Главная страница
Навигация по странице:

  • Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм.

  • СМИ как институт социализации молодежи.

  • Список литературы

  • 1. Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм. 2. Сущность со. Социология Коротикова. Современные социологические направления функционализм марксизм структурализм символический интеракционизм


    Скачать 49.39 Kb.
    НазваниеСовременные социологические направления функционализм марксизм структурализм символический интеракционизм
    Анкор1. Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм. 2. Сущность со
    Дата07.03.2022
    Размер49.39 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСоциология Коротикова.docx
    ТипДокументы
    #385907

    Оглавление

    1. Современные социологические направления: функционализм;

    марксизм; структурализм; символический интеракционизм.

    2. Сущность социальной мобильности.

    3. СМИ как институт социализации молодежи.

    Современные социологические направления: функционализм; марксизм; структурализм; символический интеракционизм.

     

    Функционализм - концепция, получившая распространение в немарксистской социологии и биологии; охватывает широкий спектр подходов к анализу организации общества, гл. в котором считается отношение одной части общества к др. или некоторому аспекту целого, обеспечивающее интеграцию или адаптацию к большей социальной системе. Функционализм исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия систем. Представители функционализма считают, что социальные отношения в обществе на каждом определенном этапе его развития системно взаимодействуют и их можно проанализировать на основе учета социальных фактов и социальных институтов, не прибегая для объяснения к психологическим или историческим факторам. Современный западный функционализм предполагает большие уступки телеологическому принципу. При этом телеологический оценочный подход к стабильности системы отождествляется с научным анализом. В рамках марксизма функциональный подход предполагает выяснение функций одних общественных явлений по отношению к др. в рамках данного общества, а рассмотрение самих функций ведется через призму классовых интересов.

    Марксизм- Социология марксизма - это теория социального развития общества, созданная К. Марксом (1818- 1883) и Ф. Энгельсом (1820-1895) в середине - второй половине XIX в. Ее место и роль в истории социологической мысли определяются тем, что функционирование общества, сознание и поведение живущих в нем людей анализируются, прежде всего, через призму материальных условий их жизни, через противоречия и конфликты в реально существующем способе производства.

    Следует, прежде всего, отметить два принципиальных соображения.

    Первое. Их идеи рассматриваются  в контексте социокультурных  ценностей того времени и пространства, где и когда они жили. Поэтому  неправомерно отождествлять их воззрения  с ленинизмом, сталинизмом, троцкизмом, маоизмом и т.д., где используются авторитет и отдельно взятые идеи марксизма как средство привести в жизнь политические идеи самого разного толка. Словом, есть социология марксизма и множество постмарксистских течений, школ, которые называются марксистскими.

    Второе. Маркс и Энгельс  одними из первых стали использовать эмпирические социологические исследования в своих теоретических работах - “Анкета для рабочих”, “Положение рабочего класса в Англии” и др.

    Диалектический материализм  и социология

    Принципиальный вопрос, имеющий  для социологии первостепенное значение, - это вопрос о взаимодействии материальных и духовных ценностей в жизни  общества.

    Структурализм в социологии - применение структурного анализа к социальным явлениям, преимущественно явлениям культуры.

    Наиболее широкое распространение  находит к середине 60-х гг. в  работах таких франц. исследователей, как  Леви-Стросс, Ж. Лакан, Р. Барт, Фукс, Ж. Деррида и др.; они изучают  этнографические, психологические, историко-научные, историко-культурные, эстетические образования  как совокупности взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов, смысл которых определяется не их собственным содержанием или  внешними связями, но их местом в социальной системе.

    Структурализм как общеметодологическое течение исходит из представления  о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего  мира и, следовательно, из примата структурного анализа как метода познания природы  и общества. В социальных феноменах  структурализм - в противовес своему непосредственному предшественнику  и антиподу - экзистенциализму и  др. субъективистским течениям - пытается отыскать нечто объективное, не подверженное субъективным влияниям и изменениям. Такую объективность структурализм  усматривает в структурах: они  не зависят от сознания, воплощают  устойчивый момент действительности и  создают тем самым возможность  научного исследования.

