КАК СДЕЛАТЬ ВИДЕОРЕПОРТАЖ_методические рекомендации. Советы начинающему репортеру
Скачать 210.29 Kb.
|
1 Сивоволова Татьяна Владимировна, координатор Санкт-Петербургского регионального отделения Общероссийской общественной детской организации «Лига юных журналистов» в Московском районе Санкт-Петербурга КАК СОЗДАТЬ ВИДЕОРЕПОРТАЖ или СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩЕМУ РЕПОРТЕРУ Методические рекомендации Основы видеорепортажа Репортаж – наиболее популярный жанр журналистики, особенно на телевидении. Его основная задача – дать возможность зрителю (слушателю или читателю) как бы поприсутствовать на событии. Сущностный признак репортажа – корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей. Видеорепортаж чаще всего выступает как комплексный жанр: он включает в себя интервью с участниками и зрителями, комментарии специалистов и др. В нѐм используются практически все выразительные средства телевидения, за исключением музыки. По содержанию репортажи можно разделить на событийные и тематические (проблемные и аналитические). Первые рассказывают о конкретном событии – выставке, спортивном соревновании, митинге, мастер-классе, внеклассном мероприятии и т.п. Событийный (новостной) видеорепортаж базируется на актуальной информации. Его задача – отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события. Событийный сюжет не требует, как правило, особых изысков в исполнении. Оптимальный набор: картина места происшествия, синхрон i участника и (или) синхрон эксперта, stand-up ii на фоне места происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте. Для такого сюжета самым главным из определяющих факторов является оперативность, своевременность получения материала редакцией. Тематические репортажи посвящены определѐнной проблеме, например, последствиям наводнения или засухи, проблемам экологии, мигрантов, толерантности, введения в школе нового учебного предмета «Основы православной культуры» и т. п. Такие репортажи заметно более аналитичны, поскольку журналист не следует за отдельным событием, как в событийном репортаже, а рассматривает ряд событий, относящихся к теме, и отбирает в них то, что работает на раскрытие темы. В проблемном и аналитическом видеорепортажах немаловажным элементом является оценочный, комментарный момент. По звуковому сопровождению видеорепортажи можно разделить на озвученные и немые. В первом случае репортаж сопровождается закадровым комментарием журналиста, во втором событие показывается без всякого комментария (no comments на «России-24» и «Евроньюс»). В комментированном репортаже активно действующей фигурой, наряду с операторами, режиссером, звуковиками, становится репортер. И хотя, как правило, на протяжении всей передачи он остается за кадром, а само событие нередко предстает перед ним на экране монитора как результат режиссерско-операторского отбора, для зрителя именно репортер как очевидец события наиболее осведомлен в том, что происходит по ту сторону экрана. В начале репортажа журналист рассказывает о смысле и значении события, его участниках, существенных обстоятельствах его проведения. Затем следует собственно представление события. В конце репортажа можно подвести его итоги. 2 Универсальные инструменты для создания видеорепортажа Источник видеорепортажа всего один — событие. А вот составных частей —четыре: синхрон; стенд-ап (stand-up); закадровый текст; видеоряд. Правда, есть еще одна часть — интершум (лайв), — но ее вполне можно считать разновидностью видеоряда. Из этих четырех с половиной «кубиков» вам предстоит складывать видеорепортажи. С их помощью вы будете показывать события, создавать историю, вызывать у зрителя эмоции и мысли и творить информационный образ. Эти составные части — универсальные инструменты, при помощи которых можно создать любые видеорепортажи. Кто есть кто? Синхрон Синхрон — видеоматериал, в котором используется кусок прямого интервью с участниками сюжета. Название осталось с тех времен, когда новости снимали на кинопленку. Для интервью приходилось синхронизировать снятое кинокамерой и запись звука на отдельной пленке. Это называлось «съемкой на две пленки» или просто «синхроном». Техника ушла далеко вперед, а термин остался (во всяком случае, в России). Стенд-ап Стенд-ап (stand-up) — видеоматериал, где репортер присутствует в кадре и напрямую комментирует происходящее событие. Этот термин, позаимствованный у англоязычных телевизионщиков, происходит от английского stand up — вставать. И действительно, 95% стендапов репортер