Анализ исторического документа Стоглавый собор. СТОГЛАВЫЙ СОБОР. Стоглавый собор
Скачать 18.88 Kb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный технический университет» Анализ исторического источника «Стоглавый собор» Выполнил: студент ПРК-191 Ермакова В.В. дата подпись Проверил: Рыбаков Р. В. Отзыв и оценка преподавателя дата подпись Стоглавый собор – это церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе 1551. Свое название получил он от сборника соборных решений, поделенного на 100 глав, который так и назывался - «Стоглав». Документ появился в период реформ Избранной рады, после созыва первого Земского собора. Деятельность Стоглавого собора распространялась не только на решение религиозно-церковных, но и государственно-экономических вопросов. Изучая документ, можно выделить цель его создания: решить проблему непристойного поведения церковнослужителей, т. е. укрепить дисциплину среди духовенства, проблему язычества среди народа и определить полномочия церковного суда. Но стоит отметить, что это далеко не все проблемы, которые решались Стоглавым собором. К основным положениям документа можно отнести: Главу 28, в которой говорится о переписи книг. Запрещалось неверно переписывать книги, продавать их и покупать, иначе эти книги «изымались даром» и отдавались церкви; Глава 32, в которой говорится о том, как правильно нужно креститься. Те, кто будут делать все по верному порядку никогда не встретят дьявола и от Бога помощь получат, а иные припадут дьяволу. Глава 41 включает в себя несколько разных пунктов: написание икон, как писали греческие живописцы и как писал Андрей Рублев; «бесовские развлечения», которые священники не запрещают; похождение людей по городам, их грабеже и лживых пророков. Глава 98. В ней написано обращение к самому царю, с просьбой оставить старые свободы и не вводить новые. Стоглавый собор принял строгий иконописный канон для Русской православной церкви. Основой послужили работы живописца Рублева. Была введена духовная цензура, обязывающая к определенному порядку переписи книг, строительства церквей и т. д. Церковные обряды и службы стали единообразны на всей территории страны. Так же критике подвергалось бесконтрольное бродяжничество и попрошайничество монахов. «Стоглав» отменил «несудимые» грамоты, сделав все монастыри и приходские причты подсудными своим епископам, светским судам запретил судить духовных лиц. Государственно-экономическая сторона Стоглава касалась споров о церковном землевладении, она содержит пояснение норм церковного права по отнощению к нормам государственного, судебного и уголовного права. Был создан «Приговор о вотчинах», включающий в себя пять основных решений: Приговором запрещается архиепископам, епископам и монастырям покупать у кого-либо вотчины без разрешения царя; Земельные вклады на помин души допускаются, но при этом оговаривается условие и порядок их выкупа родственниками завещателя; Вотчинникам ряда областей запрещается продавать вотчины людям иных городов и без доклада царю дарить монастырям; Приговор не имеет обратной силы, не распространяет своего действия на сделки (договоры дарения, купли-продажи или завещания), заключенные до Стоглавого собора; На будущее же устанавливается санкция за нарушение приговора: конфискация вотчины в пользу государя и невозвращение денег продавцу. Стоглав является очень важным сборником как церковных правил и наставлений, так и ценейшим источником социально-экономической и политической истории России XV-XVI веков. В нем прослеживаются разные события из жизни русского народа, обычаи, уходящие корнями в языческую эпоху. |