Главная страница

Государственный строй в централизованном русском государстве. Статус монарха изменился. Титул великого князя был вытеснен титулом царь


Скачать 15.85 Kb.
НазваниеСтатус монарха изменился. Титул великого князя был вытеснен титулом царь
Дата25.04.2021
Размер15.85 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаГосударственный строй в централизованном русском государстве.docx
ТипДокументы
#198396

Государственный строй в централизованном русском государстве в период сословно-представительной монархии претерпел существенные изменения. Происходило усиление власти монарха с одновременным ограничением влияния боярской знати и духовенства. Переход к со­словно-представительной монархии знаменовался существенными из­менениями в государственном аппарате. Важнейшим из них было воз­никновение представительных органов.

Верховная власть принадлежала царю, единовластие которого ог­раничивалось Боярской думой и Земскими соборами.

Статус монарха изменился. Титул великого князя был вытеснен титулом «царь», что отражало возросшую власть монарха. Этот титул использовал еще Иван III, окончательно он укоренился при Иване IV после венчания на царство в 1547 г. К титулу Ивана IV «государь и великий князь Московский» стали добавлять «царь», что приравни­вало статус Ивана Грозного к императору «Священной Римской империи». Вскоре византийский патриархи все восточное духовенство при­знали за ним царский титул.

Термин «царь» был сокращенным вариантом римско-византийского титула «цезарь». В русских княжествах так титуловали ханов Зо­лотой Орды как свидетельство власти над другими государями. Титул царя олицетворял, по воззрениям современников, полную независи­мость от других государств и признание за московским монархом зна­чения единственного истинного государя и некоторых преимуществен­ных прав над прочими государями. Римское понятие о всемирной им­перии, усвоенное на Западе с Карла Великого, переносится теперь в Москву (особенно после падения Византии в 1453 г.).

В XVI в. вместе с титулом «царь» стал вводиться и титул самодержец, сначала от лица подданных при обращении к государю, а со времени Лжедмитрия I и в официальных актах.

Начиная с Ивана Грозного престолонаследие на Руси осуществля­лось по праву первородства. До этого имела место и передача по за­вещанию, например, Иван III «пожаловал» престолом Василия, сына от второго брака в обход внука от первого брака Дмитрия.

В условиях династического кризиса конца XVI - начала XVII вв. получило развитие избрание монарха, и не только как чрезвычайная мера при прекращении династии, но и как способ утверждения прав приласледовании. В 1584 г. перед вступлением Федора Ивановича на престол был созван Земский собор, который, по свидетельству лето­писей, «умолил его» быть государем. В 1598 г. по прекращении дина­стии со смертью Федора Земский собор избрал царем Бориса Годуно­ва. Сын Бориса Годунова, Федор, был избран думой и народным вечем. Решением Земских соборов был избран царем Лжедмитрий I в 1605 г., а после его убийства в 1606 г. - Василий Шуйский. Каждый раз при таком избрании объявлялось, что новый царь избран «всякими людь­ми Московского государства». Свержение Шуйского в 1610 г. также было подкреплено решением народного собрания с участием Боярской думы и патриарха. Избрание королевича Владислава состоялось в думе и собрании высшего служилого класса.

В 1613 г. состоялось знаменитое избрание Михаила Романова пред­ставительным Земским собором. Законный преемник Михаила, его сын Алексей, был избран в 1645 г. также на Земском соборе. После смер­ти царя Алексея Михайловича дума рассуждает, кому быть царем - старшему ли его сыну, больному Федору, или малолетнему Петру. Но по смерти Федора дума не осмелилась решить вопрос о преемстве са­мостоятельно и постановила: «это должно быть решено людьми всех чинов Московского государства». В действительности вопрос был ре­шен так: патриарх оповестил с крыльца народу о собрании на обычном месте и, выйдя туда с духовенством и думой, спросил, кому из двух ца­ревичей быть царем? Народ отвечал: Петру Алексеевичу. Призвание к соправительству Ивана (1682 г.) в официальных актах также припи­сано решению патриарха, духовенства, бояр, дворян, гостей и черно-слободцев. Избрание каждый раз подтверждалось «утвердительной грамотой», т.е. актом избрания за подписью избирателей.

Венчание на царство осуществлялось в московском Успенском со­боре, сопровождалось возложением венца - короны, вручением ски­петра и державы, а с XVII в. и миропомазанием.

В первой половине XVI в. был ликвидирован вассалитет феодалов и князей в отношениях с царской властью. Его заменили отношения подданства монарху. Аристократия и дворянство обязаны были служить государю. Юрисдикция феодалов в их владениях ограничивалась, все важные уголовные дела переходили к подсудности государственного суда.

Царь сосредоточивал в своих руках всю полноту верховной власти, единолично распоряжался жизнью и имуществом подданных, рассмат­ривая их в качестве своих холопов. «А и жаловатсвоих холопов воль­ны мы, а и казнити вольны есмя», - заявлял Иван Грозный в письме к Андрею Курбскому. В обращениях к государю все подданные незави­симо от ранга именовали себя уничижительно «холопами» и употреб­ляли уничижительные имена.

Царь назначал высших должностных лиц, участвовал в выборе и низложении высших иерархов церкви (митрополита и патриарха) и местных епископов. Ему принадлежало право законодательной ини­циативы, разработки и обсуждения как светского, так и церковного законодательства, самостоятельного нормотворчества (принятие ука­зов). Примером может служить деятельность Ивана Грозного на Сто­главом соборе 1551 г.

Государи вступают непосредственно в решение вопросов обрядов и догматов церкви. По учению Ивана Грозного, одна из главных задач государственной власти есть религиозное воспитание подданных: «тщюся с усердием людей на истину и на свет наставите, да познают единого истинного Бога и от Бога данного им государя».


написать администратору сайта