Современное состояниетриш Дэнэф Мехметовна
Скачать 208.77 Kb.
|
26 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ТОМ 2 // НОМЕР 6 ЧЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Триш Дэнэф Мехметовна Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар) Гараева Галина Фаизовна доктор философских наук, профессор Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар) Аннотация. Права и свободы человека и гражданина являются важнейшим политическим, правовым и социальным институтом современности. В статье анализируется история становления и развития концепции прав и свобод, рассматриваются четыре поко- ления прав и свобод человека и гражданина, сформированные на сегодняшний день. Ключевые слова: гражданин, декларация, концепция, манифест, право, свобода, стандарт, человек Актуальность проблемы. В демокра- тическом государстве права и свободы человека и гражданина являются важ- нейшим политическим, правовым и соци- альным институтом. Права и свободы че- ловека справедливо считаются основой, базовым элементом конституционализма. Права и свободы человека и гражданина как правовой институт наполняют содер- жанием сам процесс конституционно- правового регулирования общественных отношений. Становление системы прав и свобод человека и гражданина. Система прав и свобод человека в ее сегодняшнем состо- янии, зафиксированная в международ- ном и национальном законодательстве, выступает результатом длительного исто- рического развития принципов и стан- дартов, и является нормой современного мирового сообщества. Моральные, философские, христиан- ские основы прав и свобод человека вы- рабатывались наряду с правовыми воз- зрениями на него как на члена социума. В теории и практической реализации систе- ма права на каждом этапе исторического развития в той или иной мере содержала правовую теорию личности как субъекта права и соответствующие суждения о ее правах и обязанностях, их гарантиях: от элементарных и ограниченных до наибо- лее развитых. Права человека являются важным, неотделимым и непременным компонентом любого права вообще, субъективно-историческим аспектом проявления сущности права как особого типа и специфической формы социально- го управления. Право без прав человека так же немыслимо, как и права человека без и вне его [11]. Концепция прав и свобод человека зародилась на основе соединения рим- ской юридической науки и христианско- го гуманизма. В основе современной европейской цивилизации лежит синтез этих двух культур. Римские правоведы и византийские политические деятели вы- двигали мысли о том, что имеется опреде- ленный необходимый минимум свободы человека, который не должен нарушаться государством, а также идеи о необходи- мости равенства всех граждан государ- ства перед правосудием [9]. В различное время концепция прав и свобод человека, всегда оставаясь политико-правовой, получала религиоз- ное, этическое или философское направ- ление в зависимости от социальной пози- ции правящих классов. Но в известном на сегодняшний день виде концепция прав и свобод человека была выражена филосо- фами Нового времени в XVII и XVIII веках. Среди них следует назвать британского философа педагога Джона Локка, гол- ландского мыслителя Гуго Гроций, амери- канских политиков Томаса Пэйна и Томаса Джефферсона. Философское обоснова- ние концепции прав человека получило в трудах французов: Жан-Жака Руссо, Шар- ля Луи де Монтескье, Вольтера. Одним из первых документов, ока- завшим серьезное влияние на процесс исторического развития, приведшего результате к появлению современного конституционного права и развитию про- цесса борьбы за права и свободы, стала Великая хартия вольностей. Этот право- вой акт, принятый в Англии в 1215 году, признан важнейшим юридическим до- кумент для развития современной демо- кратии. Но только к концу XVIII века права че- ловека получили юридическое оформле- ние. Серьезным этапов в становлении прав человека послужили буржуазно- демократические революции XVII-XVIII вв., которые обозначили не только боль- шой комплекс прав человека, но и прин- цип формального равенства, явившийся базой универсальности прав человека, придавший им истинно демократический характер. В конце XVIII в. все провозгла- шаемые и законодательно урегулиро- ванные права, относящиеся к категории «естественных и неотчуждаемых», были сосредоточены вокруг идеи свободы, ко- торая признавалась высшей ценностью. Петиция о праве, принятая в 1628 году парламентом Англии и направленная ко- ролю Чарльзу I как заявление о граждан- ских свободах является еще одним доку- ментом, сыгравшим значительную роль в развитии прав человека. 