Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина

  • Проверил(а)

  • Глава 1. Понятие материи. Философское и нефилософское понимание материи

  • Глава 2. Современная наука о строении и свойствах материи

  • Список использованной литературы

  • реферат философия. Современная наука о строении материи


    Скачать 35.87 Kb.
    НазваниеСовременная наука о строении материи
    Дата08.03.2023
    Размер35.87 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлареферат философия.docx
    ТипРеферат
    #974238

    Автономная некоммерческая образовательная организация

    высшего образования «Сибирский институт бизнеса и

    информационных технологий»

    Зачетная работа

    Дисциплина: Философия

    Реферат

    Тема: Современная наука о строении материи

    Выполнил: Помогаев Василий Львович

    38.03.04 Государственное и муниципальное управление ГМНоз-1222(2)
    Проверил(а):

    Омск 2023 г.

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………… 3

    Глава 1:Понятие материи. Философское и нефилософское понимание материи …………………………………………………………………….. 4

    Глава 2:Современная наука о строении и свойствах материи. ……..…. 7

    Заключение ………………………………………………………………. 17

    Список использованной литературы ………………………………...… 19

    Введение

    Философия как наука играет огромную роль в исследовании понятий абстрактного характера или обобщенных понятий мира материального. Материя, как философское понятие, имеет весьма продолжительную и объёмную историю исследования, философского поиска наиболее полного определения. Она является одним из первичных предметов философского поиска, поскольку расценивается как первооснова окружающей нас реальности.

    Ещё древние философы, представители домарксистской философии, уделяли огромное внимание изучению материи. В этот период сложилось несколько основных концепций: атомистическая – представителем которой был Демокpит; эфиpная – Декаpт; вещественная – Гольбах. Общим для всех концепций было отождествление матеpии с ее конкpетными видами и свойствами или с атомом, как с одной из пpостейших частиц лежащих в основе стpоения матеpии.

    К. Маркс и Ф. Энгельс – основоположники направления диалектического материализма, исследуя понятие материи, имели в виду объективный миp в целом, всю совокупность составляющих его тел. В. И. Ленин, опираясь на результаты их трудов, развил это понятие в дальнейшем в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм».

    От философского понятия материи нужно отличать естественнонаучные и социальные представления о ее видах, стpуктуpе и свойствах. Философское понимание материи отражает объективную реальность мира, а естественнонаучные и социальные представления выражают его физические, химические, биологические, социальные свойства.

    Целью данной работы является анализ понятия материи и рассмотрение ее строения и свойств.

    Глава 1. Понятие материи. Философское и нефилософское понимание материи

    Категория «материя» неотделима от категории «бытие». С точки зрения материализма, хотя материя и является лишь частью бытия, тем не менее она представляет собой то первичное, объективное, природное, что является определяющим для развития всего остального мира. Духовное, идеальное, субъективное бытие для философа-материалиста есть лишь результат развития материального, существует лишь после него и без него существовать не может.

    Правда, новейшая философия склонна считать, что бытие изначально было дуалистичным, содержало в себе и материальное, и идеальное в качестве составных частей. По своему характеру, считает И. Пригожин, наша Вселенная плюралистична, комплексна.

    «Весь действительный мир, — полагал В.С. Соловьев, — состоит в постоянном взаимоотношении и непрерывном внутреннем взаимодействии идеальной и материальной природы».

    Представление о порождении материальным идеального выглядит сегодня столь же обоснованным, как и известная библейская легенда о порождении Евы из ребра Адама. И удивляться этому не приходится, поскольку сегодня, как и вчера, содержание категории «материя» определяется уровнем развития человеческого знания, особенно естественно-научного. Но что же такое материальное, природное бытие, в чем состоит его специфика по сравнению с другими формами бытия, идеальным и социальным?

    Термин «материя» в переводе с греческого обозначает дерево, доски, строевой лес. Первоначально этот термин использовался в кораблестроении, поскольку именно из дерева греки строили свои корабли. Но позднее он стал использоваться и в философии для выражения взгляда на мир как на организм, созданный из одного материала, общей основы — материи. Логика здесь была простая: если такое
    сложное сооружение как морской корабль состоит главным образом из хорошо прилаженных досок, лесоматериалов, то, очевидно, что и другие вещи и даже весь мир тоже состоит из какого-то единого материала, который условно тоже можно назвать досками, материей. Наиболее удачной концепцией такого рода была атомистическая философия Демокрита — основоположника материалистической

    линии в истории философии.

