история рушника. Льняное полотенце. Стр. 23 Глава
Скачать 123 Kb.
|
Оглавление. Введение------------------------------------------------------стр. 2-3 Глава 1.Рушник из школьного музея -------------------стр. 3-5 1.1.История льняного рушника. 1.2.Рушник - обрядовый атрибут славян. 1.3.Символика орнамента рушника. Глава 2.Из истории льна ------------------------------------стр.6-8 1.1.Трудовая деятельность крестьян. 1.2.Этимология слова «лен» 1.3.Лен и мифология. 1.4.Лен - сельскохозяйственная культура. Выводы---------------------------------------------------------стр. 9 Список используемой литературы------------------------стр.10 Приложение «Узоры льняных рушников»---------------стр.11 Введение. В нашем школьном музее есть постоянно действующая экспозиция «Крестьянская изба». Много интересных экспонатов в избе: сундук и ухваты, чугуны и постельное бельё с вышивкой и кружевами, но нас заинтересовало полотенце, украшающее божницу. Такие полотенца называют рушниками, Глядя на рушник, сразу понимаешь, что он старинный, такой ткани сейчас в магазинах не встретишь. Мы решили, что ему более ста лет. Спросили об этом учителя истории, а Людмила Васильевна предложила нам провести исследование, то есть проследить историю этого полотенца. Цель данной работы: Проследить историю льняного рушника из школьного музея. Задачи: Выяснить, кем и когда изготовлен рушник, для каких целей, что означают узоры на рушнике. Выяснить то, как изготовляли крестьяне льняную ткань и каким образом ее изготавливают сейчас. Проследить этимологию слова «лён». Узнать о роли льна с точки зрения, что лён - сельскохозяйственная культура. Осветить вопрос связи льна и мифологии. Объектом нашего исследования является не только сам рушник, но и символы, изображенные на нем, и материал, из которого изготовлен рушник. В ходе работы использованы следующие методы исследования: анализ фактов, обобщение материала. При написании исследования мы пользовалась следующими источниками: Устные источники – рассказ Чернышовой Анастасии Константиновны. Вещественные источники - рушник из школьного музея. Письменные источники – книги по истории быта крестьян Сибири и России , книги по мифологии, словари и энциклопедии. Эта работа стала итогом наших стараний. Основная часть Глава 1. РУШНИК ИЗ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ. Из книги регистрации поступающих в музей экспонатов, мы выяснили, что это полотенце передано в дар музею Чернышовой Анастасией Константиновной, одной из старейших жителей нашего села. И следующим этапом исследования был намечен визит к А. К.Чернышовой. И вот мы у неё в гостях. Анастасии Константиновне 86 лет. От неё мы много узнали не только об объекте исследования. Во время рассказа у неё, когда она вспоминала свою жизнь, на глазах выступали слёзы. За свою жизнь она перенесла много тягот. Особенно нас поразило то, что она из четвёртого класса в апреле 1942 года пошла работать в колхоз, и не она одна , а и другие мальчики и девочки, так как их позвал бригадир – все мужчины из их села ушли на фронт. Она пахала на быках, работала на прицепе, доила коров… Можно много рассказывать о дарительнице экспоната. У неё много медалей, грамот и памятных значков… Но не будем отступать от главного объекта нашего исследования- льняного полотенца. Полотенце Анастасии Константиновне перешло от её матери Чурсиной, в девичестве Шанских Марфы Фёдоровны в 1953 году, когда она выходила замуж. Марфа Фёдоровна родилась в 1904 году в Воронежской губернии, а в Новосибирскую область они переехали в качестве переселенцев после революции 1917 года. В десяти километрах от деревни Устьянцево поселенцы основали Крестьянский посёлок. Земли переселенцам давали много –Чурсиным отрезали две гривы. Но рано радовались люди, когда началась коллективизация, то всю землю забрали. Так вот, полотенце Марфе Фёдоровне перешло от её матери, Натальи, которая умерла ещё до переезда в Сибирь, в деревне Фаршоватка Воронежской губернии. А прожила она 104 года. А ей полотенце досталось от её матери, т.