4 июля 1776 года Конгрессом США была одобрена Декларация независимо- сти [7]. Провозглашенная в конкретных исторических условиях, Декларация не- зависимости США была наделена Томасом Джефферсоном универсальным содер- жанием, которое и объясняет значимость этого текста для всемирной истории. Фундаментом федеральной системы государственного управления США и важ- ным правовым актом для всего западно- го мира стала Конституция Соединенных Штатов, принятая в 1787 году [8]. Это старейшая национальная конституция, действующая до сегодняшнего дня. В ней установлены важнейшие государствен- ные органы и их права и обязанности, а также основные права граждан. В 1789 году народ Франции сверг аб- солютную монархию, заложив тем самым основу для создания первой Французской Республики. Вскоре после штурма Басти- лии и отмены феодализма Национальным учредительным собранием была принята Декларацию прав человека и граждани- на как первый этап создания конституции Французской Республики [6]. Первое поколение прав и свобод. Права человека и гражданина, получив- шие свое идейное обоснование и зако- нодательное закрепление в эпоху Про- свещения, являются так называемым «первым поколением прав человека». Это основополагающие личные права, важнейшие из которых: право на жизнь, свободу, собственность [9]. К первому поколению прав и свобод человека относятся либеральные цен- ности, завоеванные в ходе буржуазных революций в Европе, а затем зафикси- рованные в юридической практике и законодательстве демократических го- 27 ТОМ 2 // НОМЕР 6 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ | Март 2017 сударств. Это личные (гражданские) и по- литические прав, отражающие так назы- ваемую негативную свободу – обязывают государство не допускать вмешательства в область индивидуальной свободы и соз- давать условия участия граждан в полити- ческой жизни [14]. Это, в частности, охра- на личной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры. Гражданские (личные) права – это естественные, центральные, неотдели- мые права человека, в основе которых лежит негативное право. Данные права происходят от естественного права на жизнь и свободу, принадлежавшим от рождения каждому человеку, и призва- ны обеспечивать личную независимость и свободу, охранять гражданина от неза- конных действий со стороны государства и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять самобытность, оста- ваться самим собой во взаимоотношени- ях с другими людьми и государством. К гражданским правам, в первую очередь, относят право на жизнь (ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 21 Конституции РФ [5]), свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на защиту чести и достоинства (ч. 1 ст. 23), на справедливый, свободный и открытый суд, предусматривающий защиту обвиня- емого, на тайну переписки, телефонных, телеграфных и других коммуникаций (ч. 2 ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 139 УК РФ), свобо- ду перемещения и выбора места прожи- вания, в том числе право покидать любое государство, в том числе собственное, и возвращаться в свою страну (ч. 1 ст. 27), свободу совести и вероисповедания (ст. 28) и др. [12]. В конституциях большинства стран гражданские и политические права обыч- но объединены в одну группу. Это связа- но с тем, что те и другие права носят в основном негативный характер, а также с направленностью данных прав на соблю- дение свободы личности в ее индивиду- альном и общественном аспектах. Политические права обусловливают возможность активного участия личности в государственном и социальном управле- нии. Это право человека на гражданство, на свободу слова и печати (ч. 1, 5 ст. 29 Конституции РФ); право граждан прини- мать участие в управлении государством как лично, так и через своих представи- телей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ); на объ- единение, свобода союзов и ассоциаций (ст. 30 Конституции РФ); право петиций (ст. 33 Конституции РФ), свобода совести (ст. 29 Конституции РФ) и ряд других [12]. Второе поколение прав и свобод. Уже в XX в. получили развитие права «второго поколения», призванные обеспечивать не просто свободную жизнь, но и опреде- ленный материальный достаток. Второе поколение прав и свобод че- ловека – социально-экономические пра- ва, выработалось в ходе борьбы народов за рост благосостояния, улучшение куль- турного уровня (так называемые пози- тивные права). В начале XX в. в итоге зна- чительного расслоения общества была предложена идея социального реформи- рования, имеющая целью сокращение различий между положением обеспечен- ных и беднейших слоев населения (это, в частности, социальная политика Бисмар- ка). На базе Манифеста германского кай- зера 1881 г. в стране была введена единая система социального обеспечения в сфе- ре социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. утвердила право на труд и социальное обеспечение на случай болезни и старости [14]. Затем эти поло- жения вошли в Конституцию ФРГ, а в по- следствии – в другие новые европейские конституции. Согласно Конституции РФ, к экономи- ческим