Соотношение права и государства в сфере правосознания. Соотношение права и государства в сфере правосознания Уникальность беспл вер антипл ру 63
Скачать 42.9 Kb.
|
Соотношение права и государства в сфере правосознания Уникальность беспл вер антипл ру 63 ОглавлениеГлава 1. Общая характеристика соотношения права и государства в сфере правосознания 4 1.1.Понятие права, государства, правосознания 4 1.2. Правосознание как условие эффективности построения правового государства 10 Глава 2 Особенности и проблемы правосознания в Российском правовом государстве 16 2.1. Проблемы формирования правосознания в Российском государстве 16 2.2.Особенности современного правосознания в России 19 Заключение 25 Список использованных источников и литературы 27 Введение Актуальность данной темы заключается в том, что правосознание является условием построения правового государства и дает понять особенности и черты государства и народа. Важнейшим признаком правового государства, показателем его становления, выступает состояние правовой культуры общества, которая во многом определяется уровнем его правового сознания, развитием демократических институтов, предполагающих социально-правовую активность граждан. Значительность данной темы с точки зрения теории права также несомненна. Вот почему в настоящее время чрезвычайно актуальным становится создание эффективной системы формирования правового сознания и правовой культуры населения. Данная тема также интересна и важна с точки зрения выбранной мною сферы деятельности, т.к. любой гражданин в государстве должен обладать уровнем правового сознания. Это необходимо в первую очередь для формирования правовой культуры населения и положительного отношения граждан к праву. Целью данной работы является – анализ соотношения права и государства в сфере правосознания. Задачами работы являются: 1.Охарактеризовать понятия права, государства, правосознания; 2. Проанализировать правосознание как условие эффективности построения правового государства. Глава 1. Общая характеристика соотношения права и государства в сфере правосознания1.1.Понятие права, государства, правосознанияТермины государство, право и правосознание являются одними из ключевых дефиниций науки теория государства и права, они необходимы для обоснования процессов возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений. Для раскрытия вопроса о соотношении права и государства в сфере правосознания необходимо обозначить понятие приведенных дефиниций как государство, право, правосознание. Ведя повествование, стоит отметить, что логично начать с первого по своему историческому происхождению понятия. Но одним из ключевых в теории государства и права является вопрос о том, что же первично по своему происхождению - государство или право. В ходе повествования постараемся разобраться в этом вопросе. Для начала, следуя распространенному в науке теории государства и права мнению, обратимся к пониманию такой дефиниции как государство. Необходимо подчеркнуть, что в науке не существует общепризнанного понятия государства. Эта проблема также усложняется тем, что под этим термином понимают разные явления. Термин государство может восприниматься в широком смысле, как определенное общество или его форма. В наиболее узком смысле, государство могут отождествлять с определенным органом, или же совокупностью органов, с национальностью, проживающей на определенной территории. Сложность и многогранность такого явления как государство предполагает наличие таких разных подходов к его пониманию, выделить один из них нам не представляется разумным в рамках данной научной статьи, так как нам необходимо всесторонне последить взаимосвязь государства, права. Но для более грамотного и систематизированного понимания, нам нужно составить определение государства на основании характерных признаков, общепризнанных в науке теория государства и права. Формировавшийся в первых государствах аппарат власти и управления являл собой исторически начальный признак государственности. Распределение властных полномочий, наличие сильной властной структуры, больше отвечало целям государств в период своего развития, чем родоплеменная организация власти. Несмотря на это, было бы несправедливым, если бы мы опустили тот факт, что в первое время своего становления государственная власть не применяла достаточно эффективных мер для удержания власти на меньшей местности, в группах. Такая власть в науке теории государства и права называется традиционной и известно, что долгое время существовало такое противостояние, которое решилось в пользу государства. Также немаловажным историческим признаком государства являлось существование наряду с аппаратом власти и управления аппарата принуждения, которые в своей совокупности принято понимать под публичной властью. С возникновением государства появляется принадлежность к определенной государственности на основании территории, это является следующим признаком. Территорию государства можно определить как пространство, в границах которого осуществляется государственная власть. Также характерными признаками являются суверенитет как верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене, и займы, налоги, которые первоначально были необходимы для содержания государственного аппарата. Исходя из перечисленных и общепринятых в теории государства и права признаков, в повествовании данной научной статьи будем считать, что государство - особая политическая организация жизни общества, строящаяся на основе существования наряду с гражданами (или подданными) властных структур, наделенных соответствующими полномочиями