Статья Беловой Н.В.. Становление и возрождение православия в россии
Скачать 19.98 Kb.
|
Н.В.Белова, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тамбарская основная общеобразовательная школа Кемеровская область, Тисульский район, с.Тамбар, учитель русского языка и литературы СТАНОВЛЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ В РОССИИ Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все её сферы глубоко связаны с ним. До X века наши предки были язычниками, но не христианами. Год 988 вошёл в историю русского народа как год крещения Руси. С этого времени Православие стало официально государственной религией на Руси, а также духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, эстетические идеалы. Вместе с тем для русских людей защита Православия и Отечества всегда считались священным долгом христианина, потому что в этом случае защищались святыни. Во главе государства мог стоять только православный монарх, венчанный на княжение или царствование по православной традиции. Официальные акты государства (рождение, брак, венчание на царство, смерть) регистрировались только Церковью, в связи с чем совершались соответствующие Таинства (Крещение, Венчание) и богослужения. Все государственные церемонии сопровождались молебнами (специальными богослужениями). Православная Церковь играла важнейшую роль в государственных делах и в жизни народа. В XVI-XVII веках в состав Российского государства вошли многие иноверческие (исповедующие другие религии) и инославные (католики, протестанты) народы и государства. Русская Православная Церковь не проводила насильственного обращения народов в Православие, однако переход в Православие поддерживался и поощрялся. Крестившимся в Православной Церкви людям давали различные льготы, в частности снимали налоги. Понятия «русский» и «православный» на Руси до XX века были неразделимы и означали одно и то же, а именно: принадлежащий к русской православной культуре. Православным мог стать человек любой национальности, готовый принять через Святое Крещение и веру во Христа, православное мировоззрение и образ жизни. Нередко эти люди оставляли яркий след в истории нашей культуры, стремясь Верой и Правдой служить новой Родине во славу Божию, как говорили на Руси, что означало честное служение не ради личной корысти и собственных интересов, а ради прославления Господа. Таким образом, Гражданская общность в России формировалась не по национальному признаку, а по принадлежности к Православию и отношению к православному государству. После Октябрьской революции, 23 января 1918 года, новое советское правительство приняло Декрет «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Был провозглашён принцип «свободы совести и религиозных убеждений», который на деле превратился в настоящий террор против Православной Церкви, священнослужителей и прихожан. Храмы закрывали и разрушали, священников арестовывали, подвергали истязаниям, убивали. В монастырях устраивали концентрационные лагеря. В 1930 году в Москве был запрещён колокольный звон. Такие страшные, жестокие и безнравственные страницы нашей истории были вызваны новой атеистической идеологией, совершенно чуждой традиционной русской культуре, формировавшейся веками на православных идеалах любви, добра и смирения. Однако православные традиции были глубоки, и православная религия оставалась самой распространённой на территории России. А в закрытых храмах зачастую само время словно не смело касаться тлением ликов святых. С 90-х годов XX века православная культура в России начала интенсивно возрождаться. Изменились и официальное отношение к Церкви, и сознание граждан. Вновь зазвонили колокола, в открытых и восстановленных храмах и монастырях стали совершаться богослужения. Тысячи россиян пришли в храмы впервые, обретая духовную защиту и поддержку. Возрождению православной культуры не могла воспрепятствовать и даже «способствовала» деятельность проповедников-сектантов, разного рода «целителей», а также миссионеров иных религий. С начала 90-х годов они активно пропагандировали свои «пути ко спасению», «воспитательные программы», методы «оздоровления и духовной помощи», распространяли литературу и разнообразные фетиши (фетиш – предмет, якобы наделённый сверхъестественными свойствами). Причинённый ими многообразный вред обратил многих россиян за духовной защитой к родным традициям. В настоящее время традиции православной религии сохранились в России и отразились на всех сферах бытия россиян, включая законодательство, общественные, семейные, бытовые отношения, а также литературу и искусство. В Москве и других исконно русских городах, среди преимущественно русского населения, и раньше, и в нынешнее время живут и продолжают активно расселяться люди самых разных национальностей и вероисповеданий и даже не стремятся возвращаться на родину предков. Это означает, что великая русская культура, основанная на православных традициях и морали, привлекает другие народы не только высокими духовно-эстетическими и научными достижениями, но и прекрасными традициями человеческого общежития, миролюбия и братского отношения ко всем людям. Таким образом, в современном мире очень важно проявлять друг к другу благородство, гостеприимство и доброту, даже повседневные заботы и личные проблемы необходимо осмысливать и подчинять высочайшим духовным идеалам. Без Бога нация — толпа, Объединённая пороком, Или слепа, или глупа, Иль, что ещё страшней, — жестока. И пусть на трон взойдёт любой, Глаголющий высоким слогом. Толпа останется толпой, Пока не обратится к Богу! Ф.М.Достоевский писал: «…кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймёт и самого народа нашего»[3, с. 89]. Список литературы 1. Бородина А.В. Основы православной культуры: Учебное пособие для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий / А.В.Бородина. – М.: Издательский дом «Покров», 2003. – 288 с. 2. Волошина Т.А., Астапов С.Н. Языческая мифология славян /Т.А.Волошина, С.Н.Астапов. – Ростов-на-Дону, 1996. – 157 с. 3. Достоевский Ф.М. Путь жизни / Ф.М.Достоевский. – М., 1993. – С. 89 4. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. / В.О.Ключевский. – М., 1987. Т. 1. – 368 с. 5. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. / П.Н. Милюков. – М., 1993. Т. 1. – 275 с. |