Главная страница
Навигация по странице:

  • Фараоны с

  • В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов

  • Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э.

  • И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год.

  • Вторая по величине древнеегипетская пирамида на том же плато — пирамида Хефрена

  • Третья пирамида — пирамида фараона Микерина

  • Большого сфинкса

  • Египет доклад. Страна и население


    Скачать 34.86 Kb.
    НазваниеСтрана и население
    Дата24.10.2019
    Размер34.86 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЕгипет доклад.docx
    ТипДокументы
    #91707

    Наше название страны «Египет» (современные египтяне, которые говорят по-арабски, называют свою страну «Миср»)»; это слово, в свою очередь, к одному из имён значительнейшего из древнеегипетских городов — Мемфиса.Древние египтяне называли свою страну «Кеме» — «Чёрная», по цвету тёмной её почвы, в противоположность «красной» земле окрестной пустыни.

    Страна и население.

    Египет находится в северо-восточной части Африки. В древности Египтом считали только самую долину реки Нила. В настоящее время к нему относят не только пересекающую всю страну с юга на север долину реки, но и пустынное, сильно пересечённое Восточное, или так называемое Аравийское, нагорье (между Нилом и Красным морем), а на западе— Ливийское плоскогорье, представляющее собой безжизненную песчаную пустыню с редкими оазисами. С севера страна омывается Средиземным морем. Восточное нагорье выходит к Красному морю, которое отделяется от Средиземного лишь узким перешейком. Границы страны на западе проходят по малонаселенным пустынным местностям. Южной границей Египта в древности считались первые — по течению реки последние — пороги на Ниле, южнее которых была расположена Нильская Эфиопия, или Нубия.

    10—12 тыс. лет назад климат Египта был прохладнее, мягче, атмосферных осадков выпадало здесь несравненно больше.

    В послеледниковый период климат Египта становится всё более сухим и жарким, степи превращаются в пустыни, растительный и животный мир беднеет. Уже в течение тысячелетий в Египте, даже на побережье Средиземного моря, количество осадков невелико, а дальше от побережья дожди иногда не выпадают несколько лет подряд.

    Нил — одна из величайших рек в мире — вытекает из озёр тропической Африки (Белый Нил). В среднем течении в него впадает Голубой Нил, вытекающий из озера Таны, в горах современной Эфиопии (Абиссинии Вся долина Нила является по существу гигантским оазисом. Египет —«дар Нила», справедливо утверждали греческие писатели. Если бы не Нил, то весь Египет представлял бы собой пустыню, подобную Ливийской. Особенностью водного режима Нила, определяющей его огромное народнохозяйственное значение, являются периодические и регулярные разливы. Вследствие ливней, выпадающих в тропической Африке, и таяния снегов на горных вершинах вода в Ниле к середине июля начинает прибывать. Наивысший уровень воды в Ниле бывает осенью, когда река заливает огромные прибрежные пространства. На залитой земле осаждается ил, приносимый рекой с её верховьев. Вся плодородная почва долины Нила состоит из мощных отложений речного ила; она легко поддаётся обработке и отличается исключительным плодородием.

    Таким образом, природные условия в долине Нила благоприятствовали развитию земледелия, и древние поселенцы этой долины, обладавшие уже со времени неолита орудиями труда, достаточными для обработки мягкой нильской почвы, рано перешли к сельскохозяйственному производству.

    Египетская народность сложилась, вероятно, в процессе смешения различных племён Северо-Восточной Африки, а возможно, и некоторых племён, живших впоследствии в Передней Азии. Судя по дошедшим до нас изображениям и костным останкам, древние египтяне были людьми крепкого телосложения; цвет их кожи был смуглый, волосы — чёрные, гладкие.

    Древнеегипетский язык составляет особую группу в пределах семито-хамитской семьи языков. Более всего исследованы взаимоотношения древнеегипетского языка с семитическими языками. Менее изучены связи древнеегипетского языка с другими родственными ему группами языков, а именно с берберскими и кушитскими.

    Сколько времени длился ранний период в истории Египта (Раннее царство) — неизвестно; во всяком случае около 3000 г. до н. э. государство в долине Нила уже существовало.

