Типология права. Типология права и формирование развернутого представления о его. Содержание Введение Типология права понятие и назначение Основные подходы в типологии права 1 Содержание и основные признаки формационного подхода 2 Цивилизационный подход в типологии права Заключение Список используемых источников и литературы Введение
Скачать 330.54 Kb.
|
Содержание Введение Типология права: понятие и назначение Основные подходы в типологии права 1 Содержание и основные признаки формационного подхода 2.2 Цивилизационный подход в типологии права Заключение Список используемых источников и литературы Введение Общепризнанно, что научные типологии играют значительную роль в познании, так как являются важнейшим средством теоретического воспроизведения объекта исследования. Какую бы отрасль знания мы не взяли, мы обязательно встретимся в ней с типологией, как с одной из основных форм представления объектов или их типов и соответствующего расчленения всего материала. Любая отрасль знания не может обойтись без упорядочения изучаемых объектов, их сортировки по тем или иным признакам. Типология является необходимым этапом любого исследования, как его начальной стадии, когда без типологии трудно ориентироваться в материале и правильно планировать работу, так и при завершении исследования, когда подводятся итоги сделанного. «Часто говорят, что классификация − азбука каждой науки, без которой невозможно успешно работать в любой области знания. Это конечно истина, но истина неполная. С еще большим правом можно сказать, что классификация − начало и конец, альфа и омега каждой науки». Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития государства и права. Все это, несомненно, подчеркивает тезис об актуальности выбранной темы исследования. Целью исследования является изучение понятия типологии права, формирование развернутого представления о его сущности. Исходя из цели, определены основные задачи исследования: − раскрытие понятия типология права и его назначение; − изучение основных подходов в типологии права; − рассмотрение содержания и основных признаков цивилизационного подхода; − характеристика формационного подхода, его достоинства и недостатки. Объектом исследования является комплекс общественных отношений по поводу упорядочения и систематизации сложных объектов, в основе которых лежат понятия о типологии права. Предметом анализа являются теоретические исследования отечественных и зарубежных авторов по вопросам типологии права. Для достижения целей и задач исследования, в качестве методологической основы используется общенаучный диалектический метод познания, а также частно-научные методы: логический, системно-структурный, технико-юридический. В качестве теоретической основы исследования в области теории права выступают труды таких ученых как: Г.В. Атаманчук, С.С. Алексеев, О.В. Берг, И.А. Иванников, Н.И. Кондаков, Р. Книпер, В.А. Муравский, В.П. Мозолин, М.Н. Марченко, А.С. Пиголкин, Е.В. Пономаренко, В.И. Попов и другие. Источниковедческой базой исследования являются учебные пособия, статьи из периодических изданий, материалы справочно-информационных систем «Консультант Плюс» и «Гарант». Структура работы отражает основные обозначенные задачи исследования и включает введение, два раздела, заключение и список использованных источников и литературы. 1. Типология права: понятие и значение Типология − важное средство повышения содержательности научной информации, поскольку она дает возможность сделать максимальное число утверждений и выводов о признаках и свойствах объекта по месту, занимаемому им в классификационной системе. Включение объекта в классификационный разряд означает распространение на него всех свойств соответствующего разряда. При этом дополнительная информация об объекте появляется не только вследствие его специального изучения, но и от структуры классификационной системы. Создатели типологий считают, что выстраивают их на основе познания объективных законов реальной действительности, вследствие чего отражают в классификационных разрядах закономерные связи между исследуемыми объектами и явлениями. Типологии служат познанию глубоких структурных особенностей объекта посредством знания организованного таким образом, что его структура соответствует структуре самого объекта. Типологии содействуют движению познания от уровня эмпирического накопления знании к уровню их теоретического синтеза. Данный переход возможен лишь при условии теоретического осмысления многообразия факторов исследуемой области реального мира. Типология права − это наиболее общая классификация права с целью сравнительного познания его содержания как развивающейся системы. В советской учебной литературе типология права осуществлялась вместе с государством на основе марксистского учения о классовых общественно-экономических формация. Под историческим типом государства и права понималась закономерная ступень в развитии государственно-правовых систем, существующих в пределах одной общественно-экономической формации, характеризующихся единством экономической основы, классовой сущности и внешних форм