СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
СРЕДСТВО
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ
| ПРИМЕР
| Метафора
| Троп, основанный на сходстве двух явлений (скрытое сравнение)
| Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой
| Олицетворение
| Троп, основанный на перенесении признаков, свойств живого существа на неодушевленные предметы или явления природы
| И звезда с звездою говорит
(М. Лермонтов)
| Метонимия
| Троп, основанный на связи явлений (связь между страной и ее жителями; связь между фамилией автора и его произведением; связь между материалом и предметом, из него изготовленным)
| Волновался Париж беспокойный
(Н. Некрасов);
Я прочитал всего Махмуда (Р. Гамзатов);
Хрусталь и бронза на столе (А. Пушкин)
| Синекдоха
| Троп, основанный на замене единственного числа множественным, и наоборот.
| Не швед ли мнил, что он главою,
Как атлас, держит целый свет?
(А. Пушкин)
| Оксюморон
| Эпитет, противоречащий определяемому слову.
| Сладкая горечь; мрачный свет.
| Гипербола
| Троп, основанный на явном художественном преувеличении размеров предметов, образов, явлений.
| В сто сорок солнц закат пылал
(В. Маяковский)
| Литота
| Троп, основанный на явном преуменьшении размеров
| Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить (Н. Некрасов)
| Ирония
| Троп, основанный на контрасте. Употребление слов именуется ироничным в случае снижения значения.
| Откуда, умная бредешь ты голова? (речь идет о глупце)
| Аллегория
| Троп, основанный на условном обозначении важных явлений.
| Волк-аллегория хищника;
Овца-аллегория жертвы;
Лиса-хитрости.
| Эпитет
| Поэтическое определение существенных с точки зрения автора признаков, свойств литературного образа. По значению эпитеты делятся: изобразительные (определяют цвет, форму, размеры, запах, материал), лирические или эмоциональные (выражают чувства поэта), лиро-эпические (сочетают в себе признаки лирического и изобразительного эпитетов), постоянные (определяют устойчивые признаки предметов), метафорические (содержат элемент сопоставления).
| Синий платок(и); волшебная тишина утра(э); свежее дыхание ветерка(л-э); красно девица(п); жемчужные зубы(м).
| Сравнение
| Сопоставление двух отчетливых понятий, явлений. Признаком сравнения является наличие союзных слов (как, точно, словно, будто, подобно).
| Лес, точно терем расписной (И. Бунин).
| Перифраз
| Развернутое описательное выражение, которое заменяет точное название явлений природы, исторического лица и.т.д.
| Луна – небесная лампада;
Юность-веста наших дней; бабочка- порхающий цветок.
|
СИНТАКСИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
СРЕДСТВО
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ
| ПРИМЕР
| Антитеза
| Противопоставление двух образов, понятий или явлений, что свидетельствует о конфликтности, контрастности противоборствующих сил.
| Ты богат, я очень беден
Ты прозаик, я поэт
(А. Пушкин)
| Градация
| Это предложение с однородными членами ,в котором каждое последнее слово усиливает значение предыдущего.
| Я выйду, я выбегу, брошусь на встречу (И. Уткин)
| Эллипсис
| Это пропуск в предложении или стихе одного или нескольких значащих слов (чаще глаголов).
| Шопот. Робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыхание
Сонного ручья (Фет)
| Риторические формы
| Р. вопрос - вопросительный оборот речи, не требующий непосредственного ответа.
Р. обращение – обращение поэта к явлениям природы, к отсутствующим, к умершим, т.е. к тому, кто не может дать ответа.
Р. восклицание – оборот речи, который произносится выразительно, сильно, с восклицательной интонацией.
| Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою? (р.вопр.)
(И. Тютчев)
Смотри как роща зеленеет, Палящим солнце облита. (р.обращ.)
Да здравствует солнце! Да скроется тьма! (р.восклиц.)
(А. Пушкин)
| Синтаксический параллелизм
| Развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях. Чаще всего сопоставляются явления природы и душевное состояние человека.
| Что затуманилась, зоренька ясная,
Пала на землю росой?
Что ты задумалась девушка красная,
Очи блеснули слезой? (народная песня)
| Парцелляция
| Расчленение фразы на части или даже на отдельные слова
| Поэт внезапно встал. Побледнел.
| Повторы
| Анафора – повторение слов в начале предложений, стихов, строф.
Эпифора - повторение слов в конце предложений, стихов, строф.
Стык – повторение слова или словосочетания в конце одного и вначале другого предложения, стиха, строфы.
Кольцо – повторение слова или словосочетания в начале и в конце предложения, стиха, строфы.
| Я пришел к тебе с приветом
Рассказать, что солнце встало <…>
Рассказать , что лес проснулся…(а.);(Фет)
Была жара, жара плыла (с.)
