РЕФЕРАТ ВАРИАНТ. Сталинский ампир
Скачать 3.45 Mb.
|
реферат по истории искусств НА ТЕМУ: «СТАЛИНСКИЙ АМПИР» Выполнила: Ученица 5 класса Вересовая Ксения Юрьевна Преподаватель: Секлецова Ольга Владимировна 2022 Оглавление Введение…………………….………………………………………………………..3 Понятие «ампир», история возникновения…………………………………………4 Возникновение и развитие стиля…………………………………………………… 4 Основные черты и особенности «сталинского ампира»……………………………5 Сталинский ампир или «стиль триумф……………………………………………..8 Сталинские высотки ………………………………………………………………….8 Конец сталинской архитектуры…………………………………………………..….13 Сталинский ампир на примере Екатеринбурга………………………………………13 В Екатеринбурге снова в моде «сталинский ампир»………………………………..14 10. Заключение…………………………………………………………………………….16 №1 Введение Архитектура является важным источником для всестороннего изучения определенного периода истории. В ней отражаются взгляды, идеология, нормы и идеалы общественной жизни людей. По архитектурному стилю можно определить экономический уровень государства, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, характеры и вкусы населения, правителя или правящей группы. Из всего вышеперечисленного следует – насколько важно рассматривать архитектуру – как часть исторического процесса для наиболее полноценного воссоздания картины жизни государства, его развития, понимания происходивших в нем событий и явлений. Архитектура СССР охватывает период с 1917 по 1991 года. Наиболее интересным на моя взгляд является “Сталинский ампир” - направление в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР с конца 1930-х и до середины 1950-х годов. Этот стиль объединял в себе элементы различных архитектурных стилей, таких как: барокко, ампир эпохи наполеона, ар-деко. Пожалуй, это самый противоречивый и интересный период в истории архитектуры СССР. Изучение советской архитектуры − одна из интереснейших тем для исследования. Такой интерес выражается в тех процессах, которые происходили в стране. На становление стилистики советской архитектуры влияли не только сами «творцы», т. е. архитекторы, но и партийное руководство. Таким образом, объектом проекта данной работы является советская архитектура 1930–1950-х гг., а его цель – анализ «сталинской архитектуры» как культурного явления советской эпохи. Уже в период Великой Отечественной войны архитекторы начинают работать над проектами восстановления разрушенных городов, мемориалами и триумфальными арками для встречи советских героев. В художественном образе этих произведений был оптимизм победы, в которую верили архитекторы и которую все ожидали. В 1945 году страна приступила к восстановлению разрушенных городов. Архитектура стала одним из приоритетных направлений народного хозяйства. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. №2 Понятие ампир, история возникновения Ампир — это архитектурный стиль, для которого характерно подражание античным постройкам. Термин «ампир» происходит от французского слова empire, что переводится как «империя». Поэтому стиль иногда называют «имперским». Ампир появился во Франции в первой трети 19 века, в период правления императора Наполеона Бонапарта Для него было характерно обилие колонн, лепнины, карнизов и пилястр — вертикальных выступов. А еще на зданиях часто встречалась военная эмблематика — изображения доспехов, оружия, лавровых венков. № 3 Возникновение и развитие стиля Изучение советской архитектуры − одна из интереснейших тем для исследования. Такой интерес выражается в тех процессах, которые происходили в стране . На становление стилистики советской архитектуры влияли не только сами «творцы», т. е. архитекторы, но и партийное руководство. Уже в период Великой Отечественной войны архитекторы начинают работать над проектами восстановления разрушенных городов, мемориалами и триумфальными арками для встречи советских героев. В художественном образе этих произведений был оптимизм победы, в которую верили архитекторы и которую все ожидали. В послевоенные годы архитектура была идеологическим инструментом, который транслировал идеи устремления в светлое