Эссе по философии. Горобец Оксана. Студента группы с194 Горобец Оксаны Вопрос к тексту
Скачать 14.76 Kb.
|
Студента группы С-194 Горобец Оксаны Вопрос к тексту: 1. Следует ли, по мнению Макиавелли, государю полагаться на судьбу, независимо от обстоятельств времени? Почему? 2. Следует ли, по мнению Макиавелли, государю добиваться союза с теми, кто сильнее его, если к этому не понуждает необходимость? Почему? 3. Почему, по мнению Макиавелли, государю нужно заботиться о том, чтобы не стать ненавистным народу? 4. Обязательно ли, по мнению Макиавелли, государю быть добродетельным? Или достаточно казаться таковым в глазах народа? Почему? ЭССЕ «Никколо Макиавелли (1469—1527)» 1. Макиавелли рассматривает судьбу не как господина, управляющего человеком, а скорее, как закономерности внешней среды, которые можно использовать во благо себе, если их изучить. Полагаться на судьбу и ни за что не отвечать - не достойно человека и неразумно, потому что человек должен действовать согласно своей цели. Отвергая фатализм, Макиавелли учит, что «судьба распоряжается лишь половиной всех наших дел, другую же половину, или около того, она предоставляет самим людям». Судьба – это благоприятствующее стечение обстоятельств, но не достаточное условие успеха, подобно попутному ветру. Сам ветер без капитана и кормчего не приведёт судно к месту назначения. Человеческое искусство состоит в перенаправлении энергии судьбы в свои механизмы, как потоки воды в свои турбины. Надо распознавать, в какое время судьба благоприятна, и тогда предпринимать дерзкие авантюры. А когда она неблагосклонна, действовать осторожно. Макиавелли показывает, как судьба одним помогла, а другим повредила, но итог ставит в зависимость от поведения политика. Судьба кажется всесильной, когда человек бездействует. 2. Союза с теми, кто сильнее его, государь должен избегать до последнего, потому что на мировой арене государства между собой конкурируют. Даже если ввязаться в чужую войну на стороне победителя в надежде вкусить плодов его побед, можно жестоко поплатиться. Но в истории бывают безвыходные положения, когда союз с сильным – условие сохранения суверенитета, а иначе – полное уничтожение. Лучше, если государство станет колонией, чем пустыней. Макиавелли всегда настаивает на выборе меньшего зла. 3. Государь должен заботится том, чтобы не стать ненавистным народу, потому что ненависть – самое опасное чувство подданных, когда они не признают легитимность монарха, а подчиняются, пока не вооружены. Немного лучше, когда подданные государя любят и повинуются ему из уважения к его реальным добродетелям. Но чувства – слабое основание легитимности, любовь переменчива. Достаточно малого промаха, чтобы её потерять. Наиболее полезно чувство страха. Оно заставляет подданных повиноваться государю независимо от симпатий и легитимность обеспечивается принуждением. Но страх не должен переходить в ненависть, которая возникает в ответ на несправедливость, если государь присваивает имущество подданных. Даже казни следует обосновать законами. 4. Согласно Макиавелли, государь не обязан быть добрым, но должен слыть добрым. Полезно иметь репутацию хорошего человека, но, когда надо, можно нарушить слово, можно казнить заговорщиков, т.е. вести себя безнравственно. Макиавелли считает добро и зло инструментами, применяемыми в политике, как удобрения и яды в садоводстве. Каждому инструменту своё время и своя доза. Не подавлять в себе звериную природу, а применять её для наилучшего результата должен государь, уподобляясь то льву, то лисе. «Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным лисе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков». Государь вообще не должен иметь постоянного характера, например, быть всегда смелым, всегда хитрым, всегда великодушным, всегда жестоким. Он должен быть разным в зависимости от требования ситуации. Репутация жестокого нужна для быстрого применения зла ради избежания большего зла. Полезно иметь репутацию доброго и справедливого государя, который если и делает зло, то нехотя и вынужденно, а не из жажды насилия. Эта позиция понятна подданным, которые будут государя уважать. |