в целях обеспечения общественного порядка и устанавливающая порядок применения силы. В приведенном определении государства не объясняется, как обеспечивается функционирование граждан и самого аппарата публично власти. Явление, при котором возможно нормальное функционирование государства, как мы знаем, называется правовой порядок и осуществляется он с помощью права. Термин право так же, как и государство, не получил в настоящее время общепризнанную трактовку. Но общепризнан тот факт, что в социальном плане не бывает абстрактным. Оно всегда закрепляет и выражает прежде всего волю и интересы стоящих у власти классов, слоев, групп. Исходя из знаний истории, мы можем очевидно полагать, что основной формой поведения человека в условиях первобытного общества был религиозный обычай, в научных исследованиях данное явление получило закрепление как обычное право. Сфера применения данной дефиниции достаточно обширна, в данной научной статье мы будем придерживаться употребления обычного права как правового порядка, существующего в догосударственном обществе и тех сегментах, организованных по типу государства социумов, которые сохранили определенную степень правовой автономии от государства и решают возникающие юридические споры самостоятельно, не пользуясь помощью уполномоченных государственных структур. Согласно принятому в современной российской юридической науке определению, обычное право - совокупность неписанных правил поведения, сложившихся в обществе в результате их неоднократного применения и санкционированных государственной властью. Данное определение, содержит не совсем исчерпывающую характеристику исследуемого объекта. Подойдя критически к трактовке неписанных правил поведения, сложившихся в результате неоднократного применения, становится неясно, например, всякое ли многократное применение определенной нормы становится правовым обычаем? Стоит обозначить, что многократное применение определенных норм не является единственным и основным механизмом правотворчества в догосударственном обществе. В таком обществе право также имело определенную структуру, включало в себя сознательно созданные общинными органами правовые нормы. Религиозные обычаи по своему существу формировались всем обществом в условиях догосударственного периода. Закрепление религиозных начал было обосновано преклонением, подсознательным страхом человека перед таинственностью всего, что было связано с неподвластными ему явлениями окружающего мира. На основании закрепленных в подсознании людей религиозных начал, происходило заимствование правовой сферой ряда характерных рычагов воздействия на социум. Но основное отличие от религиозной нормы состоит в том, что содержание нормы права должно содержать сбалансированный общественный интерес, чего невозможно достичь при коллегиальном составлении таковых обычаев. В период становления государственности вопрос регулирования общества представляется не всему обществу, а обособленной компетентной части (например, совету при царе). Посему прослеживается взаимосвязь между органом, общностью лиц, осуществляющих закрепленное для всего общества регулирование и самим содержанием обычая. Из этого следует, что религиозные обычаи как регулятор общественных отношений создавались обществом, являли собой выражение общественной, субъективной по своему характеру воли. Право же обязательно создается определенном кругом лиц, которые выражают в праве волю и баланс общественных, кооперативных и личных интересов членов общества, тем самым сохраняет правовой паритет интересов всего общества. Также следует отметить, что многие люди заблуждаются, говоря о существовании в первых государствах права в виде приказов (указов, указаний) царя (главного в государстве лица). Они были направлены часто на решение государственных задач, требовали беспрекословного исполнения. Они могутбыть сравнимы с нашими современными задокументированными, действующими в рамках действующего законодательства распоряжениями главы государства. Но, как мы знаем, исходя из классификации юридических актов по силе, такие распоряжения относятся к подзаконным правовым актам, и не содержат нормы права. Право - система общеобязательных норм, выражающих волю государства, объективно оценивающего в лице компетентных органов необходимость урегулирования определенных общественных отношений и защищающего эту систему от нарушений деятельностью правоохранительных органов. Исходя из всего вышесказанного, стоит сделать промежуточный вывод о том, что существование права невозможно без существования государства, но из исторического аспекта все же следует, что государство появилось немного раньше (как правило). Мы выяснили, что государство и право - тесно связанные явления, но на самом деле, их взаимосвязь обеспечивает промежуточное звено, такое как правовое сознание. Правосознание, согласно действующему в науке теории государства и права понятию, это проецируемое через призму человеческого мышления осознание людьми, принадлежащими к определенной государственности, правовых принципов и норм. Под правосознанием принято понимать совокупность убеждений, эмоций, настроений, взглядов и оценок человека в сфере права и государства. Создание, уяснение, следование нормам права - важная часть сферы правового сознания. Для того, чтобы выяснить связь права и правового сознания, необходимо проследить это соотношение на трех уровнях правосознания. Например, в книге курс лекций по философии права под редакцией М.