Средства активизации внимания пользователя при работе с интерфей. Средства активизации внимания пользователя при работе с интерфейсом программного продукта
Скачать 19.48 Kb.
|
Лабораторная работа 2 Тема: Средства активизации внимания пользователя при работе с интерфейсом программного продукта Создание прототипа интерфейса windows-приложения Цель: формировать навыки и умения проверки выбранного названия программного продукта на пригодность, разработки основной метафоры, создание окна-заставки для программного продукта, формировать навыки самостоятельного создания прототипа интерфейса windows-приложения в соответствии с основными принципами проектирования интерфейса Оборудование: Персональные компьютеры ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ: Изучить теоретический материал Выполнить задание лабораторной работы Ответить на контрольные вопросы Защитить отчет ОТЧЕТ ДОЛЖЕН СОДЕРЖАТЬ: Тему, цель работы Последовательность выполнения задач Результаты выполнения заданий Выводы Ответы на контрольные вопросы ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Принципы разработки интерфейса - это высокоуровневые идеи и представления, которые могут использоваться при проектировании программного обеспечения. Учитывая, что интерфейс разрабатывается в большей степени для пользователей самых разных уровней подготовки, необходимо использовать средства привлечения и активизации внимания этих пользователей при работе с программными продуктами. Окна программ имеют прямоугольную форму. Геометрические размеры этих окон близки к соотношению «золотого сечения». «Золотое сечение» - это самая комфортная для глаза пропорция. Форма, в основе построения которой лежит сочетание симметрии и «золотого сечения», способствует наилучшему зрительному восприятию и появлению ощущения красоты и гармонии. С развитием дизайна и технической эстетики действие закона «золотого сечения» распространилось на конструирование машин, мебели и т. Д. Проектирование компьютерных интерфейсов - не исключение. Формы диалоговых окон и элементов управления, стороны которых относятся как 1,618, очень привлекательны для пользователей. Визуальное восприятие элементов интерфейса программного продукта требует привлечения внимания человека. Для этого применяется эффект «Лас-Вегаса». Одним из способов реализации эффекта «Лас-Вегаса» является создание первой заставки для программного продукта. Основными видами ошибок, допускаемых авторами программ при их именовании, являются: - Выбор вопиющего и вызывает названия типа SUPER, COOL и т.п., такие названия прочно ассоциируются с любительским творчеством; - Выбор названия, которое никак не отражает назначение программы; - Выбор двусмысленного названия; - Умышленное замена некоторых букв в названии с целью повышения оригинальности; - Использование в названии программы имен авторов. Кроме того, выбранный название необходимо проверить на уникальность. Этапы проверки уникальности выбранного названия программы: - Проверка, не является избранное название чьей зарегистрированной торговой маркой. Сделать это можно по адресу www.nameprotect.com. - Проверка, не используется название кем-то другим. Для этого можно воспользоваться одной из поисковых систем. - Проверка, не зарегистрирован соответствующий домен в зоне.сот (это можно сделать, например, по адресу https://thehost.ua/ua/domains/whois). При создании интерфейса рекомендуется использовать существующие принципы проектирования пользовательского интерфейса. Далее приводятся шесть принципов, вобравших в себя многое из того, что на данный момент известно о разработке эффективного пользовательского интерфейса. Каждый из них включает в себя несколько связанных между собой идей, более детализированных по сравнению с общими вопросами. Этими общими вопросами являются структура, простота, видимость, обратная связь, толерантность и повторное использование. Структурный принцип - организация пользовательского интерфейса должна быть целесообразной, осмысленной и удобной. Она должна базироваться на четких, целостных моделях, очевидных и распознаваемых пользователями. При этом родственные понятии должны быть связаны, а независимые – разделены. Непохожие элементы должны дифференцироваться, а похожие – выглядеть похоже. Принцип простоты - следует максимально упрощать управление наиболее распространенными операциями. При этом общение с пользователем должно вестись на понятном для него языке. Должны предоставляться ссылки, логичным образом указывающие на более сложные процедуры. Принцип видимости - все функции и данные, необходимые для выполнения данной задачи, должны быть видны, чтобы пользователь не отвлекался на дополнительную и избыточную информацию. Принцип обратной связи - сообщайте пользователям о действиях системы, ее реакциях, изменениях состояния или ситуации, об ошибках и исключениях, которые важны для них. Сообщения должны быть четкими, краткими, однозначными и написанными на языке, понятном пользователю. Принцип толерантности - интерфейс должен быть гибким и толерантным. Ущерб, наносимый ошибками пользователи, необходимо снижать за счет возможности отмены и повтора действий и за счет предотвращения