Главная страница

Социальные, национальные, конфессиональные и культурные особенности развития Японии в XVI – начале XIX вв.. Социальные, национальные, конфессиональные и культурные особенно. Студент группы игимп 101Бзфво


Скачать 20.79 Kb.
НазваниеСтудент группы игимп 101Бзфво
АнкорСоциальные, национальные, конфессиональные и культурные особенности развития Японии в XVI – начале XIX вв
Дата19.05.2022
Размер20.79 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаСоциальные, национальные, конфессиональные и культурные особенно.docx
ТипДокументы
#539246

Социальные, национальные, конфессиональные и культурные особенности развития Японии в XVI – начале XIX вв.

Выполнил:

Студент группы ИГиМП 101Б-зф-во

Чайкина Наталья Евгеньевна



  1. Введение

Какая загадочная страна Япония. Посетить ее - моя давняя мечта. По роду деятельности уже десять лет работаю с японскими товарами, я восхищаюсь качеством, производимых в этой стране продукции, кажется, все благодаря менталитету, традициям и образу мышления жителей этой страны. Каким путем шла эта страна, какие особенности развития отличают ее от других государств.

А путь был не прямым. Прежде, чем Японская империя, после революции  Мэйдзи, превратилась в индустриальную мировую державу, она находилась в довольно необычном периоде, сдерживающем дальнейшее развитие страны, который называется период Эдо. Период правления феодальной военной верхушки под руководством династии Тонугава, противившейся любым прогрессивным реформам и ведущей внешнюю политику самоизоляции Японии.

  1. Общие исторические сведения о периоде

Пока в 16 в. в Европе происходило становление капитализма, Япония находилась в состоянии постоянных междоусобных войн, можно сказать, практически распалась на мелкие государства. Воины феодалы - самураи воевали между собой за власть, а правил самурай с титулом – сегун.

Распад удалось остановить, когда один из лидеров сильного клана Ода Набунага, после свержения династии второго сегуна Асигага, начал политику воссоединения территорий Японии. Ода Набунага сыграл очень важную роль для экономического развития страны, провел реформы, к концу 16 века он объединил больше половины территорий.

А с 1603 года к власти пришла третья династия сегунов Токугава. Правление династии длилось до 1898 года.

  1. Социум

Несмотря на то, что страной управлял фактически сёгун, сохранилось значение императора (микадо). Он выполнял церемониально-религиозные функции и был почитаем жителями, как «сын Неба». Царствовал, но не правил.

Вторым человеком на социальной лестнице был сегун.

Социум государства того периоды был строго сословным (синукосё) и делился на четыре класса. Порядок жизни каждого сословия строго регламентировался.

Самым привилегированным, обладающим имуществом был класс военных – самураев, затем шли крестьяне, ремесленники и купцы. А вот ученые, священнослужители, врачи в сословия не входили, были также, так называемые неприкасаемые, это те, кто был занят самой черной работой.

Сословие самураев составляло лишь 10% от населения в него входили родственники императора, потомки аристократии, князья (дайме), богатые феодалы, военные. Принадлежность передавалась по наследству. Самураи жили в соответствии с кодексом чести – бусидо, занимались только военным делом и вели суровый образ жизни.

Основную массу населения составляли крестьяне, занимающиеся тяжким трудом на полях. Они выращивали рис, овес, пшеницу, хлопок, чай. Крестьяне объединялись в общины, почти всегда были в долга, не смотря на то, что все время работали. Крестьяне обеспечивали пропитание самураев.

Далее следовали ремесленники, жившие в основном в городе. Ремесленники объединялись в цехи, а купцы объединялись в гильдии.

Хотя к купцам относились самураи снисходительно, считая их паразитами, которые ничего не производят, тем не менее, обойтись без них не могли ни они, ни крестьяне, ни ремесленники. Кто – то занимал, кто- то продавал излишки урожая или продукцию, постепенно это сословие стало богаче.

В результате развивающихся товарно-денежных отношений к концу 18 века режим сословного общества начал разлагаться.

  1. Национальное и культурное своеобразие

В начале 17 века выросла активность европейцев в Японии, они селились на территории страны, проповедовали христианство, вели торговлю с местными. Сегун сначала позволял, но позже, когда участились восстания на христианской почве, в 1612 году вышел указ о запрете подданным Токугава принимать христианство. Это стало первым шагом в закрытии границ и изоляции Японии. В 1635, согласно указу сегуна, японцам запрещено было покидать страну.

В период этой изоляции в Японии получило творческое развитие национальное своеобразие, окончательно формировалась традиционная культура.

Крупнейшими центрами культурной жизни были города Киото и Осака (культура Гэнроку), позже Эдо (культура КассЁ). Популярными стали иллюстрированные юмористические рассказы, рассказы о жизни горожан, развивалась поэзия, особенно стихи хойку, театр кукол.

В художественном искусстве создавали произведения исскуства художники школ Кано, Рин и Тоса, преобладали изображения природы, горы Фудзияма, цветущей сакуры. Хисикава Моронобу создал новый стиль гравюр укиё-э.

Придуманный буддийским монахом ритуал чайной церемонии оказал большое влияние на традиции и архитектуру страны.

Самобытно развивалось садовое искусство, обрастая новыми формами (сухие сады, сад камней). К середине 15 в. исскусство аранжирования цветов – икэбана, сложилось, как самостоятельная область декоративного искусства со своей эстетикой, символикой и техническими приемами.

Одновременно с искусством развивалось образование, стали популярные точные науки. Кроме правительственных школ для самураев, действовали общественные теракоя для простолюдинов, где изучали чтение, письмо, арифметику. В это время были созданы новые науки, такие как «японоведение» кокугаку и «изучение Голландии» рангаку. 

Считаю, рангаку стал своеобразным «окном в Европу» для Японии.

  1. Религия.

Доминирующими религиозными направлениями в стране были буддизм и синтоизм. Многие японские верующие относили себя к последователям этих двух направлений одновременно.

Синтоизм древняя религия Японии, где есть много богов, но главным божеством считается богиня Солнца Аматэрасу, от которой, считалось, ведут свое происхождение японские императоры.

Из-за влияния Китая в 16-18 веках усиливаются позиции буддизма. В начале XVII в. сегун Токугава объявил буддизм государственной религией. Буддизм сильно влял на формирование внутреннего мира жителей. Буддизм призывал верующих к постоянному самоусовершенствованию, указывал, что путь к спасению находится в руках самого человека независимо от его общественного положения.



  1. Заключение

Несмотря на то, что изоляция тормозила развитие торговли, промышленности, развитие связей, считаю, она благотворно повлияла на самобытность, национальный колорит Японии. Послужило своеобразным фундаментом, на который уже спокойно могли настроиться и капиталистическое устройство, и новые технологии, и развитие отношений с внешним миром. Так как по прошествии этого периода перед миром открылась богатейшая традициями, национальной культурой и сложившимся мировоззрениям страна.
Источники:

1. Батыр Камир Ибрагимович, «История государства и права зарубежных стран»


2. Алексеев Виктор Сергеевич, «История Нового времени»

3. Урок преподавателя Кашина Александра Викторовича

4. Википедия


написать администратору сайта