    С тех пор и вплоть до конца XIX в. под материей философы понимали лишь то или иное вещество, обладающее набором определенных физических свойств, качеств, таких, как вес, объем, плотность и т.д. Но с развитием естествознания представление о материи, ее свойствах дополнялось и усложнялось. Так, в ХIХ в.

    при исследовании электромагнитных явлений выяснилось, что материя может существовать не только в виде вещества, но и в виде поля, которое имеет свои собственные физические свойства, резко отличающие его от вещества. Так, поле не имеет такого параметра, присущего любому веществу, как вес, а характеризуется определенным количеством энергии, длиной волны и т.д.

    Поэтому возникла острая необходимость в разработке собственно философского, устойчивого, абстрактного понимания материи, которое отделилось бы от нефилософского, оказавшегося изменчивым, неустойчивым. Понадобилось разделить некогда единое представление о материи на два различных: философское, более общее, абстрактное и нефилософское, естественно-научное, более конкретное,

    детализированное динамичное, изменчивое, подвижное.

    Так, уже К. Маркс считал, что для философа «материя» — не конкретное, а абстрактное понятие. Оно выражает главные, существенные признаки, которые имеются у всех материальных вещей и которые связаны прежде всего с характеристикой взаимоотношений материи с человеком как познающим субъектом.

    Такими всеобщими свойствами материальных вещей является то, что они

    существуют независимо от человеческого сознания и познаются человеком с помощью ощущений и мыслей.

    Выражая этот новый подход к пониманию сущности материи, В.И. Ленин писал: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».3

    В мире, считает он, ничего нет кроме движущейся материи, а изменчивость и развитие научных знаний о строении и формах движения материи не опровергают объективной реальности мира.

    И такой подход к определению материи, который стали называть собственно философским, обнаружил свою устойчивость, особенно в XIX–XX вв., когда естественно-научные, нефилософские представления о материи стали быстро меняться, особенно под влиянием развития квантовой физики.

    Вместе с тем философия отнюдь не игнорирует достижения современного

    естествознания в познании структуры, свойств природы и постоянно учитывает их в своих представлениях о бытии и его формах[1].

    Глава 2. Современная наука о строении и свойствах материи
    Современные представления о материи, природе усложнились, они включают в себя весьма разнообразные знания о ее свойствах, видах и состояниях. Свойства, состояния, виды или способы существования материи характеризуют качества, отличающие то или иное материальное явление от других. Лишь небытие, как отмечалось выше, не имеет никаких свойств, видов и состояний. Бытие как материальное, так и идеальное их имеет. Причем количество свойств, видов и состояний бесконечно, как бесконечна сама материя. Чтобы разобраться в этом многообразии, выделяют некоторые общие, универсальные свойства материального бытия, которые так или иначе присущи любому материальному объекту.

    Современная физика выделяет два основных способа существования материи, природы: вещество и поле. Основной характеристикой вещества является масса, а поля — энергия.

    Вещество — это различные частицы и тела, которым присуща дискретность и масса покоя; это элементарные частицы, атомы, молекулы.

    Поле — это другой основной вид материи, который подобно «цементу» или «клею» соединяет, связывает частицы и тела между собой. Частицы, из которых состоят гравитационные, электромагнитные и другие поля, не имеют массы покоя.

    При другом подходе к структуре материи в ней в качестве основных структурных частей выделяют неживую и живую природу.

    Неживая материя, или природа, — представляет собой движение разнообразных элементарных частиц и полей, атомов и молекул, макроскопических (соизмеримых с человеком) и планетарных, космических тел.

    Двигаясь по ступеням от более простого к более сложному, можно выделить следующие структурные уровни неживой природы: вакуумный (уровень праматерии), микроэлементарный, атомный, молекулярный, макроуровень, мегауровень (планеты, галактики).

    Уровень неживой природы, который иногда называют абиотическим, исследуется такими науками, как физика, химия, астрономия и др.