делает стоя (за теми редкими исключениями, когда он лежит — под обстрелом — или сидит — в театральном зале). С появлением прямых новостей возник такой вариант стендапа, как флай — прямое включение репортера с места события. Закадровый текст Закадровый текст — текст к видеорепортажу, который произносит за кадром сам репортер, все, что он пишет и вещает в эфире. Термин пришел из кино. Когда в сценариях ставят пометку «3/К», это значит, что данную картинку должен сопровождать тот или иной звук, например музыка. Видеорепортаж перенял «3/К» в качестве важнейшей своей части. Видеоряд Видеоряд — вся совокупность монтажных планов, которые показывают в видеорепортаже. Все, что сняла на выезде камера телевизионного журналистского комплекса (группы), а потом было смонтировано, считается видеорядом. За исключением стендапа. Видеоряд — оригинальный термин новостей. Кино — один сплошной, неразделимый видеоряд. Но в репортаже видеоряд лишь основа для закадрового текста и слов репортера. Как ни странно, видеоряд только одна из составляющих репортажа, но не сам репортаж. Кстати, интершум, или лайв, — это небольшой кусок видеоряда, который выдается в эфир с естественным звуком, записанным камерой. Понятие «интершум» почерпнуто из той же терминологии кино. Когда требовалось записать звук, например тот, что производит движущийся поезд или ветер, это и был интершум. Живой звук в кадре. Но теперь его чаще называют лайв (от английского live — живьем). 3 Взаимосвязь всех частей видеорепортажа Медиатворец обязан правильно обращаться с составными частями видеорепортажа. Он должен понимать, зачем и почему делает синхрон, что снимает, каким образом записывает стендап, про что пишет текст, как начитывает его за кадром и монтирует видеоряд. Чтобы отснятый материал стал настоящим видеорепортажем, надо не только владеть каждой из названных частей в отдельности, но и уметь их соподчинять. Синхрон, стендап, закадровый текст и видеоряд — «кирпичи», в которых нет ничего сложного. Но если вы не знаете, как класть кирпич, возведенная стена непременно развалится. Так и с видеорепортажем. Складывая «кирпичи», надо соблюдать законы «кладки»: класть по натянутой ниточке, ровно и строго вертикально. Поэтому общее правило создания видеорепортажа гласит: части видеорепортажа существуют только в совокупности и во взаимозависимости. «Больше — меньше», «лучше — хуже», «короче — длиннее» — такие соотношения к частям видео- репортажи применить невозможно. Это бессмысленно. Каждая из них должна присутст- вовать в той мере, какой требует создание истории и информационного образа. Синхрон, стендап, закадровый текст и видеоряд не самоцель для репортера, а лишь профессиональные инструменты, которые позволяют создать настоящий видеорепортаж. И, к сожалению, плохой, скучный, неинтересный, непрофессиональный тоже. Если вы научились делать какую-то одну из составляющих видеорепортажа, но не справляетесь с остальными, вам гарантирована неудача. Профессиональное мастерство репортера подразумевает владение всеми рычагами в равной мере. И в необходимой пропорции. Как этого достичь? Разобраться с каждой частью сюжета в отдельности. Вот хотя бы как делать синхрон? Искусство создания синхрона Из того, что вам предстоит делать в видеорепортаже, синхрон — это самое простое и самое сложное. (Впрочем, как и все остальные составляющие сюжета.) Прежде чем вы ринетесь в гущу событий с микрофоном, необходимо продумать, что и зачем спрашивать у людей. Ведь синхрон — это всегда записанный на пленку ответ на заданный репортером вопрос. Что же такое синхрон в готовом видеорепортаже? Синхрон — это высказанная участником события одна законченная мысль, которая имеет начало и конец, целиком умещается в несколько предложений и однозначно проясняет отношение участника к событию и его личную оценку события. Из этого определения вытекает, что синхрон всегда жестко привязан к событию, которое выбрано для сюжета. Смысл синхрона вовсе не в том, чтобы кто-то появился в кадре и выдал абстрактную мудрую сентенцию. Синхрон для репортера — это прямое свидетельство героя или антигероя, которое подтверждает, проясняет и углубляет развитие конфликта в границах выбранной истории. Причем важность этого свидетельства вовсе не в том, что человек в кадре озвучит какие-то цифры или факты. Синхрон нужен для того, чтобы, во-первых, эмоционально объяснить событие, во-вторых, эмоционально прояснить отношение участника к событию и, в-третьих, эмоционально оценить событие. Это правило применимо ко всем появляющимся