Главная страница
Навигация по странице:

  • Вслед за «соковской» мануфактурой, новые технологии стали использоваться и в других ивановских предприятиях, превратив Иваново в один из самых знаменитых текстильных центров России.

  • В 1748 году появляется мануфактура ещё одного «капиталистого» крестьянина Ивана Грачёва, а в 1751 году – Ивана Гарелина.

  • Со временем и другие мануфактуристы стали подражать Сокову. Так, дед Дмитрия Бурылина Диодор Бурылин приобрел светелку, где набивали вручную хлопчатобумажную ткань.

  • Наследников у Осипа Степановича не было, поэтому в последние годы жизни он потерял интерес к производству. Он редко выходит из дома, проводя время за чтением газет и употреблением московского пива.

  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

  • Соков Осип Степанович. Соков Осип Степанович Автор презентации Пухов. Н. А


    Скачать 407.26 Kb.
    НазваниеСоков Осип Степанович Автор презентации Пухов. Н. А
    Дата21.05.2022
    Размер407.26 Kb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаСоков Осип Степанович.pptx
    ТипБиография
    #541277

    Соков Осип Степанович

    Автор презентации Пухов.Н.А.

    26м.

    Биография

    Осип Степанович родился в 1750 году в Иваново в семье крепостного крестьянина графа Шереметева — Степана Гавриловича Сокова. Осип еще в юности овладел навыками резчика, а позже применил свой талант в изготовлении деревянных манер для набойки тканей, зарабатывая таким образом на жизнь. Примерно в 1765 году Осип Соков, накопил денег и вместе с братом Андреем открыл набоечное полотняное предприятие. По тому времени это была всего лишь ремесленная мастерская, состоящая из деревянных светелок и каменных кладовых. Тогда в Иванове ещё не знали секрета закрепления колеров и производили обычные ткани, которые отделывали с помощью масляных красок. Масляная краска лишала ткань гибкости, быстро крошилась, плохо выдерживала стирку и линяла под воздействием солнечных лучей. Во время работы у Лимана, Осип Степанович смог узнать секрет производства качественных тканей. Вернувшись в Иваново в 1787 году, Соков купил у крестьянина Василия Малеева землю, на которой основал набивную мануфактуру и ввёл на ней передовые способы отделки с применением новейших рецептов составления красок. Теперь при растворении красок применялась не вода, а хлебный уксус, а после крашения ткани вываривались в мыльном растворе с добавлением отрубей — это был новый, «заварной» способ крашения.

    .

    Вслед за «соковской» мануфактурой, новые технологии стали использоваться и в других ивановских предприятиях, превратив Иваново в один из самых знаменитых текстильных центров России.

    В конце XVIII века в промышленности Иванова начался переход от полотняного производства к хлопчатобумажному и ситценабивному. Осип Степанович Соков был одним из первых, кто внедрил хлопчатобумажное производство. Мануфактура Сокова, хоть и использовала самые передовые технологии, но не могла похвастаться размерами производства. В 1798 году она состояли из: каменной трёхэтажной набоечной мастерской, красильни и сушильни. На предприятии трудилось 27 человек: 10 мастеров, 12 подмастерьев и учеников, а также 5 разнорабочих.

    Покровский и Троицкий соборы, расположенные на Покровской горе. Уничтожены в 1931 году. Ныне территория Дворца искусств

    В последние годы жизни Осип Степанович мало занимался фабричным делом и редко куда выходил из дома. Умер Осип Степанович в 1801 году. Его похоронили в ограде Покровской церкви, ныне территория Дворца искусств. После смерти Осипа предприятие досталось его брату Андрею, который тоже вскоре умер. Мануфактура перешла в руки их племянника Сергея, который практически не занимался фабричным делом. В 1810 году Сергей продал предприятие Михаилу Ивановичу Ямановскому.

    Память

    Некоторое время памятником Осипу Сокову служила улица, которая шла от конца Покровской и начала Кокуя и продолжалась до самой Уводи. На плане 1814 года улица хоть и значилась, но уже не имела никакого названия. Со временем Соковская улица затерялась среди новостроек, а сейчас она является частью Шереметевского проспекта. «Фабрика» Осипа Сокова существовала около 13 лет. В 1810 году по проекту архитектора Маричелли здание соковской набоечной перестроили в молельный дом для старообрядцев. После реконструкции в 1907 году молельный дом был преобразован в Казанскую церковь. В наши дни единственный памятник основателю набойного дела в селе Иванове — мост через Уводь на Шереметевском проспекте. По прошествии времени название «Соков мост» претерпело изменение и он с чьей-то легкой руки стал называться «Соковским мостом».