    В социологии структурализм  снимает важнейшую проблему взаимодействия между субъективным и объективным, ограничиваясь анализом структур, применительно  к которым субъективное выступает  только как эпифеномен. Объективность  в социуме, по мнению представителей структурализм, представлена языком, в  котором структуры существуют и  функционируют изначально и формируются  независимо от воли и желания людей. Таким образом, на практике структурный  анализ в социологии - это поиск  аналогий со строением языка во всех сферах культуры и социума. Метод  структурного анализа в социологии и генетически, и содержательно связан с методами структурной лингвистики, семиотики и описывающими их некоторыми разделами математики.

    Символический интеракционизм- как широкая теория символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом т.е. в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие.

    Другими словами, общество можно  объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо  только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения.

    Определение значимого символа  происходит в сознании человека, которое  наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира.

    Предметами обмена может  быть все, что имеет социальную значимость. В обществе устанавливается шкала  ценностей, подлежащих обмену. И поведение  человека находится в рамках этой шкалы.

    В современной социологической  науке происходят интеграционные процессы разных школ и направлений, возникает  вопрос о единой социологической  теории.

     





    Сущность социальной мобильности

    Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений  людей, т.е. изменений индивидом или  группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной  структуре общества. Термин «социальная  мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А. Сорокиным .

    Разнообразие отношений  ролей, позиций приводят к различиям  между людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким - то образом упорядочить  эти отношения между категориями  людей, различающихся во многих аспектах. В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие “социальной стратификации”. При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано исходить из теории социально-экономической неоднородности труда. Выполняя качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

    Именно социально-экономическая  неоднородность труда не только следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности, престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в  общественной иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они являются социальными  слоями.

    В социальной стратификации  имеет тенденцию наследование позиций. Действие принципа наследования позиций  приводит к тому, что далеко не все  способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные, обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь действуют  два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному  образованию; неодинаковые возможности  получения позиций в равной степени  подготовленными индивидами. Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с физической силой был важным критерием стратификации. Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей. Стратификация, как и любая другая наука, имеет свои формы. До сих пор мы говорили о неравенстве без учета его формы. Между тем от формы зависит и интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном историческом объекте.

    Попробуем сопоставить ситуацию, когда в обществе многочисленны  социальные слои, социальная дистанция  между которыми невелика, уровень  мобильности высок, низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический рост постоянно повышает “планку” содержательного труда на нижних ярусах производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего, гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по своему идеальная модель, чем обыденная реальность. Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами, приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством. Это означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует разрушительным конфликтам.

    Существует два основных вида социальной мобильности - межпоколенная  и внутрипоколенная. Они, в свою очередь  распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с  другом. Межпоколенная мобильность  предполагает, что дети достигают  более высокой социальной позиции  либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример, сын шахтера  становится инженером. Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне  сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли. Первый вид мобильности  относится к долговременным, а  второй - к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором - перемещение из сферы  физического труда в сферу  умственного. Индивидуальная мобильность  означает социальное перемещение конкретного  человека. К факторам индивидуальной мобильности относятся продвижения  по служебно-профессиональной лестнице, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, занятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть связана  с политической и предпринимательской  деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных  институтах. Одним из эффективных  способов восходящей индивидуальной мобильности  считается выгодный брак. Групповая  мобильность происходит тогда, когда  перемещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего там, где происходят изменения самой системы стратификации. Перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующее положение новому классу. На социальную мобильность населения влияют такие обстоятельства, как изменение условий жизни в городе или сельской местности, получение людьми новых профессий или изменение вида деятельности (скажем, предприниматель целиком посвящает себя политике). Все это представляет собой важный момент функционирования социальной структуры общества. К числу причин, усиливающих социальную мобильность, относится изменение общественного мнения в отношении престижности тех или иных профессий и вследствие этого изменение профессиональных интересов у различных групп людей. Например, большее число людей проявляют интерес к предпринимательской, политической и научной деятельности и гораздо меньшее - к занятию сельским хозяйством. Интерес к характеру и содержанию труда и условиям жизни может изменяться от поколения к поколению, а может, и это происходит все чаще, у людей одного поколения. В результате интенсивнее идет процесс перехода людей из одного профессионального и социального слоя в другой. Изучение социальной мобильности важно не только для ученых, но и для государственных деятелей. Необходимо полнее представлять себе реальную картину социальных перемещений, знать их причины и основные направления, чтобы в нужных для общества пределах контролировать эти процессы, сознательно воздействуя на них в интересах сохранения не только необходимой социальной динамики, но и стабильности общества и улучшения жизни людей.