Н. Марченко приводится мнение о том, что очевидное недоверие к праву в России имеет много оснований, одним из которых является пристрастие чиновничьего аппарата к подобной процессуальной регламентации многих сторон жизни человека и общества, что и создает почву для коррупции правонарушителям. Как следствие этого в большинстве правовых норм, исходящих от государства, население (уровень обыденного правосознания) видит не столько правовые убеждения, сколько внешнее правило, ограничивающее свободу человека. Следовательно, влияние права на правовое сознание на обыденном уровне прослеживается как отражение норм, закрепленных в законе и донесенных до общего сведения народных масс, в сознании граждан. Но нельзя сказать, что правосознание находится в зависимости от норм права. В истории и обыденной жизни бывают случаи, когда люди с обыденным правосознанием оказывают влияние на нормы права, например, в ситуации, когда выбирают должностных лиц представительных органов на различных уровнях государственной власти Российской Федерации. Граждане выбирают кандидатов на основании сложившихся представлений и взглядов о личности кандидата, о его ориентирах в правотворчестве, сопоставляя со своим правосознанием. Тем самым, прослеживается взаимосвязь и взаимовлияние таких явлений как право и правосознание на приведенном уровне. Под правосознанием принято понимать совокупность убеждений, эмоций, настроений, взглядов и оценок человека в сфере права и государства. Создание, уяснение, следование нормам права - важная часть сферы правового сознания. Для того, чтобы выяснить связь права и правового сознания, необходимо проследить это соотношение на трех уровнях правосознания. Например, в книге курс лекций по философии права под редакцией М.Н. Марченко приводится мнение о том, что очевидное недоверие к праву в России имеет много оснований, одним из которых является пристрастие чиновничьего аппарата к подобной процессуальной регламентации многих сторон жизни человека и общества, что и создает почву для коррупции правонарушителям. Как следствие этого в большинстве правовых норм, исходящих от государства, население (уровень обыденного правосознания) видит не столько правовые убеждения, сколько внешнее правило, ограничивающее свободу человека. Следовательно, влияние права на правовое сознание на обыденном уровне прослеживается как отражение норм, закрепленных в законе и донесенных до общего сведения народных масс, в сознании граждан. Но нельзя сказать, что правосознание находится в зависимости от норм права. В истории и обыденной жизни бывают случаи, когда люди с обыденным правосознанием оказывают влияние на нормы права, например, в ситуации, когда выбирают должностных лиц представительных органов на различных уровнях государственной власти Российской Федерации. Граждане выбирают кандидатов на основании сложившихся представлений и взглядов о личности кандидата, о его ориентирах в правотворчестве, сопоставляя со своим правосознанием. Тем самым, прослеживается взаимосвязь и взаимовлияние таких явлений как право и правосознание на приведенном уровне. 1.2. Правосознание как условие эффективности построения правового государстваПравосознание как условие эффективности построения правового государства В соответствии с ст. 1 Конституции Российской Федерации является правовым государством. Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. Сущность идеи правового государства - его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти, подчинение государства обществу. Правовым является такое государство, которое признает в качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства - связанность государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола государства и его органов. Раскрывая вопрос о правосознании как условии построения правового государства необходимо кратко остановиться на правовой культуре. Как мы уже отмечали, правовое сознание реализуется как собственно в праве, так и в особом феномене правовой действительности - в правовой культуре. Состояние правовой культуры любого государства является важным показателем степени зрелости конкретной правовой системы. Это в полной мере относится и к современной России. В ее правовой системе как в зеркале отражается достигнутый на рубеже веков и тысячелетий уровень прогрессивно-правового развития общества. Правовая культура опосредует все основные сферы правовой жизни общества: правотворчество и законодательство, правосознание и реализацию права, субъективные права, свободы и обязанности граждан, политико-юридические институты, учреждения общества и государства, определяя их особое качественное состояние, которое можно выразить понятием правокультурность. Важнейшими показателями правовой культуры являются уровень массового правосознания, объем и интенсивность общего правового просвещения. Не менее существенны и такие показатели, как масштаб и глубина юридического образования, профессиональной подготовки и переподготовки юристов, степень развития юридической науки. Особое значение имеет правовая культура личности, которая тесно связана с ее правосознанием. Вместе с тем, правовая культура и правосознание личности - понятия нетождественные. Правосознание - понятие более широкое. Оно формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, зачастую противоречиво по своей сущности, включает как позитивные, так и негативные взгляды, убеждения, оценки. Правильно ориентированное в целом, оно в какой-либо части может быть дефектным. Правовая культура личности - это лишь позитивные взгляды, оценки, мотивы, установки, лежащие в основе правомерного и социально-активного поведения. Правовая культура - результат целенаправленного воспитания правосознания, его высшая