Главная страница
Навигация по странице:

  • Гуманистическая теория: основные концепции и принципы

  • Экзистенциальные потребности человека

  • 1. Потребность в установлении связей.

  • 2. Потребность в преодолении.

  • 3. Потребность в корнях.

  • 4. Потребность в самотождественности.

  • 5. Потребность в системе взглядов и преданности.

  • Накапливающие (стяжательный) типы

  • фромм. Структура характера среднего индивида и социоэкономическая структура общества, в котором существует этот индивид, взаимозависимы


    Скачать 151.9 Kb.
    НазваниеСтруктура характера среднего индивида и социоэкономическая структура общества, в котором существует этот индивид, взаимозависимы
    Дата09.03.2020
    Размер151.9 Kb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлафромм.pdf
    ТипДокументы
    #111366
    слайд
    Структура характера среднего индивида и социоэкономическая структура общества, в котором существует этот индивид, взаимозависимы.
    ​Взаимосвязь индивидуальной психической сферы и социоэкономической структуры называют социальным характером​. ​(Раньше, в 1932 г., для обозначения этого феномена я пользовался выражением "либидиозная структура общества".)
    Социоэкономическая структура общества формирует социальный характер​ своих членов таким образом, ​что им хочется делать то, что они должны делать​. Вместе с тем ​социальный характер оказывает влияние на социоэкономическую структуру общества, ​действуя при этом либо как цемент, придающий ей еще большую стабильность, либо, при определенных обстоятельствах, как динамит, готовый взорвать ее. слайд
    Социальный характер имеет одну важную функцию, ​помимо функции удовлетворения потребностей общества в определенном типе характера и обусловленных этим характером потребностей индивида.​ Он ​призван удовлетворять внутренне присущие человеку религиозные потребности​. Следует пояснить, что слово "религия" употребляется здесь​ не для обозначения системы, обязательно связанной с понятием бога или идолов, или даже какой-либо системы, воспринимаемой как религия, а ​для обозначения любой системы взглядов и действий, которой придерживается какая-либо группа людей и которая служит индивиду схемой ориентации и объектом поклонения.​ ​В таком широком смысле слова ни одна культура прошлого или настоящего, да, по-видимому, и будущего, не может рассматриваться как культура без религии.
    Всякая конкретная религия,​ если только она действительно мотивирует поведение, -- это не просто сумма доктрин и верований; она ​коренится в специфической структуре характера индивида​ и -- поскольку она ​является религией группы людей​ -- ​в социальном характере.​ Таким образом, ​религиозные установки​ можно рассматривать ​как один из аспектов структуры нашего характера​, ибо мы -- это то, чему мы преданы, а то, чему мы преданы, -- ​это то, что мотивирует наше поведение. слайд
    Гуманистическая теория: основные концепции и принципы
    Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, ​подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности​. ​Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. ​По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность.
    В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы​ в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень самостоятельности и ​свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности​ и появления ощущения личной незначимости.
    С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм
    полагал, что эта ​пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании​. Люди борются за свободу и самостоятельность, но сама ​эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и обществ​а. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но ​им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми​. слайд(тут выбери пункты для слайдов)
    Механизмы бегства
    Как люди преодолевают чувства одиночества, собственной незначимости и отчужденности, сопутствующие свободе?​ Один путь – отказаться от свободы и ​подавить свою индивидуальность​.
    Фромм описал несколько стратегий, используемых людьми, чтобы "убежать от свободы".
    Первый из них – ​авторитаризм

    ,

    определяемый как "тенденция соединить самого себя с кем-то или чем-то внешним, чтобы обрести силу, утраченную индивидуальным Я"​.
    Авторитаризм проявляется как в мазохистских, так и в садистских тенденциях. При
    мазохистской

    ф

    орме авторитаризма ​люди проявляют в отношениях с окружающими чрезмерную зависимость, подчиненность и беспомощность.​ ​Садистская

    форма, наоборот, выражается в эксплуатации других, доминировании и контроле над ними.
    Фромм утверждал, что у одного и того же индивидуума обычно присутствуют обе тенденции.
    Например, в высокоавторитарной военной структуре человек может добровольно подчиняться командам высших офицеров и унижать или жестоко эксплуатировать подчиненных.
    Второй способ бегства – ​деструктивность

