Философия1. Сократические школы
Скачать 20.67 Kb.
|
Введение Этика-раздел философии, изучающий мораль и нравственность людей. Обычные моральные нормы, которые существуют в повседневной жизни как практические установки на уровне здравого смысла, в античную эпоху стали объектом философского обоснования. Не случайно поэтому в античной Греции этика стала самостоятельной научной дисциплиной. Этика античности выразила нравственные искания целой эпохи. Она интересна тем, что, выразив основные ценности человеческой жизни, придала им статус знания. Античные мудрецы искали основу нравственности в земном существовании человека, утверждали огромную ценность нравственного измерения всех человеческих поступков. В нашем докладе мы рассмотрим два направления: это эллинистический период и сократические школы. Сократические школы В любой развитой культуре встречаются разные взгляды на проблемы. Одни из них главенствуют и определяют душу культуры, другие находятся на периферии. После Сократа произошло разделение на теоретические школы академиков и перипатетиков (Платона и Аристотеля) и практические школы. Мы рассмотрим две наиболее интересные из последних, остро противоборствовавшие друг с другом. Начавшись с Сократа, эти школы проходят через всю дальнейшую историю античной этики. Слайд киники Киники — философская школа, которая обосновывала идею свободы вне общества (асоциальной свободы). Ее представители проверяли свои философские изыскания на себе. Наиболее известными представителями киников являлись Антисфен, Диоген Синопский (прозванный Платоном "Сократ, сошедший с ума"), Кратет. Характерными чертами философии и образа жизни киников являлись: возведение в абсолют асоциальной свободы (то есть свободы вне общества); добровольная отверженность, разрыв социальных связей, одиночество; отсутствие постоянного места жительства, скитания; паразитический образ жизни, попрошайничество; предпочтение, отдаваемое наихудшим условиям жизни, старой, изношенной одежде, пренебрежение к гигиене; восхваление физической и духовной бедности; крайний аскетизм; замкнутость; критика и отвержение иных философских учений, особенно идеалистических; непризнание авторитетов; воинственность и агрессивность в отстаивании своих взглядов и образа жизни; неготовность к спору, стремление подавить собеседника; отсутствие патриотизма, готовность жить в любом обществе не по его, а по собственным законам; концентрация внимания на пороках общества, худших человеческих чертах; радикализм, парадоксальность, скандальность. Киническая философия возникла в период кризиса античного полиса и завоевала симпатии людей, не нашедших своего места в официальной системе общественных отношений. Диоген Синопский- наиболее яркий и известный теоретик и практик кинической философии. Считается, что именно он дал название данной философской школе. жил в бочке; заявил царю Александру Македонскому: "Отойди и не загораживай мне солнце!"; выдвинул лозунг: "Без общины, без дома, без отечества" (который стал его собственным жизненным и философским кредо, а также его последователей); вывел понятие "гражданин мира" (космополит); отвергал брак; жестоко высмеивал сторонников традиционного образа жизни; не признавал никаких законов, кроме закона природы; гордился своей независимостью от внешнего мира, живя попрошайничеством; идеализировал жизнь первобытных людей и животных. Киренаики Киренаики основывались на представлении Сократа, что жить приятно — благо, а жизнь без удовольствия — зло. Из этого они делали вывод, которого избежал Сократ˸ что удовольствие и есть благо, а достижение удовольствия — высшая цель. Киренаики подчеркивали стремление к личному счастью, которое, по Сократу, присуще человеку; киники — сократовское понятие добродетели, которую они считали самодостаточной для счастья. Киренаики преувеличивали значение чувств для человека; киники преуменьшали его, воспользовавшись тем, что у Сократа чувства были на втором плане — после разума. Эллинистическая философия Философия эллинистов возникла во времена деятельности Александра Македонского. Она стала предпоследним периодом философии Древней Греции. Эллинистическая философия исследует вопросы общества и человеческой природы. Мыслители отходят от метафизики и углубляются в этику. Своей главной задачей они считают создание условий бытия, которые сделают жизнь комфортной и приятной. Слайд стоики Ответной реакцией на распространение идей киников стало возникновение и развитие философской школы стоиков. Основателем данной философской школы считается Зенон Китайский. Основная идея философской школы стоиков (сходная с основной идеей философии киников) — освобождение от влияния внешнего мира. Но в отличие от киников, которые видели освобождение от влияния внешнего мира в отвержении ценностей традиционной культуры, асоциальном образе жизни (попрошайничестве, бродяжничестве и др.), стоики избрали иной путь для достижения этой цели — постоянное самосовершенствование, восприятие лучших достижений традиционной культуры, мудрость. Таким образом, идеалом стоиков выступает мудрец, поднявшийся над суетой окружающей жизни, освободившийся от влияния внешнего мира благодаря своей просвещенности, знанию, добродетели и бесстрастию (апатии), автаркии (самодостаточности). К характерным чертам стоической философии также относятся: призыв к жизни в согласии с природой и Мировым Космическим Разумом (Логосом); признание добродетели высшим благом, а порока — единственным злом; определение добродетели как знания о добре и зле и следования добру; призыв к добродетели как постоянному состоянию души и моральному ориентиру; признание официальных законов и государственной власти лишь в том случае, если они добродетельны; неучастие в жизни государства (самоотстранение), игнорирование законов, традиционной философии и культуры, если они служат злу; оправдание самоубийства, если оно совершено в знак протеста против несправедливости, зла и пороков и невозможности делать добро; восхищение богатством, здоровьем, красотой, восприятие лучших достижений мировой культуры; высокий эстетизм в мыслях и поступках; осуждение бедности, болезней, нищеты, бродяжничества, попрошайничества, человеческих пороков; признание стремления к счастью высшей целью человека. Эпикурейцы Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесного страдания;невозмутимость души (атараксия);дружба. Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. Завершение ОСОБЕННОСТИ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ Поиски первоначала мира Космоцентризм Выработка понятийного аппарата и начало становления научного знания Зарождаются материализм и материализм Заложены основы диалектики Разработана концепция действующего человека, центра культуры Разработаны первые политические учения |