    . О религии додинастического периода известно очень мало. Необходимо учитывать, что письменности в то время не было, уяснить все нюансы того времени мы не в состоянии. Поэтому большую часть информации мы получаем из современной этнографии

    Боги и цари


    Когда-то мы все вышли из Африки, и этот материк является некой исходной точкой, в которой аккумулируются наиболее древние воззрения человечества. Поэтому культ обожествленных предков и культ создателей присутствуют всегда в любой религии. Пример Египта это всецело подтверждает. Так, царская традиция ведет свое начало от культа богов, которые, как считалось, правили Египтом в изначальное время Главный бог, который создал весь мир, являлся одновременно и первым царем.

    В чем состоит эта сила? Первый бог, который создал этот мир, являлся аккумулятором жизненной силы, которая называется «ка». «Ка» — аналог маны у полинезийцев, нечто такое, что наделяет правящего царя божественностью. Эта сила переходит ему от демиурга, который сотворил этот мир. Царь при коронации наделяется этой маной, которая превосходит жизненную силу любого другого человека. Эту ману он может использовать и на благие дела, и против врагов.

    Мы судим о религиозной жизни древних египтян в первую очередь благодаря данным исторических источников, письменных памятников (надписям на стенах храмов и многочисленным папирусам), различным археологическим артефактам. Основной пласт информации — это погребальные памятники, которые разбросаны по всей долине Нила: пирамиды, храмы, гробницы. Наиболее ранние письменные памятники — это тексты пирамид V–VI династий. Как правило, это заупокойные формулы-речения. Они дают нам первичные представления о том, во что египтяне верили, каким богам поклонялись, каким образом они стремились достичь бессмертия.

    В дальнейшем на их основе появляются «Тексты саркофагов», призванные обеспечить вечную жизнь простому человеку. В этом их отличие от «Текстов пирамид». Иногда к ранним письменным памятникам ошибочно относят мемфисский теологический трактат.

    Ритуалы


    Ранние формы ритуала возникли в то время, когда египтяне еще обитали в диких саваннах. Мы знаем, что они почитали звезды, Солнце и Луну и, вероятно, связывали их с какими-то божествами. Интересный памятник времени неолита Сахары — мегалитический комплекс в Набта-Плайя, на юге Египта. Он определенно свидетельствует о том, что люди вели наблюдения за небом. Они фиксировали восход определенных звезд, созвездий, Солнца и Луны. К этому времени были приурочены определенные жертвы. Эта астральная религия трансформировалась в почитание классических египетских богов, с которыми отождествляли определенные звезды: Сириус с богиней Исидой, пояс Ориона с богом Осирисом, Плеяды с богиней Хатхор. Примечательно, что большая часть древних народов, которая населяла средиземноморский регион, по какой-то причине выделяла именно эти звезды и созвездия. В качестве примера можно привести мегалитические комплексы Мальты, которые древнее пирамид. И там были культы тех же созвездий.

    Культа смерти как такового в Египте не было, если сравнивать его с Древней Мексикой, например. Египтяне воспринимали жизнь как мимолетное явление. Заранее они начинали готовиться к миру иному. Первые гробницы появляются в Абидосе, Нагаде, в районе будущего Мемфиса. Однако тут возникает несколько принципиальных вопросов. Мы знаем, что обеспечить себе достойное бессмертие могли немногие, так как немногие могли позволить себе строительство гробницы, в которой проводились определенные ритуалы, например, в рамках припирамидного культа. Получается, что какая-то часть египтян могла себе обеспечить заупокойный культ, а следовательно, и бессмертие. А другая часть, которая была его лишена, нет! Какова была судьба такого человека?

    «Книга мертвых» играла приблизительно такую же роль, как и «Тексты пирамид», «Тексты саркофагов». Это, с одной стороны, путеводитель по загробному миру, чтобы душа человека не потерялась в мире богов и демонов, а с другой — возможность не умереть в ином мире, получить новое духовное тело, новую природу. Благодаря «Книге мертвых» человек может жить в новом качестве. Это сложная концепция. Например, если человек получает погребение рядом с пирамидой, приобретает статус блаженного, то ему не о чем больше заботиться, потому что обо всем позаботится царь. Он получает свое бессмертие от царского бессмертия, проще говоря, долю жертв с царского стола. Однако в дальнейшем для обретения бессмертия будут уже важны моральные качества человека. И в более позднее время «Книга мертвых» служит своеобразной страховкой, она оберегает сердце умершего от мук совести. Отрекаясь от всего нечистого в этой жизни, человек получает бессмертие в царстве Осириса. Царь и припирамидный культ для этого уже не нужны.

