Главная страница
Навигация по странице:

  • Цель урока

  • Закрепление

  • Средневековые государства в ХІV-ХV вв.

  • Путешественники

  • Не наступать порог.

  • Казахстанские тележки.

  • Фрагмент открытого урока. Тема_ Свидетельства средневековых путе. Свидетельства средневековых путешественников о Казахстане


    Скачать 117.07 Kb.
    НазваниеСвидетельства средневековых путешественников о Казахстане
    Дата27.02.2023
    Размер117.07 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФрагмент открытого урока. Тема_ Свидетельства средневековых путе.docx
    ТипУрок
    #958210

    Учитель истории: Алмагамбетова Г.Б

    Тема: Свидетельства средневековых путешественников о Казахстане.

    Как описывали Казахстан средневековые путешественники?

    Цель урока: Проанализировать особенности традиционной кочевой культуры, опираясь на данные известных путешественников.

    Задачи:

    1. Мы узнаем экономику, культуру, архитектуру, обычаи и традиции XIV-XVвв.

    2. Мы сможем объяснить особенности одного из аспектов культуры в XIV-XV вв. используя различные источники

    3. Мы установим связи между различными аспектами культуры XIV-XV вв.

    4. Мы модифицируем полученные знания в решение теста



    Ход урока:

    1. ИНМ

    2. закрепление.

    И так у нас начинается урок с изучения нового материал. Перед тем, как начать урок, давайте посмотрим какие критерии оценивания будем использовать.

    Критерии оценивания:

    • Доступность

    • Логичность

    • Последовательность

    • Полнота ответа

    1 задание.

    Каждая группа по определенному аспекту будут исследовать информации оставленные путешественниками.

    1 группа – По рассказам путешественников описывают хозяйство

    2 группа – Показывают развитие прикладного искусства

    3 группа – Находят особенности архитектуры

    Каждая группа оценивают по критериям оценивания методом «две звезды и одно пожелание».

    Значимость каждого члена группы

    2 задание.

    Ролевая игра «Я – путешественник»

    Дескрипторы:

    1.Участники групп должны войти в образ средневекового путешественника

    2. Представление не должно превышать 1-2 минуты.

    Ученики оценивают выступающего методом «Светофора».

    Закрепление:

    Тест

    1. Основное занятие населения Казахстана в XIV-Xvвв.

    А. ремесло Б. кочевое скотоводство В. Собирательство

    2. Подъем городской и земледельческой жизни в XIV-Xvвв. Происходил в основном на землях.

    А. Южный Казахстан Б. Северный Казахстан В. Восточный Казахстан

    3. Сооружение XIV-Xvвв. ,возведенный эмиром Тимуром

    А. мавзолей Алаша хана Б. мавзолей Ходжа Ахмета Йасауи

    4. Путешественник, который описал в своих источниках «свои дома Кипчаки перевозили с 22 быками, построенные на телеге»

    А. П.Карпини Б. Марко поло В. Рубрук

    5. Исследователь XII века после пребывания в Дешт-и Кыпчаке писал: «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо»

    А. Петахья Б. Марко Поло В. П.Карпини

    Ответы:

    • 1. Б

    • 2. А

    • 3. Б

    • 4.А

    5.А

    Критерии оценивания теста.

    • 5 – отлично усвоили материал

    • 4 – все хорошо, но стоит поработать

    • 3 – ты постарался

    • 2-0 – ты приложил мало усилий, старайся больше


    Средневековые государства в ХІV-ХV вв.

    Экономика и культура Основным занятием населения Казахстана в XIV—XV вв. остава­лось, как и в предшествующие века, кочевое скотоводство. Кочевни­ки разводили овец и лошадей, верблюдов, в отдельных районах — крупный рогатый скот, например, у ногайцев и каракалпаков в западных и южных землях, в поймах рек и предгорьях. В этих же местах население занималось и земледелием, богарным и поливным, также рыболовством и повсюду — охотой. Лошадь являлась основ­ным средством передвижения во время перекочевок и в военных походах. Овцеводство было распространено повсеместно. Кроме ос­новного продукта питания мяса, оно давало кожи, шкуры, шерсть, применявшиеся для изготовления одежды, постельных принадлеж­ностей, ковров, войлочных изделий, для утепления юрты и т. д. Домашние ремесла по обработке животноводческого сырья удовлет­воряли потребности кочевников в предметах одежды и быта. Отдель­ные мастера изготовляли более сложные предметы—конскую сбрую, металлические украшения, военное снаряжение (мечи, копья, луки, стрелы), арбы, детали юрты и т. д.

    Дли­тельное господство монгольских ханов и феодалов, приток еще в XIII в. новых многочисленных кочевых племен с востока, постоянные междоусобные войны в Чагатайском улусе, в государстве Хайду за перераспределение владений, а с этими войнами были связаны дли­тельные и частые перемещения монгольских войск, к концу XIV в. уничтожили оседло-земледельческую и городскую культуру в Семи­речье. Исчезла аграрная округа вокруг городов, а затем исчезли и сами древние города Баласагун, Алмалык, Алматы, Тараз, Каялык, Ики-Огуз и др. Повсеместно возобладало кочевое скотоводство, оно преврати­лось в главную отрасль хозяйства местного населения. Следы земле­дельческой жизни еще сохранялись в XIV—XV вв. в Западном Семи­речье в долинах Чу и Талас, в округах исчезнувших городов.