будущее После Второй мировой войны (1941-1945гг) история советской архитектуры вступает в новый этап. Понадобилось много ресурсов, чтобы восстановить разрушенные поселения. В 1934 году создаётся Академия архитектуры СССР и Союз архитекторов СССР, который объединяет творческие силы для решения новых задач, поставленных перед мастерами. Это создание Дворцов Культуры, спортивных комплексов, индустриальных центров, санаториев и пионерских лагерей. Архитекторы в этот период работают в больших творческих мастерских и научно-исследовательских проектных институтах, объединяющих конструкторов, зодчих и художников, которыми руководят лидеры советской архитектуры. Многие проекты создаются в результате всесоюзных конкурсов. Архитектурное произведение должно было внушать уверенность зрителям в скором восстановлении всей страны. № 4. Основные черты и особенности «сталинского ампира» Сталинская архитектура – уникальное явление. Прежде всего, это выражено в том, что она сформировалась не в результате совместной работы советских архитекторов, она была создана лично Сталиным. Его вкусы и взгляды, его характер отчетливо выражаются в созданном им направлении в советской архитектуре. В личных архитектурных предпочтениях Сталина и степени его собственного влияния огромную роль сыграли дедукция, догадки и бытовые мнения Сталинская архитектура (сталинский ампир), также называемая сталинской готикой или социалистическим классицизмом, – это термин, которым обозначают архитектуру Советского Союза под руководством Иосифа Сталина между 1933 и 1955 годом. Исследуя архитектурные памятники 1930–1950-х гг., понимаешь какую смысловую нагрузку они несут. По замыслу Сталина они должны были своим внешним видом вселять в сознание советских граждан установки на светлое будущее, победу в строительстве социалистического государства. Архитектурные здания (Материальные памятники) эпохи Сталина можно разделить на две группы. К первой группе относятся архитектурные сооружения второй половины 1930-х гг., для которых характерно стремление к освоению и использованию античных архитектурных форм, излишняя помпезность, торжественность: санаторий им. Орджоникидзе в Сочи. 1937 г. Арх. И. Кузнецов; Красивейшее архитектурное произведение на склоне горы Бытха.На сегодня имеет запущенный вид, требует ремонта театр Советской армии. Москва. 1934–1940 гг. Арх. К. Алабян, В. Симбирцев; на его сцене «проходили службу» многие военнообязанные актёры, работает до сих пор. Дом Советов. 1940 г. Арх. Н. Троцкий; Находится на Московской площади в Санкт-Петербурге. В здании около семисот рабочих помещений, зал заседаний на три тысячи человек. Во вторую группу можно отнести архитектурные сооружения 1940– 1955 гг., для которых также характерно использование античных форм, но в большей степени. В архитектурном облике зданий этого периода больше внимание уделялось декоративному оформлению зданий. Несомненно, новым стало строительство высотных зданий, которым свойственны классические элементы и башенный принцип постройки. Как один из ярких примеров можно привезти: театр оперы и балета имени Алишера Навои в Ташкенте. 1943–1947 гг. Арх. А. Щусев; Театр работает до сих пор, причем и на международном уровне. Внутри театр красиво украшен панно № 5. Сталинский ампир или «стиль триумф» -он сочетает помпезность, роскошь, величественность и монументальность. По задумке Сталина здания строились на века. Главным составляющим сталинского ампира в архитектуре является монументальность стиля, все здания выглядят невероятно мощно, и преобладают над окружающей архитектурой. Можно выделить такие характерные черты: Наличие пятиконечных звезд, лавровых венков и другой резьбы при оформлении фасада зданий; Использование мрамора в зданиях; В интерьере сталинского ампира обязательно присутствует дерево, хрусталь, массивные люстры, бронзовые элементы. активное использование советской символики (серп, молот, изображение трудящихся). Преобладающие цвета зданий сталинского ампира: белый, бежевый, коричневый. Вид зданий сталинского ампира: четкие прямые линии, иногда в сочетании