    Египтяне очень почитали животных. Например, мемфисский бык Апис был ассоциирован с душой бога Птаха, бога Тота почитали как ибиса и павиана, богиня Хатхор ассоциировалась с коровой и так далее. Более того, египтяне верили, что в любом животном живет как бы демон, с которым можно вступить в общение. В чем причина этого явления? Архаическим традициям многих народов была присуща вера в перевоплощение душ. В мире происходит круговорот душ. Например, душа человека постепенно начинает перерождаться в растение или животное. Поэтому мир растений и животных священен. 

     

    Искусство и культура Древнего Египта

    От гражданских сооружений Раннего царства ничего или почти ничего значительного не сохранилось. Если о раннеегипетских храмах судить по знакам-изображениям в письменности, это были, повидимому, небольшие постройки внутри оград. Единственная отрасль раннеегипетского зодчества, о которой мы осведомлены сколько-нибудь подробно,— это гробницы царей и особенно знати. Гробницы вельмож Раннего царства во многом предвосхищали надгробные сооружения последующего Древнего царства. Прямоугольные надземные постройки в виде

    От Раннего царства дошло значительное количество мелких и очень немного крупных круглых скульптур. Ещё в период до I династии или в начале её правления отдельным мастерам замечательно удавались изображения людей и животных.

    Изображения на плоскости не столько смотрелись, сколько читались. Создание этих изображений также было постепенно закреплено определёнными правилами. Художник изображал предмет на плоскости не таким, каким он мог его видеть в том или ином случайном положении, под тем или иным случайным углом зрения, а старался изобразить предмет так, чтобы все его характерные признаки были видны одновременно. Предметы изображались, как если бы на них одновременно смотрели прямо и сбоку. Этим объясняется странное на наш взгляд построение человеческого изображения: голова, локти и низ тела повёрнуты вбок, плечи же и глаз нарисованы прямо. В изображениях животных, для которых обыкновенно более существенным является вид сбоку, египетская передача менее отлична от нашей.

    Египетский способ изображения на плоскости намечался в живописи и резьбе задолго до I династии, но последовательно не проводился. Только накануне I династии он отлился в чёткое правило, сохранявшее силу на протяжении всего дальнейшего развития древнеегипетского искусства. Возможно, тут сказалось консервативное влияние религии: приём был закреплён в качестве традиционного .для религиозных изображений.

    Во времена I династии быстро росло мастерство исполнения. Некоторая неуверенность, наблюдавшаяся в изображениях на плоскости в период начала 1 династии, сменилась затем уверенностью, стройностью композиции и, где надо, подвижностью в изображении фигур.

    Фараоны

    стояли на вершине социальной лестницы и считались равными богам. Фараонам воздавались великие почести, они считались настолько могущественными, что до них буквально боялись дотронуться.


    На шее фараоны традиционно носили анх — магический символ и талисман, которому египтяне придавали большое значение. Фараонов за века и тысячелетия существования Египта было много, но о нескольких из них стоит сказать особо.

    Чуть ли не самый известный египетский фараон — Рамзес II. Он взошёл на престол, когда ему было около двадцати лет, и правил страной почти семь десятилетий (с 1279 по 1213 год до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений. И многие из живших в конце правления Рамзеса II египтян верили, что он — настоящее бессмертное божество.

    Ещё один фараон, достойный упоминания — Джосер. Он правил в XXVII или XXVIII веке до н. э. Известно, что во время его правления столицей государства окончательно стал город Мемфис. Впрочем, Джосер вошёл в историю прежде всего тем, что построил самую первую пирамиду в Древнем Египте (она же — первое во всём мире каменное архитектурное сооружение). Точнее говоря, её построил визирь Джосера — человек с выдающими способностями по имени Имхотеп. В отличие от более поздней пирамиды Хеопса, пирамида Джосера состоит из ступеней. Изначально она была обнесена стеной с 15 дверьми, причём отворялась из них лишь одна. На данный момент от стены уже ничего не осталось.