в кадре лицам, даже официальным и государственным. В синхроне должна присутствовать не сухая информация, а словесное утверждение эмоционального отношения героя к событию. Ради этого вы, собственно, и задаете вопрос. Конечно, далеко не все синхроны в видеорепортаже эмоциональны и ярки. Некоторые люди сообщают в кадре скучные сведения. Однако это не означает, что репортер должен давать слово только тем, кто брызжет слюной и рвет на груди тельняшку. Достаточно, чтобы человек в кадре говорил понятным языком, а его СЛОВЕ обнаруживали личную позицию. Сухая информация в синхроне менее важна, чем в живое отношение участника к событию. Синхрон в видеорепортаже – это субъективное мнение, на которое репортер считает возможным опереться, рассказывая историю. Поэтому синхрон всегда свидетельствует в пользу героя, а значит, в пользу позиции репортера. И если в сюжет будет вставлено «другое мнение», то есть слова оппонента или антигероя, оно все равно должно быть подано так, чтобы утверждать окончательную правоту героя. В этой субъективной, эмоциональной правдивости синхрона скрывается занятный парадокс. Принято считать, что весомость высказанного мнения прямо пропорциональна социальному, общественному статусу 4 человека. Грубо говоря, к субъекту будут прислушиваться, если он может предъявить весомые доказательства своего ума, заслуг, опыта и т. п. Это справедливо для любого случая, когда личность появляется перед публикой. Но только не для видеорепортажа. Зрителю совершенно не важно, кто высказывается в кадре: дворник или генерал. Зритель скорее поверит дворнику, если тот выдаст одну яркую и эмоциональную фразу, чем генералу, который, путаясь в словах, промямлит что-то длинное и невразумительное. Синхрон не признает чинов и званий. Здесь имеет значение только свежесть и точность эмоции, вызванной событием. Доверие к человеку в кадре определяется тем, вызывают или нет его слова сопереживание у зрителей. Матерям Беслана верили не меньше, а может, и больше, чем армейскому чину или доктору Рошалю. Синхрон ≠ интервью Возможно, вы уже поставили знак равенства между синхроном и интервью. В отношении видеорепортажа это верно лишь отчасти. Если считать интервью способом получения ответов, это правильно. Но в остальном интервью и синхрон — продукты разных технологий. Связано это с практикой телеэфира. Как показывает опыт, «человек с улицы» может содержательно и эмоционально удерживать синхрон 3-5 секунд. Более подго- товленный или образованный участник события способен вытянуть синхрон хронометражем 8-12 секунд. Завзятый говорун осилит и 20 секунд. Президенту или другим лицам из первой пятерки государства позволительно говорить до 45 секунд. Правда, в сюжет такие длинные синхроны попадают редко. Так что обычная длина синхрона лежит в пределах 8-15 секунд. И что можно сказать за это время? Очень мало и очень много. Ведь синхрон — это не просто эмоциональное сообщение о событии, но еще и осмысленное. Начатая и законченная на одном дыхании одна мысль — умная эмоция. При этом умную эмоцию для синхрона почти всегда приходится добывать впопыхах, иногда в экстремальных условиях. В интервью вы получаете ответы на разнообразные вопросы, в синхроне концентрируетесь на одном событии. Интервью раскрывает рациональную оценку героем разных проблем, синхрон — эмоциональную оценку события, умную эмоцию. Интервью глобально и длинно, синхрон — узок и короток. Ну и совсем мелкие детали. Журналист, берущий интервью, имеет в запасе пару часов спокойной работы в уютном, хорошо отапливаемом помещении, для того чтобы задать десятки вопросов. В распоряжении репортера очень часто лишь несколько минут и только один вопрос. Самый главный. И задавать его приходится под дождем или даже пулями. Интервью — это подробности, синхрон — только главное, и быстро. Репортер может задать пять-шесть вопросов, чтобы иметь на выходе нужные один-два синхрона. Техника интервью подразумевает сложный и продуманный психологический поединок с «объектом», который должен расслабиться и наговорить лишнего. Чаще всего репортер лишен такой возможности. Ему надо задавать в лоб четкие и конкретные вопросы, дожимать собеседника, добиваясь нужного ответа. И все ради того, чтобы получить единственный необходимый синхрон. Интервью учит слушать человека. Синхрон учит вслушиваться в ответы, стараясь уловить нужную фразу. Надо четко представлять, какие вопросы вы зададите, чтобы добыть правильный синхрон. Репортер охотится за умной эмоцией. Чтобы ее получить, надо всего лишь: • спрашивать только