Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ по дисциплине Культурология

  • реф. Реферат по Культурологии Стили в искусстве. Стили в искусстве


    Скачать 0.57 Mb.
    НазваниеСтили в искусстве
    Дата17.12.2022
    Размер0.57 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаРеферат по Культурологии Стили в искусстве.docx
    ТипРеферат
    #848880

    Частное образовательное учреждение высшего образования

    Центросоюза Российской Федерации
    СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

    РЕФЕРАТ

    по дисциплине Культурология

    на тему:

    Стили в искусстве

    Студента 1 курса, группа 5ЮБ-12ДО

    Направления Юриспруденция

    Лощенко Андрея Александровича

    Руководитель Аверячкина Татьяна Сергеевна

    Чита 2022 г.

    СОДЕРЖАНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

    1. Понятие стиля в искусстве…………………………………………...…….….5

    2. Основные стили в искусстве…………………………………………………11

    3. Цифровой стиль в искусстве…………………………………………………20

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……..…………………………………………………………...23

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….24


    ВВЕДЕНИЕ

    Мир не стоит на месте, он постоянно развивается, с развитием общества происходит развитие искусства и культуры. С помощью искусства отражается целая эпоха эволюции человечества. Например, в эпоху палеолита появились первые изображения в пещерах, так называемая наскальная живопись. А на сегодняшний день становиться доступным развитие искусства с использованием компьютерной графики.

    С развитием человечества происходит развитие стилей искусства. Стиль формируется под воздействием культуры общества и является одним из важных факторов ее воздействия на восприятие искусств, как художником, так и зрителем. В каждой цивилизации и культуре помимо общего, по преимуществу интуитивного, представления о стиле, характерного для всех, кто живет в данной социальной среде, имеются представления о стилях в различных частных и узких областях приложения художественного мышления.

    Стиль определяется временем. Создавая произведение, художник не размышляет о стиле, он просто живет в стиле своей эпохи и стиль возникает для него сам собой как некая структура, существующая не только в его представлении, но и в представлении окружающих.

    Любой стиль несет в себе черты «стиля эпохи», проявляясь в то же время только на индивидуальном уровне творчества конкретного художника. Стиль – это ощущение художником и зрителем всеобъемлющей целостности процесса художественного формообразования в историческом времени и пространстве.

    Многие ученые занимались вопросами «стиля» в искусстве, такие как И. Тэн, Г. Тарде, Т. Адорно, Ю. М. Лотман, Г. Поспелов и другие, которые внесли неоценимый вклад в развитие теории искусства.

    Изучение стилей искусства является как всегда актуальным, так как деятельность современного общества направлена на сохранение уже существующих стилей и развития новых.

    Цель реферата состоит в изучении стилей в искусстве в развитии общества.

    Данная цель достигается посредством решения следующих задач:

    1. изучается понятие стиля в искусстве, приводятся его определения;

    2. рассматриваются основные стили искусства (романский стиль, готический стиль, ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, реализм);

    3. исследуется цифровой стиль в искусстве.

    При написании реферата использовались материалы периодически печатных изданий, книг, интернет-сайтов.

    1. Понятие стиля в искусстве

    Вся история искусства является историей художественных стилей. Стиль – наиболее общая категория художественного мышления, охватывающая целые исторические периоды. Такие стили, как готика, классицизм, барокко, романтизм, реализм и т.д. говорят не только о системе внутренних связей произведения искусства – содержания, формы, темы, сюжета, техники исполнения, материала, колорита, композиции и т.д., но и о том историческом периоде, в рамках которого сложился и существовал конкретный стиль.1

    Согласно одному из общих принципов искусства, создаваемое в определенное время произведение искусства должно соответствовать господствующему в этот период художественному стилю. В период расцвета барокко произведение, созданное в стиле Возрождения и тем более в стиле готики, будет казаться повторением уже пройденного и не вызовет особого интереса.

    Большая популярность понятия «стиль» объясняется не столько прозрачностью термина, сколько любовью со стороны исследователей и практиков. Здесь обнаруживается асимметрия в объеме понятий и традиции их употребления.

    Указывая на положение стиля в определении функционирования произведения искусства как продукта, с одной стороны, глубоко индивидуального, а с другой, обусловленного культурой и обществом, в которых он был создан, можно предположить, что в понятии «стиль» разные научные школы и направления будут выдвигать на передний план то проявленность в нем авторской индивидуальности, то его социально-культурную обусловленность. Хотя возможен и третий путь его рассмотрения – попытка трактовать стиль как промежуточный, организующий симметрию между двумя этими сущностями.

