ДЗ 3. Средства воздействия и аргументы используют ораторы в своих
Скачать 27.3 Kb.
|
Задание 1. Прочитайте фрагменты публичных речей. Определите, ка- кие средства воздействия и аргументы используют ораторы в своих речах. 1 Я заявляю палате, как уже заявил министрам, вошедшим в состав правительства, что могу только предложить кровь, труд, слезы и пот. Нам предстоят самые горестные испытания. Пред нами долгие, долгие месяцы борьбы и страданий. Вы спросите – в чем наша политика? Скажу вам – начать войну на суше, на море и в воздухе, войну со всей нашей мощью, со всей силой, да- рованной богом; начать войну против ужасной тирании, невиданной даже в иных темных, самых прискорбных списках человеческих преступлений. Такова наша политика. Вы спросите – какая наша цель? Могу ответить одним словом: побе- да. Победа любой ценой, победа, невзирая на все ужасы, победа, каким бы долгим и тяжелым ни был путь к ней, ибо без победы мы погибнем. Пред- ставим это себе с предельной ясностью. Не станет существовать Британ- ская империя, погибнет все, что она отстаивала, исчезнут вековые импуль- сы, толкающие человечество вперед к его цели. Я принимаю возложенные на меня обязанности, преисполненный бодрости и надежды. Я верю, что люди не допустят, чтобы наше дело по- стигла неудача. Я чувствую себя вправе в данном положении, в данное время потре- бовать содействия у всех и сказать: «Так идите же, вместе пойдем вперед, объединив наши силы». (Из речи Уинстона Черчилля, произнесенной 13 мая 1940 г.) 2 Университет – это община ученых. Это не детский сад, не клуб, не реформаторий; это не политическая партия и агентство по пропаганде. Университет – община ученых. Ученые, составляющие эту общину, были избраны своими предше- ственниками, потому что оказались наиболее подходящими для изучения и преподавания той или иной отрасли знания. Лучший университет тот, в котором наибольшая часть ученых являются самыми компетентными в выбранных ими отраслях науки. До известной степени возможности университета привлекать наи- лучших ученых ограничиваются тем вознаграждением, которое он в состо- янии предложить. В известной мере они зависят от условий библиотек и лабораторий, которые он может предоставить. Но известно, что великие ученые жертвовали материальными и другими благами ради одного со- вершенно неотъемлемого для их признания – свободы. Без свободы исследования, свободы суждения, свободы преподава- ния университет не может существовать. Без этих свобод университет ста- новится политической партией или агентством по пропаганде. Он переста- ет быть университетом. (Из речи «Что такое университет?» Роберта М. Хетчинса) 3 Давайте внимательно посмотрим на нашу тему: «Нет ничего долговеч- нее временных сооружений». Если вчитаться, вдуматься, проникнуться, то легко можно заметить совершенно неожиданную вещь. Как понимать фразу «временные сооружения»? «Это сооружения, построенные на время», – ска- жет любой. «Нет, это сооружения, построенные временем», – возражу я и попробую доказать. Для этого можно было бы привести массу аргументов, но я остановлюсь только на значимых трех. Во-первых, все, что строилось временем, всегда было тверже гранита и надежнее солнца. Тут и примеры долго искать не надо: дружба, проверенная временем; неугасающая много- летняя взаимная любовь; Египетские пирамиды; Китайская стена… Во-вто- рых, большинство современных зданий, мостов, дорог были построены дос- таточно быстро и поэтому не относятся ко временным. На что потрачено год или два, долго не простоит. В-третьих, обратим внимание на слово «нет». Это ведь категорическое отрицание. Вспомним Фирдоуси: Все в мире покроется пылью забвенья, Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья: Лишь дело героя да жизнь мудреца Проходят столетья, не зная конца. Казалось бы, великий человек Фирдоуси, а вот ошибся … И любой честный человек не станет стыдливо отворачиваться. Как говорится, «Пла- тон мне друг, но истина дороже». Не надо бояться делать ошибок, потому что они – единственный проводник к правде. (Из книги П. Таранова «Карманная риторика») 4 Работа дает возможность любому человеку жить в этом мире. Именно об этом, как мне кажется, думают 90% людей, когда слышат это слово. Я ду- маю, что есть не так много людей, которые делают на работе то, что хотели бы делать. Исключение, наверное, составляют актеры, преподаватели и люди других творческих профессий. Для этих людей деньги не являются главным критерием их работы. Для них работа – это смысл всей их жизни, способ са- мовыражения, самореализации и т. д. Другая категория людей, как мне ка- жется, говоря о работе, испытывает чувство гордости за свою профессию (например, в мире сто космонавтов, а я один из них) или какие-то свои про- фессиональные качества: я работаю – я надежен – я зарабатываю себе на жизнь – я не тунеядец – и т. д. К сожалению, когда человек по тем или иным причинам лишается работы, он начинает думать по-другому: я больше не ра- ботаю – я больше не заработаю себе на хлеб – я не надежен – у меня больше не будет ничего хорошего. И это, вместе с денежными