Главная страница
Навигация по странице:

  • «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (МГТУ им. Н.Э. Баумана)

  • Домашнее задание на тему: «Сравнительный анализ политических культур: Запад-Восток-Россия» Студент группы РЛ1-39 ________________ Виссарионов Н.В.

  • _________________ Щеглов И.А. (Подпись, дата) 2 2021 г. Содержание

  • Цель работы

  • Политическая культура

  • 1.2. Элементы политической культуры

  • Нравственно-оценочный элемент

  • Типы и функции политической культуры В политологии выделяют три основных типа политической культуры: • Патриархальный • Подданнический • Активистский Патриархальный тип

  • Познавательная

  • Регулятивная

  • Сравнение политических культур 2.1. Политическая культура Запада

  • 2.2. Политическая культура Востока

  • 2.3. Политическая культура России

  • 2.4. Сравнение политических культур Запада и Востока

  • 2.5. Сравнение политических культур Запада и России

  • 2.6. Сравнение политических культур Запада и России

  • Список используемой литературы и интернет-ресурсов.

  • Реферат Виссарионов РЛ1-39. Сравнительный анализ политических культур ЗападВостокРоссия


    Скачать 473.65 Kb.
    НазваниеСравнительный анализ политических культур ЗападВостокРоссия
    Дата05.11.2022
    Размер473.65 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаРеферат Виссарионов РЛ1-39.pdf
    ТипРеферат
    #771280

    Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
    Федеральное государственное бюджетное образовательное
    учреждение
    высшего образования
    «Московский государственный технический университет
    имени Н.Э. Баумана
    (национальный исследовательский университет)»
    (МГТУ им. Н.Э. Баумана)
    ФАКУЛЬТЕТ: Радиоэлектроника и лазерная техника
    КАФЕДРА: РЛ1
    Домашнее задание на тему:
    «Сравнительный анализ политических культур:
    Запад-Восток-Россия»
    Студент группы РЛ1-39
    ________________ Виссарионов
    Н.В.
    (Подпись, дата)
    Руководитель домашнего задания
    _________________ Щеглов
    И.А.
    (Подпись, дата)

    2
    2021 г.
    Содержание
    номер страницы
    Введение 3 1. Политическая культура
    1.1. Понятие политической культуры. 4 1.2. Элементы политической культуры 5 1.3. Типы и функции политической культуры. 7 2. Сравнение политических культур
    2.1. Политическая культура Запада 9 2.2. Политическая культура Востока 10 2.3. Политическая культура России 11 2.4. Сравнение политических культур Запада и Востока 13 2.5. Сравнение политических культур Запада и России 15 2.6. Сравнение политических культур Востока и России 16 3. Заключение 17 4. Список использованной литературы 19

    3
    Введение
    Политическая культура – понятие, включающее в себя огромное количество аспектов. Обобщая множество определений политической культуры, можно сказать, что это совокупность ценностей и убеждений
    (характерных для конкретного общества), которые являются общепринятыми в данном обществе и направлены на регулирование политического поведения всех членов этого общества. Она включает в себя и устоявшиеся нормы политической жизни в данном обществе. Но существуют и более точные определения, описывающие политическую культуру более конкретно.
    Политическая культура может формироваться под действием самых разных факторов. В каждом государстве эти факторы отличаются. Это и определяет огромное разнообразие видов политической культуры.
    Самое важное, что политическая культура – исторически сложившаяся система. Изучение политической культуры различных групп государств позволяет исследовать их развитие на протяжении их истории, позволяет использовать полученные результаты на благо этой же группы, способствует дальнейшему ее развитию.
    Политическую культуру группы стран или отдельной страны нужно рассматривать совместно с другими политическими культурами. В данном случае следует прибегнуть к сравнительной политологии.
    Сравнительная политология является одним из направлений политологии. Главный метод этого направления – сравнение различных факторов, процессов друг с другом. Точнее, сравниваются политические явления, похожие в разных культурах. Сравнение различных политических явлений производится с целью оценить современное направление политической жизни общества более объективно.
    Благодаря сравнительному анализу общество может выбрать наиболее оптимальный путь дальнейшего развития.
    Политические культуры Востока, Запада и России мы будем сравнивать на основе различных традиций, ценностей и, может быть, стереотипов, характерных для данных культур.