    И. Тэн, вероятно, был одним из первых, кто попытался решить указанную проблему в позитивистской методологической парадигме, выбрав третий путь. Он убедительно показывает, что художник, скульптор, писатель, в принципе, любой творец не является одиночкой. Он живет в эпоху, где рядом с ним работают его коллеги в такой же манере и стиле, что и он. Творцы группируются в школы согласно наличию общих черт у их творений: «Например, вокруг Шекспира, который с первого взгляда кажется каким-то чудом, свалившимся к нам с неба, метеоритом, упавшим из пределов другого мира, мы находим дюжину отличных драматических писателей: Вебстера, Форда, Мэссинджера, Марло, Бен Джонсона, Флетчера и Бомонта, которые писали таким же стилем и в том же духе, как он». Однако есть реальность, которая определяет их единство: «общее состояние умственного и нравственного развития того времени», т.е. то, что мы сегодня обозначаем привычным нами термином «культура». На этом основании И. Тэн формулирует закономерность: «Чтобы понять какое-нибудь художественное произведение, художника или школу художников, необходимо в точности представить себе общее состояние умственного и нравственного развития того времени, к которому они принадлежат».2

    Позитивистская традиция усиливает общественный компонент в понимании стиля и, в какой-то мере, абсолютизирует её. Так, для Г. Тарда не существует искусства для искусства, оно во всех своих проявлениях и средствах достижения является социальным: все виды искусства существуют для того, чтобы выполнять определенные социальные функции. Промежуточную позицию попытались занять гносеологи, которые столкнулись с необходимостью раскрыть механизм сопряжения индивидуального и коллективного аспектов в процессе познания: «Эпоха налагает неизгладимый отпечаток на мировосприятие индивида, дает ему определенные формы психических реакций и поведения. Эти особенности духовного оснащения обнаруживаются в «коллективном сознании» общественных групп и страт, в сознании выдающихся представителей эпохи. Любой писатель, художник, мыслитель подвергается своего рода «культурному принуждению», в той или иной мере он «вплетен» в систему представлений, господствующих в его среде. Даже будучи оригинальным автором того или иного текста, человек не может выразить его в «ходе» заранее заданной ему языковой системы и культурной традиции, ставящих ему определенные границы». Однако процитированным выше французским ученым не приходилось сталкиваться с обескураживающим разнообразием форм, средств и стилей, сосуществующих одномоментно и в рамках одного социально-культурного пространства, каковым является современный мир. Они жили в период, когда ещё не совершилась инверсия культурных смыслов от природных к художественным.3

    Т. Адорно, как один из последователей марксизма и фрейдизма, показал сложность понимания сущности стиля и его функций в условиях трансформирующейся культуры: «Несмотря на это, неоспорим тривиальный для духовно-исторической школы вывод, что развитие художественной техники, чаще всего обозначаемой понятием «стиль», соответствует общественному развитию. Даже самое возвышенное произведение искусства занимает определенное отношение к эмпирической реальности, высвобождаясь из-под власти её чар, причём не раз и навсегда, а всякий раз заново, в конкретной форме, бессознательно полемизируя с состоянием этой реальности в данную историческую эпоху. Тот факт, что художественные произведения как закрытые от мира монады представляют то, чем сами они не являются, вряд ли можно объяснить иначе, как тем обстоятельством, что их собственная динамика, присущая им историчность, представляющая собой диалектику отношений между природой и её покорением, не только обладает той же сущностью, что и внешний мир, но и походит на внешнюю реальность, не имитируя её. Эстетическая производительная сила – та же, что и сила, применяемая в процессе полезного труда, и обладает той же телеологией».4

    Ю. М. Лотман изучил соотношение культуры и авторства в контексте раскрытия принципов функционирования символа. Он утверждал: «Алфавит символов того или иного поэта далеко не всегда индивидуален: он может черпать свою символику из арсенала эпохи, культурного направления, социального круга. Символ связан с памятью культуры, и целый ряд символических образов пронизывает по вертикали всю историю человечества или большие ее ареальные пласты. Индивидуальность художника проявляется не только в создании новых окказиональных символов, но и в актуализации порой архаических образов символического характера». Советский семиотик пытался объяснить характер взаимодействия творца и его культуры через анализ природы и свойств семиотического материала. В данном исследовании на первый план выходит проблема социокультурной обусловленности взаимодействия автора с художественной формой, опосредования культурой и обществом, способов организации мастером художественного материала независимо от его семиотической природы.