ступень, выражающая внутренне осознанное отношение к правам и свободам, а через них - ко всей правовой жизни общества. Значение правовой культуры в обществе выходит за пределы сферы права, юридической практики. Правовая культура - неотъемлемая часть культуры общества в целом. Распространить высокую юридическую культуру на все население, - значит поднять общий культурный уровень граждан, утвердить такой компонент в ценностной ориентации людей, который затрагивает важнейшие стороны общественной жизни: реализацию начал демократии, справедливости, свободы, высокую организованность, определенность прав и обязанностей, строгий порядок и ответственность, гарантированность прав личности. А все это включается в общую культуру поведения людей, является неотъемлемым элементом современного гражданского общества. Таким образом, на основе вышесказанного мы убедились, что правосознание как бы пронизывает весь механизм правового регулирования и правового воздействия на общественные отношения: оно не только предшествует созданию юридических норм, но и «сопровождает» их на всем протяжении их действия и даже после отмены. От специфики правосознания общества, уровня его зрелости во многом зависят сила права, эффективность всего правового регулирования. Процесс формирования правосознания продолжителен во времени и обуславливается многими детерминантами. Несомненно, становление правосознания должно начинаться еще в то время как субъект еще не сформировался, не получил негативных установок на неправомерное поведение и деформированного восприятия правовой действительности. Основным фактором, воздействующим на правосознание является правовое воспитание, задача которого - выработать у гражданина чувство уважения к праву. Правовое воспитание является одним из основных общепризнанных способов воздействия формирования правового сознания. Рассмотрим ключевые направления (средства) воспитания, воздействующие на правосознание. Так, не вызывает сомнения, что огромную роль в формировании правосознания оказывает правовая подготовка. Представляется, что она должна начинаться еще со школы. Это специальные юридические курсы в виде предметов по выбору для учащихся, ориентированных на получение в дальнейшем юридического образования, либо требующих специальных юридических знаний, такие как: «Основы правоведения», «История права» и др. Несомненным приоритетным направлением в образовании должно являться патриотическое воспитание учащихся, в частности, такими способами как: прослушивание гимна, поднятие флага обучающимся, достигшим успехов в учебе, подготовка еженедельной информации о политической и правовой ситуации в стране. Именно в процессе правовой подготовки при получении среднего и высшего профессионального образования, в правосознании будущего специалиста формируются базовые стереотипы в отношении тех норм права и элементов правовой действительности, которые будут иметь в дальнейшем важное значение именно для данной деятельности. При этом, правовые знания должны перейти в личную убежденность студента, для чего могут быть разработаны и внедрены специальные курсы, такие как: «Правовая культура и правосознание», «Правовое сознание и правовое воспитание», «Современные проблемы правопонимания», «Особенности российского менталитета и проблемы формирования правосознания» и другие. При получении юридического образования в современный период студенты сталкиваются со следующими проблемами: некомпетентность профессорско-преподавательского состава (далее - ППС), слабая практическая направленность получаемых знаний, не прививание навыков к самостоятельному профессиональному самоизменению. Некомпетентность ППС характеризуется или излишней теоретизированностью и не знанием практического применения преподаваемых знаний, или наличием практических знаний и неумением их донести в силу отсутствия опыта преподавательской деятельности. В связи с изложенным, в учебном процессе необходимо особое внимание уделять практическому и профессиональному обучению. Будущим специалистам важно научиться самостоятельно добывать нужные им знания, уметь их логично и грамотно объяснить, применять. Особенно эффективными при этом являются практические упражнения (индивидуальные и групповые), деловые игры и учения, решение конкретных проблемных ситуаций на основе фундаментальных теоретических знаний. Жуков Е.А. справедливо отмечает, что студентов необходимо учить не только и не столько законодательству, сколько юридическому мышлению и практическим действиям. Основными формами обучения студентов должны стать не лекционные и семинарские занятия, а деловые игры, круглые столы по проблемным практическим вопросам, конференции, научные кружки и иные формы занятий, обеспечивающих самостоятельную деятельность студентов. Правовое обучение в ВУЗе должно сопровождаться воспитанием в нем ориентации на высокие духовные ценности: необходимо внедрение в мир профессии предметов быта, эстетических ценностей, эмоциально-личностного аспекта и творчества, несущих в себе родственное, сопричастное отношение к окружающему миру. В процессе правового воспитания в учебном заведении основное внимание следует уделять воспитанию у студента уважения к нормативным актам, органам государственной власти и демократическим институтам России. В утвержденных Президентом Российской Федерации 4 мая 2011 г. «Основах государственной политики России в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», отмечается, что развитие правового государства, формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надёжной защищённости публичных интересов. Хотелось бы отметить, что это первый документ в истории России, направленный на формирование традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного цивилизованного государства, а также на создание высокого уровня правовой культуры общества и личности. Путин В.