ушла от нас, а связать ее с настоящим, придать ей значение, соответствующее духу сегодняшнего дня - это, по Гадамеру, главная задача философской герменевтики. Каждой исторической эпохе присущи не только парадигмы знания, но и разные языки, существенно ограничивающие способность понимать.   

    Разговор на разных языках не просветляет, но затуманивает мысль, уводит от текста, суть которого ускользает от понимания. Возникает опасность субъективизма, пренебрежения традициями, искажения реального смысла текста. Нахождение общего языка, благодаря которому диалог исторических эпох, культур и цивилизаций становится реальностью, - одна из важнейших задач герменевтики.  

    Философ углубляет и изменяет традиционные герменевтические проблемы. Согласно Гадамеру, языковая среда (культурная традиция), в которую субъект познания погружен с рождения, является одновременно условием и объектом человеческого понимания. Последнее происходит не от субъективности одного из собеседников, а от факта причастности к общему для них значению. Понимание дополняется интерпретацией. Любой значимый текст культуры можно прочитать, истолковать заново. Таким образом, развитие проблемы герменевтического круга связано с рассмотрением Гадамером взаимозависимости понимания, объяснения и интерпретации. Лингвистическая традиция, в которой коренится познающий предмет, составляет как предмет познания, так и его основу, то есть человек с самого начала должен понимать, что находится внутри.             

    Проблема герменевтического круга также не преодолена в философии науки. Он разработан как проблема взаимозависимости теории и фактов. Факты, на которых строится теория, всегда концептуально загружены, их выбор и интерпретация обусловлены самой теорией, которую они должны обосновывать.  

    Заключение

    Герменевтика - одно из самых влиятельных философских учений второй половины 20 века.  

    В XX веке. в основном культивируются две формы философской герменевтики. Это, с одной стороны, герменевтика сознания ( Шлейермахер - Дильтей ); с другой стороны, герменевтика бытия ( Гадамер, ученик Хайдеггера). Согласно герменевтике сознания, понимание - это привыкание к психологическому миру другого, форма эмпатии (близость, психологическое родство субъектов). Согласно герменевтике бытия, понимание - это значение человеческого опыта, который реализуется в делах и языке индивидов.             

    Предметом философского познания с точки зрения герменевтики является человеческий мир, трактуемый как область человеческого общения. Именно здесь происходит повседневная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности. 

    Список литературы

    1. Х.Г. Хадамер Актуальность прекрасного / ХГ. Хадамер. - М.: Искусство, 1993   

    2. Зотов А.Ф.. Современная западная философия: Учебник. пособие / А.Ф. Зотов. - М.: Проспект, 2012

    3. Канке, В.А.. Философия. Историко-систематический курс: Учебник для вузов / В. А. Канке. - 5-е изд. Переаб. И добавить. - М.: Логос, 2000

    4. Райкер, П. Конфликт интерпретаций: Очерки герменевтики / П. Райкер. - М.: Среда, 1994

    5. Самородов В.Н.. Г.-Г. Гадамер : Последний из могикан // Наука и бизнес в Мурмане. Горизонты познания. - 2011       

    6. В.Е. Толпыкин. Основная философия / ВЕ. Толпыкин. - М.: Айрис-пресс, 2000     

    7. Шаповалов В.Ф.. Основы философии. От классики к современности: Учебник. пособие для школ / ВФ. Шаповалов. - М.: ЯРМАРКА- ПРЕСС, 1994


    написать администратору сайта