Главная страница
Навигация по странице:

  • Теоретическое и обыденное сознание

  • 2. Идеология и общественная психология

  • Философия. 2.Философия. Структура общественного сознания


    Скачать 29.41 Kb.
    НазваниеСтруктура общественного сознания
    АнкорФилософия
    Дата05.11.2021
    Размер29.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла2.Философия.docx
    ТипКонтрольная работа
    #263854

    Министерство образования и науки Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А.»

    Кафедра «Философия»
    Контрольная работа по дисциплине «Философия»

    На тему: Структура общественного сознания


    Выполнил: Искаров.А.А.

    Факультет Экологии и сервиса

    Курс: 3

    Специальность: бЭКЛПз-31

    Шифр:

    Преподаватель:

    Саратов – 2015
    План
    Вступление

    1. Теоретическое и обыденное сознание

    2. Идеология и общественная психология

    3. Критерии разграничения форм общественного сознания

    Вывод

    Литература

    Вступление
    Актуальность темы ,,Структура общественного сознания,,- раскрытие сущности человека, сущности мира и его бытия. Человек выступает как субъект социальной деятельности, который, сознательно и целенаправленно воздействуя на мир и на самого себя, не просто приспосабливается к условиям жизни, а активно изменяет их, преобразует природную и социальную среду в соответствии со своими потребностями и интересами. Человек является мысли - образующим началом в этой сложной системе взаимосвязей "человек-мир". В этой связи ,, важное значение,, приобретает раскрытие сущности и структуры общественного сознания.

    Вопрос о природе сознания и его роли в жизнедеятельности человека непосредственно связан с вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о предельных основаниях их бытия. С решением основного вопроса философии, как отмечалось, связано разделение философов на материалистов и идеалистов. Если идеализм исходит из признания идеального как предельного основания бытия мира и человека, то материализм, исходя из признания первичности материи, акцентирует внимание на вопросе об обусловленности сознания бытием, о происхождении сознания, о его сущности, о роли в жизнедеятельности общества и личности.

    Сознание как осознание бытия представляет собой, с одной стороны, отражение объективной действительности в голове человека и объективно по своему содержанию, а с другой — содержит в себе момент субъективного отношения человека к миру, оценку человеком тех или иных явлений действительности. Осознание, следовательно, выступает как выражение активного отношения человека к действительности.

    1. Теоретическое и обыденное сознание
    Философия – это не первая и не единственная форма освоения действительности. Философии предшествовала мифология, религия.

    Сознание - одно из основных понятий философии, психологии и социологии, обозначающее высший уровень психической активности человека как социального существа. Для философии проблема сознания важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления.

    Структура общественного сознания очень сложна: прежде всего, в нём выделяют уровни: обыденно - практический и научно-теоретический. Подобный аспект рассмотрения общественного сознания можно назвать гносеологическим, поскольку он показывает глубину проникновения субъекта познания в объективную реальность. Как известно, обыденно-практическое сознание менее структурировано, более поверхностно, чем научно - теоретическое. Общественное сознание на обыденно - практическом уровне проявляет себя как социальная психология, на научно – теоретическом уровне - как идеология. Следует подчеркнуть, что идеология - это не всё научно-теоретическое сознание, а только та его часть, которая носит классовый характер.

    Общественное сознание представляет собой совокупность: разнообразных духовных явлений - отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека. Поэтому, выделяются его различные формы: нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое и т. д. Конечно, подобное структурирование условно, так как виды, формы, уровни общественного сознания находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии.

    Одним из критериев, по которому определяются формы общественного сознания, есть способ духовного воспроизводства объекта. Так, научное, философское, политическое, правовое, сознание воспроизводит объект в рационально - логической форме, искусство — большей частью чувственно -эмоциональным способом, нравственному и религиозному сознанию присущи оба способа освоения мира. Наконец, третьим критерием различия необходимо признать социальные функции, которые выполняют формы общественного сознания. Всем им присущи функции мировоззренческие, все они, так или иначе, связаны с практической деятельностью людей — выступают регуляторами общественных отношений. Однако между ними существует разделение труда. Так, философия, искусство, наука (в своей теоретической части) выступают как духовные формы — преимущественно в роли мировоззрения и мироощущения. Формы общественного сознания, будучи духовно-практическими феноменами, выступают в роли преимущественно духовно - практического способа освоения общественного бытия. Пожалуй, лишь одну из форм сознания - религию нельзя однозначно определить с точки зрения ее функциональной роли.

    Выделяют виды общественного сознания - индивидуальное, групповое и массовое сознание. Носителем индивидуального сознания является отдельный человек, носителем группового сознания – социальная группа, носителем массового сознания - неорганизованная группа людей, объединенная какой – либо идеей, целью.

    Общественное сознание представляет собой совокупность разнообразных духовных явлений, отражающих все сферы жизни общества и богатство индивидуальной жизни человека, поэтому выделяются его различные формы - нравственное, эстетическое, религиозное, правовое, политическое, философское, научное, экологическое, экономическое.
    2. Идеология и общественная психология
    Анализируя общественное сознание, социальная философия особое внимание уделяет идеологии. Идеология - это система идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений. По своему теоретическому содержанию идеология является совокупностью правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей, отражающих, в конечном счете, экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса.