    Г. Поспелов определяет стиль как «…исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. Стиль возникает как результат «художественного освоения» определенных сторон социально-исторической действительности, отражаемой в поэтических образах; таким образом, в стиле осуществляется конкретно-историческое единство формы и содержания художественного произведения. Характер стиля определяется своеобразием конкретной исторической действительности, в условиях которой возникает данный стиль. В этом смысле понятие стиль служит для различения одних исторически сложившихся групп художественных произведений от других, возникших в одну и ту же или в разные эпохи. Понятие «стиль» помогает осознать существенные различия между произведениями искусства, различия в единстве всех их сторон и элементов, во всей их художественной целостности».

    Стиль не может претендовать на роль «тоталитарной» инстанции, наделенной функциями подавления индивидуального, поскольку традиционно ассоциируется с культивированием собственного, непохожего, уникального.

    Понятие «стиль» получило достаточное осмысление в китайской научной литературе. Отметим, что китайские ученые также не достигли взаимопонимания по поводу определения роли и места стиля в эволюции искусства. В XIX – ХХ вв. категория «стиль» активно разрабатывалась историками и теоретиками в области искусства, эстетики и философии. Китайские учёные Тэн Гу (1901 – 1941), Хун Цзайсинь (р.1958 г.), У Яохуа (р.1959 г.), Сюе Юннянь (р.1941 г.) и др. под стилем понимали достаточно устойчивую систему формальных признаков и элементов организации произведения искусства, хотя определение её содержания у них качественно разное. Тэн Гу в работе «История живописи Тан и Сун» исследовал механизм функционирования стиля. Он считал, что механизмом развития искусства выступает последовательная эволюция стилей. Смена стилей – движущая сила этого развития. Однако его рассуждения остаются достаточно умозрительными, социально-культурный аспект остается вне его внимания. Китайский учёный называет стиль душой художественного творчества: стиль – форма выражения художником своего внутреннего мира. Таким образом, стиль обобщается в своём содержании до важнейшего аспекта бытия произведения искусства, через который проявляется жизнь творца, выражается авторский темперамент и человеческая натура, но культурный аспект остается незамеченным.

    Черты личности художника, сюжет, жанр произведения, социальные, исторические условия объединяются в стиле.

    Ученые и философы, чье творчество приходится на начало XX в., концентрировали свое внимание на индивидуальном аспекте стиля. Исследователи второй половины XX в. были более внимательны к социальной и культурной сторонам вопроса.

    Как видим, понимание роли «стиля» в развитии искусства кардинально меняется. Стиль перестает рассматриваться активным фактором, влияющим на эволюцию искусства. Эта роль возлагается на художественную форму, которая соотносится со становлением новых стилей и появление которой маркирует развитие культуры. Художественный образ предшествует формированию духовного содержания. Стиль вторичен по отношению к художественному образу, но предшествует формированию его эмоционального восприятия и новому культурному знанию о нем.

    В целом, стиль – это результат творческого процесса, осуществление ориентации художника по отношению к реальности, к художественной традиции, к публике. У каждого художника есть свой собственный «авторский» стиль, но его значение заключается в придании индивидуальности художественным формам. Любая художественная форма обладает определенными стандартными качествами. Творец избавлен в какой-то мере от необходимости применения стандартов по отношению к той части произведений искусства, которая может быть реализована в готовом виде, и опирается на объективные принципы и закономерности: сюжет, композиция, цветовая палитра и пр. Следовательно, понятие «стиль» отличается определенным противоречием, поскольку авторство во многом реализуется как процесс формации нового из уже данного и реализуемого в парадигме заранее разработанных принципов, которые и соответствуют тому или иному уровню социально-культурного развития.

    2. Основные стили в искусстве

    Выделяют следующие стили в искусстве: романский стиль, готический стиль, ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, реализм.

    Рассмотрим каждый стиль более подробно.

    1. Романский стиль господствовал в искусстве Западной Европы в Х –ХII вв. Романский стиль сформировался при существенном влиянии архитектуры Византии в ее периферийном варианте (архитектура Равенны, Сирии, Армении). Во всех видах романского искусства важную роль играл орнамент, геометрический или составленный из мотивов флоры и фауны, типологически восходящий к произведениям звериного стиля. Главные принципы романской архитектуры реализовывались, прежде всего, в храмах, которые были основным видом общественных зданий эпохи и были призваны объединять людей в покорности Богу, как «символу Вселенной». Крепостной характер культовых зданий позволял мирному населению укрыться в них в неспокойное время.