е. прабабушки Анастасии Константиновны, Марии, которая родилась ещё в 18 веке, а умерла в первой четверти девятнадцатого. Это полотенце передавалось в семье Шанских - Чурсиных – Чернышовых на протяжении двух веков дочерям во время замужества. И наш экспонат должен был бы сейчас находиться в городе Куйбышеве – у старшей дочери Анастасии Константиновны, Галины Михайловны Стонт, оно ей и было передано в день свадьбы в 1977 году, но она его оставила у матери. И это хорошо, иначе у нас в музее не было бы такого экспоната – самого древнего из всех. Ведь ему по нашим подсчётам не менее ста девяноста лет, а может и больше. Ещё «Домострой» поучал в горнице сначала перекреститься на иконы, а божницы, где стояли иконы, украшались подобными рушниками. Их снимали вместе с главной иконой семьи и благословляли на брак детей. Ткань для рушников ткали из крапивы, конопли и льна – сельскохозяйственных культур, которые произрастали по всей территории страны. Рушник-изделие глубоко символическое, обрядовое. Как обрядовый атрибут рушники присутствовали во всех семейных обрядах и ритуалах (родинах, обручениях, свадьбах, похоронах). Наш рушник свадебный. Не менее сорока рушников необходимо было припасти невесте к свадьбе, ими она одаривала родню мужа, ими украшали свадебный поезд, обвивали дуги лошадей, повязывали на грудь дружке, вот откуда и пошел обычай одевать на грудь свидетелям ленты. На нашем рушнике красно-черные узоры в виде ромбиков, полосок, листьев, « загогулин». Полностью расшифровать данные узоры может только специалист по этнографии. Но Нам удалось выяснить, что красный цвет на рушниках символизирует очистительный огонь и солнце, а черный цвет- это земля-матушка, кормилица рода людского. Геометрический орнамент, украшающий наш рушник, по древним славянским поверьям, воплощает богиню земли и служит добрым охранным символом, который приносит счастье и плодородие. Подобными орнаментами украшали и одежду, и постельное белье новобрачных. Листья, которые присутствуют на узоре, это листья хмеля. Хмель у славян нес знак развития, молодого буйства, любви. Можно сказать, что узор хмеля - чисто свадебная символика. Вышитые полоски и ромбики не что иное, как стилизованная фигура женщины -Берегини, именно эти узоры обладали охранной магией, они являлись оберегом дома, обладали силой очищения дома от злых людей. (Приложение №1) Свадебные рушники не использовались по прямому назначению, т.е. ими не вытирали лицо и руки. Их берегли. К ним обращались как к живым в трудные минуты семейной жизни. В наши дни такая прекрасная традиция, связанная со свадебными рушниками почти утрачена. Из источников, с которыми мы работали, мы выяснили, что из родственных нам народов в Украине и Белоруссии эта традиция жива до сих пор. Это радует и внушает надежду, что и в нашей стране эта традиция возобновится. Глава 2. ИЗ ИСТОРИИ ЛЬНА. Трудовая деятельность крестьян. В крестьянском хозяйстве существовало довольно чёткое разделение труда между мужчинами и женщинами. Мужчина занимался преимущественно земледелием, строительством, мужицким ремеслом, охотой, рыболовством, заготовкой дров. Женщина вела домашнее хозяйство, растила детей, ухаживала за скотом. Огородом, собирала ягоды, грибы, орехи, пряла, ткала, шила. Когда надо, она ехала на помощь мужу в поле - жала, косила, метала стога и даже молотила зерно. Рано на селе в трудовую деятельность включались дети. Человеческая жизнь на Руси издревле исчислялось семилетними отрезками времени. Первые семь лет – детство, вторые семь лет – отрочество, ещё семь лет – юность. На отрочество приходилось время первых трудов, обучение делу, хозяйству. Крестьянская мудрость гласит: «Учи дитя тогда , когда оно поперёк лавки лежит». Понятно, что трудовым воспитанием девочек занималась мать, мальчиков - отец. К 14 -15 годам этот процесс заканчивался, и крестьянская семья получала ещё одного работника. Крестьяне занимались не только сельским хозяйством, но и разнообразным ремеслом. Мужчины строили дома, мастерили мебель и орудия труда, изготовляли деревянную посуду, женщины пряли, ткали, шили, вязали. Каждый крестьянин считался мастером на все руки. Иначе быть не могло, ведь всё нужное в хозяйстве приходилось делать своими руками. Ремесленничали главным образом зимой, когда не было полевых работ. Хозяин дома по вечерам устраивался на лавке в своём углу и начинал, к примеру, плести лапти. Кроме лаптей из лыка плели лукошки для сбора ягод, большие заплечные кузова для грибов, а