правам человека относятся права на труд (ч. 1 ст. 37), собственность (ст. 35, 36), предпринимательство (ст. 34), заба- стовки (ч. 4 ст. 37). К правам второго поколения относят социальные (в широком значении этого понятия) права. Их назначение связано с обеспечением каждому человеку обе- спечить материальных условий свободы и достойной жизни. Особенность данных прав заключается, в первую очередь, в том, что осуществление данных прав большинством населения пока не полно- стью обеспечивается конституционным закреплением и государственной защи- той, а требует создания целого комплек- са материальных благ [12]. К социальным правам относятся права на социальную защиту (ст. 39 Конституции РФ), пенсион- ное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) и медицинское обслуживание (ст. 41 Кон- ституции РФ), жилье, труд, охрану здоро- вья, образование и др. К правам и свободам второго по- коления относятся также культурные и экологические права. В комплексе они обусловливают обязанности государства обеспечивать каждому человеку достой- ную жизнь, минимальный объем мате- риальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, естественного удовлетворения базовых потребностей и духовного развития, бла- гоприятную окружающую среду. Третье поколение прав и свобод. По окончании второй мировой войны нача- ло складываться третье поколение прав и свобод человека. Отличительной чертой данной группы прав заключается в том, что они имеют коллективный характер и могут реализовываться организацией (ассоциацией). Принятие Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) [1] ознаменовало новый этап в развитии концепции прав и свобод человека. Разработанная представите- лями всех регионов мира с различными правовыми и культурными базами, она впервые установила необходимость за- щищать основные права и свободы че- ловека во всем мире. Работу Комиссии ООН по правам человека по разработке данного документа возглавляла извест- ная правозащитница Элеонора Рузвельт, вдова президента Франклина Рузвельта и делегат от США в ООН. Декларация была утверждена Генеральной Ассамблеей ООН в ходе ее 183-го пленарного заседа- ния в Париже 10 декабря 1948 года. Всеобщая декларация прав человека всемирно признана как стандарт для го- сударств всего мира, в тоже время она не обладает силой закона. В связи с этим с 1948 по 1966 годы Комиссия ООН по пра- вам человека работала над созданием международных правовых актов в сфере прав человека, основанных на Деклара- ции, для того, чтобы сформировать пра- вовые инструменты, способствующие ее введению и соблюдению. В ходе функционирования Комиссии по правам человека было сформировано два основных правовых акта Междуна- родный пакт о гражданских и политиче- ских правах (МПГПП) [2] и Международ- ный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) [3]. Данные документы были признаны международ- ными законами в 1976 году. Совместно со Всеобщей декларацией прав человека эти два документа составляют то, что в на- стоящее время известно, как Междуна- родный билль о правах. МПГПП направлен, в первую очередь, на соблюдение права на жизнь, свободы слова, вероисповедания и голосования. В МПЭСКП основное внимание уделено правам на еду, образование, здоровье и убежище. Два этих пакта объявляют дан- ные права фундаментальными и неотъем- лемыми для всех людей, а также запреща- ют дискриминацию. С учетом положений статьи 26 МПГПП был сформирован Комитет ООН по пра- вам человека, в который входят 18 экс- пертов по правам человека. Данный комитет отвечает за соблюдение каждой страной, подписавшей МПГПП, его требо- ваний. Комитет анализирует отчеты, кото- рые государства предоставляют каждые пять лет, с целью удостовериться, что они соблюдают пакт, и оформляет заключе- ния о состоянии дел в этой сфере в каж- дой стране. Многие государства, подписавшие МПГПП, также приняли условие о том, что Комитет по правам человека вправе расследовать жалобы частных лиц и ор- ганизаций на нарушение государством их прав. Но перед тем, как направить жало- бу в комитет, истец должен пройти суды всех уровней в своей стране. По оконча- нии расследования Комитет по правам человека издает его результаты. Эти до- кументы имеют большую силу. В случае признания Комитетом справедливости жалоб истца, государство должно принять меры для исправления выявленного на- рушения. Всеобщая декларация прав человека 26 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК ТОМ 2 // НОМЕР 6 ЧЕТЫРЕ ПОКОЛЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Триш Дэнэф Мехметовна Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар) Гараева Галина Фаизовна доктор философских наук, профессор Северо-Кавказский филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар) Аннотация. Права и свободы человека и гражданина являются важнейшим политическим, правовым и