сон обломова
Скачать 1.67 Mb.
|
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА «СОН ОБЛОМОВА» X КЛАСС . Эпиграф:«Лежанье не было ни необходимостью, ни случайностью: это было нормальным состоянием». Вступление (идея и проблематика романа — проблематика эпизода и его композиционная роль в произведении). Основная часть (композиция, чувства, мысли, развитие характера героя с оценкой анализирующего, система художественно-изобразительных средств, авторское отношение). Какое слово вас удивило в первом предложении? (На улице человек не жил, а лежал.) Сделайте вывод. (Лежать — жить — контекстуальные синонимы.) По ходу урока вы должны будете подобрать контекстуальные синонимы к словам: труд, покой, любовь, служба, сон. Почему так важно указать название улицы? (Это улица в центре столицы, следовательно, жизнь здесь должна кипеть.) Сравните представление нашего героя с первым появлением Онегина, Печорина и Чичикова. (Первый летит на почтовых, второй едет на перекладных, а последний въезжает в город. С каждым новым глаголом действие замедляется, а в последнем лежит вообще останавливается.) — Докажите, что Гончаров был прав, написав вместо жил лежал. Для этого составьте распорядок дня Обломова (проверка домашнего задания). День Обломова: 8.00 — проснулся рано; 9.30 — лежит, позвал и отправил назад Захара; 9.45 — лежит, заставляет Захара искать письмо, бранится с ним; 10.30 — начал, кряхтя, подниматься, но опять лег думать. В течение двух с половиной часов он в полудреме, пересев с дивана на кресло, принимает гостей, каждый из которых является карикатурным образом с говорящей фамилией: Волков (суета жизни, в которой волка ноги кормят и выживают сильнейшие, руководствуясь законом человек человеку волк); Судьбинский (карьера, которая вместо судьбы определяет жизнь человека); Пенкин (литератор, всеядный журналист, стремящийся делать шум, снимающий пенки или с пеной у рта небескорыстно отстаивающий чьи-либо интересы; образ пены ассоциируется с пустым брожением, чем-то поверхностным); Алексеев (никто – ничто), Тарантьев (хитрец, взяточник, могущий процветать благодаря умению тарантить — говорить бойко, резко, скоро, торопливо, тараторить, или от слова таран, выражающего сущность персонажа, наглого, настырного, грубого). Что же касается фамилии заглавного героя, то существуют разные версии: 1) писатель предчувствовал коренные перемены в русской жизни, чреватые обрывом преемственности многовековой традиции, потерей естественного иммунитета против разрушительных воздействий извне, надломом, или обломом, традиционного русского общества, всего жизненного уклада10; 2) образовано от слова обломъ, зафиксированного в словаре В.И Даля, в значении неуч, грубый, неуклюжий"; 3) Е.А.Боратынский в стихотворении «Предрассудок! Он обломок древней правды...» поднимает вопрос об утрате устоявшихся нравственных ценностей в связи с наступлением «железного века»; Гончаров понимает, что «древняя правда», обломком которой является Обломов, уже отмерла. Но ему близок романтический пафос поэта; 4) фамилия Обломов сигнализирует о доминанте фрагментарности и отсутствии цельности. На месте целого находятся распадающиеся остатки того, что когда-то было заложено и могло бы стать единым целым; 5) Гончаров указывал, что «Сон» — это, по сути дела, и есть название романа. Сон-обломон пришел в язык из русских сказок. Именно он объял Обломовку. У обломона есть и другое значение — сон, как бы придавивший человека могильным камнем; 6) может мотивироваться как существительным обломок — обломленная кругом вещь (В.И.Даль), остаток чего-либо прежде существовавшего, исчезнувшего (MAC), так и прилагательным облый (круглый). В этом случае фамилия интерпретируется как гибридное образование облый и ломать, круг, символизирующий отсутствие развития, представляется разорванным (сломанным). Учащихся стоит ознакомить с данными версиями, так как, анализируя эпизод «Сон Обломова», не лишним будет порассуждать над топонимом Обломовка. «Что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший "блаженный уголок" — обломок Эдема?» 