    Материалом для романских построек становится местный камень, так как его доставка из издалека была довольно проблематична. Живопись и скульптура полностью подчиняются канонам архитектуры, а центральное место в сюжетах занимают темы могущества Бога. Своё развитие получают книжная миниатюра, ювелирная пластика и изделия прикладного искусства.5

    2. Готическое искусство. Готика зародилась в XII в. на севере Франции. Архитектура продолжает главенствовать в системе искусств. Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению. Готика в архитектуре проявлялась в ратушах и соборах. В готических зданиях обязательно есть витражи, фрески на религиозные и исторические сюжеты, множество скульптур.

    Гигантские шпили и башни, порталы (архитектурно оформленные входы), стрельчатые окна и арки – весь образ собора был подчинен стремлению в небеса, к Богу (Рисунок 1).



    Рисунок 1. Страсбургский собор (Франция)

    Готическое искусство постоянно обращалось к образу Богоматери – заступнице за людей перед Богом. Скульпторы Реймсского собора в образе Богоматери подчеркнули ее женственность и душевную красоту (Рисунок 2). В эпоху готики изменился и образ Христа: художники изображали Бога в скорби и страданиях за грехи человечества.6



    Рисунок 2. Дева Мария. Фрагмент скульптурной группы «Встреча Марии и Елизаветы» Центральный портал Собора в Реймсе, XIII в.

    Несколько веков готический стиль использовался для строительства изящных храмовых комплексов, но со временем он утратил свое значение. На смену готике сначала в Италии, а потом и во всей Европе пришел стиль ренессанс. Считается, что конец эпохи готики пришёлся на XVI в.

    3. Ренессанс. Наивысший расцвет искусства Возрождения пришёлся на первую четверть XVI века, которая получила название «Высокое Возрождение». Работы Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля Санти (1483–1520), Микеланджело Буонарроти (1475–1564), Джорджоне (1476–1510), Тициана (1477–1576), Антонио Корреджо (1489–1534) составляют золотой фонд европейского искусства.

    Аскетическим идеалам и догматической условности средневекового искусства эпоха Возрождения противопоставила веру в творческие способности человека, ставшего главной темой искусства Возрождения. Основными элементами этой концепции стали утверждение стройной закономерности мироздания, красоты и гармонии действительности, представление о человеке как высшем начале бытия. Коллективный опыт средневековых мастеров уступил место индивидуальному творчеству архитектора и художника.

    Радикально новое «возрождение человека» заключалось в «возрождении» красотою. Красотою, с одной стороны, чувственной, с другой – свободно открытой другим мирам. В процессе такого «возрождения» должен народиться идеальный «эстетический человек.7

    Например, Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции. Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам.

    4. Маньеризм. В противовес ренессансному гармоническому восприятию мира и гуманистической концепции человека как совершенного творения природы для маньеристов характерна, прежде всего, ориентированность на выражение субъективных ощущений автора. Начинает цениться не столько ясное сознание гармоничной личности, сколько подсознательное, интуиция, способность ощутить трагичность человеческого бытия. Эти тенденции были связаны с изменившейся культурной и политической ситуацией.

    Происходит намеренное нарушение совершенства пропорций, фигуры «растягиваются», искажаются их формы и контуры, перспектива становится аномальной (обратной, сферической, птичьей и т.д.), деформируются светотень и колорит. В то же время художники демонстрируют тягу к усложненным композициям и любовь к богатой и пышной орнаментике.8

    5. Барокко зародилось в Италии, а потом распространилось по Европе, Америке и пришло в Россию. Важной фигурой барочной архитектуры был итальянский архитектор Карло Мадерно, который спроектировал фасад базилики Святого Петра в Ватикане. Он вытянул купол, с помощью статуй разбил поверхность на интервалы и смешал разные по стилю элементы: на фасаде чередовались квадратные и круглые колонны, все двери и окна отличались друг от друга и заканчивались то полукругом, то треугольником (Рисунок 3).



    Рисунок 3. Базилика Святого Петра, Ватикан 1607–1617 гг.
    В интерьерах архитекторы барокко часто создавали оптические иллюзии, чтобы визуально расширить пространство, использовали золотистые, голубые, розовые тона, а также украшали потолки и стены извилистыми лепнинами и узорами.