социальным институтом современности. В статье анализируется история становления и развития концепции прав и свобод, рассматриваются четыре поко- ления прав и свобод человека и гражданина, сформированные на сегодняшний день. Ключевые слова: гражданин, декларация, концепция, манифест, право, свобода, стандарт, человек Актуальность проблемы. В демокра- тическом государстве права и свободы человека и гражданина являются важ- нейшим политическим, правовым и соци- альным институтом. Права и свободы че- ловека справедливо считаются основой, базовым элементом конституционализма. Права и свободы человека и гражданина как правовой институт наполняют содер- жанием сам процесс конституционно- правового регулирования общественных отношений. Становление системы прав и свобод человека и гражданина. Система прав и свобод человека в ее сегодняшнем состо- янии, зафиксированная в международ- ном и национальном законодательстве, выступает результатом длительного исто- рического развития принципов и стан- дартов, и является нормой современного мирового сообщества. Моральные, философские, христиан- ские основы прав и свобод человека вы- рабатывались наряду с правовыми воз- зрениями на него как на члена социума. В теории и практической реализации систе- ма права на каждом этапе исторического развития в той или иной мере содержала правовую теорию личности как субъекта права и соответствующие суждения о ее правах и обязанностях, их гарантиях: от элементарных и ограниченных до наибо- лее развитых. Права человека являются важным, неотделимым и непременным компонентом любого права вообще, субъективно-историческим аспектом проявления сущности права как особого типа и специфической формы социально- го управления. Право без прав человека так же немыслимо, как и права человека без и вне его [11]. Концепция прав и свобод человека зародилась на основе соединения рим- ской юридической науки и христианско- го гуманизма. В основе современной европейской цивилизации лежит синтез этих двух культур. Римские правоведы и византийские политические деятели вы- двигали мысли о том, что имеется опреде- ленный необходимый минимум свободы человека, который не должен нарушаться государством, а также идеи о необходи- мости равенства всех граждан государ- ства перед правосудием [9]. В различное время концепция прав и свобод человека, всегда оставаясь политико-правовой, получала религиоз- ное, этическое или философское направ- ление в зависимости от социальной пози- ции правящих классов. Но в известном на сегодняшний день виде концепция прав и свобод человека была выражена филосо- фами Нового времени в XVII и XVIII веках. Среди них следует назвать британского философа педагога Джона Локка, гол- ландского мыслителя Гуго Гроций, амери- канских политиков Томаса Пэйна и Томаса Джефферсона. Философское обоснова- ние концепции прав человека получило в трудах французов: Жан-Жака Руссо, Шар- ля Луи де Монтескье, Вольтера. Одним из первых документов, ока- завшим серьезное влияние на процесс исторического развития, приведшего результате к появлению современного конституционного права и развитию про- цесса борьбы за права и свободы, стала Великая хартия вольностей. Этот право- вой акт, принятый в Англии в 1215 году, признан важнейшим юридическим до- кумент для развития современной демо- кратии. Но только к концу XVIII века права че- ловека получили юридическое оформле- ние. Серьезным этапов в становлении прав человека послужили буржуазно- демократические революции XVII-XVIII вв., которые обозначили не только боль- шой комплекс прав человека, но и прин- цип формального равенства, явившийся базой универсальности прав человека, придавший им истинно демократический характер. В конце XVIII в. все провозгла- шаемые и законодательно урегулиро- ванные права, относящиеся к категории «естественных и неотчуждаемых», были сосредоточены вокруг идеи свободы, ко- торая признавалась высшей ценностью. Петиция о праве, принятая в 1628 году парламентом Англии и направленная ко- ролю Чарльзу I как заявление о граждан- ских свободах является еще одним доку- ментом, сыгравшим значительную роль в развитии прав человека. 