проявления. Теория государства и права также стремится найти комплексный критерий типологии права, позволяющий выявить закономерную связь явлений, как во времени, так и среди одновременно существующих правовых систем. Выявление сути и природы права обусловливает необходимость его типологии, позволяющей раскрыть глубинные свойства права и его социально-качественную характеристику: «типология или классификация права представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического развития права. Типология является одним из важнейших приемов или средств познания исторического процесса развития права». В общетеоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии в науке государства и права заключается в следующем: − вырабатываемые при построении типологии идеи о типах права дают ключ для правильного понимания процесса развития рассматриваемых явлений и последовательного перехода их от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому; − типология вооружает исследователя пониманием внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития права; − процесс типологии позволяет сочетать исследования общих закономерностей развития государственно-правовых явлений с их особенностями, присущими лишь отдельным типам права; − в процессе типологии права создаются предпосылки для обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития права; Понятие типологии довольно широко употребляется в научной литературе, хотя его строгого определения при этом, как правило, не дается. Термин «типология» (от греческого «typos» − отпечаток, форма, образец и «logia» − учение) может обозначать: − процедуру разбиения изучаемой совокупности объектов на группы; − результат такого разбиения. Для обозначения типологии как процедуры разбиения совокупности объектов на группы можно использовать термин «типологизация», для обозначения результатов разбиения − термин «типология». В первом значении типологию определяют как «учение о классификации, упорядочении и систематизации сложных объектов, в основе которых лежат понятия о нечетких множествах и о типе». Во-втором − как результат разбиения − типологию определяют как «учение о типологии». Понятие «типология» обычно связывается с понятием типа. Под типом в одних случаях понимается высшая классификационная, систематизационная (таксономическая) категория, высшее подразделение в классификации. В других случаях содержание понятия типа трактуется более широко: как «образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений», «образец, содержащий характерные, обобщенные черты какой-нибудь группы». Типология − « … целостная система понятий и суждений, объединяемых определенными логическими признаками, в качестве которых выступают логические правила образования типов, их отношений и так далее». Помимо терминов «типология», «типологизация» часто употребляют термины «классификация», «классифицирование». Термин «классификация» (лат. «classic» − разряд, «fació» − делаю) может обозначать: − процедуру построения классификации; − саму построенную классификацию. Существует множество определений классификации. Очень часто встречаются определения классификации либо как процесса, либо как результата. Для обозначения классификации как процесса можно употреблять термин «классифицирование», как результата - «классификация». Вот несколько определений процедуры построения классификации, т.е. понятия «классифицирование». Классифицирование − это: − «распределение объектов (предметов, явлений и так далее.), изучаемых какой-либо наукой, по классам (разрядам, группам, множествам и так далее.) согласно определенным признакам, присущим одним объектам и отсутствующим у других»; − «многоступенчатое, разветвленное деление логического объема понятия»; − «операция деления понятий − либо отдельное деление, либо совокупность делений (деление объема некоторого исходного понятия, затем полученных при этом членов)». Нередко понятие классификации считают синонимом понятия типологии, так ли это? Следует ли разграничивать термины «типология» и «классификация»? Одни авторы считают, что «типология оказывается особым видом классификации, учитывающим специфику развивающихся систем, так как классификации осуществляются по отношению к стабильным системам, а типологии чаще применяются к динамическим системам», что типология - «лишь специфический вид классификации, обладающий определенными признаками». Другие полагают, что типология шире классификации: «Типологизация − является прямым продолжением классификации, поскольку последняя разделяет группы разнородных объектов до тех пор, пока не доходит до уровня качественной однородности». Третьи придерживаются точки зрения, что термин «типология» тесно связан с содержательным характером разбиения множества объектов на классы, тогда как термин «классификация» подобными свойствами не обладает, что классификация − это членения объема понятия, а типология − искусство определения координатных осей (критериев), которые определяют относительное положение внутри создаваемой типологии. На наш взгляд, правомерно отождествлять классификацию с формальной или описательной классификацией, а типологию − с содержательной или сущностной классификацией. Таким образом, типология права − это осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев). Именно типология права позволяет сочетать исследования общих закономерностей развития государственно-правовых явлений с их особенностями, присущими лишь отдельным типам права и дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в различных странах на научной основе. 