    Известным представителем барокко в изобразительном искусстве был фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Он часто писал картины на мифологические и религиозные темы, использовал яркие краски. Также Рубенс работал в популярном тогда жанре парадного портрета. Изображал в дорогих одеяниях королей и вельмож, которые хотели продемонстрировать свой статус в обществе.

    В качестве культурного типа барокко представлено стилевыми особенностями, художественными приемами и своеобразной, барочной, методологией «сотворения» памятников культуры.9

    6. Рококо является направлением в мировом искусстве возникший в XVIII в. во Франции. Слово «рококо» происходит от французского слова «rocaille» – «раковина», «ракушка». Стиль означает романтичность, легкость, лаконичность и изящество. Возможны только изысканные, утонченные эмоции, которые требуют от художника виртуозной тонкости и легкости исполнения. Характерными для рококо считаются использование сложных кривых завитков, орнаментов в форме ракушек и растений. Цветовая палитра сочетает светлые и пастельные тона. Декораторы в стиле рококо часто использовали зеркала, чтобы усилить ощущение открытого пространства.

    Яркими представителями в данном стиле являются Франсуа Буше, Жан Антуан Ватто и Жан-Оноре Фрагонар. Картинам Франсуа Буше присуще пастельные тона, красивые поверхности и чувственные тела. Работы Франсуа Буше высоко ценились французской аристократией. Работы Франсуа Буше четыре сезона «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима» являются лучшими примерами сочетания стиля рококо и стиля жанровой сцены в живописи.10

    7. Классицизм – художественный стиль европейского искусства XVII –

    начала XIX вв. Сам термин «классицизм» происходит от латинского слова «classicus», то есть «образцовый». Неслучайно сам термин классицизм восходит к латинскому языку – то есть отсылает нас к античным временам. Действительно, именно античная культура, античное искусство и в целом античность рассматривались в эпоху классицизма как высший эталон, как высшая художественно-эстетическая ценность, и именно на него ориентировались художники, писатели, литераторы, композиторы, ученые – все те, кто работал в русле классицизма.

    Самое главное для классицизма – это идея самого мироздания, его стройности, логичности. В основе любого классицистического произведения прежде всего лежит обращение к неким незыблемым началам, для которых несвойственно нечто изменчивое, переходное, временное и т.д. В любом произведение классического искусства заключена главная идея – это идея некоего устойчивого начала. Классицизм отвергает все случайное, индивидуальное, временное, приходящее и оставляет только самое главное, оставляет только все самое существенное и значимое. Помимо того, что упор в искусстве классицизма, как и во всяком другом, делался на художественную ценность, классицизм, как никакой другой стиль, уделяет большое внимание и эстетической, воспитательной и нравственной функции искусства.11

    Художественное произведение стало пониматься как плод логики и разума, торжествующих над хаосом и текучестью чувственно воспринимаемой жизни.

    8. Стиль ампир в первые три десятилетия XIX в. стал высшей точкой эволюции классицизма в европейском и русском искусстве. Представители стиля ампир черпали вдохновение в искусстве не классической, а архаической Греции и императорского Рима, что позволяло воплотить мотивы величия и мощи государства. Архитектура ампира зародилась во Франции. Большое значение имеет военная эмблематика, которая воплощается в архитектурном декоре в целом строгих и величественных зданий – ликторских связках, лавровых венках, воинских доспехах, орлах и т. д. Еще одним источником вдохновения для мастеров ампира стали отдельные мотивы древнеегипетского искусства, мода на которое распространилась в Европе после египетских походов Наполеона.

    Интерьеры эпохи ампир – явление уникальное, сочетающее в себе имперскую тягу к роскоши с аскетической строгостью, унаследованной от античности. Как и предшествующие ему большие стили, ампир отличается однородностью выражения и широким охватом всех сфер изобразительного искусства. Именно по отношению к предметам эпохи Ампир часто можно слышать такие эпитеты как массивный, тяжеловесный и даже топорный. Однако при всей кажущейся простоте он гармоничен, тонок и изыскан в рациональности и лаконизме своих форм и пропорций.12

    Несмотря на то, что родиной стиля ампир является Франция, можно без преувеличения утверждать, что архитектура ампира представлена в России более высокими художественными созданиями, чем на ее родине.