появлений этих ошибок путем анализа различных форматов ввода и разумной интерпретации любых разумных действий. Принцип повторного использования - следует многократно использовать внутренние и внешние компоненты и принципы поведения системы, поддерживая устойчивость осмысленно, а не просто за счет избыточности. Это способствует уменьшению объема информации, которую пользователям приходится запоминать и о которой приходится думать каждый раз заново. ЗАДАНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ Задание 1. Выбрать имя для программного продукта в соответствии тематике. Выполнить проверку выбранного названия на пригодность на всех этапах. Результаты проверки предоставить в письменном виде. Задание 2 1. Разработать основную метафору для программного продукта. 2. Создать окно-заставку, реализующего эффект «Лас-Вегаса» по следующим правилам: Один из размеров окна-заставки должен составлять 1/3 часть от соответствующего размера экрана независимо от его разрешения; Геометрические размеры окна должны выдерживать соотношение «золотого сечения»; В окне должны быть отражены сведения: название программы, основная метафора, данные об авторе и руководителе проекта, период создания, реквизиты организации и подразделения, версия программного продукта; Отражение на экране должно определяться временем загрузки основного окна программы. 3. Выполнить сопровождение окна звуковыми и анимационными эффектами. Задание 3 Разработать прототип интерфейса windows-приложения в соответствии с основными принципами проектирования интерфейса. Интерфейс должен быть достаточен для выполнения всех сценариев. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ 1. Интернет-магазин. Должны быть реализованы сценарии: покупка товара, поиск товара, добавление нового товара в базу данных магазина, просмотр и обработка заказов покупателей, регистрация нового покупателя. 2. Книжный каталог. Должны быть реализованы сценарии: добавления новой книги, поиск книги по нескольким полям, бронирование книги, списание старых книг, регистрация пользователей каталога. 3. Адресная книга. Должны быть реализованы сценарии: добавление нового абонента, добавление категорий абонентов, поиск абонентов по нескольким полям, добавления администраторе каталога (пользователей, которые имеют право редактировать данные адресной книги), редактирование данных абонента. 4. Расписание занятий. Должны быть реализованы сценарии: добавление новой группы, добавление занятий (с указанием названия предмета, времени, аудитории, группы, недели, преподавателя, типа занятия), просмотр списка занятий на выбранную дату, добавление списка преподавателей, поиск занятий по нескольким полям (предмету, преподавателя, группе, времени, типе занятия). 5. База студентов. Должны быть реализованы сценарии: добавление новой группы, добавление нового студента, поиск студента по различным полям, добавления информации об оценках по различным предметам, отчисление студента. 6. Прайс-лист фирмы. Должны быть реализованы сценарии: добавление новой категории товаров, добавление нового товара, поиск товара по различным полям, добавление администратора прайс-листа (пользователей, которые имеют право редактировать прайс-лист), перемещение товара из одной категории в другую. 7. База склада фирмы. Должны быть реализованы сценарии: добавление нового товара на склад, списание товара, выдача товара, поиск товара по различным полям, изменение месторасположения товара на складе. 8. Аптечная база. Должны быть реализованы сценарии: прием заказа от клиента на изготовление раствора, продажа лекарства, списание просроченных лекарств, добавление новые лекарств в базу данных, поиск заказов по различным полям. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Объясните, почему необходимо привлекать внимание пользователя при работе с пользовательским интерфейсом. Приведите системы поисковых систем, которые можно использовать при проверке имени программного продукта на уникальность. Выполните обоснование проверки имени программы на уникальность. Приведите примеры использования «золотого сечения» в окружающем мире, искусстве и программировании. Приведите примеры программных продуктов, которые используют эффект «Лас-Вегаса». Какие эффекты используют эти программные продукты? Определите понятие «модель пользователя». Как связано восприятие с моделью пользователя? Определите критерии качества интерфейса. В чем заключается структурный принцип? Каким образом он был использован в интерфейсе разработанной программы? В чем заключается принцип простоты? Каким образом он был использован в интерфейсе разработанной программы? В чем заключается принцип видимости? Каким образом он был использован в интерфейсе разработанной программы? В чем заключается принцип обратной связи? Каким образом он был использован в интерфейсе разработанной программы? В чем заключается принцип толерантности? Каким образом он был использован в интерфейсе разработанной программы? Каким образом производится обработка событий для элементов интерфейса windows-приложения? Каким образом следует проверять ошибки во введенных пользователем данных, и каким образом сообщать о них? |