В., выступая на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», отметил, что «демократическое государство должно стать эффективным инструментом самоорганизации гражданского общества. Чертами завтрашней системы государственного управления должны стать самостоятельность и ответственность, динамичное движение вперёд, следование общей идеологии развития страны, эффективное использование ресурсов, смелые и неординарные решения, поддержка инициативы и инноваций, сменяемость кадров, и их компетенции, и кругозор». Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России являются серьёзной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права. Отдельного внимания заслуживает проблема участия гражданина в политической жизни страны. За последние годы наметились тенденции деполитизации общества, резкого сужения сферы публичной политики, сведения политических проблем к административно-государственным, административно-управленческим. Налицо отчуждение власти и всей правящей элиты в центре и на местах от основной массы населения. В результате уровень доверия россиян к институтам власти минимальный. Вера в то, что участие в выборах повлияет на принимаемые решения, по разным оценкам, не более 20%. Большинство населения не желает принимать участие в местном самоуправлении, не видит в этом никакого смысла. Это свидетельствует о низком правосознании и правовой культуре. Таким образом, правосознание является отражением правовой действительности в сознании человека. Уже не один десяток лет презюмируется факт подверженности правосознания влиянию экономических, духовных и иных детерминант. Несомненно, материальные факторы могут быть исключены только при непосредственной государственной поддержке и проводимой социальной политики В правовом государстве, одним из направлений политики должно являться формирование положительного правосознания, с помощью таких способов, как правовое воспитание (приоритетная задача для государства), правовое просвещение (в отношении населения), правовое образование (непосредственная передача юридических знаний). Глава 2 Особенности и проблемы правосознания в Российском правовом государстве2.1. Проблемы формирования правосознания в Российском государствеВопрос, касающийся проблем правосознания в России, весьма актуален. Проблематичность этого вопроса прослеживается во всех сферах нашей повседневной жизни, поэтому некоторые люди не понимают истинного значения понятия закона, иногда даже воспринимая его как некое ограничение. Есть граждане, которые при виде сотрудников правоохранительных органов, произнося свои мысли вслух, выражают себя таким образом: "и им не было стыдно выбрать такую профессию, из-за которой вас все ненавидят". Такие люди даже не подозревают, что для некоторых получение статуса сотрудника правоохранительных органов офицер и борьба с преступностью могут быть мечтой. В этом примере выражен явный дефект правосознания. Совершая покупки, мы часто сталкиваемся с произволом продавцов, которые, осуществляя предпринимательскую деятельность, не утруждают себя ознакомлением с законом "О защите прав потребителей" и забывают о своих обязанностях и часто нарушают права покупателей. Этот список, пожалуй, можно продолжать еще долго, поэтому можно сделать вывод, что дефекты правосознания в современном российском обществе сохраняются, и важность их решения не отрицается. Правосознание тесно связано с философскими теориями, идеологическими представлениями и религиозными доктринами. Многие известные авторы считали, что нормы права, их неизменность и подневольность остаются в сознании человека, поэтому право - это психологический феномен. Другие предполагали очевидную принудительность закона как средства регулирования человеческой свободы и как классового регулятора общественных отношений. Влияние правосознания на организацию общественной жизни достаточно велико, ощутимо. Этим объясняется его включение в механизм правового регулирования как одного из средств воздействия на общественные отношения. Специфической особенностью правосознания как неотъемлемой части механизма правового регулирования является то, что его роль не ограничивается каким-либо одним этапом правового воздействия. Правосознание включается в работу как на этапе законотворчества, так и на этапе реализации права. В той или иной степени она присутствует во всех элементах механизма правового регулирования — правовых нормах, правоотношениях, актах реализации права. Наиболее заметную роль правосознание играет на этапе реализации права, в процессе реализации законных прав и обязанностей. Человеческая жизнь наглядно демонстрирует, что сознание, мысль, образ, волевое усилие действительно управляют поведением людей, инициируют и регулируют их действия и поступки во всех сферах жизни, в том числе и юридической. Уровень, качество, характер и содержание правосознания во многом определяют, каким будет поведение человека в обществе — законным, общественно полезным или незаконным, социально вредным и опасным. Проблемы длительных и разнонаправленных общественно-политических явлений и трансформаций и перестройки в современной России убеждают в необходимости изменения правовых и социально-психологических условий формирования гражданского общества. Государство и его правовая система, в то же время, должны гарантировать возможность реализации своих законных интересов и