    В истории Древнего Египта было несколько женщин-фараонов. Одна из них — Хатшепсут, правившая в XV веке до н. э. Её имя можно перевести как «находящаяся впереди благородных дам». Отстранив от трона малолетнего Тутмоса III и объявив себя фараоном, Хатшепсут продолжила восстановление Египта после набеговвраго, воздвигла большое число памятников на территории своего государства. По количеству проведённых прогрессивных реформ она превзошла многих фараонов-мужчин.

    Во времена Хатшепсут считалось, что фараоны — это воплощения бога Хора в земном мире. Дабы не сеять смуту в народе, жрецы сообщили, что Хатшепсут — дочь бога Амона. Но на многих церемониях Хатшепсут всё же появлялась в мужском одеянии

    В современной западной культуре за царицей Хатшпсут закрепился образ умной, энергичной, наделённой аналитическими способностями женщины. Место для Хатшепсут нашлось, например, и в знаменитой экспозиции художницы Джуди Чикаго «Званый ужин», посвящённую великим женщинам, повлиявшим на историю человечества.

    Фараон Эхнатон, правивший в XIV веке до н. э. — ещё одна популярная фигура в истории Древнего Египта. Он провёл по-настоящему революционные религиозные реформы. Он решил сделать ранее незначительного бога Атона, ассоциирующегося с солнечным диском, центром всей религии. При этом культы всех других богов (в том числе и Амона-Ра) были запрещены. То есть фактически Эхнатон решил создать монотеистическую религию.

    В своих преобразованиях Эхнатон опирался на людей, занимавших высокие посты в государстве, но происходивших из простолюдинов. С другой стороны, большая часть потомственной жреческой знати активно сопротивлялась реформам. В конечном счёте Эхнатон проиграл — после его смерти в повседневность египтян вернулись привычные религиозные практики. Представители новой XIX династии, пришедшей к власти спустя десять лет, отказались от идей Эхнатона, эти идеи были дискредитированы.

    И ещё несколько слов стоит сказать о Клеопатре VII, которая правила Египтом 21 год. Это была действительно незаурядная и, видимо, очень привлекательная женщина. Известно, что у неё был роман сначала с Юлием Цезарем, а позднее и с Марком Антонием. От первого она родила сына, а второго — двух сыновей и дочек.

    И ещё один интересный факт: Марк Антоний и Клеопатра, когда поняли, что не смогут противостоять императору Октавиану, жаждущему захватить Египет, стали устраивать бесконечные попойки и праздничные пиры. Вскоре Клеопатра объявила о создании «Союза смертников», члены которого (а вступить в него было предложено всем приближённым) дали клятву, что умрут вместе. В этот же период Клеопатра испытывала на рабах яды, желая узнать, какой из них может принести смерть быстро и без сильной боли.

    В общем в 30 году до н. э. Клеопатра, как и её возлюбленный Антоний, покончила с собой. А Октавиан, установив свой контроль над Египтом, превратил его в одну из провинций Рима.

    Уникальные постройки на плато Гиза


    Пирамиды на плато Гиза являются единственным из так называемых семи чудес света, сохранившимся до нашей дней.

    Наибольший интерес у египтологов и обывателей вызывает пирамида Хеопса. Её строительство продолжалось около двух десятков лет и завершилось, вероятно, в 2540 году до н. э. Для её возведения понадобилось 2 300 000 объёмных каменных блоков, их общая масса составляла семь миллионов тонн. Высота пирамиды сейчас составляет 136,5 метров. Архитектором этой пирамиды называют Хемиуна, визиря Хеопса.

    За фараоном Хеопсом закрепилась слава классического деспота. В некоторых источниках сообщается, что Хеопс жёсткими мерами принуждал население к работам по возведению пирамиды. Само имя Хеопса после того, как он умер, якобы было запрещено к произношению. А ресурсы Египта в результате его правления были так истощены, что это привело к ослаблению страны и концу Четвёртой династии.

    Вторая по величине древнеегипетская пирамида на том же плато — пирамида Хефрена, сына Хеопса. Она действительно чуть-чуть меньше, но при этом расположена более высоком холме и имеет более крутой уклон. Пирамида Хефрена имеет форму правильной четырехугольной фигуры со сторонами 210,5 метров. Внутри находится одна погребальная камера площадью 71 м2, , в которой когда-то хранился саркофаг фараона. К этой камере можно попасть по одному из двух тоннелей.