с арочными изгибами, смелое использование ступенчатой формы. Форма и конструкции зданий сталинского ампира: крупные монументальные формы, сочетание разных объемов, массивные резные карнизы, крупные статуи, шпили, колонны. №6. «Сталинские высотки» («Семь сестер») (1947–1955) Яркий пример сталинского ампира- «Сталинские высотки»-представляют собой группу небоскребов в Москве. Торжественная закладка первых камней в фундамент всех высоток состоялась в день 800-летия Москвы в 1947 году. В 13:00 одновременно на всех строительных площадках состоялась закладка первого камня. В английском языке для них есть прозвище – «Семь сестер». Сталин хотел, чтобы главный город страны приобрел собственное лицо, поэтому он распорядился разработать проект нескольких больших многоэтажных домов. Сталину приписывают слова: «Ездят у нас в Америку, потом приезжают и ахают — ах, какие же огромные дома! Пускай теперь ездят в Москву, видят, какие у нас дома, пусть ахают» 7 СЕСТЕР полностью изменили архитектурный облик города и обозначили послевоенный статус — столицы державы-победительницы. Для их украшения решили применить островерхие шпили и скульптуры. Официально они строились с 1947 по 1953 годы . их стиль – это сложная комбинация русского барокко и готического стиля, использованная технология заимствована у строителей американских небоскребов. Основными проблемами, характерными для высотного строительства сталинской эпохи, были отсутствие соответствующего опыта и материалов для строительства. Специалистам — от архитекторов до монтажников — приходилось учиться буквально на строительной площадке. По своей высоте они значительно превосходили многоэтажные столицы. гостиница Ленинградская, 1954гг, арх Л. М. Поляков и А. Б. Борецкий Из всех сталинских высоток является самой маленькой – ее высота составляет 136 метров. Она задумана как «ворота» в Москву и должна была олицетворять величие и роскошь. Гостиницу готовили для иностранцев, поэтому здание должно было производить впечатление снаружи и внутри. Дом на Кудринской площади, 1954гг., арх М. В. Посохин, А. А. Мндоянц Высота: 156 метров, 24 этажа. В народе носит название «Дом авиаторов». После сдачи дома в него заселяли летчиков и авиаконструкторов. Дом на Котельнической набережной, 1952гг, арх. Д. И. Чечулин и А. К. Ростковский Высота: 176 метров, 26 этажей. Имеет Г-образную форму. В качестве рабочей силы привлекали заключенных и немецких военнопленных. Также они позировали при создании скульптур и барельефов, которые украшают фасадную часть и интерьеры высотки. Здание Министерства иностранных дел,1953г., арх В. Г. Гельфейх и М. А. Минкус Высота: 172 метра, 27 этажей.Самое первое из построенных зданий. Отличительных особенностей у высотки две. Во-первых, это единственное из семи строений, не увенчанное пятиконечной звездой. Во-вторых, фасад украшает железобетонный герб СССР площадью 144 кв. м. При строительстве здания использовали оригинальный прием – строили его сверху вниз, от крыши к фундаменту (сначала был каркас-потом его заливали бетоном). Первоначальный проект высотки на Смоленской площади не предусматривал шпиля. Его достроили в последний момент. По легенде, на этом настоял лично Сталин. Так как полноценный шпиль надстроить было уже нельзя, его заменил декоративным металлическим. В 2016 году конструкцию демонтировали. Главный корпус МГУ,1953 гг., арх Борис Иофан Главный корпус МГУ — визитная карточка российской столицы. Высота в 236 м (36 этажей) делает его самым большим зданием из семи. Располагается на Воробьевых горах. Проект 36-этажной высотки было настолько сложным, что для его составления и реализации понадобились усилия целого ряда ведущих архитекторов и конструкторов. Непосредственно в стройке участвовало 16 тысяч человек. Гостиница «Украина», 1957гг., арх А. Г. Мордвинов, В. К. Олтаржевский, В. Г. Калиш. Высота: 206 метров, 34 этажа. На момент завершения строительства «Украина» считалась одной из самых высоких гостиниц в Европе. Ее назвали так в честь 300-летия объединения с Украиной.