    Живая природа, или биотическая подсистема организации материи — это различного рода биологические явления и процессы. Живая природа происходит из неживой, но представляет собой более высокий уровень развития. Последовательные уровни живой природы выглядят следующим образом: молекулярный, клеточный, тканевый, организменный, популяционный, биоценозный, биосферный. Как видно, живая природа начинается с более сложных

    структур, какими являются молекулы живых существ, чем неживая природа. Живая материя исследуется биологической наукой с ее многочисленными отраслями, включая генетику.

    Высшим этапом в развитии живой природы является социальная жизнь. В ее составе исследуются индивиды, семья, коллективы, большие социальные группы, государство, системы государств, человечество в целом и, наконец, вся сфера, затронутая деятельностью человека, его разума, так называемая ноосфера.

    Хотя социальное бытие тесно связано с материальным, его характер настолько своеобразен, что оно рассматривается в современной философии в качестве особого вида бытия.

    В качестве исходного состояния материи, бытия в целом рассматривается

    первоначальное состояние мира в виде праматерии, потенциально содержащей в себе все ныне существующие формы бытия; из него возникли и все ныне существующие уровни материи: неживая, живая и социальная.

    Однако как бы не усложнялись и не изменялись научные нефилософские

    представления о материи философское понимание этой категории в качестве объективной реальности, существующей независимо от человека, отличается от них, выражая то общее, единое, универсальное, что присуще всем без исключения ее формам.

    С помощью философской категории материи формируются представления о единстве мира, включенности человека в процесс мирового материального круговорота.

    Уяснение философского представления о материи является необходимым условием формирования мировоззрения личности, независимо от того, окажется ли оно в конечном счете материалистическим, идеалистическим или религиозным. Но изучение этой базовой философской категории будет неполным, если не ознакомиться с основными, универсальными свойствами материи, формами ее существования.

    В чем заключается специфика бытия вещей, их свойств и отношений? Каковы особенности универсальных свойств материи: пространства, времени, движения?

    Неотъемлемым свойством материального, вещного бытия являются его структурность, расчлененность на отдельные вещи, части, элементы.

    Дискретность материального бытия с неизбежностью порождает и другую особенность его существования — наличие отношений, связей между отдельными материальными объектами. Именно благодаря существующим связям вещи сравниваются, сопоставляются. Если представить ситуацию, при которой исчезли бы все другие предметы, кроме одного, мы не смогли бы ничего сказать о его свойствах.

    Наличие отдельных предметов, а также той или иной их связи с другими вещами позволяют выявить признаки, качества, свойства вещей.

    Таким образом, современные представления о сущности материи включают в себя представления о том, что материя есть: совокупность отдельных вещей, предметов, явлений; сумма связей, отношений, взаимодействий между вещами; комплекс свойств, качеств, признаков, отличающих одну вещь от другой, выявляемых благодаря связям и отношениям между вещами[2].

    Количество вещей, существующих в мире, безгранично. Бесконечно и количество связей, взаимодействий между ними. Но поэтому и количество свойств, характеризующих каждую из вещей, бесконечно. Но чтобы не утонуть в этом бесконечном количестве свойств, при философской характеристике материальных объектов выделяются, учитываются не все эти свойства, а лишь немногие, зато наиболее важные, универсальные свойства, которые характеризуют уникальность каждого из предметов.

    К числу таких параметров, так или иначе характеризующих каждый из материальных объектов, относятся: пространство, время, движение.

    атегории пространства, времени и движения выражают важнейшие универсальные характеристики, необходимые свойства вещей, их атрибуты.

    Атрибут пространства характеризует определенный порядок существования вещей, а категория времени — последовательность их существования.

    В обыденной жизни эти категории не вызывают трудностей. Но при более глубоком их рассмотрении возникают некоторые интересные и спорные вопросы.

    В истории философии вопрос о сущности этих категорий и их соотношении с категорией материи вызывал много споров. Многие вопросы остаются здесь открытыми до сих пор.

    Из опыта известно, что каждый из нас обладает чувством времени. Это чувство отражает ритмы функционирования нашего сердца, легких, мозга. Вместе с тем известно, что это чувство неточно, субъективно, относительно. Основываясь на этом опыте, некоторые философы утверждают, что пространство, время и движение не существуют вне материи, являются ее свойствами и потому — относительны.

