Главная страница

Исто́рия экз. Современные историки ставят перед собой следующие вопросы Когда исторический источник был написан


Скачать 0.65 Mb.
НазваниеСовременные историки ставят перед собой следующие вопросы Когда исторический источник был написан
АнкорИсто́рия экз.docx
Дата17.08.2018
Размер0.65 Mb.
Формат файлаdocx
Имя файлаИсто́рия экз.docx
ТипДокументы
#23134
страница20 из 41
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   41
она связывала ее северную часть с южной, через Шипку шел кратчайший путь к Адрианополю. Кроме того Шипкинский перевал был удобен для прохода войск с артиллерией.
В июле 1877 г. турки, боясь окружения, без боя покинули Шипку.Гурко, оставив небольшой отряд на Шипке, направил свои основные силы к югу от нее, к Эски-Загру (ныне Стара-Загора), где базировалась турецкая армия. Противник, используя численное превосходство, пытался отбросить русские и болгарские войска за Балканы. Русская армия в 5 раз уступала армии противника. В этих условиях русские и болгары, оставив ряд городов в Южной Болгарии, были вынуждены отойти на север, к Шипке. Вместе с армией, боясь насилия османов, отступало и болгарское население. Тем временем к Шипке двигалась 27-тысячная армия Сулеймана-паши, которой противостоял русско-болгарский отряд в 5 тыс. человек. Несмотря на более чем 5-кратное превосходство в силах, недостаток патронов, жару, османам не удалось окружить противника и овладеть Шипкой. Подошедшие на помощь героям-шипкинцам осенью 1877 г. стрелковая бригада и дивизия Драгомирова заставили турок отступит!» на южные склоны Шипкинского перевала. Оборона Шипки преградила путь туркам в Северную Болгарию, предотвратила истребление болгарского населения. Оборона Шипки помогала завершению боев, начатых летом 1877 г. за Плевну, в дальнейшем — переходу через Балканы.

Получив подкрепление из России и достигнув договоренности с румынским князем Карлом, русское командование решило штурмовать Плевну в третий раз. Два первых штурма закончились не удачей.
Наступление было приурочено к 30 августа (11 сентября) — дню именин Александра II. Вместе с русскими в боях участвовали румынские части. Объединенная русско-румынская армия насчитывала 84,1 тыс. (из них 52,1 русских и 32 тыс. румын) и 424 орудия; у турок насчитывалось 32,4 тыс. человек и 70 орудий. Общее командование в третьем штурме Плевны осуществляли русский генерал П. Д. Зотов и румынский князь Карол (Карл) Гогенцоллерн Русско-румынским командованием было решено сначала подвергнуть позиции турок бомбардировке, а затем начинать штурм. Но артиллерии не удалось расстроить оборону противника.
Неудача третьего штурма Плевны вызвала растерянность в русском генеральном штабе; высказывались даже предположения об отступлении за Дунай. По настоянию военного министра Д. А. Милютина было принято решение об изменении тактики: от штурма крепости перейти к ее тесной блокаде. Из Петербурга был вызван генерал Э. И. Тотлебен, известный своим инженерным мастерством еще с обороны Севастополя. Активные военные действия были прекращены. Русские, румынские и болгарские солдаты приступили к рытью новых и укреплению старых окопов; кольцо окружения противника постепенно смыкалось. В результате таких действий удалось отрезать путь турецким подкреплениям к Плевне.
Армия Османа-паши начала голодать.В конце ноября 1877 г. Осман-паша решил выбраться из осады и прорвать кольцо. В исходе боя турки были отброшены русско - румынскими соединениями. После этой последней неудачи Осман-паша отдал приказ о капитуляции. 10 декабря 1877 г. Свыше 40 тыс. солдат и офицеров сдались в плен союзным армиям.
Во время боев за Плевну русская и румынская армии потеряли до 40 тыс. человек, турки — до 20 тыс. лучшей армии с ее военачальником Османом-пашей.
Взятие Плевны было решающей победой в ходе войны. Она подняла боевой дух на фронте и в тылах; с воодушевлением и надеждой ее восприняли балканские народы.
Непростой была обстановка на Кавказском фронте. После первых побед — взятия в мае 1877 г. действии крепости Ардаган — ситуация изменилась. Порта, рассчитывая на поддержку ее действий кавказскими народами,направила в Чечню и Дагестан своих агентов. Их пропаганда осложнила положение русских войск. Часть населения этих взрывоопасных регионов подняла восстание, на подавление которого генерал М. Т. Лорис-Меликов просил у главнокомандующего Кавказской армией вел. кн. Михаила Николаевича подкреплений. Его просьба была удовлетворена.
В июне 1877 г. из Петербурга на Кавказ был направлен генерал Н. Н. Обручев, предложивший свой план действий: воспользоваться рассредоточенностью турецких войск и разбить их по частям, что и было реализовано. В начале октября 1877 г. Русские овладели позициями у Базарджика и разбили турецкую армию в Авлияр-Аладжийском сражении, что позволило перейти к широкомасштабному наступлению. В конце октября 1877 г. русские войска начали блокаду Карса — ключевой позиции турок на Кавказе.18 (30) ноября 1877 г. после ночного штурма крепость пала.