социальной активности в обществе, а также обеспечивать достойный уровень жизни и самореализации в обществе, а социально-психологический климат, должен способствовать развитию массового позитивного правосознания в обществе. Также постоянное изменение законодательства и нормативных правовых актов влечет за собой негативное мышление граждан. Следует отметить, что российское правосознание, как и национальный менталитет в целом, имеет антиномичный характер, наряду с положительными чертами, такими как приоритет моральных принципов, преобладание интересов общества, оно содержит негативные элементы. К ним относится идея о том, что закон — это в лучшем случае бесполезная и бессмысленная вещь, на которую не следует обращать внимания, а в худшем - средство ущемления государством прав личности и общества, следовательно, закон следует игнорировать и не применять. Негативную тенденцию в формировании и развитии российского правового сознания сыграла идея предопределенности бытия, породившая представление о бессмысленности борьбы за справедливость и преобладании пассивного поведения у части общества. Максимализм национального сознания, стремление к высшему нравственному идеалу, сталкиваясь с неудачей в реальной жизни, с несправедливостью, часто сменяется апатией, желанием убежать от проблемы, покориться судьбе. Так формируется правовой нигилизм, когда законы неизвестны и их пытаются не столько исполнять, сколько обходить. Незнание законодательства, а зачастую и полное предубеждение против него, является характерной чертой российской национальной идентичности. Наиболее тревожной является крайняя форма правового нигилизма — правовой цинизм, то есть "откровенное, вызывающе презрительное отношение к общепринятым в обществе правилам поведения и установкам". Из вышесказанного следует, что правосознание — это сложный и длительный процесс, затрагивающий все сферы общественной жизни общества. Ведь проблемы современного российского общества, связанные с низким уровнем правосознания, правовой культуры, правового сознания, читаются не только во всех сферах жизни общества, но и в повседневной жизни, повседневных взаимоотношениях людей, когда без достаточных знаний, а также знаний о правовой системе страны государство, действующее законодательство, человек не могут защитить свои права и интересы. Человек перестает быть личностью для всего, во многих жизненных ситуациях, когда просто идешь по улице, и какому-то человеку нужна помощь, многие отворачиваются и проходят дальше, не понимая, что любая жизненная ситуация может и будет влиять на него, который просто прошел сегодня мимо, и не протянул руку помощи. Даже не принимая во внимание возрастные показатели, мы знаем, что чем моложе человек, тем более восприимчив его мозг к новой информации, а сознание более гибкое и легко адаптируемое к инновациям. Молодое поколение самое активное, и все зависит от радикально настроенной молодежи. Следует также иметь в виду, что юношеский максимализм часто заставляет подростков действовать чрезмерно агрессивно и бескомпромиссно. Поэтому наибольшую опасность представляет правовая неосведомленность подрастающего поколения, и на это стоит обратить особое внимание. Необходимо начинать формирование правового сознания, правовое воспитание с детства. Необходимо включить в учебную программу предметы, которые будут посвящены правам человека, о способах их защиты, о законе, о том, что закон нужно уважать и почтительно относиться к нему. Необходимо повышать уровень правовой грамотности подрастающего поколения, так как это будущее нашего государства. Также необходимо формировать чувство справедливости у государственных служащих, поскольку большинство граждан не компетентны в этой профессии. Превышая свои полномочия, в результате политическая и экономическая ситуация в стране ухудшается, и здесь государство сталкивается если не с главной, то, пожалуй, с одной из главных проблем — коррупцией, борьбе с которой России необходимо уделять особое внимание. Делая вывод из вышеизложенного, правосознание присутствует во всех элементах механизма правового регулирования, например, как в нормах права, правоотношениях и актах реализации права, так и в субъектах права. Важную роль в этом механизме играет последнее — реализация права, где воплощаются законные права и обязанности. Задача, которая стоит перед государством и обществом, - воспитывать правосознание, направлять его в нужное русло, но прежде всего государство должно полностью признать личность главной ценностью. 2.2.Особенности современного правосознания в РоссииОсобенности российского правосознания могут быть выявлены только с помощью конкретных исследований. Такие исследования абсолютно необходимы: исторический опыт неопровержимо показывает, что любые политические решения, законы, указы и т.д. неэффективны, если они противоречат культуре масс, выражающейся, в частности, в чувстве справедливости. Наследие вековых традиций отчетливо прослеживается в современном правосознании российского народа. Это характерно для восприятия общества как патриархальной общности, которая целиком определяет жизнь индивида, не видящего себя вне этой коллективной формы своего бытия. Власть в этом сообществе воспринимается как патриархальная форма, при которой Первое лицо действует скорее как "отец", чем как официальный глава государства. Такая сила может сделать все, что угодно. Она накормит, напоит, оденет, подскажет вам, как жить. Напротив, все официальное, формализованное, выходящее за рамки патриархальных структур, встречено с подозрением, воспринимается как чуждое. На идеологическом уровне, не говоря уже об обыденном сознании, все те предрассудки и стереотипы, которые мешают достаточно полному пониманию роли права и его социального потенциала, еще не преодолены. Среди таких предрассудков - представление о законе только как о средстве наказания и разрешения конфликтов, отождествление закона с законом и т.