    9. Романтизм – это крупнейшее художественное направлениев истории мировой художественной культуры, распространившееся в первой половине XIX века почти во всех европейских странах (Франции, Англии, Германии, Италии), в США, а также России. Романтики открыто провозгласили торжество индивидуального вкуса, «художественную эмансипацию индивидуального содержания. Развиваясь во многих странах, романтизм повсюду приобретал яркую национальную окраску, обусловленную конкретными историческими условиями и культурными традициями. Так, Англия стала знаменита пейзажной живописью и поэзией Байрона; Франция – школой историков, литераторов и драматургов; исторической и портретной живописью; Германия – философией, музыкой, обработкой национального фольклора. Для США романтизм был первым крупным направлением в литературе и изобразительном искусстве. В России он с наибольшей силой выразился в живописном портрете и поэзии.13

    В борьбе против схематизма и абстрактности классицизма романтики выдвигали принцип художественной конкретности и индивидуализации, без чего, по их мнению, недостижима искренность и сила воздействия искусства. Вместе с тем они стремились к уничтожению барьера между видами и жанрами искусства и пытались соединять в одном произведении различные их особенности. Таким путем, в частности, они надеялись добиться максимальной живости и естественности художественного впечатления.14

    10. Реализм (от позднелат. realis – вещественный, действительный) в искусстве означает правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Традиционно реализмом называют течение в искусстве XIX века, которое отказалось от идеализации действительности в пользу правдивого ее отображения.15

    Искусство реализма претендует на объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Метод реализма направлен на познание и передачу противоречий действительности, которая в данных, исторически обусловленных, пределах оказывается доступной правдивому раскрытию. Художник-реалист в своих произведениях является не просто летописцем жизни, но всякий раз выносит по отношению к явлениям бытия свой приговор.

    К реализму как новой парадигме в искусстве 19 века, формирующей различные художественные направления, привело стремление к проникновению в глубины человеческого сознания и чувства, в сложные процессы общественной жизни.16

    3. Цифровой стиль в искусстве

    Всё возрастающее значение цифровых технологий в контексте виртуальной реальности простирает своё влияние, всё настойчивее «диктуя» условия жизни объективной реальности. Каким образом данные тенденции могут отразиться на синтезе искусства, стиля и повседневного образа жизни? Стиль олицетворяет собой саму динамику, прогресс истории искусства. Современная эпоха – это промежуточный этап, и тем значительнее он для будущих стилевых открытий, для будущих достижений искусства. Характеризуя переходность данного этапа применительно к сфере искусства, необходимо отметить концепцию цифрового стиля жизни, выдвинутую нынешней техно-культурой. Важным последствием проникновения цифрового стиля жизни в лоно искусства становится возможность современных художников спроецировать благодаря интернету коммуникативный диалогичный интерфейс, авторами которого выступают: сам художник, его зрители и авторские произведения искусства.17

    Цифровые произведения изобразительного искусства, создаются с помощью специальных цифровых устройств и соответствующего программного обеспечения. Такие произведения художник может создавать с использованием переведенных в цифровой формат нецифровых изображений с их дальнейшей цифровой обработкой, а может создавать непосредственно в цифровом формате.

    В любом случае, такие произведения обычно изначально предполагают виртуальную форму существования. Их оригиналы существуют только в цифровом формате в виртуальном мире, и любой их перевод на реальный носитель (например, печать) является только копией цифровых произведений.

    На сегодняшний день существует объединение цифровых художников-вебистов – представителей нового художественного направления – вебизма (от англ. webism), которое ставит своими задачами добиться признания того, что «изображение на мониторе является оригиналом произведения цифрового искусства», а также признания «цифрового произведения как подлинника, когда оно отображено в киберпространстве Интернета».18

    Компьютерное искусство (цифровое искусство, дигитальное искусство) – это творческая деятельность, основанная на использовании информационных (компьютерных) технологий, результатом которой являются художественные произведения в цифровой форме.

    Иногда при создании традиционных произведений художник прибегает к цифровым технологиям как к вспомогательным. Например, в цифровом формате создается изображение (эскиз) с дальнейшей печатью (на бумаге, холсте и т. д.) и последующей доработкой (цветовая проработка, коллажирование и т. д.).

    Очевидно, что переход к принципиально новому, невещественному материалу, знаменует именно такой качественный переход смены эпох в изобразительном искусстве – его виртуализации (информатизации).