    4
    Цель работы:Дать определения политических культур Запада и Востока
    России,а так же провести их сравнительный анализ.
    Политическая культура
    1.1. Понятие политической культуры
    Политическая культура – настолько обширное понятие, что имеет большое количество определений, описывающих его с разных сторон.
    Например:
    Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.
    Политическая культура – система, представляющая собой обширную сферу всей культуры человечества, непосредственно связанную с политикой. Она выражается в достигнутом качестве и направленности политической жизни общества, в характере политического развития, политической деятельности людей, функционирования политических институтов, доминирующих политических ценностей и образцов поведения. Результат и мера политической культуры - политический человек, качество политической жизни общества в целом.
    Политическая культура - механизм порождения, сохранения и трансляции политического опыта.
    И еще множество разных определений.
    Политическая культура делится на несколько составляющих:
    • политические институты
    • политическое поведение, традиции
    • политическое сознание, совокупность политических идей, знаний, убеждений.

    5
    1.2. Элементы политической культуры
    Элементы политической культуры формировались в течение большого времени. Сейчас выделяют четыре основных элемента:
    • познавательный
    • нравственно-оценочный
    • поведенческий
    • ценностный
    Познавательный элемент - предполагает получение гражданами данного государства знаний о достаточно большой группе политических интересов — личных, государственных, общественных и глобальных.
    Рассчитывается также, что присутствует знание и понимание конституции и законов страны, положений основных политических партий, сложившихся в стране политических отношений, происходящих политических событий и явлений. В политические знания входит знание функции и структуры основных государственных, партийных и общественно-политических органов и организаций. Важной составляющей политической культуры являются и элементы политического сознания, прежде всего преобладающие в обществе.
    К ним, прежде всего, необходимо отнести укоренившиеся представления о разных аспектах политической жизни общества: о политической системе, ее отдельных институтах; о политическом режиме и т. д.
    Нравственно-оценочный элемент – элемент политической культуры включает в себя ценности, идеалы и убеждения. Наиболее ярко социальный идеал проявляется в политическом менталитете.
    Менталитет — совокупность готовностей, установок и предрасположенностей индивида или социальной группы действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.
    Менталитет формируется в зависимости от традиций, культуры, социальных структур и всей среды обитания человека. Поэтому под менталитетом понимается еще и национальный способ видеть мир и действовать в определенных обстоятельствах. Особое значение также

    6 имеют оценочные суждения человека, выражающие его индивидуально- личностное отношение к явлениям политики и власти.
    Наиболее устойчивыми в политической культуре являются традиции.
    Они выступают как объективное, не зависящее от воли людей явление.
    В традициях проявляются элементы прошлого политического опыта, объективно отвечающие интересам и целям общества.
    Структура политической культуры не заканчивается на нравственных оценках. Она также имеет весьма важный поведенческий элемент, который предполагает принятие участия граждан в обсуждении проектов государственных и партийных документов, в референдумах и плебисцитах; в выборах субъектов законодательной, исполнительной и судебной власти; в работе различных государственных и общественно- политических органов и организаций (штатно или на общественных началах); в других конкретных видах, кампаниях, мероприятиях общественно-политической деятельности, а также членство в политических партиях, общественно-политических организациях и движениях.
    Существенным аспектом поведенческого элемента политической культуры являются типичные для данного общества политические установки. Политическая установка — отношение субъекта к политическим явлениям, она способствует переводу представлений и ценностей в их практическое применение. Примером политической установки, дающим также представление об особенности политической культуры России, является отношение избирателей к авторитарной системе правления, долгие годы господствующей в нашем обществе и не преодоленной полностью до настоящего времени. Ярким подтверждением этого явились президентские выборы 1996 года, которые показали, как глубоко внедрено в сознание людей влияние элементов феодализма и общее представление относительно полити- ческого правления. Совокупность многовекового феодального и само- державного правления, существовавшей многие годы Советской власти, послужила сохранению в наше время политической пассивности общества.
    В структуре ценностных отношений политической культуры вы- деляют общекультурные ориентации, отношения к власти, политическим явлениям.