В советское время в отеле была собрана коллекция картин известных художников советской эпохи – А. Дейнека, А. Лентулова, Г. Нисского. ак как здание располагалось близко к реке, на стройплощадке в круглосуточном режиме работали насосы для откачки воды – только благодаря этой мере удавалось предотвращать затопление. Дом у «Красных ворот», 1953гг., арх А. Н. Душкин и Б. С. Мезенцев Высота: 138 метров, 24 этажа.Из-за особенностей грунта использовалась особая технология строительства. Здание возводилось с наклоном от вертикальной оси- грунт заморозили, а после строительства разморозили и здание встало как было запланировано. Сталинские высотки – это своего рода символ послевоенного Советского Союза. Построенные практически в самом центре Москвы, они видны практически из каждой точки города. Их изображения часто можно увидеть на открытках и рекламных плакатах. Интересные Факты о высотках: Возведение высоток обошлось казне в заоблачные по тем временам 20-30 тыс. рублей за квадратный метр. Для сравнения, средняя квартира в советское время стоила 3-4 тыс. рублей. Самым дорогим из «семи сестер» является главное здание МГУ – его оценочная стоимость на сегодняшний день составляет 42 млрд рублей. № 7. Конец сталинской архитектуры (ноябрь 1955 года) Когда Сталин был еще жив, империя роскоши и массовое строительство сосуществовали, Это изменилось в ноябре 1954 года, когда критики открыто осудили излишества и стремление построить 10-14 этажные здания по собственной воле Сталина. Жилья для народа не хватало- поэтому было принято решение о строительстве жилья для массового использования. 8.Сталинский ампир на примере Екатеринбурга Здание Свердловского городского Совета народных депутатов, 1954г. арх/автор проекта Г. Голубев, М. Рейшер Центральный стадион, 1953—1957гг. арх К. К. Никулин, Ю. А. Владимирский 9. В Екатеринбурге снова в моде «сталинский ампир»Уральские застройщики, погрузившись в ностальгию по тем далеким временам, приступили к попыткам отразить «сталинский ампир» в своих новых проектах. Элементы этого архитектурного стиля можно найти, например, в жилом комплексе: На ул. Белинского, 86. 19 этажей, год постройки 2007 ЖК «Квартал Федерация», Жилой квартал расположен на улице Щорса – Чапаева – Степана Разина. Дом еще строится, строительство закончится в 2021, 2022, 2023 г., в зависимости от секции. Секции квартала напоминают сталинские белоснежные высотки в Москве. Эксперты в области архитектуры при этом отмечают, что застройщики, говорят о появлении в Екатеринбурге моды на новые «сталинки - на данный момент в Екатеринбурге свежепостроенных зданий нельзя назвать чистым воплощением нового «сталинского ампира». 10. Заключение Действительно, архитектурные сооружения сталинского периода поражают своими объемами, роскошью, торжественностью, созданных с помощью классических форм – колонн, фризов, статуй, барельефов. Изучая их внешний облик, понимаешь, чего хотел добиться Сталин. Созданная им архитектура вселяет в душу людей гордость за свою страну, объединяет их общей идеей, целью и стремлением к светлому будущему. С другой стороны, при детальном рассмотрении сталинской архитектуры приходишь к выводу, что за пышным декорированием зданий скрываются их функционально-технические недостатки, которые не могли удовлетворить потребности населения. Отсутствие массового жилья также можно назвать большим минусом. Эти существенные проблемы линией проходят через весь период сталинской архитектуры. Решение данных проблем приходит в 1955 г., когда наложил запрет на сталинскую архитектуру, что способствовало началу строительства по-настоящему массового жилья для населения. Но вместе с этим «хрущёвки» уже не обладали тем великолепием, какими обладали «сталинки». Несмотря на все недостатки, существующие в сталинской архитектуре, она все же имеет свои особенности и индивидуальные черты. – единственный правитель России, который создал по истине свою личную архитектуру, базирующуюся на его предпочтениях. Она же является и самой противоречивой, самой обсуждаемой темой в кругах отечественных и зарубежных искусствоведов, культурологов, архитекторов и историков. |