|
Философия Сознание душа и язык. Сознание, душа и язык. Сознание, душа и язык Кафедра Ассамблеи и народов Казахстана и социальногуманитарных дисциплин
Сознание, душа и язык Кафедра Ассамблеи и народов Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин
Авторы: Беркинбекова А.М., Хмельницкая О.М.
Для студентов всех специальностей
План - Основные подходы к анализу сознания в философии.
- Генезис сознания.
- Структура сознания. Сознательное и бессознательное.
- Человек – «существо разумное». Проблема сознания одна из наиболее сложных в философии (соединение всеобщего и индивидуального).
- Проблема – принципиальная ненаблюдаемость сознания. Нет чистого сознания, сознание есть всегда «сознание о…».
- Три основные парадигмы в философии:
- Субстанциальная модель (Платон, Аристотель, Гегель) – разум является наиболее значимым и универсальным свойством сознания. Индивидуальное сознание человека есть лишь отдельное проявление Мирового Разума. Законы мира и законы Разума совпадают («что действительно, то разумно, что разумно, то действительно»).
Платон
Аристотель
Георг Вильгельм Фридрих Гегель - Функциональная модель (Гоббс, Локк, Дидро, Ламетри) – сознание является функцией материальных систем, и функционирует благодаря нервной системе и мозгу. Сознание – есть отражение реально существующих объектов и связей действительности, данных нам в ощущениях.
Томас Гоббс
Джон Локк
Дени Дидро
Жюльен Офре
де Ламетри - Экзистенциально-феноменологическая модель (Хайдеггер, Сартр, Гуссерль) – центральная характеристика сознания – интенциональность. Сознание не является отражением, а есть осмысление действительности (конституирование смыслов).
Мартин Хайдеггер
Жан-Поль Сартр
Эдмунд Гуссерль
Генезис сознания - Генезис сознания.
- Появление сознания – это завершение антропогенеза, самосознание и абстрактное мышление возникают на поздних этапах развития культуры.
- Сознание как проявления свойства материи – отражения. Отражение свойственно и живой, и неживой природе.
- Отражение – способность материальных объектов в процессе взаимодействия с другими объектами воспроизводить в своих изменениях особенности и черты воздействующих на них явлений.
Генезис сознания - Эволюция отражения в природе:
- Отражение в неживой природе;
- Отражение в живой природе;
- Социальное отражение.
Формы отражения в живой природе: - Раздражимость ;
- Чувствительность;
- Психика;
- Сознание.
Генезис сознания - Раздражимость - способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств. Раздражимость - фундаментальное свойство живых систем: её наличие - классический критерий, по которому отличают живое от неживого.
Генезис сознания - Чувствительность - способность к ощущению, являющаяся начальной формой психики животных. Чувствительность подразумевает наличие нервной ткани - особой материальной структуры, ответственной за отражение.
- Ощущение - простейший психический процесс отражения отдельных свойств внешних предметов и внутренних состояний организма, возникающий при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств.
- Органы чувств у человека – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, вестибулярный аппарат.
Генезис сознания - Психика – высшая форма отражения, для которой характерны реакции на биотические и абиотические факторы, и которая основана на видовых, генетически закрепленных программах жизнедеятельности (инстинктах) и на индивидуальном опыте адаптации к внешней среде (системе условных и безусловных рефлексов). Система условных рефлексов позволяет высокоорганизованным животным решать достаточно сложные задачи.
- Инстинкты – Навыки – Интеллектуальное поведение
Генезис сознания - Отличие сознания от психики:
- Абстрактно-логическое мышление;
- Целеполагание;
- Самосознание;
- Язык, как вторая сигнальная система.
Сознание и его структура - Сознание - высшая способность психического отражения действительности, присущая только человеку.
- О сознании следует говорить как о знании-переживании мира и самого себя. В каждом акте сознания одновременно присутствуют и знание, и оценка, и отношение.
Сознание и его структура - В структуре сознания три основные сферы:
- когнитивная (познавательная);
- эмоциональная;
- волевая.
Сознание и его структура - Когнитивную сферу составляют познавательные способности, интеллектуальные процессы получения знаний и результаты познавательной деятельности, т.е. сами знания.
Структура сознания - Эмоциональная сфера. Элементы эмоциональной подсистемы сознания - аффекты (ярость, ужас), эмоции, связанные с сенсорными реакциями (голод, жажда), и чувства (любовь, ненависть, надежда). Все эти явления объединяются понятием "эмоции". Эмоция определяется как отражение ситуации в форме психического переживания и оценочного отношения к ней.
