Главная страница
Навигация по странице:

  • Происхождение нравственности и права: что первично

  • СРС 2. История этических учений. 1 часть.

  • СРС 3. История этических учений. 2 часть.

  • СРС 4. Основные категории этики и нравственная аксиология

  • Почему ответственность является оборотной стороной свободы Что происходит, когда свобода отрывается от нравственности

  • Профэтика СРС. Срс 1 Нравственность, мораль и этика понятия и практическая значимость их освоения


    Скачать 18.16 Kb.
    НазваниеСрс 1 Нравственность, мораль и этика понятия и практическая значимость их освоения
    Дата10.02.2023
    Размер18.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПрофэтика СРС.docx
    ТипДокументы
    #930149

    СРС 1

    Нравственность, мораль и этика:

    понятия и практическая значимость их освоения.


    1. Предмет и место этики в структуре философского знания. Задачи
      этики.

    2. Понятия «мораль» и «нравственность»: общее и особенное.

    3. Мораль как форма общественного сознания и способ духовно-практического освоения действительности. Исторические формы морали.

    4. Структура и функции морали.


    5. Происхождение нравственности и права: что первично?


    Продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие
    высказывания (письменно):

    «Нравственность — это разум сердца» (Г. Гейне).

    «Нравственное — это повиновение свободе...» (Г.В.Ф. Гегель).

    «Проповедовать мораль легко, обосновывать ее — трудно» (А.
    Шопенгауэр).

    «Разумное и нравственное всегда совпадают» (Л.Н. Толстой).

    «Жить можно только тем, за что ты можешь бороться и умереть»
    (И. А. Ильин).

    «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

    «Право оставляет умонастроению полную свободу. Мораль же касается умонастроения и требует, чтобы поступок совершался из уважения к
    долгу. Следовательно, и соответствующий праву образ действий морален,
    если он определяется уважением к праву» (Г.В.Ф. Гегель).

    «...Моральную силу невозможно создать параграфами закона...»
    (К. Маркс).

    «Отнимите свободу, и право становится своим противоположением, т.е. насилием» (В.С. Соловьев).
    СРС 2.

    История этических учений. 1 часть.


    1. Моральный релятивизм софистов, отождествление истины и добродетели в философии Сократа.

    2. Гедонизм киренаиков и ригоризм киников.

    3. Объективность добра в этических представлениях Платона.

    4. «Никомахова этика» Аристотеля и его учение о добродетелях.

    5. Этический эвдемонизм Эпикура и ригоризм стоиков.

    6. Этическое учение христианства. Общечеловеческое значение принципа любви.


    Продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие
    высказывания (письменно):

    «Благородный муж стремится к основе, а основа человеколюбия —
    это почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям»
    (Конфуций).

    «Смерть есть зло для умирающих, но благо для могильщиков» (софистический тезис).

    «Я знаю, что ничего не знаю» (Сократ).

    «Без общины, без дома, без отечества!» (Диоген Синопский).

    СРС 3.

    История этических учений. 2 часть.

    1. Божественное предопределение и человеческая свобода в проповеди Мухаммеда.

    2. Нравственные искания гуманистов эпохи Возрождения и этика «разумного эгоизма» Нового времени.

    3. Этика долга и категорический императив И. Канта.

    4. Идея сострадания в этике А. Шопенгауэра и мораль сверхчеловека
      Ф. Ницше.

    5. Современная гуманистическая этика: А. Швейцер, Э. Фромм и др.

    6. Этика ненасилия Л. Н. Толстого.


    Продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие
    высказывания (письменно):

    «Живи незаметно» (Эпикур).

    «Любите врагов ваших» (Иисус Христос).

    «Признание жизни каждого человека священной есть первое и
    единственное основание всякой нравственности» (Л. Н. Толстой).

    «Я — жизнь, которая хочет жить, я — жизнь среди жизни, которая
    хочет жить» (А. Швейцер).
    СРС 4.

    Основные категории этики и нравственная аксиология


    1. Формирование представлений о добре и зле в обществе и их место
      в системе категорий современной этики. Проблема идеала.

    2. Проблема справедливости: история постановки и современные решения. Нравственно-правовая ценность справедливости.

    3. Этическое содержание и правовые аспекты понятия достоинства.

    4. Долг как нравственная и правовая ценность. Профессиональный
      долг и личный интерес.

    5. Стыд и совесть. Основные интерпретации совести в истории этических учений.

    6. Свобода как фундамент нравственности и нравственное измерение
      свободы. Свобода и ответственность.


    Продумать и прокомментировать в проблемном ключе следующие
    высказывания (письменно):

    «Лишь глупцы называют своеволие свободой» (Тацит).

    «...Честь — это награда, присуждаемая за добродетель...» (Аристотель).

    «Наслаждаться счастьем — величайшее благо, обладать возможностью давать его другим — еще большее» (Ф. Бэкон).

    «... Моральную ценность должно усматривать только в том, что
    поступок совершают из чувства долга...» (И. Кант).

    «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л. Н. Толстой).
    Письменно ответить на следующие вопросы:



    1. Почему ответственность является оборотной стороной свободы?


    2. Что происходит, когда свобода отрывается от нравственности?


    3. Как соотносятся внутренний и внешний аспекты свободы?


    4. Может ли быть свобода чрезмерной?


    написать администратору сайта