Главная страница
Навигация по странице:

  • Блок программы

  • Type

  • Идентификатор Диапазон значений Операции Целые типы

  • Массив

  • Множества

  • Для ввода исходных данных

  • Структура программы паскаль. Структура программы. Структура программы на языке Pascal


    Скачать 1.81 Mb.
    НазваниеСтруктура программы на языке Pascal
    АнкорСтруктура программы паскаль
    Дата22.10.2019
    Размер1.81 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаСтруктура программы.pptx
    ТипДокументы
    #91417

    Структура программы на языке Pascal


      program n (input, output, x, y,…);


    Заголовок

      раздел меток (label);
      раздел констант (const);
      раздел типов (type);
      раздел переменных (var);
      раздел процедур и функций(procedure function);
      раздел действий (операторов begin…end.).


    Блок программы

    Заголовок


    В заголовке указывается имя программы и список параметров.
    Общий вид:
    program n (input, output, x, y,…);
    здесь n – имя программы; input – файл ввода; output – файл вывода; x, y – внешние файлы, используемые в программе.
    Заголовка может и не быть или он может быть без параметров.

    Блок программы

    Блок программы состоит из шести разделов, следующих в строго определенном порядке:


    раздел меток (label);
    раздел констант (const);
    раздел типов (type);
    раздел переменных (var);
    раздел процедур и функций(procedure function);
    раздел действий (операторов begin…end.).
    Каждый из первых четырех разделов начинается с соответствующего ключевого слова (label, const, type, var), которое записывается один раз в начале раздела и отделяется от последующей информации только пробелом, либо концом строки, либо комментарием

    1. Раздел меток (label)

    Этот раздел начинается со слова label. Имя метки может включать в себя буквы английского алфавита, цифры и знак подчеркивания.

    Раз уж разговор зашел про метки, то нужно сказать, что использование меток и оператора перехода goto не желательно при написании программы на Pascal. Применять его стоит только в необычных, исключительных ситуациях, когда приходится нарушать естественную структуру алгоритма.

    Этот раздел необязателен, если у вас в программе не используются метки.

    2. Раздел констант (const)

    Если в программе используются константы, имеющие достаточно громоздкую запись, либо сменные константы (для задания варианта программы), то такие константы обычно обозначаются какими-либо именами и описываются в разделе const, а в программе используются только имена констант. Это делает программу более наглядной и удобной при отладке и внесении изменений.

    Пример:

    const pi = 3.14; c = 2.7531;

    3. Раздел типов (type)

    Если в программе вводится тип, отличный от стандартного, то этот тип описывается в разделе type.

    Пример.

    Type color = (red, yellow, green, blue);

    4. Раздел переменных (var)

    В разделе var вводится имя каждой переменной и указывается, к какому типу эта переменная принадлежит. Переменные перечисляются через запятую, в конце списка ставится двоеточие, после которого указывается их тип.

    Пример.

    var

    k, i, j: integer;

    a, b: real;

    Каждая переменная должна быть описана до ее использования в программе и отнесена к одному и только одному типу.

    Названия разделов (const, type, var…) указываются только один раз.

    5. Раздел процедур и функций.

    Здесь присутствуют заголовки и тела пользовательских процедур и функций.

    6. Раздел действий (операторов).


    Эта часть программы начинается с ключевого слова begin и заканчивается словом end, после которого должна стоять точка. Раздел действий есть выполняемая часть программы, состоящая из операторов.
    Раздел действий должен присутствовать всегда, остальные разделы могут отсутствовать.

    Пунктуация в программах на языке Pascal


    Заголовок завершается точкой с запятой.
    В любом объявлении каждый список завершается точкой с запятой.
    Операторы отделены один от другого точкой с запятой.
    Слова begin и end не являются операторами – они служат знаками пунктуации. Слово begin выступает в качестве левой, а end – правой скобки. Так как они сами знаки пунктуации, то точка запятой после begin и перед end не обязательна. В программах на Pascal слова begin и end используются преимущественно для образования составных операторов.
    Использовать в программном коде на Pascal можно как прописные, так и строчные буквы, а также их чередовать.