    К цифровым формам изобразительного искусства обычно относят:

    1. ASCII-Лрт – используется при создании художественных произведений ограниченной компьютерными символами палитры. Требует от художника искусности и старательности, а художественные образы, создаваемые с их использованием, требуют глубокой переработки исходных визуальных образов.

    2. Компьютерную графику – в качестве еще одного направления цифрового изобразительного искусства часто указывают компьютерную графику. При этом в рамках компьютерной графики различают двухмерную (2Б), трехмерную (3Б) и фрактальную графики. Кроме того, по методу графического представления объекта различают графики растровую и векторную (обычно в контексте двухмерной компьютерной графики).

    3. Цифровую живопись, под которой понимают направление цифрового изобразительного искусства, представляющего собой создание изображений посредством использования компьютерных имитаций традиционных инструментов.

    По характеру использования основных средств художественной выразительности и художественных приемов работы, часто рассматриваемые как произведения компьютерной графики, либо как произведения цифровой живописи, могут быть отнесены в традиционной классификации как к живописи, так и к графике. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, аналогичной той, которая возникает, например, при рассмотрении техник акварели или пастели.

    4. Цифровую фотографию.

    5. Демо. Термином «демо» обозначают жанр компьютерного искусства, представляющий собой мультимедийную презентацию. В принципе, который не может быть полностью отнесен к видам изобразительного искусства, т. к. обычно состоит из трех основных элементов – программного кода, графики и музыкального сопровождения.

    Таким образом, можно сделать вывод, что с развитием компьютерных технологий и сети Интернет произошло развитие цифрового стиля в искусстве. Компьютерная техника и цифровые технологии создания и обработки изображений уже давно успешно используются в практике создания произведений изобразительного искусства, дополняя традиционное и проникая практически во все его жанры и направления. Несмотря на то, что многие из них уже успешно используются для создания макетов и прототипов, высокая стоимость оборудования и расходных материалов пока не позволяют сделать эти технологии общедоступными.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Таким образом, стиль отражает веяния и настроения той эпохи, в которую он реализован. Реализуя свой потенциал, великие художники, архитекторы, писатели, искусствоведы в различные эпохи использовали в своих работах различные виды стилей. На становления и развитие стилей в искусстве оказали влияние определенные факторы, в частности религиозные настроения в обществе, политическая ситуация в мире, желание совершенствование человека до идеального образа (например в эпоху Возрождения), использование орнаментов периода античности и т. д.

    Возникновению и развитию различных видов стилей в искусстве способствовали труды и художественные таланты многих лиц. Со временем свое развитие получили основные стили в искусстве такие как: романский стиль, готический стиль, ренессанс, маньеризм, барокко, рококо, классицизм, ампир, романтизм, реализм.

    На сегодняшний день количество стилей в искусстве расширяется, и выделяются новые стилевые направления. Развитию современных стилей способствуют новые веяния. Одним из направлений современного вида стиля, который возможно использовать в области искусства является цифровой. Предпосылкой развития цифрового стиля в искусстве стало высокое и эффективное использование информационных платформ для распространения информации, в частности с использованием сети Интернет. С помощью цифровой графики и специальных программ развивается компьютерное искусство.

    Напрашивается вывод, что искусство не стоит на месте, оно постоянно развивается. Искусственный интеллект вторгается и в разные области искусства в качестве создателя культурных благ.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. – М.: Республика, 2001

    2. Алексеева М. В. Романский стиль в искусстве // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2016. – № 15

    3. Булгакова Алина. Зарисовки усадебного быта. Ампир. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarisovki-usadebnogo-byta-ampir (дата обращения 20.06.2022)

    4. Валиуллин Ф. Р., Валиуллина А. Ф., Ахметова Л. Р. Маньеризм в изобразительном искусстве // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3

    5. Витель Е. Б. Художественная культура XX века: от антропоцентризма к новой художественной реальности: монография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009

    6. Егорочкина Л. В. Реализм как метод в искусстве XIX века // MODERN SCIENCE: THEORETICAL AND PRACTICAL LOOK. XXXI Международная научно-практическая конференция. Астрахань, 2018

    7. Ерохин С. В. Цифровые направления в современном изобразительном искусстве [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-napravleniya-v-sovremennom

    8. Жевак А. И. Стиль и современное искусство: культурфилософский анализ [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-i-sovremennoe-iskusstvo-kulturfilosofskiy-analiz (дата обращения 21.06.2022)