проблемами, создает проблему безработицы, иначе говоря, проблему безработных. Мне кажется, что высший уровень мотивации для работы – это про- фессионализм. Когда человек говорит: «это моя работа», «я умею работать как следует», «я знаю и люблю свою работу» – он не просто доволен своей работой, он гордится ею. Он получает от работы удовольствие. Когда человек говорит, что работа – это необходимость, что он больше думает не о самой работе, а о том, зачем он работает, он думает о своей семье, о своей стране, даже об экономике своей страны и т. д. Конечно, в идеальном варианте, у человека должна быть работа, которая доставляет ему удовольствие и приносит много денег, но, к сожалению, такая работа встречается крайне редко. Это обычно мечта, а не реальность. (Из учебной литературы) Задание 2. Определите вид устного публичного выступления. Обос- нуйте свое мнение. Сделайте анализ композиции текста. Охарактеризуйте сред- ства воздействия на читателя, которые использует автор. О ВОЙНЕ И МИРЕ Известный испанский философ Бальтасар Грасиан писал: «Миролю- бивый – значит долговечный. Хочешь жить – давай жить другим. Миро- любцы не просто живут – они блаженствуют». Британский институт статистики провел исследование «Global Peace Index», которое выявило самые мирные страны. При этом учитывались: Объем военных расходов. Насилие в обществе. Отношения с другими странами. Уровень организованной преступности. Соблюдение прав человека. По итогам программы самыми мирными странами оказались: Норве- гия, Новая Зеландия, Дания, Швеция, Ирландия, Финляндия, Япония, Ка- нада, Австрия, Португалия. Самое печальное то, что наша страна в этом рейтинге находится на 118 месте – 4 с конца. У нашей великой державы кровавое прошлое. В истории достаточно примеров казней, бунтов, восстаний и войн. Так, в 1917 году свержение ца- ризма сопровождалось «красным террором». Русские люди истребляли друг друга. В гражданскую войну истребление продолжалось. Эта война унесла 12 млн жизней, не считая эмигрантов, покинувших страну. Кон- фликт противоположных интересов заставил пойти брата против брата, сы- на против отца. Интересно, что в то же время колониальная Индия боролась за неза- висимость от господства англичан. И в то время, когда в России большеви- ки проводили политику «красного террора» и «военного коммунизма», по- литический лидер Индии Мохандас Ганди проповедовал политику борьбы мирными средствами. Ее суть заключалась в том, чтобы бороться с врага- ми мирными путями. Например, индийцы устраивали мирные забастовки, голодали, а когда бастующих пытались разогнать, они не сопротивлялись, а своим врагам англичанам дарили цветы. Полное непротивление освободило Индию от Англии и помогло из- бежать кровавых жертв, которые непременно были бы в случае войны, что и происходило в России. В России во время Гражданской войны за 3 года погибло 12 млн человек, а в Индии за 10 лет 500 тыс., а это в 24 ра- за меньше. А что происходит сегодня, в наше время? Люди так же продолжают воевать друг с другом. Не так давно закончилась Чеченская война и до сих пор мы слышим ее отголоски: захват школы в Беслане, Норд-Ост, теракт в московском метро. Кроме того, в повседневной жизни стало слишком много агрессии: по телевидению показывают кровавые фильмы, новости начинаются с катастроф. Люди становятся агрессивными и равнодушны- ми. Среди молодежи стало модно снимать на видео чужое несчастье. Ин- тернет полнится видеороликами, где снято насилие, избиение и другие жестокие вещи. Я считаю, что, пока мы будем нарушать главную заповедь всех рели- гий мира «Возлюби ближнего своего как самого себя», Россия будет нахо- диться на 118 месте в рейтинге самых благополучных стран мира – 4 с кон- ца, если не отодвинется дальше. Чтобы этого не случилось, давайте жить дружно и уважать друг друга, и все у нас будет хорошо! Задание 3. Сформулируйте проблемную тему, используя афоризмы. Выразите свою точку зрения на поставленную проблему и подберите к ней аргу- менты. Содержание будущего текста отразите кратко в виде логической схемы, в которой будут представлены тема, проблема, тезис, три аргумента с примерами и вывод. «Почти все великое сделано молодыми» (Б. Дизраэли, британский политик, писатель) «Лондонские туманы не существовали, пока их не открыло искусст- во» (О. Уайльд, английский писатель) «История России – это борьба невежества с несправедливостью» (М. Жванецкий, писатель) «Верьте тем, кто ищет истину: не доверяйте тем, кто нашел ее» (А. Жид, французский писатель) «Не надо бороться за чистоту, надо подметать!» (И. Ильф, писатель) «Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые» (П. Капица, физик) «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» (Конфу- ций, китайский мыслитель) «Трудно идти по жизни несколькими путями одновременно» (Пифа- гор, древнегреческий математик) «Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский, историк) «Артист должен знать все о любви и научиться жить без нее» (А. Павлова, балерина) «Два качества необходимы художнику: чувство нравственности и чув- ство перспективы» (Д. Дидро, философ, писатель) |