    . Следуя этой тенденции, человек пытается преодолевать чувство неполноценности, ​уничтожая или покоряя других.​ По Фромму, долг, патриотизм и любовь – общераспространенные примеры рационализации деструктивных действий.
    Наконец, люди могут избавиться от одиночества и отчужденности путем а​бсолютного подчинения социальным нормам, регулирующим поведение​. Термин конформность автомата
    Фромм применял к человеку, который использует данную стратегию, благодаря чему он становится абсолютно таким, как все другие, и ведет себя так, как общепринято. "Индивидуум прекращает быть самим собой; он превращается в такой тип личности, какого требует модель культуры, и поэтому становится абсолютно похожим на других – таким, каким они хотят его видеть". Фромм полагал, что подобная ​потеря индивидуальности прочно укоренилась в социальном характере​ большинства современных людей​. Как животные с защитной окраской, люди с конформностью автоматов становятся неотличимыми от своего окружения. Они разделяют те же ценности, преследуют те же карьерные цели, приобретают те же продукты, мыслят и чувствуют как почти каждый в их культуре.
    Согласно Фромму, в противовес трем перечисленным механизмам бегства от свободы, существует также опыт позитивной свободы, благодаря которому можно избавиться от чувства одиночества и отстраненности. слайд
    Позитивная свобода
    Фромм считал, что ​люди могут быть самостоятельными и уникальными, не теряя при этом ощущения единения с другими людьми и обществом​. Он называл вид свободы, при которой человек ​чувствует себя частью мира и в то же время не зависит от нег​о, ​позитивной свободой.
    Достижение позитивной свободы требует от людей спонтанной активности в жизни. Фромм отмечал, что спонтанную активность мы наблюдаем у детей, которые обычно действуют в соответствии со своей внутренней природой, а не согласно социальным нормам и запретам. В
    своей книге "Искусство любви" (1956/1974), одной из наиболее известных, ​Фромм подчеркивал, что любовь и труд – это ключевые компоненты, с помощью которых осуществляется развитие позитивной свободы посредством проявления спонтанной активности​. Благодаря любви и труду люди вновь объединяются с другими, не жертвуя при этом своим ощущением индивидуальности или цельности. слайд(тут тоже выбери пункты)
    Экзистенциальные потребности человека
    До сих пор мы говорили о том, что Фромм описывает существование человека в терминах отделения от природы и изоляции от окружающих. Помимо этого, по его убеждению, в п​рироде человека заложены уникальные экзистенциальные потребности​. Они не имеют ничего общего с социальными и агрессивными инстинктами. Фромм утверждал, что ​конфликт между стремлением к свободе и стремлением к безопасности представляет собой наиболее мощную мотивационную силу в жизни людей)​. Дихотомия свобода-безопасность, этот универсальный и неизбежный факт природы человека, обусловлен экзистенциальными потребностями. Фромм выделил пять основных экзистенциальных потребностей человека.
    1. Потребность в установлении связей.

    Чтобы преодолеть ощущение изоляции от природы и отчужденности, ​всем людям необходимо о ком-то заботиться, принимать в ком-то участие и нести ответственность за кого-то​. Идеальный путь связи с миром осуществляется посредством "продуктивной любви", помогающей людям трудиться вместе и в то же время сохранять свою индивидуальность​. Если потребность в установлении связей не удовлетворена, люди становятся​ нарциссичными​: они отстаивают только свои эгоистические интересы и не способны доверяться другим.
    2. Потребность в преодолении.

    Все люди нуждаются в ​преодолении своей пассивной животной природы, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни.
    Оптимальное разрешение этой потребности заключается в созидании. Дело созидания (идеи, искусство, материальные ценности или воспитание детей) позволяет людям подняться над случайностью и пассивностью их существования и тем самым ​достичь чувства свободы и собственной значимости​. Невозможность удовлетворения этой жизненно важной потребности является причиной ​деструктивности.
    3. Потребность в корнях.

    Люди нуждаются в том, чтобы ​ощущать себя неотъемлемой частью мира​. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни, когда приближается смерть. Поэтому на протяжении всей своей жизни люди испытывают потребность в корнях, основах, в чувстве стабильности и прочности, сходным с ощущением безопасности, которое в детстве давала связь с матерью​. Наоборот, те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом или сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, ​не способны
    ощущать свою личностную цельность и свободу.
    4. Потребность в самотождественности.

    Фромм считал, что все люди испытывают внутреннюю ​потребность тождества с самими собой​, – в самотождественности, благодаря которой они ч​увствуют свою непохожесть на других и осознают, кто они и что собой представляют на самом деле​. Короче говоря, каждый человек должен быть способен сказать:
    "Я – это я". Индивидуумы с ясным и отчетливым осознанием своей индивидуальности воспринимают себя как хозяев своей жизни, а не как постоянно следующих чьим-то указаниям.

    Копирование чьего-либо поведения, доходящее даже до степени слепой конформности, не дает возможности человеку достичь подлинной самотождественности, ощущения себя собой.
    5. Потребность в системе взглядов и преданности.