    Но есть и философы, которые, напротив, считают, что пространство, время и движение существуют независимо от материи, от вещей и являются самостоятельными сущностями, модификациями духа. Иначе говоря, для этих философов данные категории абсолютны.

    В новейшей философии преобладает первый из указанных подходов. Ныне признается, что категории пространства, времени, движения возникли из нашего опыта, наших постоянных наблюдений, т.е. в них много субъективного, относительного.

    Так, пространство возникает из наблюдений, что каждая вещь имеет определенную протяженность. Каждая вещь занимает определенное место. Множество вещей существуют рядом друг с другом, граничат с чем-то. Пространство, следовательно, характеризует протяженность, порядок существования вещей, их позицию по отношению к другим материальным объектам. Оно имеет три измерения: высоту, ширину и длину. Пространство однородно, т.е. каждая из его частей имеет те же качества, что и другая. Но каждая из вещей, помимо указанных характеристик, имеет еще и определенное временное измерение. Это их свойство иногда называют четвертым измерением.

    Категория времени, так же, как и категория пространства, основывается на нашем опыте, наблюдениях. Например, мы постоянно видим, что каждая вещь, явление имеют свою длительность, скорость протекания, свой ритм, темп, сменяемость, повторяемость. Каждая вещь имеет начало и конец существования, не все явления существуют сразу, а есть определенная последовательность в смене событий — прошлое, настоящее, будущее. Время как раз и характеризует всеобщее свойство вещей и событий иметь длительность, определенный порядок смены друг друга. Время однонаправленно, необратимо, его нельзя остановить или повернуть вспять. Каждое ушедшее мгновение уже никогда не повторится.[3]

    Пространство и время являются сложнейшими философскими категориями. Это заметил уже Аврелий Августин (354–430): «Что обыкновенно бывает у нас предметом разговора, как не время? И мы, конечно, понимаем, когда говорим о нем или слышим от других. Что же такое... время? Пока никто меня о том не спрашивает, я понимаю, нисколько не затрудняюсь; но как скоро хочу дать ответ об этом, я становлюсь совершенно в тупик».[4]

    Особенно сложно представить такие свойства пространства и времени, как их абсолютность и относительность.

    Абсолютность пространства и времени состоит в том, что они являются всеобщими и необходимыми свойствами существования материи.

    Относительность их выражается в том, что пространственные структуры и ритм времени определяются состоянием движущейся материи, материальных объектов, физических полей, позицией наблюдателя и т.п. Это положение подтверждается теорией относительности А. Эйнштейна, современной экспериментальной физикой.

    Относительность времени представить сложно. Лучше всего это сделать путем сравнения временных характеристик разных материальных объектов, процессов.

    Так, историческое время, т.е. время существования цивилизованного человеческого общества, составляет примерно 6 тыс. лет.

    Предысторическое время, т.е. время становления человека в период до появления первых цивилизаций, исчисляется несколькими миллионами лет.

    Геологическое время, т.е. время становления планеты Земля, составляет 6 млрд лет.

    Космическое время для нас бесконечно, хотя ныне существует мнение, что и оно имеет свою точку отсчета в виде момента «Большого взрыва», рождения бытия из небытия, происшедшего около 20 млрд лет тому назад.

    Для того чтобы осмыслить соотношение указанных типов времени ,нужно допустить, что человек существует на Земле несколько миллионов лет, и условно предположить, что эти несколько миллионов лет равны одному дню, тогда шеститысячелетняя мировая история составит всего-навсего несколько последних минут этого дня.

    Таким образом, масштабы исторического, предысторического, геологического времени почти несоизмеримы, относительны, «привязаны» к тем объектам, свойством которых они являются.

    То же самое можно сказать и о пространственных свойствах разных объектов, например микромира, макромира и мегамира.

    Следовательно, категории пространства и времени тесно связаны с материей, неотделимы от нее. Каждый из нас живет в своем определенном пространстве — времени.

    Неотделимо от материи и еще одно ее универсальное свойство – движение.

    Что такое движение как универсальное свойство материи? Каковы современные представления об основных формах движения?

    Категории пространства, времени и движения теснейшим образом связаны между собой. В движении выражается единство пространства и времени.