Сознание и его структура - Волевая сфера сознания - это мотивы, интересы и потребности человека в единстве с его способностью достигать цели. Главный элемент этой сферы - воля - способность человека к достижению своих целей.
- Бессознательное - вся совокупность психических явлений и процессов, лежащих вне сферы разума, не осознаваемых и не поддающихся сознательному волевому контролю.
- Граница между сознательным и бессознательным размыта, существуют такие психические явления, которые мигрируют из сферы сознания в бессознательное и наоборот. Бессознательное прорывается наружу в виде сновидений, полугипнотических состояний, оговорок, описок, ошибочных действий и т.п.
- З. Фрейд предложил собственную модель психики, в которой представлены как сознательная, так и бессознательная сферы. Структура субъективной реальности выглядит следующим образом:
- "Оно" или "Id" - глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения;
- "Я" или "Ego" - сознательная сфера, посредник между бессознательным и внешним миром, в сознательной сфере действует принцип реальности;
- "Сверх - Я" или "Super-Ego" - установки общества и культуры, моральная цензура, совесть
- "Сверх-Я" выполняет репрессивные функции. Инструментом репрессии выступает "Я". "Я" - посредник между внешним миром и "Оно", "Я" стремится сделать "Оно" приемлемым для мира или привести мир в соответствии с желаниями "Оно". Под внешним миром понимается культура, которая как раз и состоит из норм и установлений, противоречащих желаниям "Оно". Для иллюстрации взаимоотношений "Я" и "Оно" З. Фрейд предлагает образ всадника и лошади. "Я" - всадник, управляющий лошадью - "Оно". В нормальной ситуации "Я" властвует над "Оно", превращает волю "Оно" в собственное действие.
- Согласно К.Г. Юнгу, бессознательное существует в личной и коллективной формах.
- Личное бессознательное - все психологические приобретения личного существования - продуманное и почувствованное, а затем забытое, вытесненное или подавленное. Это личный багаж человека, формирующийся в процессе его жизни.
- Коллективное бессознательное имеет надличностную природу, оно никогда не было предметом сознательного восприятия или чувствования. Коллективное бессознательное проявляется в виде стабильных мифологических мотивов, сюжетов и образов, которые не зависят от исторической эпохи или культурной традиции и всюду проявляются одинаково.
Карл Густав Юнг - Структура коллективного бессознательного задается архетипами.
- Архетипы - универсальные структуры человеческой психики. Их понимание возможно по аналогии с априорными формами И. Канта. Слово "архетип" происходит от греческого "arche" - начало и "typos" - образ; буквальный смысл термина "архетип" - изначальный, исконный образ.
- Архетипы лежат в основе культурной символики, задают содержание мифов и верований. Герои мифов и сказок, по мнению К.Г. Юнга, являются персонификациями психических содержаний и в зримой форме передают глубинные программы, по которым существует как отдельный человек, так и человечество в целом. Именно с помощью понятия "архетип" К.Г. Юнг обосновывает идею психического единства человечества.
Душа́ (от старослав. доуша), (греч. ψυχή, лат. anima) - согласно религиозным и некоторым философским учениям, бессмертная субстанция, нематериальная сущность, в которой выражена божественная природа и сущность человека, его личность, дающая начало и обуславливающая его жизнь, способность ощущения, мышления, сознания, чувств и воли, обычно противопоставляемая телу.
Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью.
Пифагор
(570-490 гг. до н.э.)
Душа человека бессмертна. Все ее надежды и стремления перенесены в другой мир. Истинный мудрец желает смерти как начала новой жизни.
Платон
(428-347 гг. до н.э.)
Сократ о бессмертии душ:
…Души одни не умрут; но вечно, оставив обитель Прежнюю, в новых домах жить будут, приняты снова. … Так: изменяется всё, но не гибнет ничто и, блуждая, Входит туда и сюда; тела занимает любые Дух; из животных он тел переходит в людские, из наших Снова в животных, а сам — во веки веков не исчезнет. Словно податливый воск, что в новые лепится формы, Не пребывает одним, не имеет единого вида, Но остаётся собой, — так точно душа, оставаясь Тою же, — так я учу, — переходит в различные плоти.
(Овидий «Метаморфозы»,8 г. н.э.)
Декарт (1596 - 1650) - французский ученый и философ. Основная черта философского мировоззрения Декарта - дуализм души и тела.
РЕНЕ ДЕКАРТ
Если душа и тело совершенно различны, как возможно их взаимоотношение?