31.
Приверженцы этого течения подчеркивали, что интеллигенция, будучи в долгу перед народом, прежде всего крестьянством, обязана избавить его от гнета и эксплуатации. Народ признавался носителем зачатков нового, справедливого строя – социализма, основу которого видели в крестьянской общине.
Народники резко критиковали капитализм, считая его регрессивным явлением. Вслед за Герценом и Чернышевским считали, что Россия перейдет к социализму, минуя «язвы» капитализма (пролетаризации крестьян, появления буржуа-эксплуататоров…).
Идеологи народничества критически относились к государству как политическому институту. На первом плане для них стояли социальные и экономические вопросы, борьба за политические свободы отходила на второй план.
Главным средством достижения социальной справедливости народники 70-х гг. считали крестьянскую революцию. Поэтому народничество 70-х гг. принято называть революционным, в отличие от народников 80-х гг. – либералов, пропагандировавших мирный, просветительский путь преобразований.
Идеологами народничества стали основатели трех его течений:
1.Бунтарского (М.А. Бакунин): русский мужик по природе социалист и бунтарь. Интеллигенции нужно лишь «свистнуть в два пальца» - обратиться к крестьянству и поднять его на бунт.

Приложение 31 к теме 5.1. Акварельный автопортрет Михаила Александровича Бакунина. 1830-е годы.

Михаил Александрович Бакунин (18 [30] мая 1814, село Прямухино, Новоторжский уезд, Тверская губерния, Российская империя — 19 июня [1 июля] 1876, Берн, Швейцария) — русский мыслитель, революционер, панславист, анархист, один из идеологов народничества.
Дворянин, профессиональный военный. С 1840 года проживал за границей в эмиграции. В 1844 году правительствующий Сенат приговорил «бывшего поручика» Михаила Бакунина, отказавшегося вернуться в Россию, к лишению «дворянского достоинства и всех прав состояния», а также «в случае явки в Россию сослать в Сибирь в каторжную работу». Всё принадлежащее ему в России имущество было конфисковано в казну.
В июне 1848 года Бакунин принял активное участие в Пражском народном восстании.
В мае 1849 года он стал одним из руководителей восстания в Дрездене. После подавления восстания Бакунин бежал в Хемниц, где был арестован. Был приговорён Саксонским судом к смертной казни. Он отказался подписать просьбу королю о помиловании, но смертная казнь всё же была заменена ему пожизненным заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его Австрии, где он был в 1851 году вторично судим и приговорен к смертной казни за участие в Пражском восстании, но и на этот раз замененную пожизненным заключением. В этом же 1851 году он был выдан австрийским правительством царскому правительству России. Отбывал заключение в Алексеевском равелине Петропавловской крепости (с 1851 по 1854 год) и в Шлиссельбургской крепости (с 1854 по 1857 год).
В 1857 году после 7 лет заключения, уступая настойчивым хлопотам семьи Бакунина, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь.
Сначала Михаил Бакунин поселился в ссылке в Западной Сибири, в Томске, где он женился на дочери проживавшего по соседству польского дворянина Ксаверия Квятковского (Ksawery Kwiatkowski) — 18-летней Антонине Квятковской (Antonina Kwiatkowska).
В дальнейшем по ходатайству его родственника Муравьева-Амурского он был переведён в Иркутск.
Осенью 1861 года Михаил Бакунин совершил побег из Сибири через Японию и Америку в Англию в Лондон, где был принят Герценом в состав издателей «Колокола».
В сентябре 1864 года на конференции в Лондоне Карлом Марксом было учреждено Международное товарищество рабочих — I Интернационал. В 1868 году Бакунин вступил в основанный Марксом интернациональный союз рабочих.
В 1869 году на русском языке выходит издание «Манифеста коммунистической партии» Карла Маркса в переводе Михаила Бакунина.
Известен своими теоретическими работами по анархизму.
Анархизм (от др. греч. «ан», — «без» и «архэ», — «власть») — политическая философия, заключающая в себе теории и взгляды, которые выступают за ликвидацию любого принудительного управления и власти человека над человеком.