2. Основные подходы в типологии права 2.1 Содержание и основные признаки формационного подхода Формационный подход − является важнейшим фактором, определяющим тип права и его сущность. Используя формационный критерий, различают четыре типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Под историческим типом права понимается совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации. Рассмотрим первый тип формационного подхода - рабовладельческое право. Сущность права заключалась в возведенной в закон воле класса рабовладельцев. Признаки права: − право закрепляло неравенство не только между свободными и рабами, но и неравенство между отдельными группами свободных людей. − было тесно связано с религией. Понятие «греховное» и «преступное» во многом совпадали, религиозные нормы служили источником правовых норм, у истоков правосудия нередко стояли священнослужители; − правовые нормы представляли собой записи конкретных случаев из судебной практики − казусов, или инструкции для судей, не содержали в суде общих правил поведения и носили кузуистичный характер; − не было деления на отрасли; − за исключением частного римского права, всему рабовладельческому праву был свойствен невысокий уровень юридической техники: не была разработана строгая правовая терминология, законодательно пользовались обыденным языком. Рассмотрим наиболее подробно рабовладельческий тип права. Считается, что римляне трижды покоряли мир − легионами, христианством и правом. Например, многими современными государствами используется рецепция римского права при формировании национальных правовых систем. Очень точная оценка характеристики качества римского права рассматриваемого периода времени была дана Ф. Энгельсом. Он считал, что «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не смогли внести в него никаких существенных изменений». Поэтому рабовладельческий тип права целесообразно рассмотреть на примере этого права, а еще конкретнее − на примере одного из основных исторических памятников права той эпохи − Закона XII таблиц (V в. до н.э.): − разделение вещей на две категории. К первой принадлежали главным образом земля, рабы, рабочий скот, а ко второй − все остальные вещи; − юридический формализм; − жена, как и все домочадцы, была во власти своего мужа, некоторое равенство ей давал брак без формальностей, т.е. гражданский брак; − строго карались посягательства на чужую собственность; − имущественные споры (виндикация − истребование вещи из чужого владения); − право разделилось на частное и публичное; − утверждается право частной собственности на землю (институт владения); − сервитут (право на чужую вещь) вещный и личный; − уголовная ответственность жены за супружескую измену; − разрабатывались дошедшие до настоящего времени виды права наследования по закону (наследники первой, второй, очереди) и по завещанию, то есть по воле наследодателя; − оскорбление величия римского народа, как и оскорбление величества, считалось тяжким уголовным преступлением. Кстати говоря, многие современные государства посчитали необходимым воспользоваться накопленным историческим опытом по этому вопросу. Например, современное законодательство Таиланда строжайшим образом охраняет честь и достоинство своего монарха. Под страхом суровой уголовной ответственности, предусматривающей длительное лишение свободы (вплоть до 75 лет), запрещены подобные противоправные действия, в том числе и со стороны иностранных граждан. В декабре 2006 года гражданин Швейцарии, возмущенный отказом продавцов продать ему очередную порцию спиртного, облил краской портрет короля Таиланда Пумипона Адульядета. С учетом признания своей вины швейцарец был приговорен к 10 годам лишения свободы за «надругательство над портретом августейшей особы», хотя прокурор настаивал на 20-летнем сроке. Это был первый случай вынесения столь сурового приговора в отношении иностранного гражданина. Ранее за подобные действия иностранцев просили срочно покинуть территорию таиландского государства. Вторым типом формационного подхода типологии права является феодальное право. Сущность права − возведенная в закон воля класса феодалов. Признаки права: − основное место занимали нормы, регулировавшие поземельные отношения, поскольку именно земля представляла собой главное богатство в Средневековье; − социальные статус человека определяется в соответствии с тем местом, которое он занимал в феодальной иерархии; − открыто признавало насилие в качестве источника права (прежде всего со стороны феодала по отношению к крестьянину); − ему был присущ партикуляризм, то есть отсутствие единой системы права в масштабе; − было тесно