    9. Жуковец О. Ю. Барокко как тип культуры и мышления: стилевые особенности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/barokko-kak-tip-kultury-i-myshleniya-stilevye-osobennosti (дата обращения 19.06.2022)

    10. Золотарева Л. Р. Художественные взаимосвязи в контексте изучения истории искусства: взаимосвязь искусств в поэтике романтизма // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 1 (32)

    11. Никитина И. П. Эстетика [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/37301/etika_i_estetika/estetika (дата обращения 20.06.2022)

    12. Ряполов В. В., Степанова А. С. Феномен готики в средневековом искусстве // Бизнес и дизайн ревю. – 2022. – № 1 (25)

    13. Фетисова Т. А. Стили искусства [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-iskusstva (дата обращения 19.06.2022)

    14. Хаидов Х. Я. Европейское искусство и классицизм в 17–19 вв. // Искусство – диалог культур. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Грозный, 2020

    15. Хроменков В. И. Современное понимание термина «реализм» в изобразительном искусстве // В сборнике: IV Машеровские чтения. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Витебск, 2010

    16. Хань Бин. Соотношение понятий «стиль» и «авторский стиль»: культурологический аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6

    17. Ху Ядун. Стиль рококо в контексте развития мирового искусства // Мировые научные исследования современности: возможности и перспективы развития. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2022

    18. Шевчук А. С. Синтез искусств. От истоков до романтизма //Апробация. – 2015. – № 2 (29)



    1 Никитина И. П. Эстетика [Электронный ресурс]. URL: https://studme.org/37301/etika_i_estetika/estetika (дата обращения 20.06.2022)

    2 Хань Бин. Соотношение понятий «стиль» и «авторский стиль»: культурологический аспект // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 6. – С. 764

    3 Витель Е. Б. Художественная культура XX века: от антропоцентризма к новой художественной реальности: монография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. – С. 163

    4 Адорно Т. Эстетическая теория / Пер. с нем. А. В. Дранова. – М.: Республика, 2001. – С. 11

    5 Алексеева М. В. Романский стиль в искусстве // Научные исследования и разработки молодых ученых. – 2016. – № 15. – С. 12

    6 Ряполов В. В., Степанова А. С. Феномен готики в средневековом искусстве // Бизнес и дизайн ревю. – 2022. – № 1 (25). – С. 12

    7 Фетисова Т. А. Стили искусства [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stili-iskusstva (дата обращения 19.06.2022)

    8 Валиуллин Ф. Р., Валиуллина А. Ф., Ахметова Л. Р. Маньеризм в изобразительном искусстве // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3. – С. 751

    9 Жуковец О. Ю. Барокко как тип культуры и мышления: стилевые особенности [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/barokko-kak-tip-kultury-i-myshleniya-stilevye-osobennosti (дата обращения 19.06.2022)

    10 Ху Ядун. Стиль рококо в контексте развития мирового искусства // Мировые научные исследования современности: возможности и перспективы развития. Материалы XVI международной научно-практической конференции. Ставрополь, 2022. – С. 335

    11 Хаидов Х. Я. Европейское искусство и классицизм в 17–19 вв. // Искусство – диалог культур. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Грозный, 2020. – С. 415

    12 Булгакова Алина. Зарисовки усадебного быта. Ампир. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zarisovki-usadebnogo-byta-ampir (дата обращения 20.06.2022)


    13 Золотарева Л. Р. Художественные взаимосвязи в контексте изучения истории искусства: взаимосвязь искусств в поэтике романтизма // Мир науки, культуры, образования. – 2012. – № 1 (32). – С. 13

    14 Шевчук А. С. Синтез искусств. От истоков до романтизма //Апробация. – 2015. – № 2 (29). – С. 86

    15 Хроменков В. И. Современное понимание термина «реализм» в изобразительном искусстве // В сборнике: IV Машеровские чтения. Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Витебск, 2010. – С. 413

    16 Егорочкина Л. В. Реализм как метод в искусстве XIX века // MODERN SCIENCE: THEORETICAL AND PRACTICAL LOOK. XXXI Международная научно-практическая конференция. Астрахань, 2018. – С. 254

    17 Жевак А. И. Стиль и современное искусство: культурфилософский анализ [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stil-i-sovremennoe-iskusstvo-kulturfilosofskiy-analiz (дата обращения 21.06.2022)

    18 Ерохин С. В. Цифровые направления в современном изобразительном искусстве [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-napravleniya-v-sovremennom


    написать администратору сайта