о событии; • интересоваться только самым главным в событии; • ставить вопрос так, чтобы отвечающий поделился впечатлениями о событии; • знать предмет разговора не хуже самого отвечающего. Эти правила говорят об одном: делая синхрон, надо задавать те вопросы, которые раскрывают информационный повод и историю сюжета. Для этого одного знания мало. Нужно обладать известной дерзостью и напором. А еще знать четыре закона синхрона. Законы синхрона Первый закон синхрона гласит: всегда добивайтесь того ответа, который нужен вам. Если вы думаете, что герои синхрона осведомлены о ваших творческих планах или собираются преподнести приятную неожиданность, вы никогда не добьетесь результата. Синхрон не повод для удовлетворения любопытства. Синхрон — это поиски «съедобного» зерна в грудах словесной шелухи. Как вы будет искать алмаз в угольной куче, если не знаете, 5 как он выглядит? Чтобы получить хороший синхрон, надо знать, что именно нужно вам для сюжета. Отсюда вытекает второй закон. Второй закон синхрона утверждает: правильный вопрос тот, ответ на который вы знаете заранее. Третий закон: не спрашивайте о том, что можно сказать за кадром. У репортера всегда под рукой спасительная ссылка «по словам...». Готовя закадровый текст, вместо точек можно подставить фамилию отвечающего на ваши вопросы или неких абстрактных «экспертов», «наблюдателей» или «специалистов». И все прекрасно получится! У зрителя возникнет впечатление, что вы долго слушали героя сюжета или свидетеля, а потом кратко изложили их слова. На самом деле так и есть. Ссылка «по словам...» позволяет быстро и четко пересказать то, что люди могут пережевывать несколько минут. К сожалению, у большинства говорящих во рту образуется каша. Многие не умеют не то что ясно выражать свои мысли, как требуется для синхрона, но даже правильно ставить ударения. Почти все, что они расскажут на камеру, вы можете пересказать сами. В синхрон надо брать только то, чего пересказать нельзя. А именно: яркие умные эмоции. Четвертый закон синхрона уточняет: не спрашивайте о том, что можете рассказать в кадре. Во всех сюжетах есть стендап репортера. Вы заранее представляете, что скажете в нем. Зачем спрашивать об этом героя? Не делайте двойной работы, дублируя ответами героя или свидетеля ваш стендап. Воспользуйтесь четырьмя законами синхрона. Это значительно облегчит работу на съемке. Правило «5W+H» А еще репортеры всего мира используют правило «5W+H». Это значит, что любому человеку можно задать шесть самых простых вопросов: 1) Who? (Кто?); 2) What? (Что?); 3) Where? (Где?); 4) When? (Когда?); 5) Why? (Почему?) и примкнувший к ним 6) How? (Как?). Для ваших синхронов они вполне употребимы. Вы получите исчерпывающую информацию. Только помните, что в синхрон должна войти умная эмоция. Для этого формулы «5W+H» иногда бывает недостаточно. Надо что-то придумывать на ходу. Иногда помогает «вопрос Познера» (который уважаемый метр с непередаваемой интонацией задает всем, невзирая на должности). Он звучит просто: «А почему?» Участник вашего синхрона вынужден будет что-то объяснять. А значит, обязательно выдаст свои эмоции и отношение к событию. Конечно, хочется, чтобы все вопросы были умными и точными, но не всегда получается. «Черный список» вопросов Чтобы не допустить самых глупых ошибок, ознакомьтесь с «черным списком» того, что никогда нельзя делать при подготовке синхрона. Вот он: 1. Не спрашивайте о цифрах. Вы получите точный ответ, совершенно бесполезный для сюжета. В нем не будет умной эмоции. Вам нужна оценка цифр, а не сами цифры. 2. Не задавайте уточняющих вопросов. Люди больше всего любят углубляться в мелочи. Но вам мелочи ни к чему. 3. Не спрашивайте лишнего. Для этого требуется большая выдержка и опыт. Любой лишний вопрос уводит от нужного синхрона. 4. Избегайте наводящих вопросов, в которых уже заключается ответ (так называемых закрытых). 5. Не задавайте вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». 6. Не интересуйтесь творческими планами звезды, а также тем, любит ли она детей и сколько зарабатывает. Подобные вопросы задавали уже миллион раз, и ответ на них очевиден. Кроме того, они норовят внедриться в личную жизнь. Ответ будет таким, что вы не сможете поставить его в сюжет. 6 7. Никогда не начинайте вопроса со слова «скажите». Человек подсознательно настраивается отвечать, как школьник перед учителем, вместо того чтобы раскрыться перед вами. 8. Никогда не произносите фразы «И последний вопрос...». Никогда наперед не знаешь, какой из множества вопросов будет последним. Обычно эта репортерская присказка вызывает раздражение или смех у отвечающего. 