     

    СМИ как институт социализации молодежи.

    Наряду с семьей система  образования традиционно выделяется как второй ведущий институт социализации. В этом своем качестве она обладает рядом специфических особенностей. В школе ребенок впервые включается в определенную систему получения знаний, и это неизбежно порождает возникновение ценности достижения. Если в семье его любят за то, что он это он, т в школе оценивание его как ученика в значительной степени начинает зависеть от успехов в учении.

    Можно сказать, что ситуация школы превращает человека в подлинный  субъект социального познания.

    Во-первых, отчетливо выраженным целенаправленным характером воздействия: для любой исторической формы  образования характерна четкая экспликация  своих целей, причем, как бы ни варьировало  их конкретное содержание, за всеми  возможными (нередко лишь декларируемыми) нюансами всегда стоит основная задача образовательной системы как  социального института, а именно - воспроизводство существующей общественной системы, и в этом смысле образование  консервативно.

    Во-вторых, для любой системы  образования характерна ориентация на идеальную модель: и учебное  и воспитательное воздействие в  ней предполагает наличие некоторого идеального образца (выражаемого в  сумме умений и знаний или/и в  качествах личности), который необходимо получить «на выходе», - содержание его может быть более или менее  унифицированным, заявляться более  или менее откровенно, но оно всегда есть.

    В-третьих, любой образовательный  институт несет в себе рациональные критерии оценки своей деятельности, понимаемые, как правило, через степень  соответствия того, что получилось «на выходе» заявленному идеальному образцу.

    В-четвертых, институты образования  предполагают временную фиксацию сроков воздействия и наличие штата  профессиональных социализаторов, отношения  ребенка с которыми существенно  отличаются от характера межличностных  отношений в предыдущем, семейном институте социализации.

    В педагогической и психологической  литературе, посвященной анализу  образования как института социализации, можно найти весьма впечатляющий перечень образовательных целей  и задач: от перечисления конкретных «умений и навыков» до абстрактных  канонов типа «всесторонне и гармонически развитой личности». В целом, несмотря на свое разнообразие, эти задачи образования  могут быть суммированы следующим  образом:

    · трансляция существующих в культуре способов действия с материальными  и символическими объектами;

    · трансляция устоявшегося, традиционного для конкретно-исторического  момента знания;

     обучение ролевым моделям  поведения в системе доминиро-вания/подчинения;

    · трансляция ценностных представлений  и моделей иденти-фикации.

    По сути, речь идет о формировании в процессе образования определенной модели мира, в том числе социального.

    Любая образовательная система, имея более или менее структурированные  представления об «идеальном результате», который она стремится достичь, рефлектирует целенаправленность своего влияния на личность. Именно в личности, по мнению двух ведущих отечественных  специалистов в области психологии образования, следует искать и результат, и смысл образовательных институтов: «Развитие учащегося как личности, как субъекта деятельности является важнейшей целью и задачей  любой образовательной системы  и может рассматриваться в  качестве ее системообразующего компонента». Сочетание столь фундаментального системообразующего признака с задачей  постоянной самооценки эффек-тивности своей деятельности приводит к постоянному  воспроизводству дидактической  доминанты в образовании: очевидно, легче оценить уровень интеллектуального  развития (понимаемый зачастую весьма редуцированно -- как уровень знаний), нежели степень личностной зрелости.

    Особенности системы образования  как института социализации также  могут быть раскрыты через систему  взаимодействия ребенка и профессионального  социализатора.