(В. Маяковский);
Звезда вечерняя, печальная звезда (к.) (И. Тургенев);
Стихотворение Пушкина «Моя родословная» (э.).
| Полисиндетон
(многосоюзие)
| Повторение одинаковых союзов при соединении однородных членов предложения.
| И пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы (А. Пушкин).
| Асиндетон
(бессоюзие)
| Интонационное, бессоюзное соединение однородных членов предложения.
| Швед, русский! Рубит, колет, режет! (А. Пушкин).
|
ПОЭТИЧЕСКАЯ ФОНЕТИКА (эвфония)
СРЕДСТВО
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ
| ПРИМЕР
| Аллитерация
| Повторение нескольких одинаковых согласных в стихе, строфе, предложении.
| Утихает светлый ветер.
Наступает серый вечер,
Ворон канул на сосну,
Тронул сонную волну.
(А. Блок)
| Ассонанс
| Повторение одинаковых гласных звуков в стихе, предложении, строфе.
| Как хорошо ты, о, море ночное.
| Звукоподражание
| Более четкое соответствие звукового строя речи созданному писателем образу. Многие звуки в природе имеют акустическое сходство со звуками языка. Так «р»-раскаты грома; «з»-звук металла; «с»-свист; «ш»-глухой шум
| Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя
\Грохочет в небе голубом.
(Тютчев).
| ЛЕКСИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
СРЕДСТВО
| ОПРЕДЕЛЕНИЕ
| ПРИМЕР
| Диалектизмы
| Слова местные, взятые из говоров того же языка, чтобы придать выражению местный колорит.
| Говорить-гутарить.
| Жаргонизмы
| Употребление лексики профессиональных групп, возникающей в известной бытовой обстановке, например, в студенческой. Слова воровского жаргона называются арготизмами
| Пара, зачетка, хвостисты.
Атас, канает, шухер, хана.
| Вульгаризмы
| Употребление грубых слов просторечия в литературе.
| Стерва, шельма, сволочь.
| Архаизмы
| Устаревшие, вышедшие из употребления слова.
| Вежды – веки; ланиты-щеки; рамена – плечи; выя – шея; уста – губы; глаголить – говорить; ветрило- парус.
| Историзмы
| Слова, представляющие собой названия существовавших когда-то, но исчезнувших предметов, явлений, человеческой жизни.
| Смерд, кафтан, кокошник, аршин, грош, князь, боярин, волость, уезд.
| Неологизмы
| Вновь образованные слова, ранее в языке не существовавшие. Авторские неологизмы называются окказионализмами
| Я повсеградно оэкранен,
Я повсесердно утвержден.
| Прозаизмы
| Слова, относящиеся к прозаической лексике, но употребляемые в поэтическом контексте.
| Я снова жизни полн: таков мой организм (Извольте мне простить ненужный прозаизм).
| Синонимы
| Слова, близкие по значению, но различные по звучанию.
| Маленький-крохотный.
| Антонимы
| Слова, противоположные по смыслу.
| День-ночь.
| Омонимы
| Слова, одинаково звучащие но различные по значению.
| Ключ, замок,
| РОДЫ И ЖАНРЫ ЛИТЕРАТУРЫ
ЭПОС
| ЛИРИКА
| ДРАМА
| ЛИРО-ЭПИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ
| Басня
| Гимн
| Водевиль
| Баллада
| Былина
| Инвектива
| Драма
| Поэма
| Легенда
| Мадригал
| Комедия
| Роман в стихах
| Новелла
| Ода
| Мелодрама
|
| Очерк
| Песнь (песня)
| Скетч
|
| Повесть
| Послание
| Трагедия
|
| Рассказ
| Романс
|
|
| Роман
| Сонет
|
|
| Сказка
| Стансы
|
|
| Эпопея
| Стихотворение
|
|
| Притча
| Стихотворение в прозе
|
|
| Мемуары
| Элегия
|
|
| Путевые записки
| Эпиграмма
|
|
| Дневник
| Эпитафия
|
|
| Пословица
| Идиллия
|
|
| Загадка
| Эпиталама
|
|
| В эпических произведениях художественно осваивается событие, то есть история, случай. Причем событие это представлено как предмет авторского повествования о нем, поэтому речевую структуру эпических произведений определяет именно авторское повествование
Лирика как литературный род представляет собой художественно освоенное душевное состояние, переживание и связано с выражением чувств, мыслей, а не с изображением событий. События в лирических произведениях могут быть упомянуты, но лишь как повод для выражения чувств автора и героев, поэтому лирические произведения бессюжетны.
Драма художественно осваивает действие. Действие считается частью события, его наиболее напряженной, динамичной частью, поэтому драматические произведения всегда сюжетны, и сюжеты их развиваются напряженно. |