9. Не углубляйтесь в область эмоций. Вопросы: «Что вы чувствовали?», «Вы переживали?», «Вам было страшно?» и тому подобные приводят большинство людей в замешательство, как будто предлагая им публично раздеться. Впрямую интересуясь переживаниями, вы не получите в синхроне умной эмоции. 10. Никогда прямо или косвенно не оскорбляйте собеседника. Даже если этот человек вам крайне неприятен, вы должны делать свое дело. 11. Ни к кому не обращайтесь на «ты», даже если вам «тыкают». 12. Не спрашивайте ответственное лицо о том, что не имеет отношения к сфере его деятельности. Вы получите короткий бессмысленный, а значит бесполезный, ответ. 13. Никогда не ставьте вопрос так, чтобы от него можно было отделаться короткой отговоркой. Ваш «объект» находится в состоянии стресса, и если сможет не думать над ответом, он не станет задумываться. 14. Не пытайтесь шутить, формулируя вопрос. Шутки в ответ вы не получите. Если ваша шутка хороша, вы поставите собеседника в трудное положение: ему надо будет сострить. Многих важных персон репортерское остроумие раздражает, а простые люди либо смеются, либо отвечают невразумительно. А уж если шутка не удалась... 15. Не формулируйте простые вопросы слишком сложно. Это смутит собеседника. Он ответит в меру своего понимания, и вы не добьетесь того, что спрашивали. 16. Не старайтесь блеснуть образованностью и осведомленностью. Чем дольше длится вопрос, тем короче будет ответ. Потому что ваш «объект» или растеряется, или забудет начало вопроса. Попытки умничать обнаруживают непрофессионализм, а не информированность. 17. Не втискивайте в один вопрос сразу несколько. Вы не получите ответа ни на один. Подытожить «черный список» можно так: лучше не задать ни одного вопроса, тем один плохой. Помните: хороший синхрон может свестись к трем предложениям, а хороший вопрос — к трем словам. Вся штука в том, чтобы их найти. А значит, у вас возникает законный вопрос: как задавать вопросы, делая синхрон? Этому нельзя научиться, смотря программы новостей. После монтажа человек в кадре всегда говорит складно, что никак не отражает усилий, затраченных репортером. Поэтому учиться задавать вопросы вам придется на собственном опыте. Можно дать лишь несколько проверенных советов. Как задавать вопросы, делая синхрон Мастерство репортера на синхроне начинается с того, что он учится слушать ответы, чтобы услышать в них несколько полезных секунд, то есть, по сути, находить синхрон. Обычно люди не особенно следят за своей речью и выплескивают целый поток информации. Очень часто в ней присутствует всего лишь несколько полезных секунд. Но они есть! Их надо уловить сразу, как только слова слетели с губ. Задав вопрос, вы должны постараться засечь тот момент, когда отвечающий начинает «говорить синхрон» и когда это заканчивается. Вам надо услышать начало мысли, проследить за ее течением и поймать конец. Если все это составляет несколько членораздельных предложений, понятных на слух, и умещается в хронометраж до 10 секунд, значит, на пленке уже есть один готовый синхрон. Нужен ли второй, решать исключительно вам. Люди не говорят синхронами. Вам надо научиться ловить синхроны в обычном потоке слов. Только опытные политики умеют так моделировать свою речь, что любое высказывание становится синхроном. Но это легкий случай. Чтобы упростить себе работу на съемке, потренируйтесь на родственниках и знакомых. Постарайтесь подвести их к длинному рассказу и, пока они будут разливаться соловьем, найдите и сосчитайте, сколько синхронов они наговорили. Другая проблема, с который вы обязательно столкнетесь: сколько задавать вопросов, чтобы получить нужный синхрон? К сожалению, готового ответа нет. Это зависит, во-первых, от времени, которым вы располагаете, а во-вторых, от самого «объекта». В любом случае, есть простой способ 7 помочь себе. Перед тем как делать синхрон, определите, какой вопрос для вас является ключевым, то есть таким, без которого репортаж будет неполон. Вы можете заготовить еще три-четыре вопроса, но ключевой должен быть главным. Ответ на него вы постараетесь получить любой ценой. Определив ключевой вопрос, не надейтесь, что ответ прозвучит так, как вам мыслилось, слово в слово. Вы должны предвидеть общий смысл ответа, но добиваться придуманных вами слов от собеседника, по меньшей мере, наивно. Люди говорят так, как говорят. И вы должны добиваться нужного вам смысла, эмоций, но не конкретных слов. Не попадитесь в эту ловушку, подстерегающую