д. Это также может включать подход к праву, называемый "антиправовым морализмом", при котором право предстает вторичным, а не высшим по отношению к моральным принципам. Здесь же коренятся истоки правового нигилизма, принявшего масштабные масштабы: от сферы повседневных отношений людей до деятельности высших органов государства. Существует мнение, что перестройка с сопровождающей ее "войной законов", национальными конфликтами, падением государственной дисциплины, противостоянием исполнительной и представительной властей и т.д. во многом способствовала правовому нигилизму. Все эти обстоятельства нельзя игнорировать. Однако более значительным представляется другое объяснение: как только общество отказалось от авторитарных методов неправового государственного управления и попыталось встать на путь верховенства закона, как только люди, которые ранее были связаны в политическом и экономическом плане, получили более или менее реальную возможность пользоваться своими права и свободы, поэтому низкий уровень правовой культуры общества сразу дал о себе знать, десятилетия пренебрежения правом, его недооценки. Таким образом, вся сфера правового сознания находилась в кризисе. Этот кризис усугубляется двумя взаимодополняющими процессами: криминализацией государственности и национализацией преступности. Криминализация государственности в сегодняшней России предопределена уникальной ролью коррупции как единственного и дефектного легализованного способа самоорганизации государственного механизма. Суть проблемы в том, что государственную систему в России в ее нынешнем проявлении нельзя назвать коррумпированной – она коррумпирована, поскольку практически не предоставляет государственным чиновникам возможностей для некоррумпированного существования. Процесс криминализации идет не только "сверху", путем укоренения системы, провоцирующей преступность, но и "снизу", путем "национализации" преступности, общепризнанного перехода к ней некоторых функций, которые являются прерогативой государственных институтов. Насильственно вытесненное за пределы законопослушного поведения, общество спонтанно пытается выработать новые принципы повседневного поведения, новую реальную этику, разделяемую обществом в целом и соответствующую социально-экономической практике. В рамках "реальной этики" происходит постоянное столкновение повседневного здравого смысла с практически бездействующим законодательством, которое из-за своего несоответствия здравому смыслу признается обществом "неправедным" и "не подлежащим исполнению". В результате в обществе складываются стереотипы асоциального поведения, готовность к бойкоту судебной и правоохранительной систем, к массовому неприятию официальных властей как "не имеющих морального права" регулировать общественные отношения. Образовавшийся вакуум частично заполняется различными неформальными методами социально-экономического саморегулирования, среди которых на первое место выходят методы, связанные с деятельностью организованных преступных группировок. Реальный бизнес все больше склонен воспринимать организованную преступную группировку как силу и относиться к ней с активной лояльностью. Организованные преступные группировки выступают в роли сборщика налогов и защитника, выполняют арбитражные функции, а самое главное, действуют на основе негласных принципов правил, признанных значительной частью общества справедливыми и естественными. Общество воспроизводит на новом уровне фиктивный характер официальной правовой системы, характерный для советского периода – когда основы писаного права носили в основном декларативный, идеологический характер, а повседневная жизнь государства и общества регулировалась сложной системой закрытых партийных инструкций, общепризнанных негласных принципов, устные соглашения и т.д. Только сегодня это "прецедентное право" в русском языке приобретает характер, все более сходный по форме и содержанию с нормами криминального лагеря, воровской самоорганизации. В современных условиях необходимо преодолевать правовой нигилизм в российском обществе, воспитывать уважение к закону, сознательность и чувство ответственности, непримиримость к произволу, коррупции, такое состояние правовой системы и общественной морали, которое называется понятием "беззаконие". Основами формирования здорового нравственного и правового сознания граждан России являются социальный мир, гражданское согласие, повышение благосостояния народа, расширение материальных гарантий прав человека. Одной из важнейших составляющих всей работы по искоренению произвола, нигилизма и социальной апатии являются активные меры по правовому просвещению граждан. Воспитание правового сознания находится в органической связи с принципами морали, демократическим сознанием всех граждан, связано с процессом совершенствования культуры общества, человека, обретения достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества в последние годы усилилось неприятие идей социального утопического сознания. Однако вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и гражданской ответственности, а также развития демократии являются актуальными. Очевидно, что демократия, законность и права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью и произволом. Свобода человека в ее моральных и правовых