Греческое слово "миф" имеет множество смыслов. Это и "сказание", и "печь", и "разговор", и "замысел", и "известие". В Древней Греции, с одной стороны, миф порой воспринимался как нечто противостоящее действительным событиям, правде. По, с другой – миф оценивался как произведение самой жизни. В традиционном понимании миф – это возникающее на ранних этапах повествование, в котором явление природы или культуры предстает в олицетворенной и одухотворенной форме. В более поздней трактовке это исторически обусловленная разновидность общественного сознания.
Миф соединяет в себе элементы теории и художественного творчества.
Без веры в реальность своего объекта миф теряет основу.
Миф можно рассматривать как специфический тип человеческого бытия.
В мифе воплощаются тайные вожделения человека, в частности, его опыт галлюцинаций и драматургия бессознательного.
Миф не теоретичен по сущности. Его логика, если только он обладает таковой, бросает вызов обычному научному постижению. Однако философия во все времена отрицала саму возможность такого раздвоения. Для философии миф всегда был призван обладать определенным "значением", хотя и скрытым. Миф представляет собой целостное мировоззрение. Миф – это первая форма постижения мира. Она превращает хаос в космос. Миф – продукт коллективного бессознательного, кристаллизация универсального опыта человечества. Это также внутренний язык психики, с помощью которого устанавливается гармония между человеком, природой и культурой. Будучи рожденным на стадии верховенства архаического сознания, миф не покидает историю и общественное сознание. Он постоянно воспроизводится в культуре, особенно в искусстве и политике.
Мифология — начальная форма мировоззрения, она выражала: наивные формы объяснения природных и социальных явлений; нравственное и эстетическое отношение к миру.
Мифологическое мировоззрение — система взглядов на объективный мир и на место в нем человека, которая основана не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно-эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них.
| Особенность теологии (учение о Боге), как и религиозного сознания в целом, состоит в том, что основой ее знаний служит божественное откровение (открытие божеством сверхъестественным способом своей воли или каких-либо божественных истин), т.е. непосредственное, живое богообщение. Религиозные источники рассказывают верующим о том, что Бог не отчужден от людей. Он все время подает весть о Себе. Бог, оказывается, вступал с прямой контакт с людьми, даже жил среди них. Начнем с библейской легенды о том, как предводитель израильских племен Моисей, призванный Богом Яхве вывести израильтян из фараонова рабства, встретился непосредственно с Ним на горе Синай.
Бог послал на Землю своего Сына – Христа, который жил среди людей. Сначала у Него появились ученики, а затем многочисленные последователи. Бог так возлюбил людей, что сам пришел в мир, чтобы спасти его, собрать вместе все человеческие существа, которые разобщены. Христос призвал человека к осуществлению божественного идеала совершенства. Однако люди его погубили, распяли.
Теологи получают некое знание о Боге от Него самого, из божественных текстов, а вовсе не в результате интеллектуального напряжения. Религиозные философы видят в Боге не только верховное существо, но и исток всякого философского рассуждения. Они соотносят любую мировоззренческую проблему с идеей верховного божества, с его установлениями.
Религиозное мировоззрение опирается на веру, а его основы, как правило, записаны в священных текстах. Приверженцы той или иной религии убеждены, что священные тексты продиктованы или вдохновлены Богом или богами, либо написаны святыми и посвященными учителями.
Различают два типа религий – политеизм и монотеизм.
Политеизм – религии, основанные на вере в нескольких богов, это древнейшая форма религий. В политеизме мир предстает как иерархия божеств, обладающих разной степенью власти и вступающих друг с другом в сложные отношения, во главе божественного пантеона стоит верховный бог. Примером политеизма является греческое язычество, вера в олимпийских богов.
Монотеизм – религии, основанные на вере в единого Бога, обладающего абсолютной властью и являющегося Создателем всего существующего. Примеры монотеистических религий: иудаизм, христианство, ислам.
Суть религиозного миропонимания неизменна, его центр – Бог или множество богов. Главная особенность религиозного миропонимания заключается в удвоении реальности. Религиозная картина мира предлагает человеку единственный ответ о смысле жизни – это спасение бессмертной души и преодоление собственной греховной природы. Религия дает возможность почувствовать себя под опекой мудрой и могучей силы, вера в Бога усмиряет страхи и тревоги человека, так было в древности, так происходит и сейчас.
| Философское мировоззрение – это теоретический уровень мировоззрения, это наиболее систематизи-рованное, максимально рационализи-рованное мировоззрение. Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине. С каждой новой эпохой открываются новые подходы и решения «вечных вопросов» и ставятся новые проблемы.
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
космоцентризм;
теоцентризм;
антропоцентризм.
Космоцентризм— философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил — Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции).
Теоцентризм- тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Антропоцентризм— тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы.
| Научное мировоззрение - мировоззрение, ориентирующееся в своих построениях на конкретные науки как на одно из своих оснований, особенно на их содержание — как материал для обобщения и интерпретации в рамках философской онтологии (всеобщей теории бытия). Наука в ее современном понимании, как опытное, теоретическое изучение различных объектов и явлений действительности, мировоззрением, не является, так как, она изучает саму объективную действительность, а не отношение человека к ней, Особенно большое значение для научного мировоззрения имеет его опора на знание, получаемое в исторических, социальных и поведенческих науках, так как именно в них аккумулируется знание о реальных формах и механизмах отношения человека к действительности во всех ее сферах.
Научное мировоззрение - это мировоззрение, опирающееся на принципы и законы, многократно проверенные научным методом и подтвержденные практикой человечества в целом.
Научное мировоззрение есть создание и выражение человеческого духа; наравне с интуитивным религиозным мировоззрением, искусством, общественной и личной работой, философской мыслью или созерцанием.
Научное мировоззрение не является синонимом истины точно так же, как не являются ею и интуитивное мировоззрение, религиозные и философские системы.
В основе научного мировоззрения лежит метод. Он не является лишь орудием получения знаний, но это всегда то средство, которым знание подвергается проверке.
Цель науки состоит в открытии общих законов, и факты ее интересуют, в основном, в той мере, в какой они представляют собой свидетельства “за” или “против” этих законов.
Все грани духовной жизни необходимы для развития науки. Они являются ее питательной средой. Говорить о замене наукой философии или наоборот можно только в ненаучной литературе.
|