    7
    Характер и направленность общекультурных ориентации раскрывает место политических явлений в структуре ценностей личности, группы, общества. Значение их заключается в том, как сильно выбор политических позиций человека зависит от испытываемых им предпочтений к индивидуальным или коллективным ценностям.
    Политическая культура предстает как результат длительного поиска различными поколениями политических ценностей и идеалов, тщательного их отбора в ходе апробации и закрепления на практике.
    Будучи целостной, политическая культура вместе с тем выступает как противоречивое и сложное явление. В ней всегда представлено новое и остаточное от прошлого. Отражая поиск новых идеалов, путей и способов их реализации, она содержит массу конфликтов, противоречий между личностным и общественным, идеалом и установкой, целого и частного, мотивом поведения и самим поведением. Благодаря этому она способна ориентировать людей на политические действия.
    На уровне личности наиболее правильным отражением сущности политической культуры являются методы деятельности этой личности, как участника политического процесса.
    Типы и функции политической культуры
    В политологии выделяют три основных типа политической культуры:
    • Патриархальный
    • Подданнический
    • Активистский
    Патриархальный тип выражается в незаинтересованности политической жизнью, восприятием ее как чего-то стороннего, ненужного элемента, мешающего размеренному течению жизни. Отсюда полная политическая пассивность.
    Подданнический тип - второй тип политической культуры, который так же как и патриархальный, выражается политической пассивностью. Для общества с подданническим типом культуры характерно отношение к государству как к некоему господину, от воли которого все и зависит.
    Активистский тип – последний тип политической культуры. Общество этого типа культуры, напротив, являются политически активными,

    8 поскольку уверены в том, что могут добиться желаемых результатов и повлиять на власть. Кроме того, считается, что любой человек, независимо от своего общественного положения, является активным участником политической жизни.
    Однако мало кого можно отнести конкретно к одному из типов политической культуры, ведь в жизни нередко встречаются люди, политическая культура которых представляет совокупность приведенных выше типов культур. Так, один человек может поддерживать право государства управлять по принципу «сильной руки», истреблять инакомыслие и одновременно свое право оказывать влияние на государство, быть уверенным, что права человека приоритетны по отношению к правам государства, и в то же время не ходить на выборы, считая, что его голос ничего не изменит.
    Функции политической культуры:

    9 1) Познавательная (формирует у граждан необходимые общественно- политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
    2) Интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
    3) Коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
    4) Регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
    5) Воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).
    Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально- экономических субъектов решений органов власти.
    Сравнение политических культур
    2.1. Политическая культура Запада
    Принципы западной политической культуры, по большей части, строятся на идеалах античной демократии, в основе которой лежит право граждан участвовать в решении общих вопросов, а также учитывать верховенство закона. Огромное влияние на формирование западной политической культуры оказали христианско-религиозные ценности протестантизма и католицизма. На эту особенность обращал внимание ещё М. Вебер: «Понимание успехов западной цивилизации невозможно без учёта протестантизма, в атмосфере которого происходило формирование таких качеств личности как трудолюбие, расчётливость, скромность и бережливость». Протестантские принципы затем и развились в либерально-демократической модели политической культуры, которая доминирует в большинстве западных стран.

    10
    Также, центральное место в западной политической культуре занимает идея свободы личности. При этом речь идёт о свободе выбора без каких-либо препятствий, о свободе развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями, но так, чтобы не препятствовать свободе других людей.
    В экономической сфере свобода личности трактуется как свобода частной собственности, предпринимательства, свобода обмена и экономической эффективности, что соответствует лозунгу: «минимум государства – максимум рынка».
    Политическая свобода подразумевает наличие таких прав и свобод, как право гражданства, свобода слова, собраний, право избирать и быть избранным, свобода создания ассоциаций и партий, которые закрепляются в конституции и защищаются независимым от государства судом. При этом свобода понимается не как активное участие в политике, а как отсутствие ограничений и принуждения со стороны государства, невмешательство государства в личную жизнь человека, защищённость человека от произвола государства, обеспечение свободы индивида в рамках закона. Западу удалось сформировать плюралистическую организацию власти, обеспечив высокий уровень её легитимности и уважения народа к правящим элитам. Власть в западном обществе основана на принципе разделения властей, при этом она должны быть выборной, осуществляться большинством и регулироваться обязательными конституционными правовыми нормами. Для западной политической культуры характерна особая почтительность граждан к символам государственности, патриотизм, законопослушность, склонность к легитимным формам политического участия.
    2.2. Политическая культура Востока
    В настоящее время в мире проявляется все больший интерес к восточной модели культуры, в том числе и политической.
    Это обусловливается тремя факторами:
    1. Процесс глобализации, охвативший современный мир, привёл к размыванию экономических, культурных границ, усложнил общественные противоречия.
    2. Процесс внедрения западной культуры не привёл к выравниванию только усилил противоречия между этими двумя политическими