13.00 — вновь лег на диван, но мечта о семейном счастье взбодрила его. Он сел, привстал, решил позавтракать. Начал писать письмо домовому хозяину, но не окончил: в гости пришел доктор, заявивший, что надо немедленно изменить образ жизни — это повергло Обломова в ужас (он сжался на стуле в комок). 15.00 — опять прилег, видит сон. 16.30 — приехал в гости Штольц, застав Захара, пытавшегося разбудить барина. Каков же результат этого лежания? (Идет работа над: а) портретом героя с записью характерных черт и акцентировкой авторских приемов: обстоятельность, неторопливость, юмор, лиризм; б) интерьером кабинета с работой над ролью контраста, лежащего в основе описания; в) его одеждой с работой над эпитетами, художественной деталью (восточный), синтаксисом (роль бессоюзия). Весьма наглядна символичность халата...) В чем истоки такой апатии героя? (Необходима лексическая работа: апатия (греч. — франц.) — состояние вялости, полного безразличия, бесчувственности к происходящему, равнодушие.) Обсуждается, как прошла жизнь Обломова на службе (5-я глава) и дома (6-я глава), каковы были жизненный идеал героя (8-я глава) и эпоха, в которую он жил (1-я, 2-я, 7-я, 8-я главы). Проверяются контекстуальные синонимы: труд - скука, покой - веселье, любовь—хлопоты, служба - семья, сон - смерть. — Определите, с каким чувством (симпатии — антипатии) рисует Гончаров Обломова. Что может в нем привлекать и вас, и автора? (Способность к рефлексии, философскому осмыслению себя: Настала одна из ясных сознательных минут в жизни Обломова...) Запишите самостоятельно определения к слову такой и проверим их, аргументируя и дополняя друг друга. Определите тему и идею первой части, (Тема — один день из жизни как пример несостоятельности Обломова, идея — авторское отрицание жизни-лежания и недовольство героя собой.) Чем выделяется 9-я глава? (Во-первых, имеет название, во-вторых, судя по нему, переводит повествование в ирреальныйплан.) Вспомните произведения, в которых герои видят сны. Какова в них функция сна? (В «Путешествии из Петербурга в Москву» и «Евгении Онегине» это сон-предсказание.) Вы почувствовали необычность 9-й главы, ее отличие от других? В чем оно? «Сон Обломова» был опубликован в 1849 году, то есть за восемь лет до выхода книги, и, по мнению И.А.Гончарова, «служил ключом и увертюрой ко всему роману». (Лексическая работа: увертюра — музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.) - Какую роль играет в романе мотив сна? (Это, по определению Ю.М.Лотмана, сон - путь внутрь себя. Именно эта глава дает ответ на вопрос героя: «Отчего же это я такой?») - Чем увиденный Ильей Ильичом сон похож на сны вообще? (Он фрагментарен, хотя имеет общую сюжетную линию.) - Какова композиция сна и в чем ее особенность? (Состоит из четырех частей: 1) природа — экспозиция и деревня (жизнь крестьян) — завязка; 2) день Ильи в 7 лет; 3) сказки няни (2-й и 3-й фрагменты являются развитием действия); 4) Илья в 14 лет — спад действия. Кульминация отсутствует, что служит выражением идеи «Сна...». Первые три части повествуют о том, как из века в век формировалась типичная жизненная философия русских дворян-помещиков, названная Гончаровым обломовщиной, а последняя часть показывает ее реальное воплощение и возможную судьбу Обломова, если бы не наступили перемены в жизни России. Каждый фрагмент построен по типу рассуждения с обязательным выводом.) - В чем отличие сна? (Отсутствует вымысел — это скорее сон-воспоминание, нежели сон-фантазия. Но особенность не столько в этом, сколько в «двойном зрении»: сон видят одновременно автор и герой, причем природа изображена через восприятие Обломова (отсюда и лиризм, поэтичность