Главная страница
Навигация по странице:

  • Ознакомьтесь с материалом, посвященным диспуту между

  • Напишите

  • Свобода воли. Свободы воли в Христианстве


    Скачать 32.3 Kb.
    НазваниеСвободы воли в Христианстве
    Дата18.06.2022
    Размер32.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаСвобода воли.docx
    ТипДокументы
    #602223

    Проблема свободы воли в Христианстве.


    1. Проблема свободы в античной культуре.

    2. Свобода воли в трактовке Пелагия.

    3. Свобода воли у Аврелия Августина.

    4. Учение о благодати.



    Ознакомьтесь с материалом, посвященным диспуту между Аврелием Августином и Пелагием.

    1. Чья из представленных позиций кажется вам более аргументированной?

    2. Напишите эссе о свободе воли, используя аргументацию участников диспута.

    3. Напишите эссе о свободе воли человека, используя указанный материал.


    Список литературы:

    1. Воронов Ливерий. Догматическое богословие http://thelib.ru/books/voronov_liveriy/dogmaticheskoe_bogoslovie-read.html

    2. Карев А. В., Сомов К. В., История христианства, "Лекция 5. Христиане в пятом веке". http://libgumer.narod.ru/bogoslov_Buks/History_Church/Karev_histHrist/Karev5. htm

    1. Кругосвет, энциклопедия, "Пелагианство". https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/PELAGIANSTVO.ht ml

    2. Иоанн Васильевич Попов Личность блаженного Августина https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/lichnost-blazhennogo-avgustina/

    3. https://cyberleninka.ru/article/v/avgustin-i-pelagiy-dogmaticheskoe- soderzhanie-i-istoricheskie-paralleli-velikoy-polemiki-v-veka

    4. https://pravoslavie.ru/92009.html

    5. https://slovo-bogoslova.ru/theology/sootnoshenie-blagodati-i-svobody-voli/


    Беляев Д.Н., Лобанова Ю.В., Морозова Г.А.

    Проблема свободы воли у Августина Блаженного и Пелагия

    Вопрос о свободе воле является одним из старейших философских вопросов. Античный мир полагал свободу сущностным элементом человеческой природы, квалифицирующим признаком человека. Для греков свобода внешний признак человека, если она у тебя есть, ты свободный человек, если нет, то ты раб, одушевленная вещь. Осмысление свободы как внутренней характеристики человека начинается в Христианстве. Богословская полемика Августина с Пелагием проходит через всю историю церкви и остается актуальной даже сегодня.

    Кельт по происхождению, Пелагий родился то ли в Британии, то ли на сервере Европы в те же годы, что и Августин, предположительно в 354 году. Если верить источникам, Пелагий был просвещенным человеком и образцовым монахом, его называли «монахом, жившим в миру», он много общался и дружил со знатными гражданами и церковными деятелями своего времени. Находясь в Риме с 380 года, он был поражен нравственной распущенностью мирян и клириков, оправдывавших свое поведение немощью человеческой природы перед неодолимой силой греха. Однажды

    Пелагий услышал, как римский епископ публично высказал мысль Блаженного Августина о том, что его участь зависит исключительно от Бога. Епископ опирался на цитату из «Исповеди» Блаженного Августина:

    «Господи! Вся надежда моя на беспредельное милосердие Твое. Дай мне силу исполнить то, что Ты повелеваешь, и повелевай, что хочешь». [1] Пелагий выступил против этого, утверждая, что неодолимого греха не бывает. Если грех дело необходимости, то это не грех, если же грех дело воли, то его можно избежать.

    Еще до начала дискуссии с Августином, Пелагием были написаны три книги о вере в Святую Троицу, различные тесты назидательного характера, которые представляли собой толкования различных отрывков Писания. Одно из главных его произведений - толкования на послания апостола Павла, в них он уже высказывал мысли, которые вскоре стали предметом серьезных споров. В своих размышлениях о нравственности Пелагий утверждает, что исправлению человека, отказу его от греха препятствует характерное для многих людей желание списывать собственные грехи и страсти на немощь своей природы. Таким образом, человек рассчитывает на милость Бога, на снисхождение и прощение Богом грехов без исправления человека. Пелагий не согласен ни со сторонниками апокатастасиса (представления о спасение всех людей вне зависимости от степени навыка ко греху в человеке), ни со сторонниками теории предопределения, согласно которой Бог предопределил христианам уверовать, принять крещение и причащаться, а, значит, и спасение для таких людей гарантировано. Однако особенно опасным для общества, по его мнению, является представление о том, что сама человеческая природа обладает некой наследственной испорченностью. Это может легко привести к мысли о бессильности борьбы с грехом.

