Главная страница

современные олимпийские игры. Петрашкевич, Н.Н. Способы выражения эмоционального состояния чел. Способы выражения эмоционального состояния человека с помощью мимики и жестов


Скачать 183.97 Kb.
НазваниеСпособы выражения эмоционального состояния человека с помощью мимики и жестов
Анкорсовременные олимпийские игры
Дата05.06.2022
Размер183.97 Kb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПетрашкевич, Н.Н. Способы выражения эмоционального состояния чел.pdf
ТипДокументы
#571444

Н.Н. Петрашкевич (Минск, МГЛУ)
СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ
ЧЕЛОВЕКА С ПОМОЩЬЮ МИМИКИ И ЖЕСТОВ
Изучением невербальных средств выражения эмоционального и пси- хического состояния человека занимаются такие научные дисциплины, как физиогномика и кинесика. Физиогномикасвязана с определением типа личности человека и его душевных качеств, исходя из анализа характер- ных особенностей строения лица и его выражения. Кинесика изучает от- ражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), «вокальная мимика» (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), про- странственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения человека), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, пережи- ваний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний [15, с. 12].
Лицо является важнейшей характеристикой физического облика че- ловека. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнали- зирует о состояниях человека. Каждое выражение лица — это сокращения многих лицевых мышц. Таким образом, эмоциональные проявления чело- века складываются из спонтанных и произвольных мимических реакций.
Мимику можно анализировать не только по ее произвольным и непроиз- вольным компонентам, но и по физиологическим параметрам (силе, тону- су, динамике, симметрии-асимметрии), фрагментарно, т.е. по отдельным зонам — лоб, рот, глаза — и в целом. Мимическая характеристика лично- сти может складываться из таких параметров как сильная — слабая мими- ка, неопределенная — красноречивая мимика, беспорядочная — гармо- ничная мимика, стереотипная — индивидуальная мимика, а также с учетом разнообразия мимических выражений, быстроты их смены, способности передавать нюансы. Перечислим типичные выражения лица при наиболее часто испытываемых эмоциях (сходных у представителей всех народов и культур) [15, с. 20–106].
1. ГНЕВ: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, придавая глазам угрожающее или нахмуренное выражение; глаза блестят, раскрыты или прищурены; ноздри расширены, крылья носа приподняты; губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы; лицо часто краснеет. Ярость есть высшая, жи- вотная форма гнева, а негодование есть наиболее смягченное и очелове- ченное проявление этого чувства.
2. ПРЕЗРЕНИЕ: бровь приподнята; лицо вытянуто; голова приподня- та, словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; рот закрыт, уголки губ опущены; глаза тусклые и сужены.
3. СТРАДАНИЕ: брови сведены; глаза тусклы; а внешние углы губ несколько опущены; лицо застывшее.