повествования), а повествователь комментирует это восприятие, насыщая данный фрагмент иронией. Остальные же эпизоды сна даны «глазами» автора и различаются различной степенью конкретики и обобщения. Поэтому вряд ли верно утверждать, что Гончаров «поэтизирует» жизнь в Обломовке, то есть патриархальное прошлое.) — Докажите это на примере пейзажа. Почему родовое имение героя названо Обломовкой? - Какую роль играет природа в этой главе? (В основе описания лежит фигура отрицания, усиливающая антитезу: нет моря (оно не нежит слух, от него нет ограды душе), но зато есть река (то бежит весело, шаля и играя, то чуть-чуть ползет), пруд, ручей (под журчание сладко дремлется); нет высоких гор (они не для увеселения, держат в страхе и тоске за жизнь), но есть холмы (приятно кататься); небо жмется с любовью, как родительская надежная кровля; солнце подарит ясный, теплый день. Горы, море, скалы, пропасти, леса — это атрибуты романтизма, где герой силен духом, жить не может без борьбы; это в понимании Обломова грандиозное, дикое и угрюмое, среди которого человек так мал, слаб, так незаметно исчезает... Мирный (то есть тихий, спокойный) уголок в представлении героя — это сентиментальный пейзаж, где даже измученное волнениями сердце обретет никому неведомое счастье, покойную, долговременную жизнь и сну подобную смерть. «Обломовка описана как замкнутый мир, "уголок", отделенный от большого мира. Его можно окинуть взором... человек не чувствует себя в нем затерявшимся, слабым и одиноким... Это родной, подчеркнуто неэкзотический мир». Жанр идиллии объясняет стремление Обломова к миру простых людей, отношений, чувств. Эта же простота мироощущения героя выражается точностью эпитетов, меткостью сравнений, легкостью метафор. Кстати, описывая «благословенный Богом уголок», автор рассматривает пейзаж не только с точки зрения места, но и времени — годового круга, и, что интересно, в восприятии крестьянина, тем самым сближая миропонимание барина Обломова и его крепостных. Поэтому родная Обломовка видится герою как нечто сказочное, пришедшее из фольклора: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит ее стать к лесу задом, а к нему передом. <...>Тихо и сонно все в деревне... не видно ни души...» А далее следует ироничный комментарий автора, объясняющий умильную глубокую тишину в деревне: "...как муравей, гомозится на черной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом». В пейзажных зарисовках природа изображена в разных состояниях: медленное пробуждение утром, ленивая истома полдня, вечерняя дремота. Но каждый раз «поражает иллюзия причастности природы к жизни об-ломовцев: в полдень всеобщее оцепенение в усадьбе захватывает и окружающую природу, которая замирает в своем движении, словно боясь внести диссонанс в размеренное существование людей. И это передается автором не только с помощью лексики, но и через ритм синтаксических конструкций»: «Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; наддеревней и полем лежит невозмутимая тишина — все как будто вымерло. Звонко и далеко раздается человеческий голос в пустоте» (курсив мой. — ГГ.). Анализируя микротему «Послеобеденный сон», нужно обратить внимание на роль глаголов преимущественно «недейственной» семантики, усиленной и подчеркиваемой распространителями, выражающими состояние неподвижности, статичность (неподвижно, без движения, невозмутимая тишина). Рассуждения И.А.Гончарова об Обломовке завершаются выводом: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть... и что жить иначе — грех». Итак, состояние природы в эпизоде «Сон Обломова» отражает мир души героя (это прием параллелизма — один из распространенных в русском фольклоре), который уже фактом своего рождения в таком краю обречен на душевный покой и тишину, на социальную неподвижность, на вечный жизненный сон, подобный смерти. — Следующая картина сна — день семилетнего Ильи. Сравните этот день с днем 33-летнего Обломова. Каким мы видим героя и его окружение? (Если портрет взрослого Обломова обстоятельный и точный, то мальчик — это условное изображение того идеала, который бы хотели видеть родители, скорее купидон, чем реальный ребенок. Целый день его будут окружать самые близкие люди: мама, отец, многочисленная родня и няня. Но больше всех им занимается... няня. Впрочем, это не удивительно: вспомним хотя бы детство А.