    Идеология есть осознание социальными субъектами своего отношения к окружающей действительности через призму отношения к общественному строю, т.е. с позиций их коренных интересов. Идеология, будучи осознанием коренных интересов, приобретает субъективное бытие в лице тех социальных сил, социальных субъектов, чьи коренные интересы в ней выражены.

    Идеология пронизывает все формы общественного сознания, но не сводится к их сумме и не растворяется в них. Она приобретает относительную самостоятельность и играет очень важную роль в осознании социальными субъектами своего отношения к себе и к действительности в целом. Концентрированным выражением идеологии является представление об общественном строе, который обеспечивает для того или иного социального субъекта необходимые условия его жизнедеятельности. Это представление об общественном строе, соответствующем потребностям и интересам того или иного социального субъекта, приобретает для него значение общественного идеала. Осознание значимости общественного идеала для обеспечения жизнедеятельности социальных субъектов превращает это представление в высшую цель их жизни, цель, для реализации которой используются самые различные средства, вплоть до вооруженной борьбы. Осознание необходимости реализации этой цели определяет, составляет смысл жизни социальных субъектов. Тем самым общественный идеал в качестве высшей цели жизни становится главным мировоззренческим ориентиром, определяющим общую социальную направленность деятельности людей.

    Идеология, фиксируясь в сознании людей и получая чувственно-эмоциональную оценку, оказывает влияние на формирование мировоззрения социальных субъектов. Она обусловливает осознание людьми своего отношения к действительности под углом зрения отношения к общественному строю. Идеология находит свое отражение во всех формах общественного сознания, не лишая их своей собственной специфики, относительной самостоятельности. В то же время, идеология опирается на содержание других форм общественного сознания.

    Роль идеологии в жизнедеятельности общества и личности в значительной степени зависит от взаимосвязи ее с общественной психологией. Это значит, что идеологические концепции могут выполнять свои функции только тогда, когда они восприняты и закреплены в чувствах, настроениях и превращены в веру или убеждения людей.
    3. Критерии разграничения форм общественного сознания
    Наука как форма общественного сознания имеет объектом своего отражения объективный мир, рассматриваемый с точки зрения его свойств, связей, законов развития. Ее объектом является и сфера мышления, сфера осознания человеком своего отношения к действительности и к себе. Вооружая людей знанием законов природы, общества, мышления, наука позволяет человеку сознательно их использовать в целях обеспечения условий своего существования, функционирования, развития.

    По аналогии с первой группой интересов можно определить специфику других форм общественного сознания. Их содержание. Так, вторая группа интересов находи свое выражение в такой форме общественного сознания, как политическое и правовое сознание. Третья группа интересов реализуется в нравственном сознании. Четвертая послужила основой формирования эстетического сознания. Пятая нашла свое воплощение в религиозном сознании.Религиозное сознание содержит определенные мифологические идеи, специфические чувства, в основе которых лежит вера в сверхъестественное. И, наконец, шестая группа интересов обусловила возникновение философии как формы общественного сознания.

    Каждая из форм сознания духовно воспроизводит определенную часть социального пространства. Можно сказать, что многообразие форм общественного сознания связана, во-первых, с тем, какую роль играет та или иная сторона действительности в жизнедеятельности человека, а, во-вторых, с характером и направленностью интересов, выражающих зависимость удовлетворения потребностей от этих сфер объективной действительности. Все формы общественного сознания взаимосвязаны друг с другом. Все они представляют собой только различные аспекты осознания единой объективной действительности. Но, отражая различные ее стороны, они сохраняют свою относительную самостоятельность.

    Вывод
    Философия стремится понять мир и место человека в нем в аспекте наиболее общих связей и отношений.

    Общественное сознание, возникнув, сформировавшись как результат реального процесса жизни, оказывает активное воздействие на общественное бытие. Воплощаясь в целях, оно становится фактором, повелевающим человеку как нужно поступать в жизни. По мере развития общества относительная самостоятельность общественного сознания возрастает. Если общественное сознание первоначально было вплетено в непосредственную практическую деятельность, то в процессе становления и развития человека оно приобрело значение особой сферы жизнедеятельности людей, превратилось в особую силу, активно воздействующую на все стороны деятельности его как социального субъекта, особым образом организованную действительность, характеризующуюся своей внутренней структурой.

    В заключение следует сказать, что проблема сознания и бытия, возникшая как способ решения вопроса о сущности мира и сущности человека, предельных оснований их бытия, в истории человечества стала важной мировоззренческой проблемой. От того, что признается в качестве начала — материальное или идеальное — определяется общая методологическая позиция социальных субъектов в их отношении к миру и к себе.

    Литература
    1. Бердяев Н.А. Самопознание. М.,1991. С.236-237.

    2. Введение в философию М, ч. П. стр. 446-455

    3. Очерки социальной философии. М.,1994. С.48.

    4. Спиркин А. Г. ,, Основы философии ,, М.1988 стр. 477-485


    написать администратору сайта