    11 культурами. Всё это заставляет отказаться или даже преобразовать западную систему развития, обратив внимание на альтернативные варианты, показывающие не менее высокую эффективность. Такой процесс можно наблюдать в таких странах, как Индия, Южная Корея и
    Китай
    3. Проявление интереса во всём мире к восточным религиям, системе ценностей и культуры азиатских стран, тем более что, по мнению некоторых, западная система ценностей не привела общество ни к гармонии, ни к процветанию.
    Все эти явления сильно повлияли на политическую культуру Востока, которая достаточно своеобразна и выделяется по нескольким признакам:
    Во-первых, азиатское производство основанного на общинном землепользовании, аграрном труде и его специфичном характере.
    Во-вторых, следует учитывать особенности духовной культуры, корни которой уходят не только в догматы буддизма, арабской и мусульманской религий, но и морально-этические нормы конфуцианства, даосизма. Например, политическая культура Востока заимствовала такие элементы конфуцианской морали, как патриотизм, развитое чувство долга и ответственности, высокую культуру труда, организованности, элементы коллективизма, стремление к личному и общественному совершенствованию. Отсюда характерная для политической культуры Востока преемственность и деликатное отношение к прошлому.
    Характерной особенностью восточного типа политической культуры является уверенность в божественном происхождении власти. Власть не связанна с землей и конкретными личностями, а исключительно дарована богом. Религия делает власть законной и освещает ее.
    Именно по этой причине во многих странах Востока религия носит государственный характер. Политика рассматривается как занятие выдающихся личностей, и поэтому она не может быть доступна обычным людям. Политическая власть всегда подчиняется принципам божественного правления, она понимается как средство мира и согласия. Идея мира и согласия также заимствована у конфуцианства:
    «Когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя».

    12
    В восточной политической культуре государство рассматривается, как носитель ценностных и религиозных аспектов, а потому ему позволяется контролировать все стороны общественной жизни. Главная его задача – обеспечение порядка, для чего необходимо вводить жесткие нормы, обязательные для всех. Важная роль государства сохраняется и в экономике. Государство главенствует над личностью, оно должно заботиться о благосостоянии народа, стремясь к социальной справедливости. Таким образом, политической культурой
    Востока государство признаётся как сила, обеспечивающая социальную стабильность. Отсюда предпочтение отдаётся авторитарным формам правления и харизматичным лидерам. Но также в процессе управления обществом приоритет может отдаваться местным правилам и обычаям, главенствующим над общегосударственными законами и установлениями.
    Ценности восточной культуры ориентируют личность на умеренное потребление, материальные вещи не являются главным смыслом жизни общества, выступая лишь средством обеспечения физического здоровья и комфортной духовной жизни. Личность несёт ответственность за правильное функционирование общества, но при этом выполняет лишь исполнительские функции.
    2.3. Политическая культура России
    Процесс развития политической культуры в России проходил весьма своеобразно. Страна расположена на границе двух цивилизаций:
    Западной и Восточной. Это сыграло огромную роль в ее развитии.
    Для первой главной ценностью являлась личность, ее права и свободы.
    Для второй была характерна социоцентрическая ориентация на общество, коллектив, государство. Взаимодействие этих двух культурных типов непременно вызывало борьбу между ними, а в условиях огромной территории России с ее разнообразием этнических культур это способствовало формированию этатистской политической культуры, ибо только сильная государственная власть могла предотвратить опасность развала. Государственность, как и в восточном типе санкционировалось некими внешними высшими силами. От «отца- государя» зависело благосостояние народа. Таким образом, особенности современной политической культуры России тянутся из ее исторического прошлого, из крестьянской общины, которая препятствовала становлению индивидуальности.