С.Пушкина. Чем же одаривают взрослые малыша? Мама осыпает его страстными поцелуями, осматривает жадными, заботливыми глазами, молится с ним, влагая в молитву всю свою душу. Дальнейшие функции мамы сводятся к ласкам: приласкав его еще, отпускала гулять в сад; перед ужином медленно расчесывает волосы Илюши, любуясь их мягкостью и ставя его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи. Задача матери была предельно проста: выходить здоровенького ребенка, чтобы дитя было всегда весело и кушало много, а когда подрастет — приискать ему подругу - тоже поздоровее, порумянее. Вот за эту слепую любовь, выражающуюся в беспрестанной ласке и обилии булочек, сухариков, сливочек, Обломов до конца жизни был благодарен маме. Обломов-старик настолько погружен в заботы о хозяйстве, что заниматься сыном ему недосуг (мал еще ребенок, не дорос до внимания отца; это со Штольцем папа уже и читает, и карты изучает): «Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается во дворе». Недостаток же отцовского внимания компенсируют многочисленные старушки, проживающие в доме: «подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошенных поцелуев». Няня — это тот человек, который изо дня вдень рядом с Ильей, Няня ждет его пробуждения утром, а вечером: «Приходила нянька и, взяв его с коленей матери, уносила сонного... в постель». И любит она его не меньше мамы, В результате все эти любящие и заботливые люди вырастили абсолютно безвольного и беспомощного взрослого человека! Л ведь родился Илья, как и все дети, любознательным, пытливым ребенком. Молясь с мамой, рассеянно повторял слова, глядя в окно, откуда его призывно манило в живой, полный приключечий и открытий мир. Ребенок не дождался предостережений матери: он уж давно на дворе. Он с радостным изумлением, как будто в первый раз... обежал дом... Ему страсть хочется взбежать на галерею... Он не внимал запрещениям матери и направился к соблазнительным ступеням... Он бросился к сеновалу, с намерением взобраться по крутой лестнице... Его постоянно тянет вверх, как будто он хочет преодолеть замкнутый мир Обломовки. И блаженный миг свободы от обломовских оков настал — послеобеденный сон! Анализируя этот отрывок, работаем с глаголами: они имеют конкретную семантику (искал, ловил, забирался, роется, отыскивает), причем подбор однокоренных слов и синонимов усиливает живописность картины подчеркиванием семантических оттенков (убегал, взбегал, обегал, выбежит, сбегать). Выразительны и сопутствующие глаголам слова, передающие динамику движений мальчика и его радостное, восторженно-активное восприятие мира, противоположное всеобщей апатии окружающих (на цыпочках, пристально, с замиранием сердца, с наслаждением и т.д.). После сна пили чай. занимались чем-нибудь, ужинали и убаюкивали мальчика сказками. «Вот день-то и прошел, и слава Богу!.. Прожили благополучно; дай Бог и завтра так!» — делает вывод автор от имени обломовцев.) - Какие же законы обломовщины с рождения определяли жизненный путь человека? ( 1) Забота о пище была первая и главная забота; 2) всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти; 3) сказка до конца жизни сохраняет свою власть.) - Какую роль в философии обломовщины играет сказка? (Сказка для обломовцев — это не просто попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но реакция на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надежно спрятались, заменив жизнь вымыслом: ...