    Под движением понимается единство перемещения вещей в пространстве и их изменения во времени.

    Движение материи абсолютно, ее покой относителен. Подчеркивая исключительную важность этого свойства природы, Аристотель говорил, что незнание движения необходимо влечет за собой и незнание природы. Ошибочно понимать под движением только механическое перемещение вещей в пространстве. Эта многогранная категория включает всякое изменение вещей и процессов во времени. Так, движущаяся автомашина одновременно перемещается в пространстве и амортизируется, стареет во времени. Не случайно при покупке подержанной машины обычно интересуются не только ее пробегом, но и датой выпуска. Книга, лежащая на библиотечной полке, перемещается меньше, чем автомашина, но также стареет во времени.

    Именно поэтому верно утверждение, что материя не может существовать без движения. Как верен и тезис о том, что движение не может существовать без какого-либо материального носителя: вещества или поля.

    В неразрывном единстве материи и движения последнее все же подчинено первой. Материя исходна, а движение производно.

    Движение — универсальное свойство материи, но оно в свою очередь обладает рядом признаков, качеств, собственных свойств.

    Перечислим важнейшие из них:

    Движение объективно, т.е. оно существует независимо от сознания человека. Иначе говоря, причина движения, изменения материи заключена в ней самой. Отсюда вытекает и положение о бесконечности взаимопревращений материи как субстанции вечной и бесконечной.

    Движение характеризуется и таким качеством, как всеобщность. Это означает, что в природе нет таких явлений, которые были бы лишены движения, а само существование материальных объектов во всех своих моментах и связях определяется движением.

    Современная философия отвечает и на вопрос об источнике движения, усматривая его в борьбе объективно существующих в предметах противоположностей, таких, например, как: действие и противодействие в механическом движении; более низкая и более высокая температура в тепловом движении; положительный и отрицательный заряд в электричестве; полярные интересы отдельных людей и их объединений в общественном развитии.

    И наконец, еще одно качество движения определяется как его абсолютность. Конечно, современная философия не отвергает существования в мире моментов устойчивости, равновесия, покоя, стабильности. Однако при этом подчеркивается относительный характер таких состояний материальных объектов. Покой есть лишь

    момент движения, он преходящ, временен, относителен. О покое можно говорить только по отношению к определенной точке отсчета, при более широком взгляде покой всегда оказывается лишь моментом движения.

    Многообразие мира, форм его движения породило потребность упорядочении, классификации его конкретных форм, которые тесно связаны со своим носителем.

    Так, Ф. Энгельс выделял из множества форм движения пять основных: механическую, физическую, химическую, биологическую, социальную. Сегодня классификация Энгельса выглядит устаревшей. Современная наука значительно углубила и конкретизировала представления о формах движения материи. В настоящее время их классификация включает в себя такие основные формы, как:

    • пространственное перемещение;

    • движение, определяемое взаимодействием заряженных частиц;

    • гравитационную форму движения;

    • ядерное взаимодействие;

    • химическую форму движения как процесс взаимодействия молекул и атомов;

    • геологическую форму движения, связанную с изменениями в материках, слоях земной коры;

    • биологическую форму движения;

    • социальную форму движения.

    Несомненно, что дальнейшее развитие науки будет вносить новые коррективы в ныне существующую классификацию.

    Научная классификация форм движения материи помогает понять несостоятельность попыток сведения высших форм движения к низшим: социальных — к биологическим, биологических — к физико-химическим и т.п. На практике эта несводимость подтверждается малой результативностью попыток создания «человека-робота», электронных аналогов человеческого мозга и т.п.
    Современная наука, стремясь глубже проникнуть в тайны природы,сегодня значительно расширила наши представления о еесвойствах, дополнив их перечень рядом новых ее характеристик.

    Современное видение природы основывается на выделении некоторых ее новых качеств. Подчеркивается важное значение следующих ее особенностей:

    Природное бытие ныне рассматривается как результат длительной универсальной эволюции; причем ее результатом являются не только живые, но и все другие известные науке естественные системы, вся Вселенная в целом. Таким образом, признается, что феномен эволюции не локален, как думали раньше, а универсален.