4 июля 1776 года Конгрессом США была одобрена Декларация независимо- сти [7]. Провозглашенная в конкретных исторических условиях, Декларация не- зависимости США была наделена Томасом Джефферсоном универсальным содер- жанием, которое и объясняет значимость этого текста для всемирной истории. Фундаментом федеральной системы государственного управления США и важ- ным правовым актом для всего западно- го мира стала Конституция Соединенных Штатов, принятая в 1787 году [8]. Это старейшая национальная конституция, действующая до сегодняшнего дня. В ней установлены важнейшие государствен- ные органы и их права и обязанности, а также основные права граждан. В 1789 году народ Франции сверг аб- солютную монархию, заложив тем самым основу для создания первой Французской Республики. Вскоре после штурма Басти- лии и отмены феодализма Национальным учредительным собранием была принята Декларацию прав человека и граждани- на как первый этап создания конституции Французской Республики [6]. Первое поколение прав и свобод. Права человека и гражданина, получив- шие свое идейное обоснование и зако- нодательное закрепление в эпоху Про- свещения, являются так называемым «первым поколением прав человека». Это основополагающие личные права, важнейшие из которых: право на жизнь, свободу, собственность [9]. К первому поколению прав и свобод человека относятся либеральные цен- ности, завоеванные в ходе буржуазных революций в Европе, а затем зафикси- рованные в юридической практике и законодательстве демократических го- 27 ТОМ 2 // НОМЕР 6 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ | Март 2017 сударств. Это личные (гражданские) и по- литические прав, отражающие так назы- ваемую негативную свободу – обязывают государство не допускать вмешательства в область индивидуальной свободы и соз- давать условия участия граждан в полити- ческой жизни [14]. Это, в частности, охра- на личной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры. Гражданские (личные) права – это естественные, центральные, неотдели- мые права человека, в основе которых лежит негативное право. Данные права происходят от естественного права на жизнь и свободу, принадлежавшим от рождения каждому человеку, и призва- ны обеспечивать личную независимость и свободу, охранять гражданина от неза- конных действий со стороны государства и других людей. Эти права позволяют человеку сохранять самобытность, оста- ваться самим собой во взаимоотношени- ях с другими людьми и государством. К гражданским правам, в первую очередь, относят право на жизнь (ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 21 Конституции РФ [5]), свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22), право на защиту чести и достоинства (ч. 1 ст. 23), на справедливый, свободный и открытый суд, предусматривающий защиту обвиня- емого, на тайну переписки, телефонных, телеграфных и других коммуникаций (ч. 2 ст. 23), неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ, ст. 139 УК РФ), свобо- ду перемещения и выбора места прожи- вания, в том числе право покидать любое государство, в том числе собственное, и возвращаться в свою страну (ч. 1 ст. 27), свободу совести и вероисповедания (ст. 28) и др. [12]. В конституциях большинства стран гражданские и политические права обыч- но объединены в одну группу. Это связа- но с тем, что те и другие права носят в основном негативный характер, а также с направленностью данных прав на соблю- дение свободы личности в ее индивиду- альном и общественном аспектах. Политические права обусловливают возможность активного участия личности в государственном и социальном управле- нии. Это право человека на гражданство, на свободу слова и печати (ч. 1, 5 ст. 29 Конституции РФ); право граждан прини- мать участие в управлении государством как лично, так и через своих представи- телей (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ); на объ- единение, свобода союзов и ассоциаций (ст. 30 Конституции РФ); право петиций (ст. 33 Конституции РФ), свобода совести (ст. 29 Конституции РФ) и ряд других [12]. Второе поколение прав и свобод. Уже в XX в. получили развитие права «второго поколения», призванные обеспечивать не просто свободную жизнь, но и опреде- ленный материальный достаток. Второе поколение прав и свобод че- ловека – социально-экономические пра- ва, выработалось в ходе борьбы народов за рост благосостояния, улучшение куль- турного уровня (так называемые пози- тивные права). В начале XX в. в итоге зна- чительного расслоения общества была предложена идея социального реформи- рования, имеющая целью сокращение различий между положением обеспечен- ных и беднейших слоев населения (это, в частности, социальная политика Бисмар- ка). На базе Манифеста германского кай- зера 1881 г. в стране была введена единая система социального обеспечения в сфе- ре социального страхования. Веймарская конституция 1919 г. утвердила право на труд и социальное обеспечение на случай болезни и старости [14]. Затем эти поло- жения вошли в Конституцию ФРГ, а в по- следствии – в другие новые европейские конституции. Согласно Конституции РФ, к экономи- ческим правам человека относятся права на труд (ч. 1 ст. 37), собственность (ст. 35, 36), предпринимательство (ст. 34), заба- стовки (ч. 4 ст. 37). К правам второго поколения относят социальные (в широком значении этого понятия) права. Их назначение связано с обеспечением каждому человеку обе- спечить материальных условий свободы и достойной жизни. Особенность данных прав заключается, в первую очередь, в том, что осуществление данных прав большинством