    Наконец, согласно Фромму, людям необходима ​стабильная и постоянная опора для объяснения сложности мира.​ Эта система ориентации представляет ​собой совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность​, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были неспособны действовать целеустремленно. Фромм ​особо подчеркивал значение формирования объективного и рационального взгляда на природу и общество ​(Fromm, 1981). Он утверждал, что рациональный подход абсолютно необходим для сохранения здоровья, в том числе и психического.
    Люди нуждаются также и в ​объекте преданности, в посвящении себя чему-то или кому-то
    (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для них смысл жизни.​ Такое посвящение дает возможность преодоления изолированного существования и наделяет жизнь смыслом. слайд
    Рассматривая человеческие потребности в экономико-политическом контексте, Фромм утверждал, что ​выражение и удовлетворение этих потребностей зависит от типа социальных условий, в которых живет индивидуум​. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Фромм называл "​основными ориентациями
    характера​"​. Более того, в теории Фромма, как и у Фрейда, ориентации характера человека рассматриваются как ​стабильные и не меняющиеся со временем.
    Мы обретаем уверенность, когда наши представления согласуются с тем, что нас окружает​.
    Мы нуждаемся ​в таком объекте поклонения, ​чтобы интегрировать свои усилия в одном направлении,​ в​ыйти за пределы своего изолированного существования ​со всеми его сомнениями и ненадежностью, удовлетворить наши потребности в осмыслении жизни.
    Социоэкономическая структура, структура характера и религиозная структура неотделимы друг от друга.
    От социального характера следует отличать индивидуальный, позволяющий отличать людей внутри одной культуры. ​Различия отчасти обусловлены качествами личности родителей, отчасти психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, и особенностями конституции и темперамента.
    слайд(далее тоже по пунктам)
    Типы социальных характеров
    Фромм выделял пять типов социальных характеров, превалирующих в современных обществах (Fromm, 1947). Эти типы, или ​формы установления отношений с другими​, представляют собой ​взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста,​ в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: ​непродуктивные
    (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы​. К категории непродуктивных относятся
    рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный типы характера​. Категорию продуктивных представляет ​тип идеального психического здоровья​ в понимании Фромма.
    Фромм отмечал, что ни один из этих типов характера не существует в чистом виде, поскольку непродуктивные и продуктивные качества сочетаются у разных людей в разных пропорциях.
    Следовательно, влияние данного типа социального характера на психическое здоровье или болезнь зависит от соотношения позитивных и негативных черт, проявляющихся у индивидуума.

    Рецептивные типы

    убеждены в том, что​ источник всего хорошего в жизни находится вне их самих​. Они открыто зависимы и пассивны, ​не способны делать что-либо без посторонней помощи​ и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить.
    Рецептивных индивидуумов можно охарактеризовать как​ пассивных, доверчивых и сентиментальных​. Если отбросить крайности, то люди с рецептивной ориентацией могут быть оптимистичными и идеалистичными.
    Эксплуатирующие типы

    ​берут все, что им нужно или о чем они мечтают, силой или изобретательностью​. Они тоже неспособны к творчеству, и поэтому добиваются любви, обладания, идей и эмоций, заимствуя все это у других. Негативными чертами эксплуатирующего характера являются ​агрессивность, надменность и самонадеянность, эгоцентризм и склонность к соблазнению​. К положительным качествам относятся ​уверенность в себе, чувство собственного достоинства и импульсивность.
    Накапливающие (стяжательный) типы

    ​пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви;​ они стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух типов, "накопители" тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность по Фрейду: ​ригидные, подозрительные и упрямые.​ Согласно Фромму, у них есть и некоторые положительные особенности – ​предусмотрительность, лояльность и сдержанность.
    Рыночный тип

    исходит из убеждения, что ​личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять​. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми и готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам​. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – "Я такой, каким вы хотите меня видеть".
    Кроме предельной отстраненности, рыночная ориентация может быть описана с помощью следующих ключевых черт характера: ​оппортунистический, бесцельный, бестактный, неразборчивый в средствах и опустошенный​. Их положительные качества –​ открытость, любознательность и щедрость​.
    В противоположность непродуктивной ориентации, ​продуктивный характер

    представляет собой, с точки зрения Фромма,​ конечную цель в развитии человека.​ Этот тип – ​независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально-полезные поступки.​ Из работ Фромма видно, что он рассматривал эту ориентацию как ответ на противоречия человеческого существования, присущие обществу (Fromm, 1955, 1968). В ней проявляется способность человека к продуктивному логическому мышлению, любви и труду​. Благодаря продуктивному мышлению люди узнают, кто они такие, и поэтому ​освобождаются от самообмана​. Сила продуктивной любви дает возможность людям горячо любить все живое на
    Земле (биофилия). Фромм определял биофилию с помощью таких качеств, как забота, ответственность, уважение и знание. Наконец, п​родуктивный труд обеспечивает возможность производства предметов, необходимых для жизни, благодаря творческому самовыражению.
    Результатом проявления всех вышеперечисленных сил, свойственных всем людям, является зрелая и целостная структура характера.



    написать администратору сайта