Главная страница
Навигация по странице:

  • Истоки символики нацистской партии

  • курсач нсдап. +Курсовая Крапивин Д.В.. Создание нсдап программа, структура, символика


    Скачать 78.34 Kb.
    НазваниеСоздание нсдап программа, структура, символика
    Анкоркурсач нсдап
    Дата16.09.2022
    Размер78.34 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла+Курсовая Крапивин Д.В..docx
    ТипПрограмма
    #680654
    страница2 из 3
    1   2   3

    Организационное строение НСДАП


    Воз­ник­ла 5 января 1919 г. в Мюн­хе­не под названием «Немецкая ра­бо­чая пар­тия» в ре­зуль­та­те объ­е­ди­не­ния двух по­ли­тических ор­га­ни­за­ций - Комитета не­за­ви­си­мых ра­бо­чих (председатель А. Дрекс­лер) и По­ли­тического ра­бо­че­го сою­за (председатель К. Хар­рер).

    По­лу­чи­ла из­вест­ность и на­ча­ла за­воё­вы­вать по­ли­тические по­зи­ции с сентября 1919 г. по­сле всту­п­ле­ния в неё А. Гит­ле­ра, су­мев­ше­го зна­чи­тель­но рас­ши­рить чис­ло её сто­рон­ни­ков. 24 февраля 1920 г. пе­ре­име­но­ва­на в НСДАП, то­гда же опуб­ли­ко­ва­на её про­грам­ма («25 пунк­тов»), раз­ра­бо­тан­ная Дрекс­ле­ром и Гит­ле­ром. В по­сле­дую­щие го­ды эта про­грам­ма фак­ти­че­ски бы­ла пре­да­на заб­ве­нию, про­грамм­ным до­ку­мен­том пар­тии ста­ла книга Гит­ле­ра «Моя борь­ба».

    НСДАП рас­смат­ри­ва­ла се­бя как ве­ли­ко­гер­ман­ское по­ли­тическое дви­же­ние, ор­га­ни­зо­ван­ное по во­енному об­раз­цу и ори­ен­ти­ро­ван­ное на бес­пре­ко­слов­ное под­чи­не­ние ав­то­ри­те­ту Гит­ле­ра как «фю­ре­ра» (во­ж­дя) это­го дви­же­ния и немецкой на­ции в це­лом. В 1923 г. НСДАП пред­при­ня­ла по­пыт­ку за­хва­та вла­сти, по­сле че­го бы­ла за­пре­ще­на. Про­дол­жа­ла дей­ст­во­вать под названием «Ве­ли­ко­гер­ман­ское народное со­об­ще­ст­во», за­тем - «На­цио­нал-со­циа­ли­стическое дви­же­ние сво­бо­ды Ве­ли­ко­гер­ма­нии». 27 февраля 1925 г. бы­ла вос­соз­да­на под преж­ним названием. Эмб­ле­мой НСДАП с вес­ны 1920 г. бы­ла сва­сти­ка. Центральный пе­чат­ный ор­ган с декабря 1920 г. - газета «Völkischer Beobachter»16.

    К началу 1930-х гг. НСДАП пре­вра­ти­лась в мас­со­вую пар­тию (к январю 1933 года - 1,4 млн., к 1945 году - от 7,5 до 8,5 млн. чле­нов), по­лу­чив­шую в ус­ло­ви­ях ми­ро­во­го эко­но­мического кри­зи­са 1929-1933 гг. и дес­та­би­ли­за­ции ре­жи­ма Вей­мар­ской рес­пуб­ли­ки ак­тив­ную под­держ­ку из­би­ра­те­лей (в ию­ле 1932 года - 37,4%, в мар­те 1933 года - 43,9%). С на­зна­че­ни­ем Гит­ле­ра рейхс­канц­ле­ром в январе 1933 года и до мая 1945 года пра­вя­щая пар­тия (с ию­ля 1933 года един­ст­вен­ная раз­ре­шён­ная в стра­не пар­тия). НСДАП пре­тен­до­ва­ла на роль «народной пар­тии», пред­став­ляю­щей ин­те­ре­сы всех сло­ёв и со­ци­аль­ных групп немецкого на­се­ле­ния17.

