Ответы на вопросы по этике. Структура этики как науки. Методы исследования. Место этики в структуре науч знания. Знач этики
Скачать 40 Kb.
|
Структура этики как науки. Методы исследования. Место этики в структуре науч знания. Знач. этики. Назв и выдел в особую научную дисцип этика обязана Арист, но основы её были заложены ещё Сократом. Этико-религ вопросами основат заним: Пифагор и его школа. Антидемократ и аристократ позиции пифагорейцев разделяли Гераклит.. Удов, возник из чувств, возбуждений, Демокрит считал сомнит и относит. Истинное счастье возник при мирном настроении, к-е обуслов заметным движение атомов огня. Против отриц обязат нравств норм было направлено учение Сократа о морали. Арист. видел высшее счастье для каждого отд. существа в проявл. его природы. Но природа, сущность человека, по Арист.,-это его разум, способ. употреб. разума есть, => доброд. и исп. разума само по себе приносит удовлетв. и наслажд.. В Риме(за иск. отд. представит. науч этики - Цицерона, Сенеки, Марка Аврелия) признавалась преимущественно практически ориентированная этика. Специфика религ. морали. Религ. мораль представляет собой совокуп.нравств.понятий, принципов, этических норм, складывающ.под непосредственным влиянием религ.мировоззр.Утверждая, что нравств. имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповед всех религ провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. Нормы нравств могут быть различ в разных религ. системах. Это объясняется прежде всего тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития. В качестве составной части религии, религ мораль преодолевается по мере преодоления религ предрассудков, по мере утвержд новых нравств принципов и норм в условиях справедливого социального строя, свобод от эксплуат и классового неравенства людей. Основные исторические этапы становления предмета этики. 1)первобытный-зарожд морали,формиров опред нормы нравст повед, появл моральные требования-табу\запреты. 1ые табу были направ на выжив и продолж общества. 2)мораль античности-мораль сстановится достоянием только свобод и образов людей 3)мораль эпохи Возрожд-светская мораль 4)эпоха реформации-16в-возникает протестанская мораль, к-ая освобождает чел от церкви,оставив наедине с Богом,чел провозглашается автономой личности 5)эпоха нового времени-17-18вв-еще большее изменение морали, нравст идеал воплащается в образе энергичного чел 6)эпоха просвещения-18в-революция и свобода, культ индивидуализма.Первичные категории жизни-успех. 7)современная мораль-20-21вв-развив социалист мораль, глобальный кризис морали, мораль вкл в решение глоб проблем Этика Ф. Шопенгауэра. Кроме худож-го прозрения в сущность мира, есть еще др путь к освобождению от страд– углубл в моральный смысл бытия. Морал проблему Ш. связыв с вопросом о свободе воли. Воля едина, но она вкл.в себя множеств-ть идей и характер. Характер каждого чел. строго подчинен законам достаточ. основ.. Ему свойств. след. черты : -он эмпиричен, т.е. по мере нашего развития мы постепенно узнаем его и иногда против собств ожид открыв.в себе известные нам черты характера. -он постоянен. В своих чертах характер неизменно сопровождает человека от колыбели до могилы. Поэтому нравств.воспит., с т зр Ш., невозможно. Воля чел, как эмпирич личности, строго детерминирована. Но та сторона воли, к-ая кроется в “умопостигаемом характере” чел и принадл воле как вещи в себе, внепричинна и свободна. Ш. пишет:“Свобода - это мысль, к-я, на самом деле не может быть нами отчетливо мыслима. =>учение о свободе мистично”. Чел деят руков 3 глав мотива : злоба, эгоизм и сострадание. Из них только послед есть мотив моральный. Признание сострад единств мотивом моральной деят Ш. обосновывает псих-ки и метафизически. Раз счастье – химера, то и эгоизм, как стремление к призрачному благу не может быть морал двигат. Раз мир лежит во зле и чел жизнь преисполнена страданий, остается лишь стремиться к облегчению этих страданий путем сострад. Но и с метафизич т зр сострад-единств морал мотив повед.. В акте сострад. мы мистическим образом прозреваем в единую сущность мира, в одну волю, лежащую в основе призрачной множеств-ти сознаний. С указ на сострадание, как на путь к отриц воли к жизни, Ш. соед проповедь аскезы. Аскеза, т.е. пренебреж всем, привязывающим нас к плотскому, земному, приводит человека к святости. Основ принципы христ морали. Хр. представляет одно из самых величественных явлений в истории челов.. Истор хр. церкви насчитывает уже 2 тыс.. В сжатом виде хр. мораль можно опред как систему нравств. понятий, норм и чувств и соответ. им поведения. Хр. мораль вкл. в себя нек. совокупность норм, призванных регулировать взаимоотнош. м\у людьми в семье, в обществе. Ветхозавет заповеди, евангельские “заповеди блаженства” и др., в своей совокуп состав. то, что можно назвать офиц., одобренным церковью кодексом хр. морали. Хр.