сон, вечная тишина вялой жизни и отсутствие движения... заставляли человека творить среди естественного мира другой, несбыточный...) - Зачем писатель, показав примеры из жизни семилетнего Ильи, вновь повествует об этой жизни, но уже в 13—14-летнем возрасте? (От конкретизации автор переходит к обобщению, тем самым подчеркивая типичность обломовщины как явления русской жизни первой половины XIX века. Недаром автор мельком упоминает еще одного мальчика, который почти никогда не учился, а больше... плакал о том, что живет среди злодеев, что вот его и приласкать-то некому и никто любимого пирожка не испечет ему. Одновременно идет расширение изображаемых сторон жизни: к повествованию о быте, родителях, воспитании добавляется проблема образования, и философия обломовщины излагается как стройная теория.) - А как жили взрослые в Обломовке? 1) Зачем дана жизнь? Бог весть. (Бессмысленное существование, то есть отсутствие труда мысли: не слыхивали они о многотрудной жизни, о людях, отдающих жизнь вечному, нескончаемому труду. Гончаров сознательно вводит описание еще одного зимнего вечера (первый был посвящен сказкам), во время которого обломовцы, периодически погружаясь в дремоту, беседуют. О чем? Пустые фразы о бренности человеческой жизни, затем глупый гомерический хохот по поводу катания три года назад на салазках и в конце бурное обсуждение примет. Видит Илья Ильич во сне не один, не два таких вечера, но целые недели, месяцы и годы...) 2) Плохо верили душевным тревогам, душа мирно, без помехи, утопала в мягком теле. (Бездуховное существование, то есть отсутствие труда души.) 3) Сносили труд как наказание. (В результате человеку ничего не нужно: жизнь как покойная река текла мимо и сводилась к трем главным актам жизни: родинам, свадьбе, похоронам. Но нигде в этих актах жизни не нашлось места ни книге, ни образованию: Илья Иванович не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью. .. без которой легко обойтись можно... к авторам... он усвоил полупрезрение.) - Почему обломовцы, мучая своих чад отдавали все-таки их учиться? («Старики понимали выгоду просвещения: ...уже все начали выходить в люди, то есть приобретать чины, кресты и деньги не иначе, как только путем ученья».) - Можно ли это назвать учебой? А чему действительно научился Илья? (Лукавству, хитрости.) - Какие слова являются ключевыми в эпизоде «Сон Обломова»? (Сон, тишина, безмолвие, спокойствие, молчание, лень, неподвижность; они усилены эпитетами: невозмутимое, глубокая, вечная, мертвое.) - Сравните первое описание Ильи (в 7 лет) и последнее (в 13—14 лет). (Ему легко, весело; он шалит. - А иногда он проснется бодрый, свежий, веселый... Он крепится, крепится, наконец не вытерпит, прыг с крыльца... А в доме гвалт: Илюши нет!.. Люди овладели барчонком, окутали его в тулуп, потом в шубу, потом в два одеяла, и... принесли на руках домой.) И в начале романа мы видим уже взрослого Илью, все еще окутанного, но теперь в халат. - Какие слова вы бы взяли эпиграфом к уроку? (Илюша... лелеемый как экзотический цветок... рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая.) 3. Заключение (идейное значение эпизода) - Определите тему эпизода «Сон Обломова» (обломовщина как жизненная философия) и его идею (сон подобен смерти, жизнь — это сон, следовательно, обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека). - Соотнесите темы и идеи 1 -и части и эпизода. - Какова роль данного эпизода в романе «Обломов»? (Тема эпизода помогает понять, почему не состоялась жизнь героя, а идея поясняет авторское отношение к поднятой в произведении проблеме. Без этого эпизода роман не имел бы такой силы обобщения и типизации, а следовательно, не стал бы новым словом в осмыслении нашей жизни и б развитии русской литературы.) - Вернитесь к определению роли этого эпизода, данному Гончаровым. Как вы понимаете его слова? |