связано с религией; − отсутствовало деление на отрасли. Составными частями были городское право, торговое право, каноническое право и королевское право. Рассмотрим исторический портрет феодального права. В XII - XIII веках появляются первые формы кодификации права. К ним следует отнести: − Ломбардский сборник, выработанный в судах Милана; − Великие обычаи Нормандии (Франция); − «Саксонское зерцало» − автор судья Эйке фон Ребхоф. В Англии как источник права окончательно утвердился судебный прецедент. В Германии вышел в свет кодекс Грациана, представляющий собой разновидность канонического права, основанного на учениях апостолов, постановлениях соборов, высказываниях признанных в области религии авторитетов. Каждая норма этого права подкреплялась цитатой из Библии: − рецепция (заимствование) римского права; − естественное право − общее для всех народов; − появляется необходимость в адвокатуре (как и ранее в Риме), юрисконсультах; − усилилось значение документов, из общественных потребностей возник нотариат как вид профессии; − «Слово императора - закон» − правило, сформулированное еще римскими юристами и дошедшее до нашего времени как дань уважения и признание роли лидера государства независимо от формы государственного правления и политических режимов. В уголовном праве широко применялся принцип «Признание − царица доказательств». В основе обвинительного приговора лежало «убеждение судей» − своего рода принцип революционного правосудия. В то же время в Англии ввели понятие «презумпции невиновности» в уголовном праве. Это было демократическое завоевание своего времени. В Европе около 200 лет длился период инквизиции (судьбы Жанны Д'арк, Галилео Галилея и другие), представляющий в конечном итоге беспощадную борьбу между государством и религией за власть в обществе. Высказывается мнение о том, что этот процесс следует рассматривать как одну из первых попыток в истории цивилизации по разделению власти в обществе. В Средние века сохранился обычай уголовного преследования животных, считалось, что они обладают сознанием, психологической деятельностью. Феодальное право было правом правителей. Оно закрепляло классовое и сословное неравенство людей. Представители господствующего класса не считали себя связанными нормами права, т.к. всегда могли опереться на силу. Неограниченный произвол был особенно характерен для феодального собственника в его отношениях с крестьянством. Применение силы считалось нормальным способом разрешения споров. Поэтому феодальное право часто называют «кулачным правом». Третий тип права формационного подхода является буржуазное право. С совершенствованием общественных отношений и государственных институтов продолжился процесс совершенствования права. Стали обособляться отрасли права. Получило свое развитие социальное законодательство. Конституционное право − отражает давление рабочего класса. Способность буржуазии на компромисс. Конституции стали появляться только в XIX в. Тенденция развития системы буржуазного права заключалась в том, что оно шло по пути приспособления старого феодального права к новым буржуазным отношениям. Во Франции был принят Гражданский кодекс, или, как его называли, Кодекс Наполеона (1804 г.), который действует и по настоящее время. Свое дальнейшее развитие получило абсолютное право собственности (владеть, пользоваться и распоряжаться). Постепенно стал узакониваться светский брак (церковный становился юридически необязательным). Роль мужа в семье уже не та, что была в предыдущие столетия. В уголовном праве стали применяться демократические принципы: равенство перед законом; смягчение карательных мер (оно не распространяется на близких преступника); отказ от наказания за религиозные убеждения. Происходит усиление наказания за политические преступления. Доминирующей тенденцией становится осуждение не за действия, но за преступные намерения, за «опасные мысли». Наблюдается переориентация цели наказания из средства массового устрашения на исправление и воспитание (тюремный труд, ссылка, условное осуждение − Англия в 1887 году и Франция в 1891 году). Формируется теория итальянского тюремного врача Ломброзо − предварительная изоляция «предполагаемого (потенциального) преступника». Подвергается изменениям и судоустройство. Происходит отделение судебной власти от исполнительной. Вводятся институты суда присяжных, выборности судей на основе имущественного ценза, а затем и их несменяемость. Присутствие адвоката делает судебное следствие состязательным. Особое развитие получает принцип презумпции невиновности. Стало развиваться социальное законодательство. Узакониваются профсоюзы как представители рабочих в суде и перед предпринимателями (в Англии − в 1871 г.). Забастовки принудили власть принять прогрессивное законодательство о труде. Продолжительность максимального рабочего дня было ограничена до 10 часов. Принимаются нормы, предусматривающие социальное обеспечение по болезни и старости. Таким образом, типология права соответствует типологии государства. Однако относительная самостоятельность и специфичность права как особого социального феномена позволяют осуществлять и иные варианты его классификации. Так, используя формационный критерий, различают четыре типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. 