населения пока не полно- стью обеспечивается конституционным закреплением и государственной защи- той, а требует создания целого комплек- са материальных благ [12]. К социальным правам относятся права на социальную защиту (ст. 39 Конституции РФ), пенсион- ное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ) и медицинское обслуживание (ст. 41 Кон- ституции РФ), жилье, труд, охрану здоро- вья, образование и др. К правам и свободам второго по- коления относятся также культурные и экологические права. В комплексе они обусловливают обязанности государства обеспечивать каждому человеку достой- ную жизнь, минимальный объем мате- риальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, естественного удовлетворения базовых потребностей и духовного развития, бла- гоприятную окружающую среду. Третье поколение прав и свобод. По окончании второй мировой войны нача- ло складываться третье поколение прав и свобод человека. Отличительной чертой данной группы прав заключается в том, что они имеют коллективный характер и могут реализовываться организацией (ассоциацией). Принятие Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) [1] ознаменовало новый этап в развитии концепции прав и свобод человека. Разработанная представите- лями всех регионов мира с различными правовыми и культурными базами, она впервые установила необходимость за- щищать основные права и свободы че- ловека во всем мире. Работу Комиссии ООН по правам человека по разработке данного документа возглавляла извест- ная правозащитница Элеонора Рузвельт, вдова президента Франклина Рузвельта и делегат от США в ООН. Декларация была утверждена Генеральной Ассамблеей ООН в ходе ее 183-го пленарного заседа- ния в Париже 10 декабря 1948 года. Всеобщая декларация прав человека всемирно признана как стандарт для го- сударств всего мира, в тоже время она не обладает силой закона. В связи с этим с 1948 по 1966 годы Комиссия ООН по пра- вам человека работала над созданием международных правовых актов в сфере прав человека, основанных на Деклара- ции, для того, чтобы сформировать пра- вовые инструменты, способствующие ее введению и соблюдению. В ходе функционирования Комиссии по правам человека было сформировано два основных правовых акта Междуна- родный пакт о гражданских и политиче- ских правах (МПГПП) [2] и Международ- ный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) [3]. Данные документы были признаны международ- ными законами в 1976 году. Совместно со Всеобщей декларацией прав человека эти два документа составляют то, что в на- стоящее время известно, как Междуна- родный билль о правах. МПГПП направлен, в первую очередь, на соблюдение права на жизнь, свободы слова, вероисповедания и голосования. В МПЭСКП основное внимание уделено правам на еду, образование, здоровье и убежище. Два этих пакта объявляют дан- ные права фундаментальными и неотъем- лемыми для всех людей, а также запреща- ют дискриминацию. С учетом положений статьи 26 МПГПП был сформирован Комитет ООН по пра- вам человека, в который входят 18 экс- пертов по правам человека. Данный комитет отвечает за соблюдение каждой страной, подписавшей МПГПП, его требо- ваний. Комитет анализирует отчеты, кото- рые государства предоставляют каждые пять лет, с целью удостовериться, что они соблюдают пакт, и оформляет заключе- ния о состоянии дел в этой сфере в каж- дой стране. Многие государства, подписавшие МПГПП, также приняли условие о том, что Комитет по правам человека вправе расследовать жалобы частных лиц и ор- ганизаций на нарушение государством их прав. Но перед тем, как направить жало- бу в комитет, истец должен пройти суды всех уровней в своей стране. По оконча- нии расследования Комитет по правам человека издает его результаты. Эти до- кументы имеют большую силу. В случае признания Комитетом справедливости жалоб истца, государство должно принять меры для исправления выявленного на- рушения. Всеобщая декларация прав человека 28 ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК явилась базой для создания Европейской конвенции о правах человека [4], одно- го из наиболее значимых документов Европейского союза. Конвенция была утверждена в 1950 году Советом Европы, межправительственной организацией, созданной в 1949 году, в которой участву- ют 47 европейских стран. Совет Европы был сформирован с целью укрепления прав человека и продвижения демокра- тии и власти закона. За соблюдением конвенции наблюда- ет Европейский суд по правам человека, расположенный в Страсбурге, Франция. Каждый человек, считающий, что он стал жертвой нарушений прав человека в одной из 47 стран Европейского союза, подписавших и ратифицировавших дан- ную Конвенцию, может обратиться в Ев- ропейский суд. Сначала следует пройти суды всех уровней в своей родной стране, после чего направить жалобу в Европей- ский суд по правам человека в Страсбур- ге. Четвертое