4. СТРАХ: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты, и через лоб проходят горизонтальные морщи- ны; глаза без блеска и расширены, причем нижнее веко напряжено, а верх- нее слегка приподнято; рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами.
5. УДИВЛЕНИЕ: поднятые брови образуют горизонтальные морщи- ны на лбу; глаза широко открыты; приоткрытый рот имеет округленную форму.
6. РАДОСТЬ: губы искривлены, их уголки оттянуты назад, рот за- крыт; вокруг глаз мелкие морщинки; сами глаза блестят, прищурены или раскрыты; на лбу горизонтальные складки.
7. СТЫД: желание спрятать лицо, закрыв его руками или обратив его книзу или в сторону, глаза у стыдливого человека устремляяются в сторо- ну или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда.
Весьма выразительны в мимической палитре губы и брови [16, с. 35–
43]. Только они могут подтвердить или опровергнуть то или иное впечат- ление от собеседника. О защите в форме гнева или злобной ярости говорят щелеобразно в обе стороны растянутые губы, сжатые и обнаженные зубы, одновременно с этим шипящее дыхание ш-ш-ш. При сильном удивлении рот открывается максимально. Часто сопровождается выпученными глаза- ми, которые, не понимая, смотрят на причину удивления. Если уголки рта оттянуты вниз с напряжением, то это активная поза отвращения, издевки, зависти, недоброжелательности. Если поджатые губы напряжены, сжаты, то так выражается бессильный гнев. Фиксировано скривленный в одну сторону рот говорит о склонности данного человека к издевательскому и презрительному отношению. Наморщивание носа усиливает выражение отвращения, недовольства, неприятного ощущения, противоречивости. По- разному можно интерпретировать смех человека. В смехе может выявиться глупость, пошлость, презрение, ненависть, насмешка, злорадство, смуще- ние, фальшь и т.п. Чем свободнее и непринужденнее кажется улыбка, тем в большей степени она является выражением наивной, чистой радости.
Для выражения различных чувств человек активно использует брови.
Наморщенные брови обычно выражают гнев, напряжение, критику, неудо- вольствие, бешенство и потрясение. Брови в виде выпуклого полумесяца выражают в определенных ситуациях удивление, недоумение, а в других, в сочетании с улыбкой — радость, удовольствие.
Язык жестов также богат на способы выражения человеком самых разнообразных эмоций и значений, например, оскорбления, враждебности, дружелюбия или одобрения по отношению к другим. Большинство людей используют в процессе общения жесты и язык тела в дополнение к словам.
Многие жесты используются людьми подсознательно. По физической при- роде жесты делятся на головные и мануальные (ручные). Мануальные же- сты подразделяются на жесты, которые выполняются одной рукой или
двумя руками, и жесты, различающиеся по активно используемой части руки (кистевые, локтевые, пальцевые, плечевые, смешанные).
По характеру воздействия на адресата жесты делятся на визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные и визуально-акустически- тактильные жесты. Основными являются визуальные жесты, поскольку ре- акция по визуальному каналу часто опережает вербальную. Например, ки- вок головой в знак согласия значительно опережает словесный утверди- тельный ответ [16, с. 46]. В языке жестов, употребляемом в повседневном общении, выделяются два типа жестовых семиотических систем — жесты- знаки и жесты-сигналы. Жесты-знаки — это преднамеренно воспроизво- димые движения или позы рук и головы, рассчитанные на чье-либо вос- приятие и предназначенные для передачи информации. Жесты-сигналы непроизвольны, неосознанны и не рассчитаны на чье-либо восприятие (хо- тя и имеют значение для опытного наблюдателя [16, с. 43]). Например, в зависимости от положения рук изменяется значение жестов. Если кисть руки разжимается в бурном порыве и в окончательном положении пальцы растопырены, это выражает жесткое и презрительное отношение к адреса- ту. Из-за чувства страха угрозы или беспомощности хочется за что-то ухватиться, следовательно, рука что-то берет или делает движение в этом направлении. Сильный удар ладонями или костяшками пальцев по столу бывает при удивлении, нежелании, гневе. Лицо закрывают ладонями при чувстве смущения, либо стыда. Касание носа происходит преимуществен- но в стрессовых ситуациях, то есть когда мысли не соответствуют внешне сохраняемому спокойствию. Если взрослый человек кладет палец в рот или прикладывает его к уголку рта и если наблюдаются дополнительные симптомы концентрации внимания, то тем самым выражаются удивление, неожиданность, замешательство, растерянность. Когда рука подносится к глазам (к лицу), то этот жест означает отвращение, боль. Когда рука при- крывает рот — это жест удивления. Неопущенная голова — жест внима- тельного слушания. У радостного человека на лице улыбка, зрачки расши- рены, он искренен и открыт, его руки раскрыты ладонями вверх. «Закипа- ющий» от гнева человек сжимает кулаки или пощипывает ладони. На лице выступают испарина, пот, иногда пятнами краснеет лицо.
