Главная страница
Навигация по странице:

  • Проблема времени.

  • Соотношение веры и знания у Августина. Соотношение веры и знания у Августина


    Скачать 10.13 Kb.
    НазваниеСоотношение веры и знания у Августина
    Дата25.09.2022
    Размер10.13 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоотношение веры и знания у Августина.docx
    ТипДокументы
    #696033


    Соотношение веры и знания у Августина.
    Августин видел необходимость философии как средство для доказательства истинности религии. Философия - это чисто человеческое знание. Высшая истина открывается только Богом. Августин различает веру религиозную и веру-доверие, идейную убеждённость.

    Веру-доверие он противопоставляет пониманию (постигающему мышлению). Не всякое мышление есть вера (часто люди мыслят, чтобы воздержаться от веры), но всякое верование есть мышление. Высшей формой познания Августин считает озарение разума и веры:

    1. Начало познания опирается на веру в авторитет отца, учителя церкви. Без такой веры никакое познание невозможно.

    2. Для невежественной толпы приоритет веры над разумом обязателен. В противном случае обществу грозит идейный разброд и гибель.

    3. Человек ограничен во времени, а посему вера необходима.

    Августин подчёркивает сверхразумный характер религиозных положений.
    Кредо Августина: "Верую, чтобы понимать".
    Вера не подменяет и не заменяет разумного понимания, никогда его не элиминирует. Напротив, как уже замечено, вера стимулирует и подвигает понимание. Вера - это способ согласного понимания, именно поэтому без мысли нет и не может быть веры. И наоборот, разумное понимание никогда не элиминирует веры, но цементирует ее посредством максимального прояснения. Итак, вера и разум взаимодополняющие. В его работе "Истинная религия" мы читаем: "Это лекарство действует двояко: власть и разум. Власть требует веры и толкает человека к необходимости понимания. Разум ведет человека к разумному поведению. С другой стороны, даже и власть может быть лишена своего рационального основания и держаться лишь теми, кому дана вера; мотивы же почтительного отношения к власти более чем очевидны, если она умеет уважать неотъемлемые истины разума". И в его "Троице" можно прочесть: "Вера ищет, разум находит. Поэтому пророк и говорит: "Если не поверите, то и не поймете».
    Проблема времени.
    Размышляя о времени, Августин приходит к концепции психологического восприятия времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют реального существования — действительное существование присуще только настоящему. Прошлое обязано своим существованием нашей памяти, а будущее — нашей надежде. Настоящее — это стремительное изменение всего в мире: человек не успеет оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о прошлом, если он в этот момент не уповает на будущее.
    Таким образом, прошлое — это воспоминание, настоящее — созерцание, будущее — ожидание или надежда.
    При этом, как все люди помнят прошлое, так некоторые способны «помнить» будущее, чем и объясняется способность ясновидения. Как следствие, раз время существует только потому, что о нём помнят, значит для его существования необходимы вещи, а до сотворения мира, когда ничего не было, не было и времени. Начало творения мира — вместе с тем и начало времени.

    Время обладает длительностью, которая характеризует продолжительность всякого движения и изменения.
    Вечность — она ни была, ни будет, она только есть. В вечном нет ни преходящего, ни будущего. В вечности нет изменчивости и нет промежутков времени, так как промежутки времени состоят из прошедших и будущих изменений предметов. Вечность — мир мыслей-идей Бога, где все раз и навсегда.



    написать администратору сайта