2.2 Цивилизационный подход в типологии права Наряду с формационным подходом к решению вопроса типологии широко применяется цивилизационный подход, в основе которого тоже лежит идея соотношения права и социально-экономического строя общества с учетом духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. право преступление формационный цивилизационный В рамках цивилизационного подхода выделяют следующие типы прав: − право древних государств; − право средневековых государств; − право современных государств. Рассмотрим наиболее подробно каждый из типов права. Первым типом права является право древних государств. Источником права в Древнем Египте первоначально был обычай. С развитием государства активной становится законодательная деятельность фараонов. Есть сведения о становлении кодификаций, однако до нас они не дошли. Сохранившиеся сведения о египетском праве весьма кратки. Существовали несколько видов договоров − договор займа, договор найма, купли-продажи, аренды земли, поклажи, товарищества. Уголовное право Древнего Египта знало следующие виды преступлений: − государственные − измена, заговор, мятеж, разглашение государственной тайны; − религиозные − убийство священных животных, чародейство; − против личности − убийство, отступление от правил врачевания в случае смерти больного; − против собственности − кража, обмеривание, обвешивание; − преступления против чести и достоинства − прелюбодеяние, изнасилование. Основной целью наказания было устрашение. Применялись различные телесные и членовредительские наказания, широко применялась смертная казнь. Кроме того, существовали заключение в тюрьму, отдача в рабство, денежные штрафы. Процесс начинался по жалобе потерпевшего и носил состязательный характер. В качестве доказательств служили свидетельские показания, клятвы, допускались пытки. Делопроизводство носило письменный характер. Правление царя Хаммурапи ознаменовано созданием сборников законов. Хаммурапи, придавая большое значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе. Текст распадается на три части. При составлении кодекса в его основу было положено старое обычное право, шумерийские судебники, новое законодательство. Законы несовершенны с точки зрения их полноты и по своей категоричности, они не предусматривают разнообразных явлений жизни. Тексты составлены в основном в казуистической форме. Законы не содержат общих принципов, нет системы в изложении, хотя известная логика присутствует. Но все представленные случаи разбираются с большой обстоятельностью. Законы Хаммурапи в отличие от других восточных кодификаций не содержат религиозного и морализаторского элемента. Своим законодательством Хаммурапи пытался закрепить общественный строй государства, господствующей силой в котором должны были являться мелкие и средние рабовладельцы. Это первый известный сборник законов, освещавший рабовладельческий строй, частную собственность. Законы содержат пережитки родового строя, это проявляется в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия. В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшимися скорее этическими, чем правовыми. При этом данные нормы носили яркий отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках − дхармашастрах. Наиболее известной в нашей литературе дхармашастрой являются Законы Ману (они носят имя мифического бога Ману). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману − закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн определяется назначение каждой варны, привилегии высших варн. Особенностью Законов Ману является религиозная окраска всех его положений. Право средневековых государств сложилось в Средние века − эпохе возникновения, развития и упадка феодального способа производства, феодального государства и права во всемирном масштабе. В эту историческую эпоху, насыщенную острыми социальными противоречиями, человечество в целом продвинулось вперед в деле развития производительных сил, материальной и духовной культуры по сравнению с предшествующим периодом истории. В средние века появились многие новые государства: Англия, Франция, Германия, Италия, Россия, Чехия, Польша, Скандинавские государства, Арабские государства, Япония, государства Индо-Китая (Вьетнам, Камбоджа), Турция и другие. Продолжали также развиваться и играть крупную историческую роль сложившиеся в более ранний период государства Китая, Индии, Ирана, Средней Азии. По мере завоевания Галлии германцами происходила запись их обычаев, в результате чего появились так называемые «варварские правды», среди которых наиболее важной является Салическая правда. В дальнейшем Салическая правда дополнялась новыми нормами; она является основным источником раннего германского права, весьма мало затронутым влиянием римского права. Основное содержание Салической правды составляют штрафы за различного рода правонарушения и регламентация судебного процесса Нормы гражданского права занимают