    Третья пирамида — пирамида фараона Микерина — была возведена позже двух других. Её высота едва достигает 66 метров, длина квадратного основания равна 108,4 метрам, а объём — 260 тысячам кубометров. Известно, что когда-то нижняя часть пирамиды была отделана красным асуанским гранитом, чуть выше гранит сменял белый известняк. И наконец на самом верху вновь применялся красный гранит. К сожалению, облицовка не сохранилась, в средние века мамелюки её забрали отсюда и использовали для своих нужд. Погребальная камера в данной пирамиде расположена на уровне земли.

    Рядом с тремя пирамидами каждый может увидеть Большого сфинкса — статую льва с человеческим лицом. Длина этой статуи 72 метра, а высота 20 метров. Некогда между передними лапами располагалось святилище. Точное время создания Сфинкса неизвестно — насчёт этого ведутся споры. Кто-то считает, что его возвёл Хефрен, другие говорят, что это был Джефедра — ещё один сын Хеопса. Есть также версии, что Сфинкс появился значительно раньше, около двенадцати тысяч лет назад (якобы древние египтяне просто откопали его в династический период), и совсем уж сомнительные версии о том, что сфинкс создан инопланетянами.

    Особенности общества и образа жизни древних египтян


    Египтяне считали, что после смерти их ждёт суд бога Озириса, который положит на разные чаши специальных весов их дурные и добрые дела. И чтобы добрые дела перевесели, в земной жизни необходимо вести себя подобающим образом.

    Кроме того, жителям Древнего Египта  было важно, чтобы их загробная жизнь была похожа на жизнь земную. Поэтому к переходу в иной мир нужно было тщательно готовиться. Состоятельный египтянин заранее строил для себя загробный дом. Когда же умирал фараон, в его гробницу помещали не только его тело, но и множество вещей, которые могли пригодиться в иной жизни — одежду, украшения, мебель и т. д. Важное значение в связи с этим приобретает тот факт, что первые пирамиды были ступенчатыми — вероятно, ступени требовались для того, чтобы фараон как бы мог подняться в мир богов.

    Египетское общество состояло из нескольких сословий и социальный статус здесь имел большое значение. У египтян из богатых сословий в моде были парики и замысловатые головные уборы, а от своих волос они избавлялись. Таким способом решалась проблема вшей. А вот бедным людям приходилось несладко — среди них было не принято стричься «под ноль».

    Основной одеждой египтян была обычная набедренная повязка. Но богатые люди, как правило, носили ещё и обувь. А фараонов везде сопровождали носильщики сандалий — была такая специальная должность.

    Богатые египтянки носили многочисленные украшения и замысловатые головные уборы

    Некоторые профессии в древнегреческом обществе — воин, чиновник, жрец — наследовались. Впрочем, добиться значимой должности, благодаря своим талантам и умениям, тоже было вполне реально.

    Больше всего трудоспособных египтян было занято в земледелии, ремесленничестве или сфере обслуживания. А в самом низу социальной лестницы находились рабы. Они обычно выполняли роль слуг, но при этом имели право покупать и продавать товары, получать свободу. А став свободными, они со временем даже могли войти в знать. О гуманном отношении к рабам свидетельствует и тот факт, что на рабочем месте им полагалась медицинская помощь.

    Вообще египетские врачеватели были очень просвещёнными для своего времени. Они отлично разбирались в особенностях человеческого организма и осуществляли весьма сложные операции. Согласно исследованиям египтологов, даже пересадка некоторых органов для местных врачевателей не являлась проблемой. Интересно и то, что в Древнем Египте некоторые из инфекционных недугов лечили с помощью хлеба, покрытого плесенью — это можно считать своеобразным аналогом современных антибиотиков.

    Также египтяне фактически придумали мумификацию. Этот процесс выглядел следующим образом: внутренние органы извлекали и помещали в сосуды, а на само тело наносили соду, чтобы оно не разлагалось. После высыхания тела его полости заполнялись льном, пропитанным специальным бальзамом. И наконец на последнем этапе тело перебинтовывали и закрывали в саркофаге

     


    написать администратору сайта