Анархизм — учение о том, что общество может и должно быть организовано без государственного принуждения.
Анархизм основывается на свободе и имеет своей целью уничтожение всех типов принуждения и эксплуатации человека человеком.
Анархизм предлагает заменить власть, существующую за счёт подавления одних людей другими и благодаря привилегиям одних по отношению к другим, сотрудничеством индивидов.
Идеи бакунинского анархизма нашли живой отклик в России и Европе.
Умер Михаил Александрович Бакунин 1 июля (19 июня) 1876 года в Берне, в Швейцарии, в больнице для чернорабочих, куда он был помещён по его настоянию. В Берн он приехал из Лугано за несколько недель до смерти и прямо сказал своим друзьям Фогтам, к которым явился, что приехал умирать. «Я приехал сюда, либо чтобы врачи подняли меня на ноги, либо, чтобы навечно закрыли мне глаза», — сказал он своим друзьям. За неделю до смерти Михаил Бакунин перестал есть и пить. В ответ на предложение выпить чашку бульона, сказал: «Подумайте, что вы делаете со мной, заставляя меня его пить; я знаю, чего хочу». Но от гречневой каши не отказался: «Каша — это другое дело». Это были его последние слова.

Михаил Александрович Бакунин похоронен в Берне, на кладбище Бремгартен, и над его могилой Фогтами был поставлен надгробный камень. На его похоронах присутствовало более двух сотен человек: немцы, поляки, швейцарцы. Русских не было.
2. Пропагандистское течение движения народников (П.Л. Лавров) считало, что народ надо готовить к революции путем долгой пропаганды.

Приложение 32 к теме 5.1. Фото Петр Лаврович Лавров.
Петр Лаврович Лавров (псевдоним Миртов; 2 [14] июня 1823, Мелехово, Великолукский уезд, Псковская губерния, Российская империя — 25 января [6] февраля 1900, Париж, Франция) — русский социолог, философ, публицист и революционер. Один из идеологов народничества. За причастность к покушению на Александра II был сослан, бежал за границу, установил контакты с рабочим движением европейских стран.
В его наследии, не до конца выявленном (825 произведений, 711 писем), — статьи в русской легальной печати, политические стихотворения, в том числе широко известная «Новая песня», получившая позднее название «Рабочая марсельеза» («Отречёмся от старого мира…»), которую А. А. Блок называл среди «прескверных стихов, корнями вросших в русское сердце… не вырвешь иначе, как с кровью…».
Лавров умер в Париже; похоронен на кладбище Монпарнас. Его последние слова: «Зовёт… живите хорошо. Кончается… кончилась моя жизнь».
3. Заговорщическое течение (П.Н. Ткачев) полагало, что хорошо организованная партия должна захватить власть, опираясь на нее, следует внедрить социализм в русскую жизнь.

Приложение 33 к теме 5.1. Фото Петр Никитич Ткачев.
Петр Никитич Ткачев (11 июля 1844, село Сивцово Великолуцкого уезда Псковской губернии — 4 января 1886, Париж) — русский литературный критик и публицист.
Родом из небогатой помещичьей семьи. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. За участие в студенческих беспорядках и отсидел несколько месяцев в Петропавловской крепости. После вторичного ареста и ссылки эмигрировал за границу.
Ткачев был очень заметной фигурой в группе писателей крайнего левого крыла русской журналистики.
Как и все народники, Ткачёв связывал надежду на социалистическое будущее России с крестьянством, коммунистическим «по инстинкту, по традиции», проникнутым «принципами общинного владения». Но, в отличие от других народников, Ткачёв полагал, что крестьянство в силу своей пассивности и темноты неспособно самостоятельно совершить социальную революцию, а община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. В противовес господствовавшему в революционном движении аполитизму Ткачёв развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной.
В последние годы своей жизни Ткачёв писал мало. В конце 1882 года он тяжело заболел, и остаток жизни провёл в психиатрической больнице. Скончался в 1886 году в Париже, 41 года от роду.

Приложение 34 к теме 5.1. Схема «Деятельность народников».

В 1874 г. напряжение, нараставшее в радикальной среде, вылилось в массовое движение – «хождение в народ». Сотни молодых людей двинулись в деревню. Одни пытались по теории Бакунина разжечь крестьянский бунт, другие – «просто отдать долг народу» – лечить, просвещать его.
Но крестьяне не оправдали надежд интеллигентов: на восстание не поднялись и тяги к социализму не проявили. Последовала правительственная реакция. Сложившаяся ситуация выявила необходимость создания четкой политической организации.
В 1876 г. в Петербурге возник координационный центр: революционная народническая организация «Земля и воля», которую возглавили Г.В. Плеханов, С.М. Кравчинский, В.Н. Фигнер и др.