излишне пунктуальных репортеров. Правильный синхрон всегда будет звучать не так, как вы придумали. Но вы его сразу узнаете. Помните еще одно очень важное правило, которое помогает изрядно сэкономить время: первый вопрос всегда должен быть ключевым. Обычно в самом начале разговора человек еще не успевает включить защитные механизмы и может проговориться. Постарайтесь задать ключевой вопрос без подготовки, предисловий и извинений, чтобы застать отвечающего врасплох. Очень часто, войдя в ритм беседы, люди выкладывают все, что вам нужно. Если опять результата нет, воспользуйтесь приемом «битье дурака». Притворитесь, будто совершенно не понимаете, что вам говорят, попросите объяснить поточнее и тут же задайте нужный вопрос. Обычно этот прием хорошо срабатывает у хрупких девушек-репортеров, которые выглядят наивными и доверчивыми. Если и это не помогло, у вас в запасе есть еще технология «сладкоголосый соловей». Наговорите человеку комплиментов, похвалите его, скажите, как он умен и интересен. Обычно после дифирамбов помягчевший душой «объект» готов на все. Тут и надо задавать ключевой вопрос. Довольно часто хорошие синхроны получаются, когда человек не ожидает вопроса и даже не знает, что его снимают. Если вы налетите на ничего не подозревающего человека и с разбегу сунете ему в лицо микрофон, то, скорее всего, он ответит не задумываясь. Ответит то, чего вы ждете. А если он не знает, что камера включена и вы пишете каждое его слово, то вообще может проговориться до конца. Такой синхрон получается быстро и хорошо. Рано или поздно вы непременно столкнетесь с «клиническим случаем», когда человек не может связать двух слов или несет такое, что не поставишь в синхрон. Здесь любые попытки будут бессильны. Отпустите его с миром и ищите другой «объект». Многие репортеры стараются придумать и задавать «острые» вопросы, от которых у собеседника мурашки бегут по спине. Безусловно, для репортажа острый вопрос очень важен. Но надо отдавать себе отчет в том, что, скорее всего, вы услышите в ответ: «Без комментариев» или просто невнятное мычание. Если вам нужен такой синхрон для сюжета — пожалуйста! Но острый вопрос практически никогда не бывает ключевым. Он лишь констатирует моральное падение конкретного лица. Но еще не делает сюжета. А вот если ваш вопрос вызывает улыбку на лице собеседника или слова: «Спасибо за хороший вопрос!», значит, вы случайно попали на его конек или «домашнюю заготовку». В этом случае синхрон будет хорошим, по крайней мере, для вашего собеседника. Сколько синхронов нужно для видеорепортажа Кроме проблемы, как брать синхрон, обязательно возникнет другая: а сколько синхронов вообще нужно для видеорепортажа? Есть несколько общих правил. 1. В сюжете хронометражем до двух минут может быть не более четырех синхронов. Если вы решите поставить пять или больше, ваш репортаж превратится в сообщения участников события с короткими подводками между ними. 2. В репортаже не может быть больше трех синхронов одного человека. Иначе он превратится в монолог. 3. Оптимальное число синхронов для репортажа хронометражем до двух минут составляет два для героя и два — для свидетелей. Для правильного развития истории первый синхрон героя должен стоять в начале репортажа, потом следуют два синхрона разных свидетелей, и ближе к концу появляется еще один синхрон героя. 8 Но эта схема очень приблизительная. Насколько синхрон обязателен? Важный вопрос: а может ли существовать настоящий репортаж без синхрона? Насколько синхрон обязателен? Теоретически — может. Особенно если это репортаж с места происшествия, аварии, катастрофы. Но настоящий видеорепортаж, о котором мы с вами говорим, без синхрона практически невозможен. Делая видеорепортаж, вы создаете историю, в которой есть герой. А значит, вы обязаны дать ему слово, чтобы его услышали зрители. Точно так же синхроны свидетелей намного повышают доверие к сюжету. Ведь зрителю кажется, что эти совершенно независимые от репортера посторонние люди уж точно говорят правду. Видеорепортаж без синхрона никогда не будет настоящим. Синхрон записывается на съемке, но всегда рождается на монтаже, когда вы пытаетесь выбрать несколько секунд внятных речей участника события. На монтаже вам, скорее всего, предстоит пройти еще один «круг ада» на пути к качественному синхрону. А все потому, что людей, способных просто и четко сказать синхрон, можно пересчитать по пальцам. Обычно вы слышите на пленке неразборчивую кашу из запинок, повторений, оборванных мыслей, путаницы и горловых