формах означает такой вариант поведения человека, при котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других людей, общества и государства. Естественно, воспитание правосознания начинается с усвоения моральных ценностей, норм в семье, школе и в духовном общении. Здесь закладывается нравственный фундамент, на котором формируются элементы правового сознания. Воспитание правосознания является неотъемлемой частью всей культурной жизни общества, социальной функции государства, которое заботится об образовании и воспитании подрастающего поколения. Правовое просвещение взрослых граждан также имеет воспитательное значение в развитии массового сознания общества. Воспитательная работа поднимает индивидуальное правосознание личности до понимания наиболее общих правовых принципов и требований, отвечающих интересам всего общества, государства. Воспитание в духе права и законности не ограничивается правовым воспитанием, формированием положительного отношения к закону, законоведению, но находит свое завершение в правовой деятельности личности, в ее правовой культуре. Развитие правового сознания гражданина и общества способствует преодолению отсталых взглядов, девиантного поведения людей, предотвращению случаев произвола и насилия в отношении личности. Внедрение в сознание граждан научно обоснованных, взвешенных правовых идей, взглядов, борьба с преступностью являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство. ЗаключениеТаким образом правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Современное правосознание свидетельствует также о высокой общей правовой культуре личности, делает её полноценным участником разнообразных правоотношений. Стоит отметить, что решение большинства проблем в сфере права и государства возможно только при взаимодействии всех уровней правосознания. Каждая политическая реформа содержит в себя как официальное правосознание - государственную волю, выраженную через лиц, профессионально занимающихся законодательной деятельностью и руководствующихся в своей деятельности правовой доктриной, профессиональное сознание лиц и инстанций, занимающихся правореализующим процессом, и каждая политическая реформа обязательно встречает поддержку, либо скептическое отношение к ней населения. Право и государство как регуляторы поведения людей создаются для общественного согласия и осуществляются через правосознание. Как мы знаем, необходимыми составляющими правового сознания являются правовая идеология и правовая психология, они также важны нам для понимания взаимодействия правового сознания и государства. Правовая психология включает в себя эмпирический аспект правосознания, это чувства, эмоции, переживания, привычки, стереотипы, которые возникают у людей в связи с принятием, действием и реализацией юридических норм. Человеческие чувства и оценки, возникающие по поводу права возникают на основании государственной политики в области права и общественных настроений, которые вселяет данная политика. Невосприятие в психологии населения тех или иных запретов как действительно укорительных, а дозволений - как социально оправданных ведет, как правило, к серьезным проблемам в реализации нового законодательства, порождает многочисленные трудности в деятельности правоохранительных органов. Правовая идеология, в свою очередь, является более теоретической составляющей правового сознания, ее можно определить как совокупность юридических идей, теорий, взглядов, которые в концептуальном, систематизированном виде отражают и оценивают правовую реальность. В сфере идеологии и через идеологию находят отражение потребности и интересы прежде всего социальных групп, классов, народов, государства, мирового сообщества в целом. Наличие определенной идеологии является необходимым условием деятельности любого общества. Правовая идеология выполняет функцию идейного “маяка" для профессионального правосознания и правовой культуры законодателей и правоприменителей, направляя и организовывая их деятельность. Вместе с тем, правовая идеология открывает для обычных граждан основные направления развития государства и знакомит с социальными ценностями, защищаемыми с помощью правовых средств. Тем самым, можно сделать вывод, правовое сознание неразрывно связано с деятельностью государства и права, так как правосознание выступает откликом общества по поводу политики государства в области права, является центральным звеном во взаимосвязи государства, права и общества. Список использованных источников и литературы1. Костогрызов П. И. Общинное право // Антиномии/ 2019. №2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschinnoe-pravo (дата обращения: 13.10.2022). 2. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - 2-е изд, перераб. и доп. - Москва: Проспект, 2016. - 640 с. 3. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - 4- е изд., испр. и доп. - М.: Издательский дом ”Дело” РАНХиГС, 2015. - 528 с. 4. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т. Т. 1 / С. Н. Бабурин, А. Г. Бережнов, Е. А. Воротилин [и др.]; отв. Ред. М. Н. Марченко. - Москва: РГ-Пресс, 2018. - 552с. 5. Философия права. Курс лекций: учебное пособие: в 2 т. Т. 2 / А. В. Аверин, И. А. Гобозов, А. Г. Гузнов [и др.]; отв. ред. М. Н. Марченко. - Москва: РГ-Пресс, 2018. - 512с. 32 6. Седых М. Н. Доктринальное правосознание и доктринальное правотолкование как взаимообуславливающие категории // Юридическая наука. 2011. №1. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/doktrinalnoe-pravosoznanie-idoktrinalnoe-pravotolkovanie-kak-vzaimoobuslavlivayuschie-kategorii (дата обращения: 13.10.2022). |