    Так, разделяя процессы первичной (семейной) и вторичной (институциональной) социализации, П. Бергер и Т. Лукман видят их принципиальное отличие  в степени эмоциональной идентификации  ребенка со значимыми другими: «грубо говоря, необходимо любить свою мать, но не учителя». В семье ребенок интернализует  мир своих родителей именно как  мир, как неизбежную и не подвергающуюся сомнениям реальность, вне определенного  социального контекста. Задачей  же вторичной социализации является усвоение именно социального контекста, и «некоторые из кризисов бывают вызваны  осознанием того, что мир родителей -- не единственный из существующих и  имеет весьма специфическое социальное размещение, возможно даже имеющее  уничижительное значение. Например, взрослеющий  ребенок, попав в школу, начинает понимать, что мир, который представляют его родители, оказывается, в сущности, миром низшего класса». Именно потому, что учитель есть, по сути, репрезентация специфических институциональных значений, ему и не нужно быть значимым другим в абсолютном смысле этого слова: при вторичной социа-лизации роли характеризуются гораздо большей степенью формальности и анонимности, очевидно, подразумевающей значительно меньшую эмоциональность межличностного взаимодействия. Именно эта особенность вторичной социализации оказывает, согласно П. Бергеру и Т. Лукману, определяющее влияние на личность ребенка, а именно на развитие его самосознания. В силу формального и анонимного характера отношений «содержание, которое усваивается в процессе вторичной социализации, наделяется качеством гораздо меньшей субъективной неизбежности. Волей-неволей ребенок живет в мире, определяемом его родителями, но он может с радостью покинуть мир арифметики, как только выйдет из класса. Легче «спрятаться» от учителя, чем от своей матери. Можно сказать, что развитие этой способности «прятаться» само по себе есть важный аспект взросления». Именно это умножение интернализуемых миров, различных по степени субъективной значимости, создает возможность для дифференциации Я-концепции: выделение целостной и частных самооценок, общеэкзистенциальных и специфически ролевых представлений о себе связывается с началом вхождения ребенка в систему образовательных институтов.

    С определенной долей условности можно выделить следующие направления  исследований школы как института  социализации, представленные в психолого-педагогической и социально-психологической литературе:

    изучение центральной  социализирующей фигуры, т.е. учителя - его личностных особенностей (Я-концепции, идентичности, ценностных ориентации и пр.), характера общения и  взаимодействия (выражаемых прежде всего  в стиле преподавания) и т.д. и  т.п.;

    изучение психологических  и социально-психологических особенностей учащихся: в основном здесь превалируют  исследования познавательной сферы, но личностные характеристики, в частности, уровень самооценки, также являются достаточно популярным предметом анализа;

    изучение процессов взаимодействия учителя и ученика, причем в основном они рассматриваются с точки  зрения эффективности в достижении основных институциональных целей;

    сравнительное изучение ценностных ориентации, образовательных установок  и представлений о системе  образования учителей и учащихся;

    изучение социальной эффективности  систем образования, при этом характерной  особенностью как зарубежных, так  и отечественных работ является их критическая направленность.

    Будучи ограничены рамками  данного параграфа, остановимся  лишь на некоторых исследованиях  выделенных направлений.

    В том, что касается особенностей личности учителя и их влияния  на образовательный процесс, было показано следующее:

     особенности Я-концепции  учителя связаны с выбором  им того или иного стиля  преподавания: чем более позитивной  она является, тем выше поведенческая  гибкость учителя в процессе  преподавания (чередование монологических  высказываний и диалогов, расширение  репертуара оценочных высказываний, снижение количества вспомогательных  действий на уроке, поиск альтернативных, нетрадиционных форм преподавания  и т.п.);

    особенности персональной идентичности учителя (в частности, так называемая открытая идентичность) специфицируют  особенности его обратной связи  во взаимодействии с учащимися в  сторону большей безоценочности и дескриптивности;

    есть данные о связи  позитивности/негативности Я-концепции  учителя и самооценки учащихся: благодаря  большей эмоциональной поддержке, получаемой от учителя с позитивной Я-концепцией, представления школьников о самих себе приобретают более  реалистический характер;