    В качестве главного механизма универсальной эволюции рассматривается столь же универсальная способность всех природных и социальных систем к самоорганизации, под которой понимаетсяс амопроизвольный переход системы на более высокий уровень организованности, упорядоченности. Причем феномен человека рассматривается в качестве высшей точки развития природных процессов самоорганизации.

    Фундаментальной характеристикой мироустройства является его системная организация, т.е. мир представляется не как существование разрозненных элементов, а как бытие некоторых совокупностей этих элементов, находящихся в тесных связях и отношениях друг с другом, причем каждая из этих совокупностей образует некоторую целостность, единство; в связи с этим в современной философии и науке все прочнее утверждается системный подход к действительности [5].


    Заключение
    Изучение проблем структуры бытия, материи и ее свойств является необходимой предпосылкой формирования того или иного миропонимания.

    Вместе с тем полная картина бытия, действительности включает не только материальное, но и идеальное, духовное бытие. Анализ сущности идеального в некоторых отношениях представляется для теории и практики даже более значимым, чем рассмотрение проблем материи.

    Обосновывая эту мысль, русский философ начала XX в. Лев Шестов писал: «Материя — на самом деле самая покорная, поддающаяся человеку сущность. Вся беда, вся трагедия человечества не в ней, а в идеях. Самый страшный враг всего одушевленного — не косная материя... самый страшный и беспощадный враг — это идеи. С идеями и только с идеями нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира».

    Поэтому для формирования цельного философского мировоззрения необходим также анализ сущности и форм идеального бытия, человеческого сознания, мышления, языка.

    В основе всех естественнонаучных дисциплин лежит понятие материи, законы движения и изменения которой изучаются. Неотъемлемым атрибутом материи является ее движение, как форма существования материи, ее важнейший атрибут. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен.

    Современные ученые-физики опровергли представление о пространстве как о пустоте, и о времени, как о едином для Вселенной. Благодаря своей теории относительности Эйнштейн показал, что время и пространство существуют не сами по себе, а находятся в тесной взаимосвязи, теряя свою самостоятельность и выступая при этом как стороны единого целого.

    Весь опыт человечества, в том числе данные научных исследований, говоpит о том, что нет вечных пpедметов, пpоцессов и явлений. Даже небесные тела, существующие миллиаpды лет, имеют начало и конец, возникают и гибнут. Ведь, погибая или pазpушаясь, пpедметы не исчезают бесследно, а пpевpащаются в дpугие пpедметы и явления. Цитата из идеи Бердяева подтверждает это: «…Но для философии, существовавшее время, прежде всего, а затем и пространство, есть порождение событий, актов в глубине бытия, до всякой объективности. Первичный акт не предполагает ни времени, ни пространства, он порождает время и пространство». Матеpия вечна, несотвоpима и неучтожима. Она существовала всегда и везде, всегда и везде будет существовать.

    По итогам выполненной работы можно сделать выводы о материи как о наиболее фундаментальном понятии в философии, исследование которого можно условно разделить на домарксистский и материалистический периоды. Материя является сущим материального мира, обобщающим понятием глобального характера. Её основные компоненты составляют пространство, время и движение. Категория материи не является тождественной категории бытия, а также понятию природы. Материя является частью бытия.

    Вклад в изучение материи внесли крупнейшие философы и ученые других областей науки, причем происходило это на протяжении всей истории развития человеческого знания.

    Понятие материи есть результат обобщения всех понятий о материальном мире, начиная с обыденных понятий, так же понятий научных (естественных, технических, гуманитарных наук). Но философское же понимание этой категории является наиболее обобщающим.


    Список использованной литературы

    1. Милюкова О.В. Материя, пространство и время с точки зрения физики XX века // Онтология, гносеология, логика и аналитическая философия. Материалы Первого Российского философского конгресса. Т.III. - СПб., 2017.

    2. Боженов А. З. Основы философии. Учебное пособие. — М.: Фолиант. 2017. 280 с.

    3. Демина Л. А., Малюкова О. В., Бучило Н. Ф. Философия. Учебник. — М.: Проспект. 2020. 360 с.

    4. Сергейчик Е. М. Философия истории. Учебник для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 408 с.

    5. Мелюхин С.Т. Философские проблемы естествознания. - М.: Высш. шк., 2017. - 306 с.


    написать администратору сайта