в ней несравненно меньшее место. Наиболее распространенными договорами были купля-продажа и заем. Для договора купли-продажи одного соглашения сторон было недостаточно; он вступал в силу лишь после передачи вещи. При этом действительная передача вещи заменялась символическими обрядами: передачей куска зерна при продаже поля, ветви дерева − при продаже леса, двери − при продаже дома. При договоре займа должник отвечал не только своим имуществом, но и личностью: в случае неисполнения обязательства он становился рабом кредитора. Заключение договоров требовало произнесения разного рода формул торжественного содержания. Ряд норм Салической правды был направлен на защиту семьи и нравственности. Запрещались браки между свободными и рабами; за нарушение этого правила наказанием служила потеря свободы. В отношении родовых поместий и благоприобретенных недвижимостей, а также движимых имуществ ближайшими наследниками умершего были его дети и нисходящие (внуки, правнуки). При отсутствии их наследование производилось в зависимости от степени родства (по линиям). Первая степень родства − нисходящие (дети, внуки); вторая степень родства восходящие (отец и мать умершего и их нисходящие); третья степень родства (дед и бабка умершего и их нисходящие). Ближайшая степень родства исключала последующую. Если ближайшую степень составляло несколько родственников, они наследовали в равных долях. Салическая правда запрещала кровную месть и самосуд, заменив их штрафом. При этом следует отметить крайнюю тяжесть штрафов, непосильных для рядовых крестьян-общинников. До конца VI в. в платеже штрафа должны были участвовать родственники виновного (так называемые сородичи); после отмены этого стал действовать принцип личной ответственности правонарушителя. Если виновный (и сородичи) не мог заплатить штраф, то он подвергался смертной казни. При определении наказания учитывались отягчающие вину обстоятельства (нападение на спящего, женщину, ребенка; надругательство над мертвым). Салическая правда формулировала понятие соучастия, при этом подстрекатель наказывался строже, чем исполнитель. Что касается права современных государств, то в зависимости от конкретно-географических, национально-исторических, религиозных и других признаков выделяют следующие типы права: − национально-правовая система − это конкретно-историческая совокупность прав, юридической практики и господствующей идеологии отдельного государства. − правовая семья: а) романо-германская (континентальное право) правовая семья включает в себя национальные системы права стран континентальной Европы − Франции, Германии, Италии, Испании, скандинавских стран и так далее. Романо-германская правовая семья возникла на основе римского права и римской юриспруденции. Правовые идеи (о законе, конституции и т.д.) были направлены против феодального произвола и привилегий и в целом против системы феодального права, в основном состоявшего из старого обычного права и актов исполнительной власти периода абсолютизма. Единые исторические корни и основополагающие общие правовые принципы, присущие формам национального права, входящим в романо-германскую правовую семью, предопределили целый ряд важных аспектов их сходства и общности. Входящие в эту правовую семью системы национального права имеют идентичную структуру. Право делится на частное и публичное. Включают в себя сходные отрасли права, которые делятся на близкие по своему содержанию правовые институты. Система законодательства в целом соответствует доктринальным положениям о системе права. б) англо-американская (общее права) - правовая семья, включающая в себя национальные системы права Англии, США, Северной Ирландии, Канады, Австралии, Новой Зеландии. В нее входят и системы права ряда других азиатских и африканских стран − бывших английских колоний. По своему происхождению данная правовая семья восходит к английскому праву, относящемуся к периоду после нормандского завоевания Англии (1066 г.). Общее право было создано после нормандского завоевания королевскими судами Англии (эти суды именуются Вестминстерскими судами по месту их заседания с XIII в. в Вестминстере). Это новое общеанглийское право формировалось судебной практикой королевских судов постепенно − от решения к решению. При отсутствии прецедента и соответствующей нормы статутного права (законодательства) судья сам определяет правоприменительную норму (казусное правило) для решения рассматриваемого дела. Совокупность таких конкретных решений, обязательных в качестве прецедента для последующих судебных решений по сходным делам, и составила общее для всех английских судов право. Общее право, таким образом, сложилось в виде совокупности судебных решений-прецедентов. Общее право − это совокупность казусных правил, лежащих в основе конкретных судебных решений, которые имеют значение прецедента, обязательного для других судов при разрешении аналогичных дел. В процессе формирования общего права королевские суды использовали некоторые положения местных правовых обычаев, преобразуя и приспосабливая их к строгим требованиям новой судебной процедуры и процессуальной формы. Римское право и основанное на нем (первоначально также и в Англии) университетское юридическое образование не оказали сколько-нибудь заметного влияния на процесс создания общего права. в) мусульманская и другие. Под «мусульманским правом» (шариатом) имеется в виду правовой аспект исламской религии, возникновение которой связано с именем пророка Мухаммеда (VII в.). Шариат («путь следования») − это по сути своей религиозный (божественный) закон, диктуемый верующим, т.