    сравнительный анализ представлений  учительства и школьников о целях  отечественного образования показывает их достаточное рассогласование: в  то время как учителя готовят  «критически мыслящих людей, патриотов, готовых взять на себя ответственность», старшеклассники в подавляющем  большинстве считают, что обычно школа «не учит ничему», а должна была бы готовить «образованных людей, способных создать крепкую семью  и добиться в жизни своего»;

    сравнительное исследование ценностных представлений учителей и их воспитанников показывает, напротив, определенное пересечение: и в той  и в другой группе респондентов на первые позиции выходят ценности семейной жизни и семейного благополучия.

    Отдельный исследовательский  сюжет составляет изучение влияния  различных типов взаимодействия, характерных для школьного обучения, на личность ребенка. В целом, как  известно, выделяют два таких основных типа: характерный для предметно-ориентированного преподавания (традиционный, формальный, монологический и т.п.) и свойственный личностно-ориентированной педагогике (новаторский, неформальный, диалогический, субъект-субъектный и т.п.). Интересно, что сравнительный анализ их эффективности  не дает однозначных результатов. Так, было показано, что гипотезы о различиях  в самооценке, в структуре Я-концепции  и в учебных достижениях учащихся «традиционных» и «неформальных» школ не подтверждаются, единственным исключением  является характер отношения детей  к школе: более позитивный во втором случае того, для детей с повышенной тревожностью «неформальный» стиль  преподавания выступает дополнительным стрессогенным фактором. Наибольшее же значение имеет рассогласование  педагогических установок конкретного  учителя и организационной структуры  школы в целом: так, максимально  негативное воздействие на самооценку большей части учащихся оказывает  ситуация «традиционного» преподавания в «неформальной» школе. Если же говорить о влиянии принципов организации  преподавания в целом, то однозначные  результаты получены лишь в отношении  принципа десегрега-ции обучения. По многочисленным данным, опыт межэтнического сотрудничества в процессе образования  способствует не только повышению успеваемости, но и формированию устойчиво высокой  самооценки.

    Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим агентам социального влияния  на личность все чаще относят средства массовой информации (СМИ): печать, радио, телевидение, Интернет.

    С одной стороны, это связано  с глобальными макросоциальными изменениями. Мир рубежа веков все  чаще категоризуют как информационное общество, т.е. как такую социально-экономическую  и социокультурную реальность, в  которой информация становится самостоятельным  экономическим и социальным ресурсом, определяя как процессы материального  и духовного производства, так  и социальную стратификацию.

    С другой стороны, усиление роли информационных агентов влияния  определяется их специфическими особенностями, которые оказываются максимально  востребованы человеком современной  эпохи. Ускорение темпов общественного  развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ в силу интерпретативного характера передаваемых ими сведений позволяют решить эту задачу максимально «удобным» способом. Подаваемая ими «информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в итоге интерпретацию информации, как бы ее объективный характер ни подчеркивался. Собственно перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации».

    СМИ также предоставляют  современному человеку больший простор  поиска оснований для социальной идентификации. Сегодня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через СМИ, «расширяет перед индивидом  возможности выбора группы принадлежности, ибо дает более широкий перечень различных групп, их спектр и совершенствует оценку их со стороны потребителя  информации». Значительно большая  интерактивность современных информационных потоков (прежде всего телевизионных  и электронных) определяет и большие  возможности не-посредственного  активного участия человека в  этом процессе, возможности конструирования  своей социальной идентичности.

    Другая отмечаемая характерная  особенность современных СМИ - их экспрессивность - также способствует общей задаче социальной ориентировки человека (построения им образа социального  мира и социальной самокатегоризации): готовые образы, в большинстве  своем визуальные, буквально «впечатываются»  в его сознание, формируя определенные идеальные модели социальной самокатегоризации.

    Все вышесказанное приводит к закономерному выводу: в анализе  информационных реалий нашего дня ведущим  должен стать социализационный подход.

