АБОБА. Справочник по программированию на Java Методическое пособие
Скачать 242.41 Kb.
|
Использование объектов в качестве параметровДо сих пор в качестве параметров методов мы использовали только простые типы. Однако передача методам объектов – и вполне допустима, и достаточно распространена. Например, рассмотрим следующую короткую программу: // Методам можно передавать объекты. class Test { int a, b; Test(int i, int j) { a = i; b = j; } // возврат значения true, если параметр o равен вызывающему объекту boolean equals(Test o) { if(o.a == a && o.b == b) return true; else return false; } } class PassOb { public static void main(String args[]) { Test ob1 = new Test(100, 22); Test ob2 = new Test(100, 22); Test ob3 = new Test(-1, -1); System.out.println("ob1 == ob2: " + ob1.equals(ob2)); System.out.println("ob1 == ob3: " + ob1.equals(ob3)); } } Эта программа создает следующий вывод: ob1 == ob2: true ob1 == ob3: false Как видите, метод equals() внутри метода Test проверяет равенство двух объектов и возвращает результат этой проверки. То есть он сравнивает вызывающий объект с тем, который был ему передан. Если они содержат одинаковые значения, метод возвращает значение true. В противном случае он возвращает значение false. Обратите внимание, что параметр o в методе equals() указывает Test в качестве типа. Хотя Test – тип класса, созданный программой, он используется совершенно так же, как встроенные типы Java. Одно из наиболее часто встречающихся применений объектов-параметров – в конструкторах. Часто приходится создавать новый объект так, чтобы вначале он не отличался от какого-то существующего объекта. Для этого потребуется определить конструктор, который в качестве параметра принимает объект его класса. Например, следующая версия класса Box позволяет выполнять инициализацию одного объекта другим: // В этой версии Box допускает инициализацию одного объекта другим. class Box { double width; double height; double depth; // Обратите внимание на этот конструктор. Он использует объект типа Box. Box(Box ob) { // передача объекта конструктору width = ob.width; height = ob.height; depth = ob.depth; } // конструктор, используемый при указании всех измерений Box(double w, double h, double d) { width = w; height = h; depth = d; } // конструктор, используемый, если ни одно из изменений не указано Box() { width = -1; // значение -1 используется для указания height = -1; // не инициализированного depth = -1; // параллелепипеда } // конструктор, используемый при создании куба Box(double len) { width = height = depth = len; } // вычисление и возврат объема double volume() { return width * height * depth; } } class OverloadCons2 { public static void main(String args[]) { // создание параллелепипедов с применением различных конструкторов Box mybox1 = new Box(10, 20, 15); Box mybox2 = new Box(); Box mycube = new Box(7); Box myclone = new Box(mybox1); // создание копии объекта mybox1 double vol; // получение объема первого параллелепипеда vol = mybox1.volume(); System.out.println("Объем mybox1 равен " + vol); // получение объема второго параллелепипеда vol = mybox2.volume(); System.out.println("Объем mybox2 равен " + vol); // получение объема куба vol = mycube.volume(); System.out.println("Объем куба равен " + vol); // получение объема клона vol = myclone.volume(); System.out.println("Объем клона равен " + vol); } } Как вы убедитесь, приступив к созданию собственных классов, чтобы объекты можно было конструировать удобным и эффективным образом, нужно располагать множеством форм конструкторов. В общем случае существует два способа, которыми компьютерный язык может передавать аргументы подпрограмме. Первый способ – вызов по значению. При использовании этого подхода значение аргумента копируется в формальный параметр подпрограммы. Следовательно, изменения, выполненные в параметре подпрограммы, не влияют на аргумент. Второй способ передачи аргумента – вызов по ссылке. При использовании этого подхода параметру передается ссылка на аргумент (а не его значение). Внутри подпрограммы эта ссылка используется для обращения к реальному аргументу, указанному в вызове. Это означает, что изменения, выполненные в параметре, будут влиять на аргумент, использованный в вызове подпрограммы. Как вы убедитесь, в Java применяются оба подхода, в зависимости от передаваемых данных. В Java элементарный тип передается методу по значению. Таким образом, все происходящее с параметром, который принимает аргумент, не оказывает влияния вне метода. При передаче объекта методу ситуация изменяется коренным образом, поскольку по существу объекты передаются посредством вызова по ссылке. Следует помнить, что при создании переменной типа класса создается лишь ссылка на объект. Таким образом, при передаче этой ссылки методу, принимающий ее параметр будет ссылаться на тот же объект, на который ссылается аргумент. По сути это означает, что объекты передаются методам посредством вызова по ссылке. Изменения объекта внутри метода влияют на объект, использованный в качестве аргумента. Например, рассмотрим такую программу: // Объекты передаются по ссылке. class Test { int a, b; Test(int i, int j) { a = i; b = j; } // передача объекта void meth(Test o) { o.a *= 2; o.b /= 2; } } class CallByRef { public static void main(String args[]) { Test ob = new Test(15, 20); System.out.println("ob.a и ob.b перед вызовом: " + ob.a + " " + ob.b); ob.meth(ob); System.out.println("ob.a и ob.b после вызова: " + ob.a + " " + ob.b); } } Эта программа генерирует следующий вывод: ob.a и ob.b перед вызовом: 15 20 ob.a и ob.b после вызова: 30 10 Как видите, в данном случае действия внутри метода meth() влияют на объект, использованный в качестве аргумента. Интересно отметить, что когда ссылка на объект передается методу, сама ссылка передается посредством вызова по значению. Однако поскольку передаваемое значение ссылается на объект, копия этого значения все равно будет ссылаться на тот же объект, что и соответствующий аргумент. Когда элементарный тип передается методу, это выполняется посредством вызова по значению. Объекты передаются неявно с помощью вызова по ссылке. |