-идеология, отраж явл соц. жизни. Создавая свой моральный кодекс, хр. вкл. в себя и нек. простые общечел.нормы нравств. Простейшие общие требов к повед. личн. в коллективе были выраб опытом задолго до внесения их в тексты древнееврейской Торы. Такие обычаи, как запрещ убийства сородича или соплеменника, запрещ браков внутри племени, возник еще в недрах родоплем строя. Можно добавить, такие элемент. требов к повед личности:не ленись, уважай знание, мудрость, не оскорбляй, уважай человеч.достоинство др. истины, очевидность к-х признается больш людей. Хрис. считают свою религию воплощением истинного человеколюб и гуман, особенно подчер смысл еванг призыва: “возлюби ближ своего, как самого себя”. Хр. имеет свой критерий различения добра и зла, нравств. и безнрав. в повед.. Хр. выдвигает свой критерий - интерес спасения личной бессмертной души для вечной блаженной жизни с Богом. Моральный кодекс хр. созд. столетиями, в разных соц-истор услов. Вследствие этого в нем можно обнаружить различ идеолог напластования, отражавшие нравств представ разных общественных классов и групп верующих. Этим опред крайняя противореч хр. нравств сознания и практической морали христиан. Нравственные предписания ислама. Мусульм вера умещается в краткой формуле, согласно которой Аллах един, а Муххамед явл его посланником. Это первый и важн устой истинной религ. Нравств в Коране не системат в виде опред кодекса. Здесь есть единич предписания, есть нормы, регулир отнош в опред сферах, есть понятия, обобщающие конкрет нрав отнош и добродетели. В отличие от хрис-европ этики, мусульм этика есть этика конкретных норм. Она считается с чел возможностями и обстоят, снисход к чел.Основы религии всякий мусульманин. "5 столпов" ислама, 5 глав обязан верующего. 1)молитва, ряд поклонов, сопровожд произнесением различ религ формул, 5 молитв в сутки 2) пост,заключ в воздержании от пищи, питья и развлечений. Кроме огранич, связ с постом сущ большое кол-во запретов, регулир различ стороны жизни: запрещ пить алког, есть свинину, играть в азарт игры, ростовщичество. 3) хадж - паломничество в Мекку, прежде всего к Каабе, глав святыне ислама. Кааба - неб здание, в ю-з угол к-го вмурован "черный камень" посланный Аллахом с неба людям как знак своего могущ и благоволения. 4)налог на имущ и доходы, к-ый идет в теории на нужды общины и распред среди бедных и малоимущих. Кроме того, каждому мусульм предписыв еще и садака - добров пожертв и милостыня. На самом деле все эти соц-экон регуляторы справед внутри исламской общины с самого начала были и остались благими пожеланиями. 5)Мужчины - должны ходить с покрытой головой, разные шапочки типа тюбетейки, чалмы - шарфа. Женщины должны закрывать лицо и тело от взглядов посторонних мужчин. Несмотря на многочис изм, произош в исламе с теч времени, стержнем его остаются незыблимые дух ценности, основ на общечел цен и морали. Назвать основ полож теории утилитаризма и главных ее представителей. В развитие такого рода представлений заметный вклад внес Иеремия Бентам (1748—1832). Он явился родонач теории утилитаризма, вобравшей в себя ряд соц-философ идей Гоббса, Локка, Юма, фр материалистов XVIII в. (Гельвеция, Гольбаха). Отметим 4 постулата, лежащих в ее основе. 1) получ удов и искл страдания состав смысл чел деят.2)полезность, возмож быть средством решения какой-либо задачи-самый значимый критерий оценки всех явлений.3)нравств, созд всем тем, что ориентирует на обретение наиб счастья для наиб кол-ва людей. 4)макс всеобщей пользы путем установ гармонии индивид и обществ интересов-цель развития человеч. Эти постулаты служили Бентаму опорами при анализе им политики гос, права, законод и т. д. Его полит-юр взгляды изложены в «Принципах законодательства Джон Стюарт Милль (1806—1873)Взгляды этого классика либерализма на гос, власть, право изложены в трудах «О свободе», Начав свою научно-литер деят в качестве приверженца бентамовского утилитаризма, Милль затем отходит от него. Он пришел к выводу, что нельзя всю нравственность базировать целиком лишь на постулате личной экон выгоды индивида и на вере в то, что удовлет корыстного интереса каждого отдельного чел приведет к благополучию всех. По его мнению, принцип достижения личного счастья может «срабатывать», если только он неразрывно связан с др руковод идеей: идеей необход согласов интересов. |