    13
    Отсюда мы можем наблюдать преобладание патриархального характера российской политической культуры.
    Значительное влияние на российскую политическую культуру оказала и православная церковь с ее идеями соборности, государственной религии, государственной церкви.
    Кроме влияния византийского наследия, специфика российской политической культуры определяется и отсутствием в России в прошлом таких явлений как Возрождение и Реформация, оказавших огромное влияние на культуру западноевропейских стран в плане придания ей светскости, раскрепощения личности, формирования гуманистического мировоззрения. В России же ценности индивидуализма, свободы совести, толерантности, компромисса не получили достаточного для определения западным типом развития. В результате всю политическую историю России можно представить, как постоянное противоборство либеральных и традиционных ценностей: с одной стороны – наличие индивидуальной инициативы, стремление к самоутверждению, свобода совести и трудолюбие, ограничение роли государства в обществе; с другой - общинность, соборность, коллективизм, при одновременной склонности к авторитаризму, лидерству харизматического типа, сильному государству.
    Революция 1917 г. еще больше усилила проникновение государства во все сферы общественной жизни. Политическая культура стала полностью авторитарной. Роль и функции, которые ранее выполняла православная церковь, перешли к марксизму-ленинизму, ставшему единственной государственной идеологией. Интересы отдельной личности стали полностью подчинены государству. На первый план выдвигалось равенство всех в обществе. У людей формировались двойственные моральные принципы, убежденность в своей незначительности в делах общества и государства.
    В нынешнее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, трансформации всех сфер общества, сформировалась новая политическая культура. Однако происходит этот процесс с большими трудностями. А причины этих трудностей заключаются в сложности осуществляемых экономических и политических преобразований.

    14
    Фактором, затрудняющим формирование новой политической культуры в России, является также кризис политической социализации. Одной из основных причин данного кризиса стало не только отсутствие
    «национальной идеи» и ценностных ориентиров, интегрирующих граждан в новое социально-политическое пространство, но и отказ государства с самого начала реформ от выполнения своих функций, в том числе по обеспечению условий функционирования институтов политической социализации.
    2.4. Сравнение политических культур Запада и Востока
    Базовые составляющие политических культур Запада и Востока в большинстве своем противоположны и это невозможно изменить, наверное, даже никакими серьезными реформами. Но конечно, в некоторых государствах все же сформировался некий симбиоз двух политических культур, как например в Японии. Политическая субкультура Запада ориентирована на либерально-демократические ценности и нормы. Отличается широким диапазоном политического выбора и политическими пристрастиями.
    Политическая культура Востока ориентирована на историко- религиозные традиции. Функционирует в условиях ограниченно- политического выбора. Распределена передача власти по наследству и ее авторитарность. Политологи видят основные различия политических культур Запада и Востока в следующем:
    1.В странах Запада более, чем в странах Востока, распространена убежденность в том, что политическая власть может базироваться на физическом, духовном или экономическом превосходстве человека над человеком, на Востоке господствует уверенность в божественном происхождении власти, не связанной ни с какими человеческими достоинствами.
    2. На Западе к политике относились и относятся как к разновидности конфликтной социальной деятельности, строящейся на принципах честной игры и равенства граждан перед законом, в то время, как на
    Востоке сформировалось отношение к политике как к подвижнической деятельности, являющейся прерогативой лишь выдающихся личностей и недоступной простым людям. На Востоке политика понималась как средство достижения гармонии и мира, причем возможность случайных событий в политической жизни отрицалась.

    15 3. На Западе личность осознавалась как самодостаточная для осуществления ею властных полномочий, на Востоке личность таковой не признавалась, а предполагалась необходимость в посредничестве в отношениях между личностью и властью.
    4. На Западе утвердились идеалы индивидуальной свободы, для
    Востока характерен приоритет идеалов справедливости.
    5. На Западе принято признавать индивида главным субъектом политического процесса, а государство считать гарантом прав и свобод личности, инструментом достижения целей и реализации интересов отдельных групп и индивидов, зависимым от гражданского общества. На
    Востоке главная роль в политике отдается элитам, за государством же признается функция патроната над отдельными людьми.
    6. На Западе, в конце концов, утвердился плюрализм форм политической жизни, сложный характер организации политических систем, демократический характер политических режимов. На Востоке долго сохранялось тяготение к авторитарному типу правления, упрощенным формам организации власти, поискам харизматических лидеров, предпочтение коллективных форм политического участия при безусловном подчинении личности исполнительной власти.
    7. Для Запада в целом характерно рациональное отношение к исполнению политическими элитами и лидерами своих управленческих функций в соответствии с нормами общественного договора, здесь утвердилось мнение о необходимости общественного контроля над их деятельностью. На Востоке имеет место сакрализация (обожествление) власти и ее носителей при отсутствии убежденности в необходимости контроля над их действиями.
    8. Для Запада характерен примат общегосударственного кодифицированного права над частными нормами и местными обычаями, то на Востоке, наоборот, приоритет отдается местным правилам и обычаям перед формальными законами государства.
    9. На Западе довольно рано пришли к пониманию различий моральной и политической мотивации политического действия, на Востоке же сохранилась тенденция к сглаживанию противоречия между моральными и правовыми мотивами политического поведения.
    2.5. Сравнение политических культур Запада и России