    Простые типы данных


    Идентификатор

    Диапазон значений

    Операции

    Целые типы

    integer

    -32768..32767

    +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, >

    byte

    0..255

    +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, >

    word

    0..65535

    +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, >

    shortint

    -128..127

    +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, >

    longint

    -2147483648..2147483647

    +, -, /, *, Div, Mod, >=, <=, =, <>, <, >

    Вещественные типы

    real

    2,9x10-39 - 1,7x1038

    +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, >

    single

    1,5x10-45 - 3,4x1038

    +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, >

    double

    5x10-324 - 1,7x10308

    +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, >

    extended

    3,4x10-4932 - 1,1x104932

    +, -, /, *, >=, <=, =, <>, <, >

    Логический тип

    boolean

    true, false

    Not, And, Or, Xor, >=, <=, =, <>, <, >

    Символьный тип

    char

    все символы кода ASCII

    +, >=, <=, =, <>, <, >

    Сложные типы данных


    Массив – это структура, занимающая в памяти единую область и состоящая из фиксированного числа компонентов одного типа (array).
    Строки представляют собой последовательность символов. Причем количество этих символов не может быть больше 255 включительно (string).
    Запись – это структура, состоящая из фиксированного числа компонент, называемых полями. В разных полях данные могут иметь разный тип (record).
    Множества – это совокупность любого числа элементов одного и того же перечисляемого типа (set).
    Файлы для Pascal представляют собой последовательности однотипных данных, которые хранятся на устройствах внешней памяти (file).

    Ввод и вывод данных в Pascal


    Вывод данных на экран в языке Pascal осуществляется с помощью процедур Write и WriteLn. Общий вид:
    Write(A1,A2,...AK);
    Writeln(A1,A2,...AK);
    Первый из этих операторов производит вывод значений переменных А1, А2,...,АК в строку экрана. Второй оператор не только производит вывод данных на экран, но и производит переход к началу следующей экранной строки.
    Если процедура writeln используется без параметров, то она просто производит пропуск строки и переход к началу следующей строки.

    Ввод и вывод данных в Pascal


    Оператор вывода позволяет задать ширину поля вывода для каждого элемента списка вывода. В этом случае элемент списка вывода имеет вид А:К, где А – выражение или строка, К – выражение либо константа целого типа.
    Если выводимое значение занимает в поле вывода меньше позиций, чем К, то перед этим значением располагаются пробелы.
    Если выводимое значение не помещается в ширину поля К, то для этого значения будет отведено необходимое количество позиций.


    Для величин действительного типа элемент списка вывода может иметь вид А:К:М, где А – переменная или выражение действительного типа,
    К – количество символов до запятой,
    М – количество символов после запятой.
    К и М – выражения или константы целого типа.


    Например нужно вывести на экран переменную R= 23,7;

    Для ввода исходных данных


    Для ввода исходных данных чаще всего используется процедура Read и ReadLn.
    Общий вид:
    Read(A1,A2,...AK);
    ReadLn(A1,A2,...AK);
    Процедуры производят чтение К значений исходных данных и присваивают эти значения переменным А1, А2, ..., АК.
    Значения исходных данных могут отделяться друг от друга пробелами и нажатием клавиш табуляции и Enter. Не допускается разделение вводимых чисел запятыми.
    Часто процедуру ReadLn без параметров применяют в конце программы для задержки: до нажатия на клавишу результат выполнения программы остается на экране.

    Условный оператор в Паскале


    if условие then
    оператор
    else
    оператор;

    Условный оператор в Паскале


    if условие then
    оператор;

    СОСТАВНОЙ ОПЕРАТОР

    if логическое выражение then

    begin

    оператор1;

    оператор2;

    end

    else

    begin

    оператор1;

    оператор2;

    end;



    написать администратору сайта