    Соковский мост в Иванове

    Революция Осипа Сокова

    Прошло время, и лишь имена нескольких предпринимателей дореволюционного прошлого остались на карте. Среди них имя Осипа Степановича Сокова (1750-1801), в честь которого назван Соковский мост, соединяющий бывшее село Иваново и местечко Ямы, являясь в настоящее время частью Шереметевского проспекта. А еще раньше в ивановской топонимике были улицы СоковВ промышленной истории ивановской жизни тех лет Соков сыграл выдающуюся роль. Как известно, в 1742 году в Иванове крестьянином Григорием Бутримовым была основана первая мануфактура, это был шаг вперед после дворовых ремесленных мастерских. Впоследствии таких крестьян прозвали «капиталистыми». Годом позже, в 1743, село Иваново переходит во владения графа Петра Борисовича Шереметева, он получил его как часть приданного, отданного ему за невестой – Варварой Алексеевной Черкасской.

    В 1748 году появляется мануфактура ещё одного «капиталистого» крестьянина Ивана Грачёва, а в 1751 году – Ивана Гарелина.

    Осип Соков также работал на мануфактуре, к тому времени их появилось очень много. По профессии он был резчиком, изготовлял манеры для набивки тканей. Манерами называли особые печатные доски, на одной стороне которых был вырезан рисунок. Мастер опускал доску в краску, а затем прикладывал ее к расстеленной на столе ткани. Чтобы краска крепче села на ткань, он ударял по «манере» киянкой - деревянным молотком. Этот способ называли набойкой, а материю, покрашенную таким образом, - набивной. После набойки влажную от краски ткань подвешивали для просушки на вешала - жерди, укрепленные под потолком. Известный иваново-вознесенский фабрикант, благотворитель и историк Яков Гарелин писал о Сокове: «Он был грамотным, смышленым и весьма предприимчивым человеком». Так, примерно в 1780 году он вместе со своими земляками Делюсиным, Бутримовым, Ишинским и Кулеиным отправился перенимать «передовой опыт» и нанялся на предприятие иностранного мануфактуриста Лимана в Шлиссельбурге близ Санкт-Петербурга. Это была вторая в России ситценабивная фабрика, открытая в 1763 году. Лиман организовал производство на уровне западноевропейской техники, употребляя многоцветную набивку, а главное, ему удалось производить закрепление красок таким образом, что от действия солнечного света и воды они не линяли и не смывались. И хотя хозяин хранил рецепты изготовления красок в строжайшем секрете, Соков сумел их разузнать. До Сокова ткани отделывались с помощью «верховых», нестойких, масляных красок, которые быстро крошились и смывались, а сама ткань не выдерживала долгого пользования. Теперь при растворении красок применялась не вода, а хлебный уксус, а после крашения ткани вываривались в мыльном растворе с добавлением отрубей – это был новый, «заварной» способ крашения. Из хлебного уксуса приготавливали различные цвета – черный, фиолетовый, красный, розовый, коричневый с различными оттенками. После выварки ткань расстилали на лугу и поливали водой из лейки или из специальных желобов. Весной ткани белили на снежном насте. Как итог, краски на соковских полотнах получались ярким, они не выцветали на солнце и не линяли при стирке. Еще одно новшество Осипа Сокова заключалось в том, что коренным образом реформировал рисунок на тканях. И, наконец, третья новация соковской революции – он первым начал использовать в производстве хлопчатобумажную материю. Будучи окрашенной, она стала именоваться ситцем. Так, получился бренд со временем – ивановские ситцы. А льняные ткани стали отходить после этого.

    Со временем и другие мануфактуристы стали подражать Сокову. Так, дед Дмитрия Бурылина Диодор Бурылин приобрел светелку, где набивали вручную хлопчатобумажную ткань.

    Наследников у Осипа Степановича не было, поэтому в последние годы жизни он потерял интерес к производству. Он редко выходит из дома, проводя время за чтением газет и употреблением московского пива. После его смерти мануфактура была продана фабриканту Михаилу Ямановскому. В 1810 году он ее пожертвовал общине старообрядцев. Реконструкцию же произвел Гауденцио Маричелли. В 1905 году владимирский губернский архитектор Петр Беген перестроил ее. Последние устроения храма связаны были с именем иваново-вознесенского зодчего Александра Снурилова. Тогда же были водружены 9 колоколов общим весом 207 пудов на звонницу церкви. А последствием ситцепечатной революции Осипа Сокова село Иваново, Вознесенский посад, а затем город Иваново-Вознесенск воспользовались сполна. Именно в XIX веке наш город стал известен на всю Россию и за ее пределами как «ситцевое царство». А «Журнал мануфактур и торговли» 1830 года свидетельствовал: «Нет почти ни одного дома, ни одной крестьянской избы в окружных селениях, где бы не ткали миткалей, кашемиров, нанки, холстинок и проч. или не набивали ситцев, выбойки, платков, шалей». И добавляет: «Можно бы назвать сию округу Российским Манчестером».

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    КОНЕЦ!



    написать администратору сайта