    16
    Как описывалось ранее, территориальное расположение России между
    Западом и Востоком обусловило специфику российской политической культуры, вобравшей в себя признаки разных цивилизаций. Приобретя свой самобытный характер, она отдает дань присутствующим на ее культурном пространстве разнообразным духовно-нравственным ценностям и культурным традициям, представляет постоянный диалог между ними. Нельзя воспринимать Россию вне культур и образов жизни населяющих ее народов.
    Демократические принципы и правовая культура не были укоренены в национальных традициях из-за отсутствия в России зрелого гражданского общества, являющегося на Западе важным фактором общественно-политической жизни. Современное российское общество идеологически разделено. Люди либо неоднозначного понимают идеи демократии как политической системы, либо по-разному относятся к содержанию, направленности и практике проведения в жизнь рыночных реформ, неудовлетворенности результатами политических реформ.
    Современное Западное общество едино, в нем не наблюдается такого раскола как в России.
    Фундаментальные ценности у россиян те же, что и у жителей западного мира. Общественное мнение у России, как и на Западе, приветствует свободу слова, вероисповедания, политический плюрализм, свободную конкуренцию политических партий на парламентских выборах. Однако российское общественное мнение делает больший акцент на том, что демократия должна не только обеспечивать соблюдение естественных человеческих прав, но и гарантировать достойный уровень жизни.
    Повышенное внимание россиян к защищенности материальной стороны своего бытия вызвано стремительным переходом к рыночной экономике, результатом которой явилась утрата огромной части бывших государственных социальных гарантий.
    В оценках того, как «работает» демократия в стране у россиян и граждан стран Запада проявляются заметные различия. Запад в большинстве своем гордится своей политической системой, даже будучи неудовлетворенным полностью тем, как она работает в данный момент.
    В России же три четверти граждан не одобряют деятельность президента и правительства, не менее трети граждан не уверены, что демократия - наиболее подходящая для России система.
    Несмотря на то, что российская политическая культура испытывала влияние как западной, так и восточной политических культур, в силу геополитических, социально-экономических и социокультурных обстоятельств российская политическая культура традиционно была

    17 ближе к восточному типу. Россия всегда позиционировала себя как восточная держава, опирающаяся фундаментализм православия.
    Например, общей чертой для политической культуры российского и восточных обществ был патернализм. Отношения патернализма - отношения, характерные для большой патриархальной семьи, где все подчиняются хозяину дома, в обязанности которого входит «отеческая забота» о своих домочадцах. Сохранение отношений патернализма в
    России было обусловлено рядом экономических и природно- климатических причин. В течение короткого лета необходимо было выполнить множество полевых работ, что было возможно при мобилизационных формах внутрисемейного общежития и определяло авторитетный характер власти главы семьи.
    2.6. Сравнение политических культур Запада и России
    Как и на Востоке, в России политика традиционно ассоциируется с людьми, а не с институтами, здесь всегда есть спрос на харизматических лидеров, имеют место представления о божественном характере государственной власти. Как и в некоторых странах Востока, в
    России моральные нормы нередко ценились и ценятся выше правовых.
    Сама же правовая традиция развита гораздо слабее, чем в странах
    Западной Европы.
    Традиционная российская политическая культура имела немало общего с политическими культурами восточного типа, но существенно отличалась от политической культуры Запада. Одной из причин этого немецкий политолог В. Пфайлер в начале 1990-х гг. назвал отсутствие в
    России таких социокультурных явлений, как Возрождение и
    Реформация, вследствие чего здесь не получили развитие и не утвердились ценности индивидуализма, свободы совести, толерантности. В традиционной российской политической культуре, как полагает В. Пфайлер, в связи с этим не развивалась культура компромисса, не были разграничены мировоззренческие и политические ценности. Не было в России и собственного (точнее, самостоятельного) просвещения. Оно было «импортировано» в Россию во времена
    Екатерины II. В результате, считает В. Пфайлер, в России не возникли и не получили распространения ни рациональный тип мышления, ни рациональные способы государственного управления. Некоторые же стороны просвещения были абсолютизированы, например, вера в