поколение прав и свобод. Дальнейшее развитие прав и свобод че- ловека направлено на конкретизацию положений, их углубление и расширение, придание им статуса юридически обяза- тельных, исполнение на государственном уровне, на организацию международного и регионального контроля над их выпол- нением и защитой [10]. В последние годы активно развивают- ся права и свободы человека четвертого поколения, связанные с клонированием, пересадкой органов, суррогатным ма- теринством и другими открытиями в об- ласти генетики и биологии [13]. Достиже- ния и успехи сегодняшней науки, новые технологии, уровень развития отдельных отраслей медицины, в частности, транс- плантологии, фармакологии, реанима- тологии, генетики, вызвали ряд новых проблем, связанных с правом на жизнь и требующих своего законодательного ре- гулирования. В настоящее время ученые и прак- тики к основным правам, свободам и обязанностям относят также те наиболее существенные, общезначимые, которые регулируются международным законо- дательство. Если какие-либо из них не зафиксированы в конституции страны, являющейся членом международно- правовых отношений, регулируемых дан- ным международно-правовым актом, они не только фактически, но и юридически анализируются и используются на терри- тории этого государства в качестве основ- ных. Это, в первую очередь, наиболее важные международно-правовые акты, которые устанавливают общечеловече- ские международно-правовые стандарты в сфере регулирования прав, свобод и обязанностей личности. Вывод. Итак, права и свободы чело- века и гражданина – это универсальные правовые гарантии, защищающие лич- ности и группы от действий государства, ограничивающих основные свободы и умаляющих достоинство человеческой личности. Отличительная черта их состоит в том, что они гарантируются междуна- родным законодательством, пользуются правовой защитой, акцентируются на достоинстве человеческой личности, на- кладывают обязанности на государство, являются универсальными, равными и взаимозависимыми, не могут быть анну- лированы или ограниченны. Литература: 1. Всеобщая декларация прав че- ловека (принята Генеральной Ассамбле- ей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1995. № 67. 2. Международный пакт о граж- данских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генераль- ной Ассамблеи ООН) // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М.: БЕК, 1996. С. 470 – 482. 3. Международный пакт об эконо- мических, социальных и культурных пра- вах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Ге- неральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 1 – 5. 4. Конвенция о защите прав че- ловека и основных свобод (ETS № 5) (За- ключена в г. Риме 04.11.1950) (ред. от 13.05.2004) // Собрание законодатель- ства РФ. 1998 г. № 20. Ст. 2143. 5. Конституция Российской Фе- дерации (принята всенародным голосо- ванием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собра- ние законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398. 6. Декларация прав человека и гражданина (Конституция Франции) (Принята 26.08.1789) // Конституции за- рубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япо- ния: учеб. пособие. М.: Инфотропик Ме- диа, 2012. С. 117 – 119. 7. Декларация независимости Соединенных Штатов Америки (Принята 04.07.1776) // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япония: учеб. пособие. М.: Инфотропик Медиа, 2012. С. 545 – 548. 8. Конституция Соединенных Шта- тов Америки от 17.09.1787 // Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский Союз, Соединенные Штаты Америки, Япо- ния: учеб. пособие. М.: Инфотропик Ме- диа, 2012. С. 549 – 562. 9. Казанцев Д. Права человека: история развития в // ЭЖ-Юрист. 2011. № 32. С. 8. 10. Киричек Е.В. Становление и раз- витие прав и свобод человека и гражда- нина: философско-правовое измерение // Юридическая наука и правоохрани- тельная практика. 2011. № 2 (16). С. 13 – 23. 11. Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мыс- ли (от древности до Декларации 1789 г.) // Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 21 – 29. 12. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Вве- дение в политологию. М.: Аспект Пресс, 2010. 13. Рудинский Ф.М. Права человека в современном мире // Марксизм и со- временность. 2000. № 1 (15). 14. Хазов Е.Н. Юридические гаран- тии как необходимый элемент реализа- ции прав и свобод человека и гражданина // Образование и право. М.: Юркомпани, 2010. № 4 (8). С. 96 – 119. Сведения об авторах: Триш Дэнэф Мехметовна – магистрант 2 курса Северо-Кавказского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия» (г. Краснодар), danefik@mail.ru Гараева Галина Фаизовна - доктор философских наук, профессор Северо- Кавказского филиала ФГБОУВО «Россий- ский государственный университет пра- восудия» (г. Краснодар), ТОМ 2 // НОМЕР 6 |