Приложение 35 к теме 5.1. Фото Георгий Валентинович Плеханов.

Георгий Валентинович Плеханов (29 ноября (11 декабря) 1856, с. Гудаловка Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне Липецкая область) — 30 мая 1918, Ялкала, Финляндия, ныне Ильичево (Ленинградская область), Россия — теоретик и пропагандист марксизма, философ, видный деятель российского и международного социалистического движения. Входил в число основателей РСДРП, газеты «Искра».
Из семьи военного. Окончил с золотой медалью военную гимназию в Воронеже, затем учился в юнкерском училище в Петербурге. В 1874 году поступил в Петербургский горный институт, за успехи имел Екатерининскую стипендию, в 1876 году был исключен «за невзнос платы».
В 1880 году эмигрировал в Швейцарию.
В 1882 году перевёл на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса. В 1883 году основал первую российскую марксистскую организацию — группу «Освобождение труда».
В конце 1894 — начале 1895 годов по инициативе Плеханова был создан «Союз русских социал-демократов за границей». В 1900—1903 участвовал в создании и руководстве газетой «Искра». В 1901 Плеханов — один из организаторов «Заграничной Лиги русской социал-демократии». Принял непосредственное участие в подготовке II съезда РСДРП. Фактически второй съезд РСДРП был учредительным съездом, так как неудачный I съезд не смог объединить социал-демократов.
Февральская революция позволила Плеханову вернуться в Россию после 37 лет изгнания. Отстранённый от руководящей роли, Плеханов был вынужден ограничиваться редактированием своей газеты «Единство». Плеханов поддерживал Временное правительство, был против «Апрельских тезисов» В. И. Ленина, назвав их «бредом».
К Октябрьской революции отнёсся отрицательно, так как считал, что Россия к социалистической революции не готова: «русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечён пшеничный пирог социализма». Считал, что захват власти «одним классом или — ещё того хуже — одной партией» может иметь печальные последствия.
Автор работ по философии, социологии, эстетике, этике и истории общественной мысли России. В 1921 году в одной из своих статей Ленин призвал изучать всё написанное Плехановым по философии, «ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма».
Умер в возрасте 62 лет от туберкулеза.
«Земля и воля» была самой массовой и крупной организацией за всю историю народничества, имела разветвленную сеть филиалов, свою программу, печатный орган.

32

После убийства Александра II на престол взошел его сын Александр III (1881-1894). Его правление называют «контрреформами», поскольку многие преобразования 1860-1870-х гг. были пересмотрены. Это было ответом на антиправительственную деятельность разночинной интеллигенции. Ближайшее окружение правителя составили реакционеры: обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел Д.А. Толстой и публицист М.К. Катков. В то же время Александр III вел осторожную внешнюю политику, при нем Россия ни с кем не воевала, за что император получил прозвище «Миротворец». Основные мероприятия реакционного курса:
1)Земская контрреформа. В 1889 г. были введены земские начальники. Они назначались министром внутренних дел только из местных дворян и осуществляли административно-полицейский контроль над крестьянами. Они следили за порядком, сбором податей и в случае провинностей могли сажать крестьян под арест, подвергать телесным наказаниям. Власть земских начальников практически восстановила права помещиков над крестьянами, утраченную ими в ходе реформы 1861 г.
В 1890 г. был значительно увеличен имущественный ценз при выборах в земства, что значительно увеличило в них число помещиков. Список гласных от крестьян теперь утверждался губернатором.
2)Городская контрреформа. В 1892 г. за счет увеличения имущественного ценза число избирателей сократилось. Постановления городской думы санкционировались губернским начальством, ограничивалось число заседаний думы. Таким образом, городское самоуправление было практически под контролем правительства.
3)Судебная контрреформа. В 1887 г. повышался имущественный и образовательный ценз для присяжных заседателей, что увеличивало дворянское представительство в суде. Ограничивалась публичность и гласность. Из ведения суда присяжных изымались политические дела.
4)Контрреформы в образовании и печати. Ужесточался контроль над вузами. Университетский устав 1884 г. фактически упразднял автономию университетов. Ректор и профессора назначались правительством. Плата за обучение была увеличена в 2 раза. Была создана особая инспекция, осуществлявшая надзор за студентами.
В 1887 г. был принят так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», который не рекомендовал принимать в гимназию детей из недворянских семей, открытым текстом говорилось о запрете принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей».
1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   41


написать администратору сайта