    Пелагий полагал, что не следует списывать собственные прегрешения на природу, в человеческих силах исполнить волю Божию о человеке; Бог дал заповеди, именно для того, чтобы они исполнялись, ведь не мог же Творец дать заповеди, которые невозможно было бы осуществить. С точки зрения

    Пелагия, человек создан свободным и независимым. Пелагий возвеличивал человеческую природу, сотворенную Богом, указывая на ее благость, на то, что ей не свойственно зло, а характерна, наоборот, естественная святость, которая проявляется во внутреннем нравственном законе.

    Пелагий отрицал последствия первородного греха в природе человека, так как природа не может подвергаться изменению или порче. Первородный грех, с его точки зрения – дурной пример, данный Адамом. Отделяя грех от природы, видя в нём только сознательный акт единичной воли, Пелагий не считал его причиной смерти. Таким образом, искупление Христово только добрый пример, а не причина спасения. Спастись человек может своей волей без божественного вмешательства.

    Из трудов Пелагия и его биографии мы можем сделать вывод, что вел он почти монашеский образ жизни, не был склонен к мирским слабостям; нравственное сражение за чистоту своего поведения он вел успешно, и, можно предположить, непринужденно. Когда Пелагий прибывает в Италию, аскеза уже является естественной частью его поведения. Свой опыт бескровных побед над собственным грехом, свой личный опыт Пелагий экстраполирует на все человечество в целом, что придает ему убежденности в критике учения св. Августина. Он сознательно выбирает благостное поведение и учит последователей тому же, несению ответственности за свои действия, за побуждения и желания.

    С этой точки зрения выглядит логичным заключение Пелагия, что человек по своей воле свободен, и свобода воли - это факт, ее не может быть больше или меньше; она либо есть либо её нет. Свобода заключается в выборе между деянием добрым и деянием греховным.
    В 411 году Рим осаждают вестготы, и Пелагий отправляется в Африку, а затем перебирается в Иерусалим. В то время взгляды Пелагия еще ни у кого не вызывало сомнений.

    Более непримиримые и резкие идеи, касающиеся Адама, высказывал последователь Пелагия Целестий, поэтому в 412 году в Карфагене он был осуждён за следующие утверждения:

    • Адам умер бы, даже если бы и не согрешил;

    • грех Адама есть его собственное дело, он не может отразиться на всем человечестве;

    • младенцы рождаются в том состоянии невинности, в каком Адам был до падения, и они не нуждаются в крещении для вечного блаженства;

    • до и после Христа бывали люди безгрешные;

    • не только Евангелие, но и Закон ведет к царствию небесному

    • грехопадение Адама не было причиной смерти, а воскрешение Христа не является причина нашего воскрешения.

    В 415 году очередь дошла и до Пелагия, но в Иерусалиме он был оправдан из уважения к личным качествам и мягкости, но африканские епископы настояли через римского папу, чтобы Пелагий был так же осуждён и учение его призналось ересью.

    Так почему же так жестоко преследовали пелагианство? Через весь континент, с невероятным количеством статей-опровержений? Чем не понравилась идея того, что человек несёт большую ответственность за свое спасение? Что первородный грех - индивидуален, а младенец чист по природе своей? Что воля человека свободна и не регулируется богом?
    Попробуем ответить на эти вопросы, рассмотрев взгляды и учение Августина Блаженного.

    Августин родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте. Его мать Моника была христианкой, а отец – язычником. Будучи совсем молодым юношей, Августин вступил в отношения с девушкой, которая стала его сожительницей на многие годы и на которой он никогда не женился. К этому периоду его жизни относится его изречение: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, ещё не

    сейчас!» После прочтения «Hortensius» Цицерона, Августин увлекается философией. Его привлекает учение манихеев, утверждающее извечность борьбы двух богов, воплотивших добро и зло, свет и тьму. Вскоре Августин познакомился с неоплатонизмом, представлявшим Бога как нематериальное трансцендентное Бытие. Крещение Августин состоялось на Пасху 387 г.