    Од­на­ко, бу­ду­чи по на­зва­нию «ра­бо­чей», опи­ра­лась пре­ж­де все­го на сред­нее со­сло­вие. Основной кон­тин­гент её чле­нов, функ­цио­не­ров и из­би­ра­те­лей со­став­ля­ли городские мел­кие тор­гов­цы и ре­мес­лен­ни­ки, сред­ние и мел­кие чи­нов­ни­ки и слу­жа­щие. С 1928 г. пар­тия по­лу­ча­ла под­держ­ку так­же сель­ско­го на­се­ле­ния. По­сле 1930 года до­ля ра­бо­чих сре­ди чле­нов НСДАП со­став­ля­ла около 30% (пре­имущественно не со­сто­яв­шие в проф­сою­зах ква­ли­фи­цированных ра­бо­чие и под­мас­те­рья, за­ня­тые на мел­ких и средних пред­при­яти­ях). С начала 1930-х гг. пар­тия по­лу­ча­ла мощ­ную фи­нан­со­вую под­держ­ку немецкого круп­но­го промышленного и бан­ков­ско­го ка­пи­та­ла, круп­ных зем­ле­вла­дель­цев.

    В ор­га­ни­зационном от­но­ше­нии НСДАП строи­лась по тер­ри­то­ри­аль­но­му прин­ци­пу и име­ла ие­рар­хическую струк­ту­ру (окон­ча­тель­но сло­жи­лась к началу 1940-х годов). Во гла­ве НСДАП сто­ял «фю­рер», рас­по­ла­гав­ший собственной кан­це­ля­ри­ей («кан­це­ля­рия фю­ре­ра»). Ру­ко­во­дство парт. ап­па­ра­том осу­ще­ст­в­лял «заместитель фю­ре­ра» (в 1933-1941 гг. Р. Гесс), так­же имев­ший собственный штаб (в мае 1941 г. «штаб заместителя фю­ре­ра» был пре­об­ра­зо­ван в «партийную кан­це­ля­рию», ко­то­рую воз­гла­вил М. Бор­ман, на­зна­чен­ный в 1943 году так­же «сек­ре­та­рём фю­ре­ра»)18.

    Ру­ко­во­дство партийной ра­бо­той по различным на­прав­ле­ни­ям вхо­ди­ло в ком­пе­тен­цию «им­пер­ско­го ру­ко­во­дства НСДАП», со­сто­яв­ше­го из главных управ­ле­ний и различного ро­да партийных служб, воз­глав­ляв­ших­ся «рейхс­ляй­те­ра­ми» (к 1944 г. - 18 человек), ко­то­рые рас­по­ла­га­ли ши­ро­ки­ми вла­ст­ны­ми пол­но­мо­чия­ми и под­чи­ня­лись не­по­сред­ствен­но «фю­ре­ру». Тер­ри­то­рия Гер­ма­нии де­ли­лась на партийные об­лас­ти («гау»; к 1941 году - 43 «гау»; по ста­ту­су к «гау» при­рав­ни­ва­лась так­же За­ру­беж­ная организация НСДАП), ко­то­рые воз­глав­ля­лись «гау­ляй­те­ра­ми» (с 1942 года име­ли так­же ста­тус «рейхс­ко­мис­са­ров обо­ро­ны»). «Гау» под­раз­де­ля­лись на ок­ру­га во гла­ве с «крайс­ляй­те­ра­ми», ок­ру­га - на «ме­ст­ные груп­пы», по­след­ние - на «ячей­ки», а те - на «бло­ки»19.

    Ка­ж­дое под­раз­де­ле­ние в ие­рар­хии НСДАП име­ло собственный партийный ап­па­рат, а партийные чи­нов­ни­ки - зва­ния, уни­фор­му и зна­ки раз­ли­чия. Осо­бы­ми «под­раз­де­ле­ния­ми» НСДАП бы­ли «штур­мо­вые от­ря­ды» (СА) и «ох­ран­ные от­ря­ды» (СС) во гла­ве с Г. Гимм­ле­ром. Кро­ме них, в со­став НСДАП к 1944 году вхо­ди­ли ещё 5 «под­раз­де­ле­ний» (Гит­ле­рю­генд, Со­юз немецких де­ву­шек, На­цио­нал-со­циа­ли­стический немецкий со­юз сту­ден­тов, На­цио­нал-со­циа­ли­стический жен­ский со­юз, На­цио­нал-со­циа­ли­стический кор­пус ав­то­мо­би­ли­стов, На­цио­нал-со­циа­ли­стический со­юз пре­по­да­ва­те­лей выс­шей шко­лы), 4 «ор­га­ни­за­ции» (На­цио­нал-со­циа­ли­стическая куль­тур­ная об­щи­на, Им­пер­ский со­юз мно­го­дет­ных Гер­ма­нии в за­щи­ту се­мьи, Немецкий съезд об­щин, Объ­еди­не­ние немецких жен­щин) и 9 «при­сое­ди­нён­ных сою­зов» (Не­мец­кий тру­до­вой фронт, на­цио­нал-со­циа­ли­стические сою­зы юри­стов, слу­жа­щих, учи­те­лей, вра­чей, тех­ни­ков и др.). В це­лом, по различным оцен­кам, под кон­тро­лем НСДАП в Гер­ма­нии ра­бо­та­ли до 95 об­щественных ор­га­ни­за­ций и сою­зов.