е. совокупность предписаний о том, что они должны делать и чего они не должны делать. В основе шариата, как и других религиозно-нормативных систем (индусского права, иудейского права, права ряда стран Дальнего Востока), лежит идея религиозных обязанностей человека, а не его прав. Процесс становления мусульманского права в Арабском халифате занял несколько веков (VII−X вв.) и проходил в условиях формирования раннефеодального строя. Источниками мусульманского права являются: − Коран − священная книга ислама и основа мусульманского права; − сунна − совокупность преданий о высказываниях и делах пророка Мухаммеда, имеющих правовое значение; − иджма − общее (единое) мнение авторитетных правоведов ислама; − кияс − суждение по аналогии в вопросах права. Коран и сунна − основные исторические источники мусульманского права, непосредственно связанные с именем Мухаммеда. После смерти Мухаммеда (в 632 г.) содержание мусульманского права в VII в. было дополнено его сподвижниками целым рядом новых положений на основе толкования Корана и сунны. Однако потребности общественной жизни требовали дальнейшего развития шариата, классификации и систематизации его принципов и норм. Решению этих задач в VIII−X вв. была посвящена деятельность правоведов − знатоков ислама и основанных ими различных правовых школ. Правовая семья − это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Таким образом, в основе цивилизационного подхода лежат культурные, религиозные, национальные, психологические признаки. Подход позволяет рассматривать право во всем ее объеме, не исключая ни одного структурного элемента, так как идет учет также и социальных факторов развития человеческого общества. Заключение Типология права соответствует типологии государства. Однако относительная самостоятельность и специфичность права как особого социального феномена позволяют осуществлять и иные варианты его классификации. Так, используя формационный критерий, различают четыре типа права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое. Под историческим типом права понимается совокупность характерных, существенных, взятых в единстве черт права, выражающих сущность и условия развития правовой системы определенной общественно-экономической формации. Типология − осуществляемое посредством аналитических процедур расчленение целостных объектов (систем) на конкретные типы (классы), исходя из определенных признаков (критериев). Тип (исторический тип) государства и права − это целостная совокупность наиболее существенных признаков, свойственных правовым и политическим, организованным в государство системам единой общественно-экономической формации или (и) конкретному этапу (периоду) в развитии определенного общества. Выделяют два основных подхода к типологии права: формационный и цивилизационный. В рамках формационного подхода типология права производится на основе видов общественно-экономической формации, где в зависимости от типа экономического базиса выделяют четыре типа права. В рамках цивилизационного подхода типология права производится на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков. Как сложное социальное явление, право находится в тесной связи с социальными институтами, такими как экономика, политика, религия, культура и другие. Институты государство и право находятся в наиболее тесной взаимосвязи между собой. Различные варианты соотношения государства и права зависят от типа правопонимания. Взаимодействие государства и права выражается в многообразном влиянии друг на друга. Связь государства и права является функциональной, т. е. государство и право взаимно обусловливают друг друга, взаимно влияют друг на друга. Государство в отношении права, во-первых, фиксирует, закрепляет нормы права в официальных источниках; во-вторых, государство через свои органы обеспечивает функционирование права, его реализацию, содействует использованию субъективных прав, обеспечивает исполнение юридических обязанностей; в-третьих, государство обеспечивает функционирование права с помощью государственного принуждения, привлекая правонарушителей к юридической ответственности. Право пытается поставить пределы деятельности государства, добиться того, чтобы вся его деятельность протекала в правовой форме: и устройство государственной власти, и ее функционирование, и взаимоотношения с гражданами. Право прежде всего конституирует и легализует государственную деятельность, определяет ее общие границы, дозволенность или недозволенность, обеспечивает контроль над легитимностью этой деятельности, ее соответствие международным стандартам. Посредством права осуществляются