    К наиболее известным сочинениям Августина относятся: «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate Троице), De libero arbitrio свободной воле), Retractationes (Пересмотры). Как видно из его биографии, человеком он был неоднозначным и небезгрешным. На протяжении всей своей жизни Августин борется со своей страстной натурой. Его тезисы, касающиеся свободы воли, в частности, основаны были на его житейском опыте. По подобию своего поведения, он представлял поведение других людей. Августин считал, что если он не может сопротивляться греху, то и другие не могут.

    Августина сформулировал следующие тезисы о природе зла и свободе:

    1. Зло онтологически невозможно. Благо – бытие, зло – небытие, уменьшение или отсутствие блага.

    2. Свобода это онтологическая независимость, неотъемлемое качество человека, и она может проявляться в разной мере.

    Августин разглядел в логичной и на первый взгляд приятной для человека проповеди Пелагия серьезнейшую опасность для всего христианского вероучения. Из учения Пелагия о свободной воле человека вытекали действительно еретические выводы.

    Ведь если, свобода, с точки зрения Пелагия заключается в выборе. Получается, что человек сам определяет каким ему быть: добрым или злым, праведником или грешником. А каков человек изначально по своей природе? Получается, что ни добрый, ни злой. То есть Бог сотворил человека никаким, ни добрым, ни злым? Но в Священном Писании однозначно сказано, что Бог сотворил человека по Своему образу. Если воля человека безразлична к добру и злу, одинаково может принять/отвергнуть и то, и

    другое? Это первое несоответствие пелагианского учения христианству, которое заметил Августин. С его точки зрения человек хоть и сотворен по образу Божьему - он свободен), но также он сотворен по подобию Божьему - он слаб. Августин утверждает дуализм природы человека: человек одновременно существо плотское и духовное, таким образом, и жить он может двумя способами по Богу или по человеку.

    Далее Августин критикует трактовку свободы Пелагием, по его мнению, она слишком поверхностна. Свобода это не выбор, выбор это лишь проявление того существа, которое обладает свободой. Почему только человек может поступать свободно, а лист бумаги, напрмер, лежащий на столе, не может поступать свободно? – Потому что лист от человека зависит, а человек от него нет. Свобода есть онтологическое состояние независимости.

    Августин задает сторнникам Пелагия ряд вопросов. Бог свободен?

    «Безусловно!» отвечают пелагиане, так как они считают себя христианами и веруют в Бога как в Личность. Но если Бог свободен, а свобода понимается как выбор между добром и злом, получается, и Бог может сотворить зло?

    «Нет, Бог не может сотворить зло», говорят пелагиане. Но тогда получается, что Бог не свободен, раз Него нет выбора, и если Он делает только добро. А если Бог не свободен, значит, Он не есть Личность. Такой ход мыслей заводит в тупик: получается, или Бог не свободен и Он не есть Личность – или Бог может согрешить. [6]

    Ошибка кроется в самом понимании свободы Пелагием и его последователями. А если признать свободу онтологической независимостью, тогда логично, что Бог абсолютно свободен, потому что Он ни от чего не зависит. Он – Творец этого мира, в котором всё зависит от Него, а Он – ни от чего, и поэтому свобода Бога абсолютна. Грех – это зависимость от чего- либо, поэтому Бог и не может согрешить. Бог есть благо, и Бог зависит только от Самого Себя и поступает только по Своей собственной любви. Свобода может быть абсолютной, как у Бога. И свободы может не быть

    вообще, как у неживой природы, вроде камня. Человек же призван к максимальной свободе: он может стать совершенным, как Бог.

    Еще одним тезисом, который Августин подвергает критике, является мысль Пелагия о том, что грехопадение – лишь дурной пример Адама и никак не отразилось на природе человека.

    Августин утверждает, что Бог сотворил человека в определенной мере совершенным. Но, так как человек все-таки сотворен по подобию Бога. то в какой-то степени он несовершенен. И стать совершенным - это задача, которую перед человеком поставил Бог.