также короба для хранения различных продуктов и вещей. Пока хозяин занимался плетением, жена могла шить ему льняную рубаху. Сил и трудов вкладывалось в лён порой не меньше, чем хлеб. Мужчины по весенней пашне его сеяли, женщины пропалывали посевы, а осенью обрабатывали. Для удаления семян лён, как и зерно, молотили цепями. Лучшие семена шли на сев, из остальных добывали льняное масло. Но самое ценное у льна – волокно, содержащееся в стебле. Чтобы добыть его, лён 2 – 3 недели вымачивали в воде. После сушки стебли мяли, трепали, удаляя костру – древесные части стебля. Затем гребнями чесали. В результате получалась мягкая, пушистая кудель – сырьё для прядения. «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» – эти строки Пушкина рассказывают о самом распространённом зимнем занятии крестьянок. Вечерами при свете лучины девушки – подружки собирались в чьей–нибудь избе со своими прялками и куделью. Рассаживались по лавкам на донца прялок, а кудель пристраивали к их вертикальным лопастям. Левой рукой пряха вытягивала прядево, а правой, послюнявив пальцы, вращала веретено, похожее на рыболовный поплавок. Оно кружилось, словно волчок, скручивая прядево в нить и наматывая её на себя. Прядение было скучной и однообразной работой, поэтому – то девушки и собирались компаниями, пели песни, вели беседы. На такие посиделки нередко заглядывали парни. Они развлекали девиц разговорами, шутками, а сами высматривали себе невест. К масленице прядение старались закончить. Существовал даже обычай катания на масленичной неделе с ледяных гор на ставшей уже ненужной прялке. Но вообще – то прялку берегли и даже передавали по наследству. Нередко её делал жених в подарок своей невесте. Такая прялка украшалась нарядной резьбой росписью. По сей день их немало хранится в различных музеях страны. После прядения крестьянки начинали ткать холсты. В избу из сарая на несколько недель переносился ткацкий стан. Он был известен на Руси ещё в домонгольские времена. Постепенно со стана сходила длинная полоса сероватого льняного полотна. Его белили на солнце, предварительно вымочив в воде и расстелив на лугу перед домом. После беления можно было приступать к кройке и шитью крестьянских рубах, порток, юбок. Основу крестьянского существования составлял постоянный тяжёлый труд. Законы натурального хозяйства заставляли почти всё делать собственными руками: пахать землю, растить скот, строить жильё, мастерить мебель и орудия труда, прясть, ткать, шить. Из поколения в поколение крестьяне передавали секреты земледелия и ремесла, азы которых постигались ещё в раннем детстве. Этимология слова «Лён» С названием льна у нас связано представление о растении, дающем известное волокно. Между тем, лён, обыкновенное прядильное растение, впервые был взят в культуру как масличное растение. Жители долины Инда и Иранского нагорья жирные семена льна поджаривали и употребляли в пищу, а из расплющенных семян скатывали свечки и жгли их для освещения первобытного жилья – пещеры, землянки и т.п. Откуда мог прийти к нам наиболее распространенный лён –долгунец? Видные учёные, специалисты Всесоюзного института растениеводства говорят, что он пришёл к нам из Средней Азии, куда попал из соседней Индии. Академик П.М. Жуковский полагал, что лён принесли скифы, переселившись в Северное Причерноморье. Между тем, как мы говорили, скифы использовали на пряжу коноплю, а не лён. Профессор Е.Н. Синская выдвинула другое предложение: лен в виде межеумка, то есть на волокно и масло, попал сначала в Казахстан, а уже оттуда на Урал, а потом, как прядильный лён, - на север европейской части России. Однако трудно поверить, чтобы жившие в ту далёкую пору кочевые племена в степях Казахстана могли возделывать такую трудоёмкую культуру, как лён, пусть даже межеумок! Разобраться в этом вопросе нам помогает анализ названия льна. В Средней Азии узбеки и казахи его называют зыгыр, что близко к индийскому загиру. Как видим, ничего общего в этом названии со старославянским « лён» нет. Между тем, наше название льна вошедшее во все славянские языки ближе к литовскому «линас», верхненемецкому «лин», древнегерманские племена готов его называли «лейн», что и закрепилось в современном немецком языке. Следовательно, старославянское и древнерусское