фома1. Средние века эпоха интересная и крайне увлекательная. Она охватывает 12 веков более тысячи лет
Скачать 23.73 Kb.
|
Слайд 2 Средние века – эпоха интересная и крайне увлекательная. Она охватывает 12 веков – более тысячи лет. И философия средневековья играет не последнюю роль в формировании мировоззрения средневекового человека. Слайд 3 Теолог Основатель ТОМИЗМА Был самым крупным схоластом, гением метафизики и восхитительным по масштабу умом. Слайд 4 Он родился на юге Италии, отсюда и происходит его прозвище Фома Аквинский или Аквинат. Он был человеком очень знатного происхождения. Его семья состояла в родстве с королевскими династиями Италии, Испании, Франции. С самого раннего детства Фома часто спрашивал: «Что есть Бог?». Поиском ответа на этот вопрос, он посвятил всю свою жизнь. Он охотно учился и много времени проводил в размышлениях о Боге. Слайд 5 Позже он добился колоссальных успехов в теологии и философии, преподавал в Кельнском и Неаполитанском университетах. Провел много лет при папском дворе и написал огромное количество философских сочинений. Самые знаменитые из его произведений: «Сумма теологии» «Комментарии к Аристотелю» «Трактат о правлении государей». Слайд 6 Идеи Фомы были актуальны для католической церкви именно в его время. Пожалуй, самым важным в его философии было то, что Фома Аквинский реабилитировал человека и земную жизнь. Он говорил, что тело человека такая же важная и прекрасная часть человеческого существа, как и душа. Фома ответил на очень важный вопрос о соотношении религии и науки. Он говорил, что вера и разум, религия и наука не противоречат друг другу. Наука- это еще один способ познания Бога. Слайд 7 Историко-философские истоки Философские взгляды ученого вплотную связаны с идеями Аристотеля и его логикой. Он не просто детально изучил наследие древнегреческого мыслителя, но и переосмыслил, творчески адаптировал его к христианскому богословию. Идеи философии Фомы Аквинского В своих текстах Аквинат смог соединить античную языческую мудрость с христианскими ценностями. Немалое место в его творчестве занимает антропология, морально-этические вопросы и политика в контексте общественного блага. Слайд 8 О бытии Ученый придерживался концепции бытия как высшей формы акта и совершенства, что присутствует во всем сущем, проявляя его подлинную глубину и действительность. Бытие предмета важнее его сущности, оно возможно лишь благодаря божественному акту сотворения. Мир же представляется как множество явлений и предметов. Обязанных своему существованию высшей воле. Лишь Бог соединяет в себе бытие и сущность как неразделимые понятия. Согласно Аквинату, подлинной бытийной природой обладает только Бог. О материи и форме По Аквинату форма является первичной, ибо именно она придает вещам и явлениям родовую и видовую принадлежность, следуя логике аристотелизма. Слайд 9 О человеке и его душе Человеческий род определяется как среднее звено между ангелами и всеми остальными живыми созданиями. Люди являются единственными из телесных разумных существ, которые наделены свободной волей и стремлением познавать окружающий мир. Душа является жизненной силой человека, она бессмертна, самодостаточна и при этом невидима. Аквинат в своем учении о человеке следует христианскому постулату о свободной воле - люди имеют право выбора между грехом и добродетелью. О познании Основой познавательного процесса признается чувственный опыт, рождаемый взаимодействием с окружающим миром. При этом предметы и явления могут восприниматься органами чувств лишь частично. Слайд 10 Об этике Фома считал, что Бог является абсолютным благом. Стремящийся к благу человек руководствуется заповедями и не допускает зла в свою душу. Но Бог не принуждает человека руководствоваться только добрыми намерениями. Он наделяет людей свободой воли. Человек, познавший свою суть, стремится к благу. Верит в Бога и главенство его замысла. О политике и праве Фома разделял мнение Аристотеля о политическом устройстве. Общество нуждается в управлении. Правитель должен сохранять мир и в своих решениях руководствоваться стремлением к общему благу. Монархия — оптимальная форма правления. Единоличный правитель представляет божественную волю, он учитывает интересы отдельных групп подданных и соблюдает их права. Тирания, как форма власти, недопустима. Народ имеет право свергнуть такое правительство, и просить Церковь выбрать нового монарха. Слайд 11 ПЯТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БЫТИЯ БОГА Первое доказательство состоит в том, что дается в опыте каждому человеку — в движении. В мире все движется. А если это так, то что-то же должно всем двигать? Телега едет, потому что ее тянет лошадь, мяч скачет, потому что ее бросили и т.д. Двигаясь по цепи причин, упираемся в причину вообще всякого движения, которая сама остается неподвижной, не подверженной внешнему источнику движения - и это Бог. Второй путь, от производящей причины. Ничто в мире не может быть причиной самого себя. То есть тут Фома имеет в виду, что дом не строит сам себя, и яйцо не сносит само себя. Производящая причина имеет внешний характер. Опять-таки, двигаясь по цепочке причин, упираемся в первоисточник всех причин - это Бог. Слайд 12 Третье доказательство, что есть вещи необходимые, они существуют неизбежно. А есть случайные - они могут быть, а могут и не быть. Над всеми ими должна стоять сила, определяющая и необходимость, и случайность, и которая необходима сама по себе. Что это, как не Бог? Четвертое доказательство касается степеней совершенства. Мы постоянно говорим: это красивее того, тот лучше этого и т.д. Делая эти оценки, люди опираются на некий идеал, эталон совершенства, который они себе представляют. В каждом конкретном случае он свой, но если взять вообще эталон всего, то это будет абсолютное совершенство. То есть Бог. Слайд 13 Пятое доказательство исходит из «распорядка природы». Все вещи в природе, лишенные разума, все-таки устроены целесообразно. Отсюда следует, что их деятельность направляет «некто одаренный разумом и пониманием». Следовательно, есть разумное существо, которое предусматривает цели для всего, что происходит в природе. Это разумное существо — Бог. Это метафизическое восприятие, прекрасно сочеталось с христианским мировоззрением, считающим Бога началом и концом всего. Фома Аквинский, так сказать, поставил веру на научную основу. Верующим, и, прежде всего, своим коллегам, он доказывал необходимость использования научных аргументов в обосновании учениям веры. А ученым показывал, что их научные открытия необъяснимы без искренней веры во Всевышнего. Слайд 14 Исследуя проблему познания, Фома Аквинский приходит к следующим выводам: • откровение и разум – это различные понятия; • вера и разум одновременно участвуют в процессе познания; • вера и разум дают истинное знание; • если человеческий разум противоречит вере, то он дает неистинное знание; • все в мире делится на то, что можно познать рационально (разумом), и то, что разумом непознаваемо; • философия и теология — разные науки; • философия может объяснить только то, что познаваемо разумом; • все остальное (божественное откровение) может познать только теология. Слайд 15 Фома Аквинский - крупнейший средневековый философ и теолог, получивший титул "ангельского доктора». Аквинат рассматривал Бога как первопричину и конечную цель сущего. Согласно Аквинату, материя - только восприемница сменяющих друг друга форм, ибо лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. В 1878 г. учение Фомы Аквинского решением Папы Римского было объявлено официальной идеологией католицизма. В настоящее время получил распространение неотомизм – философско-религиозное учение, основанное на идеях Фомы Аквинского. |