    У Адама была возможность достичь совершенной свободы подчинить плоть духу. Однако он выбрал другой путь: он актуализировал возможность согрешить и отпал от Бога. Если в первоначальном состоянии человек был благим и его воля была направлена к Богу, то, совершив первородный грех, человек как бы поменял направление своей воли, отвернулся от Бога: его воля стала направленной ко злу. Если до грехопадения человек мог

    «возможность не грешить» перевести в «невозможность грешить», то повреждение первородной природы, по Августину, означает, что теперь человек «возможность не грешить» переводит в «невозможность не грешить». После грехопадения происходит ослабление ума, бунт плоти, человеком овладевают упрямство, жадность, похоть. Так как Адам в то время был единственным человеком, то в грехе участвовали все его потомки. «Все, что я свободно выбираю, – это грех: убийство, кража, обман или что еще подобное, доброе же я делаю не по своей воле – доброе делает во мне только Бог, только благодать». [6]

    И вот какое одно опасное следствие вытекает из учения Пелагия с точки зрения христианства: благодать человеку не нужна, и даже, наоборот, вредна. Ведь если Бог кому-то помогает, то это нечестно по отношению к другим. Выводит, что не человек сам проживает жизнь праведно и попадает за это в рай, а Бог за него делает благие дела. Единственная благодать, которая есть у нас, утверждает Пелагий, - это наш разум и наша свободная воля,

    естественная способность человека различать доброе и злое, этого вполне достаточно для того, чтобы жить праведно. Эти выводы ставят под сомнение не только важность Боговоплощения и Воскресения, но и необходимость существования Церкви. Зачем она нужна, если человек способен спастись при помощи самостоятельной внутренней работы над нравственным совершенствованием?

    Августин же считает, что благодать как сила Бога, действующая в человеке, необходима на всех ступенях спасения, без нее человек вообще не может делать добро. Поэтому необходима Церковь и Таинства, в которых мы получаем благодать - без них никакое спасение невозможно.

    Такое учение о благодати, по мнению Пелагия, делает усилия и заслуги человека не значимы. Тем более, дается благодать даром, а не заслуживается. Августин отвечает на это, что нельзя сомневаться в Божественной благости. Если Бог кого-то предопределил к спасению, а кого-то предопределил к осуждению, значит, в этом тоже проявляется Божественная милость. Бог ничего не сделает злого. «Почему же Он скорее избавляет того, нежели этого? Непостижимы суды Его и неисследимы пути Его (Рим. 11, 35). Ибо нам лучше и здесь услышать или сказать: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» (Рим. 9, 20), нежели дерзнуть говорить так, будто мы знаем оставшееся сокрытым по желанию Бога. А ведь Он не мог хотеть чего-либо неправедного» («О предопределении святых»).

    Полемика с Пелагием велась Августином в последние годы его жизни. Столкнувшись с этой ересью, Августин вдруг обнаружил, что в начале своего христианского пути сам соглашался с тем, что у человека есть свободная воля. И даже написал в своих «Retractationes» «Пересмотрах»: «Много такого сказал я про свободное решение, что содействовало пелагианскому спору».
    Полемика двух этих уважаемых в четвертом веке мыслителей закончилась тем, что учение блаженного Августина стало православным, а пелагианство

    из-за отрицания последствий первородного греха в природе человека было признано ересью.

    Хочется заметить, что на разных этапах жизни и идейного противостояния обе рассматриваемые личности обвинялись в манихействе, которое считается тяжелой ересью сторонниками классического прочтения святых текстов. И действительно, и в ранних работах св. Августина и в учении ересиарха Пелагия можно найти противоречивые высказывания, решение которых приводит нас к выводам, близким по духу к манихейству. После этого каждый из них прошел долгий путь, но если один из них стал одним из наиболее почитаемых деятелей Христианства, то второй был объявлен ересиархом, и его труды были признаны отклонением от христианского вероучения. К этому можно добавить, что жизненный путь и опыт этих людей значительно различался: Августин пришел к монашеству через тяжелейших грех и борьбу с собственными плотскими желаниями, а Пелагий, вероятно, аскезу принимал как естественный и единственный благодатный способ существования. Соответственно, проповедуемые идеи, очевидно опиравшиеся на их личный опыт, так же существенно различались, как и требования, предъявлявшиеся к личности и поступкам на жизненном пути.


    написать администратору сайта