    В большинстве случаев  ее констатация опирается на данные о возрастании количества часов  потребления продукции СМИ в  общей структуре досугового времени  подростка (в основном речь идет о  телевидении). В начале 90-х годов  американский школьник смотрел телевизор  в среднем 6,5 ч в день, ненамного  отставал от него западноевропейский сверстник -- около 5 ч в день (по данным ЮНЕСКО), а их российские ровесники  прово-дили у экрана в среднем  до 3 ч в день, причем с того времени  доля «телеманов» в отечественной  подростковой выборке значительно  возросла.

    Однако дело не только в  том, что для большой части  детей каналы «активного» и самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными» и интерпретативными. Как убедительно  доказывает В. С. Собкин на материале  социологических исследований младших  школьников, определенные типы телевизионных  передач «встраиваются» в традиционные, культурно отнормированные воспитательные ритуалы (например, «Спокойной ночи, малыши!»  вместо родительской сказки на ночь) и  не только «обслуживают» их, но и  вытесняют. В результате детско-родительские отношения опосредуются телевизором («детские» передачи ребенок смотрит, как правило, один, а «взрослые» - вместе, вернее - рядом с родителями), все больше «пристраиваясь» к  взрослой структуре ТВ-потребления.

    Об увеличении роли современных  СМИ в процессе социализации подрастающего  поколения свидетельствуют также  данные об изменившейся референтности  различных источников информации: так, по сравнению с традиционными  источниками информации (родителями, друзьями, учителями) значение СМИ (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет. Наконец, социализационное влияние СМИ определяется тем, что они во многом задают содержательное пространство, в котором разворачивается социализация современного подростка: этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ, присваиваются подростком, формируя его ценностные ориентации и нередко реальное поведение. Особенно ярко это можно видеть на примере формирования политических предпочтений, а также агрессивного и полоролевого поведения. Отмечается, что в области политической социализации российского подростка роль СМИ превышает роль семьи и школы. Детальный анализ телевизионных трансляций с точки зрения сцен насилия и эротики и их влияния на эмоциональное состояние детско-подростковой аудитории - при всей двойственности возможных теоретических интерпретаций - свидетельствует об их скорее «разрушающем» влиянии на личность.

    Анализируя роль информационного  влияния на личность в ходе социализации, мы практически лишь обозначили возможные  модификации данной проблемы в результате бурного развития новых информационных технологий. Между тем, очевидно, что  все большее их проникновение (особенно в виде электронных СМИ) в обыденную  социальную практику задает как новые  социокультурные и психологические  реалии, так и, соответственно, возможные  направления их исследования.

    Список литературы

    1. Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Просвещение, 1984.

    2. Ионин Л.Г. Социология  культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

    3. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Владос, 2005. - 192 с.

    4. Социология: Учебное пособие  / Общ.ред. Э.Д. Тадевосяна. - М.: Знание, 2005. - 272 с.

    5.Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // Социологические исследования. - 1995. - № 11.

    6.Белл,  Д.  Грядущее  постиндустриальное  общество.  Опыт  социального

    прогнозирования / Пер. с  англ. – М.: Academia, 1999. – 786 с.

    7.  Волков,  Ю.Г.  Социология:  учебник для вузов /  под общ.  ред.  В.И.

    Добренькова. – 6-е изд., стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. –572 с.

    8.  Воронцов, А.В. История социологии XIX начала  XX в.: в 2 ч.:учеб.

    пособие для вузов. Ч. 2 Русская  социология. – М.: Владос, 2005. – 427 с.

    9.  Герций, Ю.В. Российский рынок труда в статистике кризиса // СОЦИС:

    Социологические исследования. – 2011. – №5. – С. 53–60.

    10.  Горшков,  М.К.  Прикладная  социология:  методология и методы:  учеб.

    пособие для вузов. – М.: Альфа-М: Инфра-М, 2009. – 414 с.

    11.  Гулянхин, В.Н. Механизм правовой социализации российских граждан //

    Право и образование. –2011. – №2. – С.130–137.

    12.  Добреньков, В.И. Методы социологического исследования: учебник для

    вузов. – М.: Инфра-М, 2011. – 767 с.



    написать администратору сайта