    Важ­ную роль в жиз­ни НСДАП и ук­ре­п­ле­нии её по­ли­тического и идео­ло­гического влия­ния иг­ра­ли им­пер­ские партийные съез­ды про­во­ди­лись в 1923 году в Мюн­хе­не, в 1926 году в Вей­ма­ре, в 1927, 1929, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938 годах в Нюрн­бер­ге; с на­ча­лом Второй ми­ро­вой вой­ны про­ве­де­ние съез­дов бы­ло вре­мен­но пре­кра­ще­но20.

    Гит­лер в ро­ли рейхс­канц­ле­ра и НСДАП по­сле при­хо­да к вла­сти ока­зы­ва­ли оп­ре­де­ляю­щее влия­ние на фор­ми­ро­ва­ние внутренней и внеш­ней по­ли­ти­ки Гер­ма­нии. С при­ня­ти­ем 1 декабря 1933 г. «За­ко­на об обес­пе­че­нии един­ст­ва пар­тии и го­су­дар­ст­ва» НСДАП при­об­ре­ла ста­тус «не­раз­рыв­но свя­зан­ной с го­су­дар­ст­вом но­си­тель­ни­цы немецкого государственного мыш­ле­ния» и бы­ла по­став­ле­на в по­ли­тическом от­но­ше­нии вы­ше государственного ап­па­ра­та. Од­на­ко юри­ди­че­ски под­чи­не­ние ей по­след­не­го оформ­ле­но не бы­ло. Наи­бо­лее силь­ное по­ли­тическое влия­ние на государственный ап­па­рат пар­тия ока­зы­ва­ла че­рез ор­га­ни­за­цию СС, член­ст­во в ко­то­рой бы­ло обя­за­тель­ным для выс­ших государственных долж­но­ст­ных лиц21.

    В ком­пе­тен­ции НСДАП в гит­ле­ров­ской Гер­ма­нии, по­ми­мо не­посредственного ру­ко­во­дства государственной по­ли­ти­кой, на­хо­ди­лась вся про­па­ган­ди­ст­ская и вос­пи­тательная ра­бо­та, обу­че­ние партийных кад­ров, осу­ще­ст­в­ле­ние по­ли­тического и идео­ло­гического кон­тро­ля над на­се­ле­ни­ем, мо­би­ли­за­ция его на борь­бу за реа­ли­за­цию про­грамм­ных це­лей на­цио­нал-со­циа­лиз­ма.

    Таким образом, мы можем увидеть, что первоначально небольшая политическая партия, которая не пользовалась большой популярностью у народа, смогла «разрастись» и подчинить себе все сферы жизни германского населения.

    Огромное количество общественных объединений, подконтрольных НСДАП, охватывали всю территорию Германии. А обязательное членство в некоторых из них делало так, что почти каждый гражданин немецкого государства либо напрямую, либо косвенно (через подконтрольные общественные организации) состоял в Национал-социалистической немецкой рабочей партии.



    1. Истоки символики нацистской партии


    Германский национал-социализм, как и все тоталитарные государства, имел тщательно разработанную символику, поскольку нацисты придавали символическому языку большое значение. Гитлер полагал, что символы партии должны воздействовать на сознание масс, чтобы таким путем убедить народ в перспективности нацистов, вызвать ностальгию по стародавним героическим временам, желание вернуть героику нордических первоначал, связать с поддержкой нацистского движения.

    Государственная и партийная символика Третьего рейха была важнейшим средством приведения в соответствие революционного стиля национал-социалистской германской рабочей партии и внешней динамичной формы нацистского движения. Также следует заметить, что символика Третьего рейха, вообще нацистского движения, тесно связана с мистическими представлениями.

    В современной историографии, зарубежной и отечественной, не выработано определенного подхода в трактовке мистического фактора нацизма. Во всяком случае, не отрицается важная роль символики и мистики в процессе внедрения в массовое сознание основополагающих постулатов нацистской идеологии22.

    Сам Гитлер утверждал, что национал-социализм как массовое движение основывается на рациональной теории. Все же известно, что Гитлер интересовался мистикой и мифологией, особенно в период его жизни в Вене. Во всяком случае представляется, что опасна не переоценка мистического в нацизме, а ее отрицание.