    Определенный подъем городской и земледельческой жизни в XIV—XV вв. происходил на землях Южного Казахстана. Источники упоминают о строительстве в Отраре, Сауране, Сыгнаке, Дженде, осуществленном ханами Ак-Орды Ерзеном, Мубарак-Ходжой, Урусом. Возводились жилые постройки, культовые и общественные здания. Восстанавливались крепостные стены и укрепления, строи­тельство которых ранее было запрещено монгольскими властями. Наиболее значительным сооружением на рубеже XIV—XV вв. явля­ется возведенный эмиром Тимуром мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави в городе Ясы (Туркестане). Складывался новый архитектурный стиль, совершенствовались строительные методы, развивались ремесла, связанные со строительным делом (изготовление кирпича, облицо­вочных материалов, в частности поливных изразцов). В городах развивалось ремесленное производство. В Отраре, например, архео­логическими раскопками выявлены усадьбы и мастерские гончаров, кузнецов, ткачей, хлебопеков и др. Большим разнообразием цвета и орнаментовки отличалась местная керамика. Работали монетные дворы Сыгнака (столица ханов Ак-Орды), Отрара, Сарайчика (столи­ца Ногайской Орды). Восстанавливалась и продолжала развиваться жизнь в земледельческой округе Сыгнака, Ясы, Саурана, Сайрама и других городов. На поливных землях выращивались зерновые культу­ры (пшеница, ячмень), а также огородные и бахчевые; распростране­но было виноградарство и садоводство. Продукция земледельцев и городских ремесленников служила предметом обмена в хозяйствен­ных связях населения Южного Казахстана и Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья. Торговля была одной из наиболее существен­ных сторон жизнедеятельности городов Южного Казахстана. Оживи­лась и транзитная торговля на пути из Европы через Крым, низовья Дона, далее в Сарайчик, Отрар, Сайрам с выходом на древние торго­вые пути из Средней Азии через Семиречье на Алтай и в Восточный Туркестан. Торговый  взаимообмен скотоводов степных районов Восточного Дешт-и Кыпчака и Семиречья с земледельческим и городским насе­лением Южного Казахстана и Средней Азии положительно воздей­ствовал как на рост городского и земледельческого хозяйства на юге, так и скотоводческого в степи. Выгодное положение региона Южного Казахстана на стыке оседло-земледельческого мира скочевой степью, на перекрестке магистральных торговых путей сделали его центром хозяйственно-культурных, экономических контактов соседствующих народов.

    Путешественники



    Рубрук: «В зависимости каким хозяйством занимается народ соответственна развивалась подходящая культура. Кочевые племена жили в юртах, так же  у них было куйме. Тоже передвижное жилище на двух колесах.

    Земледельцы жили в жомах построенные из дерева, глины, камня. Одежду изготавливали из шерсти, шкур животных.

    Зимой мужчины носили теплые тымаки из шкур зверей.  Летом мужчины носили колпаки из тонкой белой кошмы.  Женская одежда шилась из тканей разных видов и цветов.».

    Основным едой скотоводов были мясо, молоко, масло, кумыс, шубат и т.д. О том, как кыпчаки получали масло из молока, готовили курт и кумыс, писали в XIII в. европейские путешественники. В. Рубрук писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли его «айран».



    П. Карпини «свои дома Кипчаки перевозили с 22 быками, построенные на телеге». «Каждый начальник должен знать число людей, пастбищ, территорию и где пасти скот во время четырех сезонов года»

    Плоно Карпини: «У императора этой племени есть чудесное умение расматривающий всех.Если император не даст разрешение, никто не сможет покинуть страну. Это указывает какой должен быть лидер, лидер управляет тысячников, это показывает где должны быть тысячники, которые состоят из сотников, а сотники- десятников.»




    Марко Поло Не наступать порог. Ставки Чингизхана и его потомков стражи у ворот строго следили,чтобы входившие не наступали порог.В случае нарушения порядка строго наказывали наступившего:снимали одежду и били кнутом.
    Казахстанские тележки. Казахских племен грузовик с закрытыми-тележками, инвалидные коляски использовали много (колесницу). Дженис Хан и его 22 быков по требованию, как инвалидная коляска. P. Карпини, G.Rwbrwk, M.Polo и т.д. Путешественник много писал о телегах.





    Петахья: «Более бедные слои населения, у которых отсутствовал скот, выращивали зерновые и бобовые культуры, преимущественно просо. Исследователь XIIвека Петахья после пребывания в Дешт-и Кыпчаке писал: «хлеба не едят в этой земле, а только рис и просо»

















    написать администратору сайта