звуков. Выделить в этом хаосе синхрон очень трудно, но можно, практически всегда. В этом вам помогут простые приемы монтажа в специальных компьютерных программах. Отслушайте и найдите синхроны до написания закадрового текста. И тогда вы успешно все смонтируете. Порой можно столкнуться с обратной ситуацией: человек говорил так ярко, так эмоционально, что хочется взять все. Делать этого категорически не рекомендуется. Как бы вам ни нравились все синхроны, вы должны отобрать для репортажа только лучшие из лучших, то есть те, что эффективнее всего работают на вашу историю. Правильный синхрон — короткий, точный и яркий. Настоящий синхрон — одна умная эмоция. Ищите их и ставьте в сюжет. Тогда он получится настоящим. Зрители не догадываются, что иногда репортер делает синхрон, не затрачивая вообще никаких усилий и не задавая ни одного вопроса. Когда случаются особо горячие и нервные события, синхроны сами сыплются в руки. Надо лишь вовремя включить камеру и записать слова человека, разгоряченного происшедшим. Бывает, что синхрон-подарок преподносит оператор. Когда камера снимает картинку, она одновременно записывает и звук. И потому, отсматривая материал, вы можете вдруг обнаружить потрясающие слова, которые участник события прокричал в камеру. С точки зрения теории это лайв. Но для сюжета просто «подарочный» синхрон. И какая разница, как он называется, если есть результат? Теперь вы представляет в общих чертах, как делать синхрон. Стенд-ап Но при создании видеорепортажа, возможно, более трудным поединком окажется борьба с самим собой. Когда вам придется сделать стенд-ап. Важно помнить, что стенд-ап в начале сюжета должен «в лоб» погружать зрителя в проблему материала. На этот счет есть поговорка, авторство которой приписывают Владимиру Познеру: «Репортаж должен начинаться хуком с левой, а заканчиваться – апперкотом с правой». Удачный стенд-ап – это обязательно кульминация материала, появление журналиста в кадре в тот момент, когда требуется предельно обострить какую-то деталь или погрузиться в проблему, приоткрыть ее с другой, еще не заявленной в сюжете стороны. При этом законы композиции позволяют начинать сюжет с кульминации – если того требует обстановка. Стенд-ап должен предельно актуализировать то, о чем идет речь в видеорепортаже. Различаются три вида стенд-апов: в статике, в динамике (или как это часто называют - «проходка») и комбинированный (сложносочиненный стенд-ап). В первом случае – ключевую роль играет фон, на котором пишется стенд-ап. Допустимы отъезд или наезды камеры, панорамы (если это ложится на контекст того, о чем говорит журналист в кадре). Не лучший вариант – закрывать часть стенд-апа на монтаже другим планом – это создает ощущение незаконченности и непродуманности. 9 Записывая стенд-ап-«проходку», важно помнить, что движение в кадре должно быть оправданным. Просто «тупо ходьба» – выглядит глупо и неуместно. Обязательно нужно двигаться от чего-то к чему-то. Следите за жестикуляцией! Очень хочется, рассказывая что- то на камеру, вертикально и параллельно двигать ладонями на уровне груди («грузить кирпичи»). Этого лучше не делать. Комбинированный стенд-ап – это стенд-ап, который состоит из склеенных частей, снятых с разных точек. Иногда украшает сюжет, иногда создает ощущение «искусственности» и избыточности пребывания журналиста в кадре. Должно получиться так, чтобы планы стенд-апа отличались по крупности и органично ложились друг на друга при монтаже. Допустимы выход или вход из кадра (в кадр) в местах склейки. НА ЧТО НУЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ 1. ЗВУК. Помимо картинки, в стенд-апе очень важен звук. Обращайте внимание, где вы будете записываться, в шумных местах старайтесь не писаться, пишите всегда на микрофон. 2. Стенд-ап существует для того, чтобы показать наглядно еще раз, привлечь внимание зрителя не к вашей персоне, а к тому, о чем вы рассказываете. Если вы снимаете сражение, то, конечно, лучше взять общий план, панорамный и, например, с каким-нибудь наездом – укрупнением, в зависимости от текста. 3. Никогда не находитесь в центре по кадру и не обвиняйте в этом оператора, лучше объясните ему вашу задумку или обсудите заранее, как вы видите тот или иной стенд-ап. 4. Больше движения в кадре. Не будьте говорящей головой. 