    Одним из источников увлечения Гитлера арийской мифологией могло быть общество «Туле», созданное в Мюнхене бароном фон Зеботтендорфом в январе 1918 г. как отделение так называемого «Германского ордена»23. Целью ордена, созданного еще накануне Первой мировой войны, было распространение и насаждение пангерманского расистского культа. Обществу Туле был свойственен крайний национализм, расовый мистицизм и оккультизм. Символом общества был вертикальный обнаженный меч на фоне свастики, а орденский значок представлял собой бронзовую брошь со свастикой, перекрещенной двумя копьями. Правда, нет никаких прямых доказательств того, что Гитлер принимал участие в ритуальных заседаниях общества, хотя известно, что в его составе были в будущем видные члены НДСАП: Д. Эккарт, Р. Гесс, А. Розенберг и др. Как и многие подобные общества в Германии, общество Туле широко использовало мистические символы, в том числе свастику, сложные магические ритуалы. Девиз общества: «Помни, что ты немец. Храни свою кровь в чистоте», – довольно полно отражал суть мировоззрения его членов.

    В масонских кругах была очень популярна так называемая «арийская теория» сына британского адмирала Х. С. Чемберлена, автора известной книги «Основы XIX века». По воспоминаниям современников, Гитлер ценил умение масонов влиять на людей с помощью символов магического культа24.

    Все же у Гитлера как политика, обладавшего почти безошибочным политическим инстинктом, был определенный скептицизм в отношении оккультных наук, но он значительно уменьшился после 1933 г., и в Германии стал усиленно подогреваться интерес к мистическим представлениям о германской старине, в особенности к легендарным образам Священной Римской империи немецкой нации. Главным героем этих представлений был император династии Гогенштауфенов Фридрих I Барбаросса (1122 –1190). По легенде, дух Барбароссы бодрствует в пещере горы Киффгойзер в Тюрингии. Если нация окажется в опасности, император выйдет из своего укрытия и спасет свой народ.

    Символы, наименования, исторически важные географические пункты не только обрели былое значение после прихода нацистов к власти в Германии, но и под воздействием целенаправленной политики, точно выверенных методов и средств пропаганды стали объектами поклонения. Например, городок Браунау в Австрии, место рождения Гитлера25.

    Возрождались старинные названия, термины, возвращался готический шрифт, сменяя более удобный – латинский. Далекое прошлое символизировало чистоту и гармонию26.

    Главным символом нацизма была свастика, которая с конца XIX в. почиталась у различных почвеннических, националистических и расистских групп в Германии как символ арийского обновления. Впервые нацисты публично появились со свастикой в августе 1922 г. в Мюнхене.

    Свастика имеет весьма древнее происхождение, при ее толковании возможны самые широкие обобщения и допущения. Свастика известна со времен палеолита, ее находили у семитских народов, в Индии, в Китае, в античной Греции. В Северной и Центральной Европе она известна с IV в. до н. э. Этот знак долгое время был символом тевтонских рыцарей. Считается, что свастика является символом солнечного шествия, символом плодородия и возрождения жизни. И в начале XX в. знак свастики был достаточно широко распространен.

    Для нацистов свастика являлась не только партийным символом, но и символом арийской расы, что было важно для них, особенно до января 1933 г., поскольку в пропагандистских целях они утверждали, что представляют не партию, а народное движение. Для Гитлера свастика была символом расы и по его собственноручному рисунку вставлена в партийный значок и появилась на знаменах НСДАП как символ движения. В своей книге «Майн кампф» он писал, что свастика имеет антисемитский смысл: она отображает «миссию борьбы за победу арийского человека и одновременно победу творческого производительного труда, который всегда был чужд евреям».

    Как показывает история национал-социализма, Гитлера не смущало заимствование тех или иных приемов, методов борьбы, символики у идейных противников, например, у коммунистов. Важным символом нацизма был партийный флаг, красный, с белым кругом посередине и вписанной в него свастикой. Флаг для партии разработал лично Гитлер. Красное поле флага, по Гитлеру, символизирует социальную идею движения, белое – национальную идею, черный свет свастики – борьбу за победу арийского движения, в то же время он символизировал творчество. Соединение свастики с цветами старой имперской Германии «Второго рейха» считается очень удачной находкой Гитлера.