название льна ближе к западноевропейскому. Отсюда выходит, что прядильный лён был завезён не из Средней Азии, а из Западной Европы. В самом деле, льноводство на Руси было широко развито на северо- западе России во времена Великого Новгорода, который даже торговал льняным волокном с западноевропейскими странами. От них он, вероятно, и получил ранее культурную форму прядильного льна. Установлено, что из древнего Египта позднее прядильный лён проник в Европу. Особенно льноводство было развито на северо-западе Европы, в частности в Галлии. Здесь стали вырабатывать полотно, не уступающее по качеству египетскому, даже превосходящее его. Ботаническое название обыкновенного прядильного льна было дано Карлом Линнеем из латинского языка –« линум» от слова «линия», «нить», что вполне соответствует его назначению давать волокно, прядильную нить. Лён и мифология. Растение это древнейшее. Оно было известно за несколько тысяч лет до нашей эры в Вавилоне, Ассирии, Египте, Абиссинии. Многие учёные считают, что когда–то, лён был более в ходу, чем теперь. Он рос по берегам уже давно исчезнувшего моря Тетис, проникнув глубоко в Азию, вплоть до Афганистана и Индии. Из льняного волокна в этих странах делали одежду, из семечек выжимали жир и лепили из него свечи. Особенно славился в те времена лён Древнего Египта. Египетские ткани бы удивительно тонкими и крепкими. Рассказывают, что фараон Амазис как-то принёс в дар одной из богинь такую чудесную ткань, каждая ниточка которой была сплетена из 360 тончайших, невиданной крепости волоконцев. Если верить легендам и мифам этой страны, то, оказывается, лён и сотворен – то был вовсе не людям и не для людей, а египетскими богами для самих же богов. Это произошло, когда боги готовили на небе нарядные одеяния, чтобы удивить ими жителей грешной земли. Шутки шутками, но во время раскопок археологом действительно удалось образцы великолепного египетского льна. Ничего не скажешь, «божественная» ткань вполне оправдывала своё название. Она была красива, а по толщине напоминала кисею. Сохранился также барельеф простейшего ткацкого станка того времени, на котором эту кисею делали. Конечно, египетские ткани из льна были предметом роскоши и носили их только самые богатые люди. Нарядам из льна в этой стране оказывалась особая честь: в них египтяне одевали своих самых именитых соотечественников, когда те умирали. Не зря же мумии фараонов спеленаты не шёлковыми и не шерстяными, а именно льняными бинтами. Хорошо был известен лён и славянам. Причём ещё задолго до времён Киевской Руси. В их древних обрядах всячески почитались два божества: Вайшгантос и Албатис. А ведь именно эта парочка считалась покровительницей льна. Того самого, что «в сыру землю вошел, синю шапку нашёл». В знаменитом уставе Ярослава Мудрого сказано, что укравших лён надлежит наказывать с особой строгостью. В древней Руси лён разводили чуть ли не все племена и особенно те из них, что жили на севере страны: около Пскова, Новгорода, Вологды. Наверное тогда –то в этих местах родилась пословица: «жене пряди рубашку, мужу вей гуж». Это удивительное растение. Стебель без ветвей, стрелкой, на редкость прямой и тонкий. О стройности этого растения говорит само его имя. Название «лён» произошло от слова «линия». А что может быть стройнее и прямее прямой линии! И прочности лён прямо- таки невероятной. С корнем выдернуть его из земли – дело не хитрое, а разорвать стебель- поди-ка попробуй! Хрустит, но не поддаётся. Расщепить стебель вдоль- это другое дело, это легко, мигом разлезается на тонкие волоконца, из которых, кстати, и делаю пряжу. Из одной тонны волокна делают два с половиной километра полотна или 800 скатертей, или 2000 полотенец. Всё точно, как в старинной народной загадке, где про лён сказано: «Сперва били меня, колотили, потом рядом с гостем посадили». Лён – сельскохозяйственная культура. Ещё в глубокой древности внимание человека привлекло тонкое стройное растение, сгибающееся при ветре до самой земли и снова выпрямляющееся. Это растение легко было вырвать из земли с корнем, но трудно разорвать. Что придавало крепость и удивительную упругость тонкой льняной былинке? При надломе стебля хрустнет в средине него древесина, а зелёный луб коры, как и у липы очень крепкий. Поперёк стебель не разорвать, тогда, как вдоль легко разделить на тонкие нити. Это лён – наиболее древнее после пшеницы культурное растение. Его возделывают более двух тысяч лет. «… Кому не знакома яркая, сочная зелень, по которой ещё в древности можно было узнать полосу, засеянную льном? Кто не видел его тонких стройных былинок с голубыми, слегка поникшими цветками? Кто не мял в руках его гладких, блестящих, как бы отполированных семян?»