5. Следите за своим внешним видом, вы должны быть опрятны. Аккуратность никогда вас не должна покидать, вы всегда должны об этом помнить. Никаких ярких вещей, деталей. Никаких перчаток. Старайтесь писаться в расстегнутой куртке, пальто, вы должны быть открыты зрителю. И не стоит употреблять в стенд-апе словосочетание «за моей спиной». Закадровый текст Один из главных принципов телевидения звучит так: пусть картинка расскажет о событии. Это в идеале. На практике наиболее оптимальным оказывается такое сочетание текстовой и видеоинформации, когда они не противореча друг другу, не дублируя, а гармонично дополняя друг друга дают максимально полное и насыщенное представление зрителю о происходящем. Для достижения этого эффекта корреспондент при написании текста видеорепортажа должен не забывать о наличии видеоряда. Как писать закадры? Кто-то предпочитает насыщенную тропами речь, инверсии, эпитеты и сравнения. Кому-то ближе скупой, иногда даже примитивно-сухой стиль изложения материала. Это дело вкуса. Важно другое. Внимание к мелочам, деталям, которые фигурируют на видео, снятом оператором. Поиск неочевидных причинно-следственных связей, парадоксов, пусть и незначительных, на первый взгляд. Не стоит говорить о том, чего нет, чего не произошло или что, возможно, произойдет. Этого ведь нет у вас на видео. Что показывать будете? Однако, в то же время, ни в коем случае, нельзя сбиваться на подробный пересказ картинки сюжета. Главное – факты, детали и подводки к лайфам или синхронам. Чтобы все было органично и одно вытекало из другого. Не стоит писать неоправданно длинных закадров. Три-четыре предложения. Дальше – синхрон или лайф. Чем короче закадры, тем динамичнее сюжет. Помните о хронометраже. Все, что длиннее четырех минут, как правило, можно ужать до двух с половиной. 2:30 – средний хронометраж информационного видеорепортажа. Это – не так уж и мало! Не стоит пытаться уместить в репортаж, все, что вы хотите сказать «на тему». Всегда должен быть пласт информации, которую вы не даете в тексте, но имеете в виду. Также важно оформление текста. Подробно расписывайте титры. Если человек в кадре отвечает на вопрос журналиста, не забудьте в титрах указать, кто это. 10 Нет правил без исключений И самое главное. Работая над видеорепортажем, важно понимать, что нет правил, из которых не было бы исключений. Поэтому все «законы жанра» в телевизионной журналистике – не более чем условности, о которых нужно помнить, но иногда – не вредно и забыть. Кто делает видеорепортаж? Для создания видеорепортажа необходимы минимум два человека: журналист и оператор. Обычно же в группе есть еще режиссер и организатор-координатор (один человек может совмещать их функции), который ищет для создания видеорепортажа информацию, договаривается, созванивается с нужными людьми, согласует работу журналиста и оператора, помогает им в процессе съемок. Любой вид репортажа требует очень тщательной подготовки: необходимо изучить сценарий мероприятия, круг вопросов, которые могут быть затронуты в ходе его, ознакомиться с наиболее важными участниками, их мнениями по затрагиваемым вопросам, продумать вопросы для интервью с участниками и зрителями события и круг интервьюируемых. Необходимо также заранее подготовить техническую аппаратуру, продумать места расположения микрофонов и видеокамер, возможные перемещения корреспондента. Журналист должен подготовить тезисы своего комментария, помнить или иметь под рукой немалый справочный материал. Помогать журналисту призван организатор- координатор группы. Рекомендуется начинающим репортерам написать предполагаемый сценарий видеорепортажа. Образец рабочего репортажа творческой группы школы № 525 представлен в приложении. Оператор должен иметь навыки работы с видеокамерой, уметь выполнить монтаж отснятого материала. Видеомонтаж может делать и специальный (четвертый) человек в творческой группе, хорошо владеющий работой в современной компьютерной программе видеомонтажа. Видеоряд и значение монтажа Хороший монтаж может «вытащить» провальный материал, плохой монтаж – «убьет» самый фееричный сюжет. Существуют законы монтажа (чередование планов и т.д.), о которых должен знать любой монтажер. Главное – избегайте слишком долгих планов. Все, что дольше четырех секунд, должно быть оправдано движением в кадре, панорамой или отъездом (наездом) камеры. В то же время, неуместно использование планов, короче двух секунд – получится «мультик». Следите за стыками закадров и лайфов с синхронами. Между ними не должно быть больших (около секунды и больше) звуковых пауз-провисов. i Синхрон – видеоматериал, в котором используется кусок прямого интервью с участниками сюжета. ii Stand-up – видеоматериал, где репортер присутствует в кадре и напрямую комментирует происходящее событие. |