    18 возможности науки у некоторой части населения приобрела черты религиозной веры.
    Заключение
    Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что каждая из представленных политических культур, как бы это не было очевидно, особенна. Это связанно со множеством факторов, такими как территориальное расположение, окружающая среда и многим другим.
    Если отслеживать все факторы их развития, то нити уведут нас глубоко в историю развития цивилизаций. В связи с различием особенностей различных политических культур могут возникать и противоречия с конфликтами среди разных обществ.
    Вкратце описывая особенности каждой из приведенных политических культур можно сказать:
    1. Политическая культура Запада, основываясь на античной демократии, направлена на защиту либеральных ценностей, которые в свою очередь являются основой западного общества.
    Приоритет личных интересов, прав и свобод человека преобладает над государственными, при условии, что человек не мешает спокойно жить другим. Данная культура отличается широким диапазоном политического выбора и политическими пристрастиями. На первый план выдвигаются индивидуальность, гражданин. Утверждаются автономность личности и открытость общества. На Западе преобладает постоянная неудовлетворенность настоящим, нежелание довольствоваться достигнутым, склонение к постоянным поискам. Широко распространена уверенность в том, что новое должно быть лучше старого.
    2. Политическая культура Востока основывается в основном на исторических и религиозных традициях. Функционирует она в условиях ограниченно-политического выбора. Присутствует передача власти по наследству и ее авторитарность. На Востоке приоритет почти всегда отдается обществу. Независимости

    19 личности нет или она очень слаба. На Востоке преобладает созерцательное отношение к миру. Здесь предпочитают не действовать наперекор, довольствоваться тем, что есть. Больше всего ценится уравновешенность и гармония. Господствует представление, что новое и старое должны уравновешивать друг друга. Над собственностью имеет власть государство. Власть не признает за частной собственностью право быть неприкосновенной.
    3. Политическая культура России – это симбиоз во многом различных политических ценностей и установок. Она сформировалась под множеством факторов. Имеет подданнический тип политических ориентаций, характеризующийся отношениями односторонней зависимости индивида от власти, ожиданиями получения от нее различных благ. В России политическая культура двойственна и представляет собой взаимное существование двух культурных направлений, ориентирующихся на различные системы ценностей.
    Одно из них, охватывающий большинство населения, всегда ориентировался на ценности коллективизма, справедливости, равенства; он отличался приверженностью патриархальным традициям. Другое содержит в себе ценности свободы, индивидуализма, прав человека, плюрализма. Именно сочетание этих двух направлений в России было обусловлено ее территориальным расположением между Западом и Востоком. Но все же у России есть и самобытные черты. Эти особенности относятся только к ней, от этого Россию нельзя отнести к разряду конкретно западного или конкретно восточного типа политической культуры.

    20
    Список используемой литературы и интернет-ресурсов.
    1.
    Политическая культура России: источники, уроки, перспективы / Г.
    Л. Тульчинский. – СПб.: Алетейя, 2018. – 294 с.
    2.
    Политическая культура : учебное пособие для академического бакалавриата / Г. Л. Тульчинский [и др.]. — М. : Издательство
    Юрайт, 2015. — 317 с. — Серия : Авторский курс.
    3.
    Ирхин Ю.В., Зотов В.Д., Зотова Л.В. Политология: Учебник М.:
    Юристъ, 2002. - 511 с.
    4.
    Статьи: https://studopedia.ru/22_65668_politicheskaya-kultura- rossii.html https://ru.wikipedia.org/wiki/Политическая_культура https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/369763 https://studopedia.ru/2_93384_ponyatie-politicheskoy- kulturi.html

    21


    написать администратору сайта