    Говоря о символике цвета у НСДАП, нельзя не упомянуть о коричневом. На первом съезде партии в январе 1923 г. штурмовики впервые маршировали на Марсовом поле в Мюнхене в коричневых рубашках перед Гитлером, а официально коричневый цвет был признан партийным цветом в феврале 1925 г. Прежний республиканский, черно-красно-золотой расцветки флаг был отменен в марте 1933 г., а в 1935 г. законом о флаге государственными цветами были установлены черно-бело-красный со свастикой, т. е. партийный флаг НСДАП стал государственным флагом Германии27.

    К числу символов Третьего рейха, причем символов государственных, относится крест. В разных культурах он символизировал высшие сакральные ценности: жизнь, плодородие, бессмертие. Крест известен с глубокой древности. Для нацистов было характерно соединение креста и свастики, что должно было символизировать связь Третьего рейха с героическими традициями прошлого.

    Важную роль в государственной символике нацистов играл орел, причем этот символ использовался еще до 1933 г. На съезде НСДАП в Мюнхене Гитлер торжественно освятил 4 штандарта для штурмовых отрядов партии. Освящение состояло в символическом прикосновении к «знамени крови», которое на демонстрации в Мюнхене несли национал-социалисты в ноябре 1923 г. во время неудавшегося «пивного путча». На каждом освященном штандарте была изображена свастика в обрамлении дубовых листьев, которую держал в когтях взлетающий орел. Взлетающий орел должен был указывать на постоянно растущее влияние НСДАП. Орел-символ, апеллирующий к имперскому началу, известный со времен императорского Рима, часто являлся атрибутом абсолютной власти и символизировал прозорливость. Высокий статус орла как государственного символа в Третьем рейхе не в последнюю очередь поддерживался антисемитскими мотивами, потому что в антисемитском фольклоре Германии орел считался «арийцем животного мира».

    Символы, эмблемы, атрибутика национал-социализма, тщательно продуманные, не без художественного вкуса оформленные, в своем символическом, смысловом значении имели огромный пропагандистский эффект. Во время шествий, парадов, которых в нацистской Германии проводилось великое множество и по всякому поводу, фасады домов драпировались цветными декорациями, знаменами, вымпелами, эмблемами и символами нацистского движения. Эта символика являлась, в известном смысле, отражением представлений нацистов об идеальном народном сообществе28. Ведь все символы мифологического порядка – униформы, жесты, парады, ритуалы – не просто являлись техниками нацизма, не только знаками отличия, они становились осуществлением грез.

    Символика и атрибутика отвечали задачам тоталитарного государства. «Тысячелетний рейх» был, вероятно, самым «униформированным» государством в мире за все 12 лет своего существования. В Германии этого времени униформу носили почти все, начиная с десятилетнего возраста. Униформа требует соответствующих знаков различия и прочих атрибутов, что, вероятно, отражает стремление к порядку, иерархии и унификации. Униформа в нацистской Германии – это инструмент массовой мобилизации. Конечно, было бы опасным преувеличением утверждать, что символический ряд, атрибутика национал-социализма обеспечили ему массовую поддержку населения почти до самого конца войны. Но то, что они были существенными элементами идеологического, эмоционального воздействия вкупе с активизмом нацистов в самых разных сферах общественной жизни, системой тотального контроля, не подлежит сомнению.

    Особенно нацисты преуспели в привлечении на свою сторону молодого поколения Германии. Решающих успехов в этом деле они добились, придя к власти, но и до 1933 г. десятки тысяч молодых людей в униформе структур НСДАП маршировали в колоннах, украшенных нацистской символикой29. Эта символика была многообразна, отражала культ юности, здоровья, силы, воинственности. Мечи, щиты, стальные шлемы, руны в сочетании со свастикой, орлом, факелом хорошо соотносились с настроениями молодежи 1920-х и 1930-х гг., с их готовностью к борьбе, к самопожертвованию, стремлению найти идеал, героя-вождя, способного выразить настроения и желания молодых. В этом смысле символом национал-социализма был сам Гитлер.

    В целом, можно отметить, что символический ряд, атрибутика играли важную мобилизующую роль еще до прихода нацистов к власти. С 1933 г. значение их только усилилось. Все символы, атрибуты, ритуалы нацистского движения были нацелены на культивирование не рациональных, а эмоциональных и иррациональных чувств и реакций.

    Не случайно в дискурсе нацистов важное место занимали такие понятия, как борьба, воля, сила, раса, народная общность и др. Символы, знаки, атрибутика, приметы играли важную мобилизующую роль, придавали нацистскому движению форму, цвет, узнаваемость. Некоторые нацистские символы и эмблемы: свастика, «мертвая голова», сдвоенная руна (символ СС) – в сознании миллионов людей воспринимаются теперь как знаки насилия, крови и смерти.
    1   2   3


    написать администратору сайта