задачи и функции государства, проводится его внутренняя и внешняя политика, законодательно закрепляется и оформляется общественный строй, положение личности в обществе. Никакая государственность немыслима без права и вне его. Типология по отношению к существовавшим ранее и нынешним государствам необходима для того, чтобы не растерять бесценный опыт организации государственной или общественной жизни. Осознание и использование предшествующего опыта позволит не только избежать ошибок, но и ускорить эффективность общественного прогресса. Сегодня ощущается насущная потребность в рассмотрении наиболее крупных из существующих концепций типологии права с точки зрения современных научных представлений. Увеличение объема знаний во всех областях науки позволяет более полным образом рассмотреть развитие государства, уточнить и углубить фундаментальные положения уже разработанных концепций типологии права. Сделать это не только возможно, но и необходимо, поскольку типологическое изучение права есть один из путей, ведущих от конкретного материала истории к созданию обобщенной модели развития государственности, а, следовательно, к пониманию сущности и открытию нового в государстве. Представляется обоснованным, что недостаточное внимание к проблемам типологического изучения права может повлечь за собой определенную стагнацию в изучении права. Типология права не может быть чем-то застывшим и окончательным, она требует дальнейшего развития и уточнения в связи с накоплением нового фактического материала. Следовательно, изучение проблем типологии права требует нового для современной юриспруденции подхода, который обеспечил бы комплексное исследование данных проблем на основе принципов и методов теории государства и права с обязательным привлечением данных других наук. Список использованных источников и литературы Научная литература 1. Атаманчук, Г.В. Теория государственного управления / Г.В. Атаманчук. − М.: Омега-Л, 2004. - 176 с. . Алексеев, С.С. Теория права / С.С. Алексеев. − Харьков: БЕК, 2009. - 136 с. . Берг, О.В. Некоторые вопросы теории нормы права / О.В. Берг // Государство и право. − 2003. − № 4. − С. 25 − 27. . Борисов, Г.А. Теория государства и права / Г.А. Борисов. - М.: Учебник, 2007. − 292 с. . Бошно, С.В. Теория государства и права / С.В. Бошно. - М., 2010. - 400 с. 6. Васильева, А.М. Теория государства и права / А.М. Васильева. − М.: Юридическая литература, 2009. - 259 с. . Григорьева, И.В. Теория государства и права / И.В. Григорьева. - М.: Учебник, 2009. - 304 с. . Горского, Д.П. Краткий словарь по логике / Д.П. Горского. − М., 2001. - 312 с. 9. Дробязко, С.Г. Общая теория права / С.Г. Дробязко. − Минск: Амалфея, 2010. - 299 с. . Иванников, И.А. Теория государства и права / И.А. Иванников. - М.: Академцентр, 2012. - 264 с. . Кондаков, Н.И. Введение в логику / Н.И. Кондаков. - М.: Юристъ, 2009. - 154 с. . Корельский, В.М. Теория государства и права / В.М. Корельский. − М.: Инфа, 2007. - 341 с. . Книпер, Р.В. Толкование, аналогия и развитие права: Проблемы разграничения судебной и законодательной власти / Р.В. Книпер // Государство и право. − 2003. − № 8. − С. 9 - 11. . Кутафин, О.Е. Основы государства и права / О.Е. Кутафина. − М., 2010. - 312 с. . Лизикова, И.И. Концептуальные подходы к определению права в юридической науке / И.И. Лизикова // История государства и права. - 2010. − № 13. - С. 42 - 45. . Муравский, В.А. Актуально-правовой аспект правопонимания / В.А. Муравский // Государство и право. − 2005. − № 2. − С. 18 - 21. . Мозолин, В.П. Система российского права / В.А. Муравский // Государство и право. − 2003. − № 1. − С. 113 - 115. . Марченко, М.Н. Общая теория государства и права / М.Н. Марченко. − М.: Проспект, 2010. - 192 с. . Матузов, Н.И. Теория государства и права / Н.И. Матузов, А.В. Малько. − М.: Юристъ, 2001. - 256 с. . Небратенко, Г.Г. Новеллы типов права / Г.Г. Небратенко // Общество и право. - 2010. − №2. - С. 31 - 35. . Петренко, А.В. Теория государства и права / А.В. Петренко. − М.: АСТ, 2010. - 165 с. . Протасов, В.Н. Теория права и государства / В.Н. Протасов. - М.: Проспект, 2011. - 317 с. . Пиголкин, А.С. Теория государства и права / А.С. Пиголкин. − М.: Юрайт, 2009. - 214 с. . Пономаренко, Е.В. Теория государства и права / Е.В. Пономаренко. - М., 2008. - 299 с. . Ромашов, Р.А. Теория государства и права / Р.А. Ромашов. - СПб.: Питер, 2012. - 251 с. . Радько, Т.Н. Теория государства и права в схемах и определении / Т.Н. Радько. - М., 2011. − 176 с. . Серегин, Н.С. Всероссийская научно-теоретическая конференция «Понимание права», посвященная 75-летию со дня рождения профессора А.Б. Венгерова (1928 - 1998) / Н.С. Серегин // Государство и право. − 2009. − № 8. − С. 113. 28. Хабриева, Т.Я. Право и интересы . Цыганов, В.И. Теория государства и права / В.И. Цыганов. − Минск: Амалфея, 2007. - 201 с. . Чепурнова, Н.М. Теория государства и права / Н.М. Чепурнова. - М., 2008. − 465 с. Материалы сети Интернет 31. Сайт Манавадхармашастра. Законы Ману. URL: http://www.advayta. org/item/000002/?id=371 (дата обращения: 25.05.2013 г.). - Загл. с экрана. |