- так спрашивал слушателей К.А.Темерязев на своей лекции о льне. И если кто не видел льна, то непременно познакомьтесь с этим замечательным растением. Почти на всей территории России растёт на полях высокий неветвящийся лён, названный льном – долгунцом. Из его стебля получают длинное волокно. Тонкий прямой стебель только у самой вершинке имеет веточки с узкими листочками и голубыми цветочками. Лён цветёт лишь полдня , затем, вместо цветочков появляются зелёные коробочки с семенами, содержащими до 40% масла. Проваренное льняное масло быстро высыхает. Его употребляют для приготовления масляных красок. На юге возделывают лён на семена для получения из него масла. Он здесь низкий, но очень ветвистый, называют его лён- кудряш. Насчитывают до 45 видов дикорастущего льна. Для роста льна – долгунца особенно благоприятен влажный климат с умеренным освещением сквозь пелену облаков. Более того, длинна и тонкость волокна зависит от бокового затенения. Поэтому на севере лён сеют густо. Густой посев предотвращает ветвление стеблей льна. То же явление наблюдается в лесу со стройными, высокими стволами сосен и берёз. Лён проходит много изменений в процессе превращения из зелёного в белое тяжелое полотно или лёгкий батист. Схема технологического процесса производства льняных тканей в наши дни. Мочка льно - соломы. Мятьё тресты. Трепание льна – сырца. Чесание. Волокно с льночесальных машин. Лента с чесальных машин. Лента с ленточных машин. Ровница с ровничных машин. Прядение ткани-суровья. 10.Отделка ткани. 11.Стрижка. 12.Варка и отбеливание. 13.Окрашивание ткани и нанесение рисунка. Заключение. 1.Рушник в нашем музее из льна. 2. Изготовлен он в Воронежской губернии в селе Фаршоватка в семье Шанских в начале 19 века. 3. Такие полотенца, изготовлялись повсеместно крестьянами на всей территории России с древнейших времён. 4. Этимология слова «лён» очень интересна и загадочна, а так как это растение произрастало повсеместно, учёные не пришли к единому мнению о том, где впервые проявилось это растение. 5. Лён – сельскохозяйственная культура, которая даёт не только прочное полотно, но и масло, и семя, которое входит в состав лекарств. 6. Лён прочно связан с мифологией, что говорит о его древней истории. Исследовательская работа убедила нас в том, что такая обыденная вещь, как рушник, таит в себе много интересного и неизвестного. В дальнейшем мы хотели бы исследовать значение и функции орнаментов на рушниках. Библиография. Клюлевский В. «Краткое пособие по русской истории». Москва, «Терра», 1996г. Муравьёв А.В. «История русской культуры», Москва «Просвещение» 1988г. Наумов К.И. «Как появились полевые культуры», Минск, «Урожай», 1981г. Рыбаков Б.А. «Мир истории», Москва, «Молодая гвардия», 1987г. Энциклопедия сельскохозяйственных растений. Москва, «Наука» 1994г. Муниципальное образовательное учреждение Бадажковская основная общеобразовательная школа Исследовательская работа Выполнили: Бадажкова Галина Игоревна ученица 5 класса МОУ Бадажковской ООШ Тактагулова Лариса Ярославовна ученица 5 класса МОУ Бадажковской ООШ Руководитель: Зинзеря Людмила Васильевна учитель русского языка и литературы 1 квалификационной категории Бадажки 2011 Приложение № 1 Виды орнаментов на рушниках РОМБИКИ С «ЗАГОГУЛНАМИ». ВАЗОН (большие ветки с цветами и птицами) и БЕРЕГИНЯ (стилизованная женская фигура или загадочный могучий цветок). Орнамент из листьев дуба Лилия - женский символ, сама суть энергии влаги Мак охраняет людей и скот от любого зла Символика винограда раскрывает радость и красоту сотворения семьи. Звезды, разбросанные по рукавам и собранные в геометрический орнамент, - это представление о структуре Вселенной, которая уже не хаотична, а упорядочена и наполнена гармонией. Вся украинская вышивка обозначена благословенными знаками Воды и Солнца. |