1.
Субстанционная концепция
|
Реляционная концепция
|
Демокрит, Эпикур — считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией, а отношение между материей и пространством и временем рассматривали как межсубстанциональные
|
Аристотель, Лейбниц, Гегель — воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов
|
Считали, что пространство есть всё то, что остается после того, как исчезнут вещи
|
В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
• время — форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе из развития;
• пространство — форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.
|
Время в этой концепции понималось как безотносительная к чему бы то ни было текучесть, равномерная длительность, в которой всё возникает и исчезает
|
Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве
|
И пространство, и время выступали здесь самостоятельными, не зависимыми от материи субстанциями
|
Длительность и последовательность времени проявляются в том, что все предметы и явления обладают способностью сменять друг друга, существовать одно после другого или изменять свои состояния. Необратимость и асимметричность времени состоят в том, что все протекающие в мире процессы невозможно повернуть вспять. Они осуществляются только в одном направлении: от прошлого — к будущему
|
2. Экзистенция - буквально exsistentia, по-латыни означает "существование". Став философской категорией, слово приобрело более существенный смысл и стало означать конкретное бытие. Его начали использовать еще в средние века, но тогда, в рамках теологии, понятие пригодилось для обозначения способа бытия вещи, но именно как сотворенного, то есть имеющего источником своего существования что-то вне себя, и, в конечном итоге, Бога. |