Полностью ли они независимы, или все же некоторым образом влияют друг на друга?
Способностью тела является только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е. отражение мозгом внешних воздействий. Способность души - это мышление, а принцип ее работы - рефлексия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей, ощущений, которые видны только ей.
С точки зрения Декарта, душа нематериальна (то есть не состоит из какой-либо материи). Душа способна сознавать и мыслить, давая нам таким образом информацию о внешнем мире. Ум не обладает ни одним из свойств материального мира. Его основной характеристикой является способность к мышлению, что и отделяет ум (душу) от всего материального мира в целом
Взаимодействие души и тела
Р. Декарт признавал три вида идей познавательных процессов:
врожденные
Привходящие из чувственного опыта
«изобретенные» (произведенная мыслительная деятельность человека).
Философия языка — раздел философии, предметом которого является изучение оснований и пределов зависимости познавательного процесса от языка.
Философия языка — одно из наиболее влиятельных направлений современной западной философии, в центре внимания которого представление о языке как ключе к пониманию мышления и знания. Предшественниками философско-лингвистического направления были Аристотель (трактат «Категории»), И. Кант (разработка категорий рассудка), Ж. Ж. Руссо (идеи о происхождении письменности), Дж. Милль (вклад в теорию референции), В. Гумбольдт и другие.
Переход от философской классики к периоду философии языка связан с изменением объекта исследования: на место «идей» приходят лингвистические сущности — предложения и термины. Познающий субъект зачастую сдвигается на периферию познавательного процесса или вообще устраняется, и дискурс начинает рассматриваться как автономный.
В то же время так называемый «лингвистический поворот» характерен для чрезвычайно широкого спектра современных линий развития философии, в него попадают феноменология и герменевтика, структурализм и постструктурализм.
Современная философия считает в принципе проблематичным отвлекаться от языкового аспекта философских проблем. Начиная со второй половины XX века, все основные разделы философии испытывают как минимум стилистическое влияние философско-лингвистических ходов мысли.
- Феноменология;
- Аналитизм;
- Герменевтики;
- Постмодернизм;
Современное философское понимание языка
Феноменология на первое место ставят анализ работы сознания. Язык оказывается знаковым выражением работы сознания. Важно, чтобы высказывания были полновесными знаками выработанных сознанием образцов, эйдосов.
Аналитики понимают проблему иначе, чем феноменология. Для них все богатство жизни содержится в языке. Неразумно поэтому ставить вопрос о том, что именно выражает язык и достаточно ли полно. Все богатство сознания и практики человека изначально дано в языке. Философия — это не что иное, как философия языка. Аналитик в понимании языка всегда стремится к ясности, такое стремление является его идеалом.
Герменевтики также занимают своеобразную позицию. Подобно философам античности они сопоставляют сущность предметов и язык. Но если античные философы, например Платон, считали, что язык есть выражение сущности, то герменевтики понимают язык как само бытие сущности. «Язык — это универсальная среда, в которой осуществляется само понимание»,— подчеркивает Гадамер.
В философии языка наиболее значимыми оказались три концепции:
1) философия имени,
2) философия предложения (или высказывания),
3) философия языка как ценностных установок личности.
Вопросы для самоконтроля - Как характеризуются категории дух, душа, сознание в истории философии и современном понимании?
- Какова содержательная характеристика феноменов «сознание» и «язык» в философском знании?
- Как можно охарактеризовать философию языка в трудах Л. Витгенштейна, М. Хайдеггера?
- Как можно охарактеризовать генезис сознания с точки зрения теории отражения?
- Какова роль внушения в общественной жизни и в чем выражается массовое сознание общества?
- Соотнесите и охарактеризуйте понятия сознание и мозг, сознание и психика.
Литература - Философия: учеб, пособие для вузов / под ред. В. П. Кохановского. 2-е изд., перераб. и доп . Ростов н/Д: Феникс, 2003. С. 238.
- Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. URL: dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/95432/Совесть.
- Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-изд. Т. 3. С. 29.
- Зинченко В. П. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: НОВАЯ ШКОЛА, 1997. С. 176.
- Мамардашвили М. К. Язык осуществившейся утопии // Искусство кино. 1993. № 7. С. 61.
- Гумбольдт В. фон. О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества // Его же. Избранные труды по языкознанию. М., 2001.
- Хворостин Д. В. Философский смысл гипотезы лингвистической относительности Эдуарда Сепира и Бенджамена Уорфа. URL: konf- csu.narod.ru/ze/articles/sapir-whorf.html.
|
|
|