Все жестовые средства общения делятся на натуральные, дакти- лологические и конвенционные. Натуральные жесты (естественные и по- тенциально естественные) употребляются в обыденном общении совмест- но с речью, усваиваются в контексте повседневного общения без специ- ального обучения. Конвенционные жесты(условные, символические) от- носительно независимы от языка, они повторяют структуру языка и тре- буют специального обучения. К таким жестам относят-ся, например, тай- ный язык жестов кочевых народов, язык жестов американских индейцев, системы жестов глухонемых, ритуальные жесты монахов, системы про- фессиональных жестов (регулировщиков дорожного движения, спортив- ных судей, дирижеров, водолазов, строителей, военных и т.д.). Дактилоло- гические жесты — своеобразная форма речевого общения, воспроизводя-
щая посредством пальцев рук орфографическую форму слова речи, по- скольку использует дактильную азбуку. Тем самым дактилология сочетает в себе признаки как устной речи, поскольку используется для оперативно- го общения, так и письменной, поскольку имеет форму последовательно- сти знаков в соответствии с нормами орфографии [16, с. 43].
Выбор жеста (из принятых в определенной национальной культуре) обусловливается не только конкретной коммуникативной ситуацией, от- ношениями между коммуникантами (случайные, официальные, интимные, дружеские и др.), но и личностью исполнителя. Жесты могут многое рас- сказать о человеке. Они могут указать на национальность, темперамент, эмоциональное состояние, отношение к собеседнику. Жесты показывают внутреннее состояние, характер высшей нервной деятельности человека, склонность к логическому или художественному типу и т.д. Таким обра- зом, каждой личности свойственна своя манера жестикуляции. Она харак- теризуется формально-динамическими особенностям (темп, амплитуда, плоскость выполне-ния, количество жестов) и содержанием (индивидуаль- ный жестовый тезаурус личности, включающий типичные жесты челове- ка). Все эти особенности более или менее устойчивы, но могут меняться при изменении эмоционального состояния человека. При сильных эмоцио- нальных переживаниях количество жестов увеличивается, возникает ощу- щение жестовой чрезмерности (по сравнению с речью) и общей суетливо- сти. Жесты как бы убыстряются, увеличивается их амплитуда, возникают отклонения от типичной манеры жестикуляции. При переходе от офици- ального общения к неофициальному также меняются интенсивность и ам- плитуда жестов (они увеличиваются). При неформальном общении в большей степени проявляется индивидуальность жестового языка, при официальном — жестовый язык приближается к национально- культурному нормативу.
В каждой психологически конкретной ситуации общения отдельные невербальные компоненты могут нести свою смысловую нагрузку. Напри- мер, жест может быть основным, дополнительным или просто малозначи- тельным нюансом коммуникации. Выбор основного коммуникативного компонента обусловливается задачей общения. Если нужно установить дружеский контакт, человек выбирает одни жесты, если отчитать кого- то — другие. В одном случае важна мимика, в другом — жест. Например, чтобы выразить недовольство, надувают губы, чтобы утешить в горе — обнимают за плечи. Зарубежные исследователи выделяют девять способов соотношения невербального поведения и речи [16, с. 42]. Жесты могут:
1) выражать то же, что и речь; 2) выражать нечто, что противоречит со- держанию речи; 3) предвосхищать значения, переданные речью; 4) акцен- тировать ту или иную часть речевого сообщения; 5) быть связанными с бо- лее глобальными аспектами взаимодействия, чем данное вербальное вы- сказывание; 6) сохранять контакт между собеседниками и регулировать поток речи; 7) заполнять или объяснять периоды молчания, указывая на намерение адресанта продолжить свою реплику (например, поиск подхо-
дящего слова); 8) заменять отдельное слово или фразу; 9) с опозданием дублировать содержание вербального сообщения. Таким образом, при определении эмоционального состояния человека в процессе общения, при его психологическом анализе существенная роль должна отводиться все- стороннему исследованию его внешнего облика, выраженного в мимике лица, жестах, телодвижениях и позах.
Л
ИТЕРАТУРА
1. Знак, Е.К. Читать человека — как книгу. — Минск; М., 1995.
2. Мельник, А.А. Язык жестов. — М., 2003.


написать администратору сайта